Комментарии экспертов

Инна АЛЕКСЕЕВА, генеральный директор PR-агентства PR Partner:

 

К сожалению, сейчас роль женщин в корпоративном и государственном управлении не существенна. Если взять, например, фракции российских партий, то женщин в них — не более 30%. На мой взгляд, это связано с исторически сложившейся ролью женщины: в первую очередь она хозяйка дома, мама, а затем уже сотрудник корпорации или член партии. Если мужчина может 12—16 часов тратить на работу и при этом получать общественное одобрение и признание, то женщине сложнее делегировать такие «функции», так как есть еще уход за детьми, организация детского и семейного досуга и пр. Логично, что если есть два человека, один из которых работает восемь часов, а другой так же эффективно, но 16, то второй скорее добьется успеха.

За рубежом многие компании, чтобы дать равные возможности обоим полам, создают корпоративные детские сады, женщинам-руководителям могут оплачивать не только персонального ассистента, но и няню для детей, а также домработницу. У нас такая практика пока только-только зарождается.

Кроме того, не стоит забывать, что некоторые сферы бизнеса традиционно считаются женскими (салоны красоты, сети магазинов одежды и пр.), а некоторые — мужскими (ИТ, телеком и пр.). Чтобы женщине пробиться в «неродной» области деятельности, придется работать с удвоенным рвением. Кроме того, многие «клубные» форматы спорта, как гольф, теннис и пр., которые часто практикуются во время неформальных деловых встреч, также скорее мужские, чем женские. Позвать на гольф — запросто, а как насчет йоги или пилатеса? Вряд ли…

Так как, согласно данным последней переписи населения, женское население в РФ численно преобладает над мужским, то хотелось бы, чтобы постепенно роль женщин в бизнесе возрастала, ведь женщины особенно сильны и в понимании друг друга, и в нахождении приемлемых для всех сторон процессов, такие качества также могут быть полезны и в бизнесе, и в политике.

Наталья ЯКОВЛЕВА, руководитель группы компаний АВИС:

 

Роль женщины в нашем обществе давно изменилась, и в некоторых случаях именно женщины наиболее эффективно проявляют себя на руководящих должностях.

Благодаря природной чуткости женщины более внимательны к деталям, что разумно использовать как в законодательной, так и в исполнительной власти. Присутствие женщин в госаппарате и правительстве способствует объективности анализа текущей ситуации в стране и положительно сказывается на реализации государственных программ. А способность принимать ответственные решения и проявлять политическую волю, работая в правительстве, одинаково актуальна как для женщин, так и для очень многих мужчин.

Марина ТРЕЩОВА, генеральный директор компании Fast Lane Ventures:

 

Никогда не причисляла себя к сторонницам феминизма, но вопросы про роль женщин на том или ином поприще периодически ставят в тупик. Например, вопрос о роли мужчин в бизнесе вряд ли покажется кому-либо уместным, вероятно потому, что эта сфера традиционно считается мужской. Хотя мне кажется, что понятие «мужской» бизнес на сегодняшний день — это скорее стереотип, который с годами теряет свои очертания. Раньше вообще любой бизнес считался исключительно мужским, потому что женщины занимались в большей степени семейным очагом, нежели бизнесом и вообще какой-либо работой, кроме домашней. Можете представить себе женщину директором банка в XIX веке? Или министром, или даже главой государства? Сегодня таких примеров множество и, говоря о мужском бизнесе, мы скорее имеем в виду более «насыщенные» мужчинами коллективы, нежели гендерные особенности. Конечно, мужчин в бизнесе больше, это исторически обусловлено. Но речь уже не идет о монополизме. Успешных бизнес-леди можно найти абсолютно в любой сфере. Успех зависит не от отрасли, а от желания женщины проявить себя в конкретной области. Считается, например, что айтишники — это в первую очередь мужчины, а у нас в компании, например, ИТ-директор — женщина. И у нее в подчинении — одни мужчины, которым не приходит в голову ставить под сомнение ее авторитет только потому, что она женщина. Если женщина обладает профессиональными знаниями и управленческими навыками, необходимыми для руководящей позиции в той или иной сфере, единственное, что ей может помешать продвинуться вверх, это ее собственный выбор, расстановка приоритетов. Далеко не для всех женщин карьера является главной жизненной ценностью.

Мне кажется, что «повышенная эмоциональность», которую периодически ставят женщинам в упрек в рамках аналогичных дискуссий, тоже скорее стереотип: если мы говорим об успешных в бизнесе и на любом другом поприще женщинах, то прагматизм, который плохо совместим с эмоциональностью, всегда перевешивает. А преимущества женщин в бизнесе, на мой взгляд, вполне очевидны: женщины в целом по своей натуре — существа гибкие, коммуникабельные, дипломатичные, умеющие идти на компромисс. Мой жизненный опыт показывает, что для бизнеса очень плодотворен союз мужчины-стратега и женщины-тактика, с ее умением видеть детали, находить и воплощать наилучшие решения стратегических планов. Мужчина и женщина всегда дополняют друга друга — так устроен мир — и в обычной жизни, и на работе. Мне кажется, что этими истинами не стоит пренебрегать.

Андрей МЕДВЕДЕВ, исполнительный директор компании «Промышленные силовые машины»:

 

Я считаю, что женщины не только могут успешно управлять структурами любого уровня, но в некоторых отраслях они просто необходимы и незаменимы, например в социальной сфере, образовании, медицине. Вообще, на любом уровне управления важно знать и понимать точку зрения, отличную от собственной. В силу своей психологии женщины часто совершенно иначе, чем мужчины, интерпретируют текущую ситуацию и предлагают неожиданные решения, которые мужчинам вообще не приходят в голову, так что привлекать к управлению компанией дам мне кажется совершенно необходимо.

Как директор производственного предприятия, при выборе кандидата на руководящую позицию я не руководствуюсь гендерным принципом: если женщина обладает большим опытом и знаниями, чем мужчина, я назначу ее. Главное, чтобы профессиональные качества и навыки представительниц прекрасного пола были на высоте. Например, в нашей компании, несмотря на то что машиностроение традиционно считается мужской стихией, один из руководящих постов занимает женщина. Также в последние годы у нас стало появляться все больше девушек в отделах рекламы, маркетинга, закупок. Думаю, у них блестящие карьерные перспективы.

Так что не вижу причин не назначать женщин на ключевые позиции как в компаниях, так и в государственных ведомствах. Думаю, что даже на посту президента России могла бы быть представительница прекрасного пола.

Андрей ХРОМОВ, руководитель компании «Аристос» (провайдер официального интернет-магазина «Филипс» в России):

 

Женщины во многом являются противоположностью мужчин, поэтому их основная миссия в этом мире — уравновешивать мужские крайности. Как показывает история, в обществах, где женщины ввиду религиозных или иных традиций лишены возможности проявлять такую миссию, наблюдаются заметные перекосы.

Инь-ян, актив-пассив, динамика-статика — вот примеры дихотомий, где женщинам отводится роль «устаканивателей», стабилизаторов. Это вполне применимо для управления — будь это государство или отдельная компания. Эту стабилизацию женщины зачастую привносят одним своим присутствием. Они большей частью консервативны, не гнушаются рутинной (читай, стабильной) работы, редко требуют перемен. Без таких якорей мужчины-управленцы уже улетели бы на Марс и поумирали бы там без атмосферы, еды и секса. Беспрерывное развитие невозможно. Необходимы передышки.

Встречаются, конечно, и женщины-ян, но это скорее уже мужчины по гендеру. Их не рассматриваем.

Кроме того, женский тип присущ любой выбирающей стороне: клиент, покупатель, избиратель и т.п. Мужской тип просто являет себя.

Без этой пассивной (в хорошем смысле) роли невозможна была бы и активная роль (ну если бы было 135 млн кандидатов в президенты, кто бы их выбирал?).

Поэтому те корпорации или страны, которые хорошо понимают женский-иньский аспект бытия, умеют настроить свои передатчики на нужные волны. Клиенты, покупатели, избиратели и т.п. тоже любят ушами! Чтобы быть услышанными, нужно наблюдать за женщинами и учиться у них.

Елизавета ШУСТЬ, маркетолог CITY EXPRESS:

 

Феномен власти и дискриминация женщин в продвижении на высшие государственные должности с давних пор порождали столько объяснений, обоснований и сомнений, сколько вызывает тема взаимоотношения полов. Ученые из Гарвардского университета установили, что в рейтинге мужских страхов страх властных женщин занимает третье место, оттеснив страх интеллектуальной неполноценности на четвертое место. Сегодня женщина активно выходит на политическую арену, успешно работает в большом и малом бизнесе. Примеры таких стран, как США, Норвегия, Великобритания, Германия, где женщины занимали и занимают ключевые государственные посты, известны всем. Женщина заявила о себе даже в странах Востока (Турция, Пакистан, Индия, Филиппины). Теперь и в России женщину все чаще можно встретить в парламенте, правительственных учреждениях, в руководстве банков, холдинговых компаний, солидных совместных предприятий.

Проблема полового неравенства в России весьма причудлива. Казалось бы, женщины составляют меньшинство в высших эшелонах управления. Но если посмотреть на судебный корпус — весьма элитную, высокооплачиваемую и привилегированную группу, большинство там составляют женщины.

Продвижение женщины на руководящие должности — это не только удовлетворение индивидуальных стремлений к самореализации и даже не решение проблем занятости, это результат социального прогресса. В числе основных причин, влияющих на продвижение женщин по службе, важно выделить психологический фактор. Женщине, прервавшей трудовую деятельность по какой-либо причине, очень трудно адаптироваться не только к работе, но и к квалификационным требованиям. Поэтому она согласна на любую работу, не претендуя на ту должность, которая бы соответствовала ее опыту и знаниям, или по крайней мере на сокращение числа этапов продвижения по службе. Как показывает зарубежный опыт, существенное значение имеет и тот факт, что там, где уже введена практика приема на государственную службу на конкурсной основе, дискриминация женщин проводится сознательно.

Мнение о том, что активное участие женщин в большой политике — это игра в демократию, обусловлено стереотипным представлением о якобы непригодности женщин к сугубо мужской игре — большой политике. Причины, по которым продвижение женщин оказывается недостаточно быстрым, — это зависимость подавляющей части кандидатов во время избирательной кампании от административного ресурса; высокая зависимость бизнеса от власти; отсутствие осознанного отношения к правам женщин в депутатском корпусе страны, среди государственных чиновников, лидеров партий; превалирование корпоративных интересов над общественными, общая агрессивность политической среды, множественные фальсификации во время избирательных кампаний и т.д., то есть массированное использование грязных технологий и по гендерному принципу, и безотносительно к полу кандидата.

Екатерина ПАНКРАТОВА, коммерческий директор компании COMDI:

 

Для меня очевидно: женщины уже играют значительную роль в управлении и компаниями, и государством, но и среди женщин, и среди мужчин есть плохие и хорошие управленцы. В современном мире было бы странно ответить по-другому, ведь и у нас в стране уже больше внимания уделяют опыту, чем полу сотрудника. На мой взгляд, предвзятое отношение к женщине-руководителю — это стереотип и проявление неуверенности, которым в России уже переболели. Остаются, конечно, отрасли, в которых управляют исключительно мужчины, например тяжелая промышленность или нефтегазовая отрасль. Но женщины, в силу своих интересов, туда и не стремятся. По стилю управления мужчины и женщины, конечно же, сильно различаются. К сожалению, именно с этим связано большинство внутренних конфликтов внутри управленческой команды, как мне кажется. Например, CEO-мужчина может ожидать от женщины-руководителя определенного поведения — уверенного, агрессивного стиля управления. Но это не только не очень свойственно женщинам, но и совсем не обязательно, так как эффективность может достигаться другими способами.

Последние несколько лет моя карьера связана со стартапами, и я могу сказать по своему опыту, что наличие женщин-руководителей в стартап-командах необходимо. Это связано с тем, что мы осторожнее в принятии решений, нам нужно больше времени для анализа ситуации, что часто спасает от быстрых необдуманных решений. И еще мы умеем создавать атмосферу в новой компании, собирать команду и рассказывать о новых проектах внешней аудитории, устанавливая таким образом связь компании с внешним миром.

Григорий СИЗОНЕНКО, генеральный директор компании ИВК:

 

На вопрос о том, какую роль играет женщина в корпоративном и государственном управлении, отвечу просто: ту роль, которая отвечает уровню квалификации и желанию женщины заниматься именно управлением — без какой-либо дискриминации по половому признаку. А саму такую дискриминацию я считаю признаком профессиональной слабости и неуверенности в себе мужчин-руководителей. Конечно, к идеальному состоянию нельзя придти сразу, слишком сильны стереотипы в сознании людей и инерция управленческих машин и в бизнесе, и в государстве. Но изменения происходят; с этим сегодня, думаю, никто спорить не будет.

Надо учитывать, что женщина-руководитель находится в более трудных условиях, чем мужчина. С одной стороны, ее промахи — а они у любого бывают! — мужчины обязательно заметят и обсудят, иногда и анекдот расскажут! Где же, спрашивается, рыцарское отношение к женщине? Да что там! Где в такой ситуации элементарное чувство собственного достоинства мужчины? С другой стороны, более мягкий стиль управления, свойственный женщинам, окружающие нередко принимают за проявление слабости или излишней мягкости. Особенно это характерно для тех организаций, где качество управления путают с силой голоса или где всякую проблему стремятся решить размахивая шашкой и демонстрируя власть. Но, как правило, такая оценка ошибочна. Умение руководить не повышая голоса и не унижая подчиненных только и можно считать нормальным управлением. А мягкий стиль, если он результативен, позволяет менеджеру решать более сложные задачи, а при этом еще и укреплять коллектив.

Настоящее управление — это сложная и интересная, но трудная работа. Порой она отнимает все силы и изматывает даже физически крепкого и эмоционально устойчивого человека. И это неизбежно, если заниматься работой всерьез. Поэтому любому человеку, какого бы пола он ни был, нужно не бездумно стремиться на руководящие посты, а отдавать себе отчет в том, его ли это призвание. А если взялся за гуж, не говори, что не дюж.

Маргарита СЕРЕДА, вице-президент группы компаний Pro-Vision:

 

И в корпоративном, и в государственном управлении никто не считается с тем, женщина ты или мужчина — важно, что ты руководитель, и женщинам в этом смысле нет никаких поблажек, они должны быть более жесткими, более требовательными, приобретать мужские черты, показывать себя сильной личностью. Но лично я считаю, что одновременно с этим женщина обязана оставаться женщиной — привнести свои женские качества: мягкость, деликатность, дипломатичность, созидательность. И вот этот баланс мужского и женского начал позволяет женщине-руководителю принимать самые правильные, самые оптимальные решения.

Дмитрий КУЗНЕЦОВ, директор розничного направления сети музыкальных салонов «МузТорг»:

 

Сегодня тема женского лидерства в бизнесе и государственном управлении является весьма актуальной. Современные организации остро нуждаются в трансформирующем типе лидерства, для которого женщины подходят идеально.

Существует ряд исследований, доказывающих, что советы директоров компаний, в которых есть женщины, функционируют более эффективно. И это несмотря на то, что бизнес — жесткая конкурентная среда, требующая мужских качеств. Однако если говорить о долгосрочном, стратегическом развитии компании (или государственной политики), то роль женщин, по возможности, здесь должна усиливаться, так как успех обеспечивается нахождением консенсуса. Поиск компромисса и сохранение равновесия — это то, что заложено в женщинах природой.

С другой стороны, сегодня все чаще и чаще поднимается вопрос о введении квот для женщин в советы директоров. На наш взгляд, соответствие женщины или мужчины занимаемой должности должно определяться не лимитами, а компетентностью и профессионализмом, которые никакого отношения к гендерному вопросу не имеют.

Илья ДАЦКЕВИЧ, ректор школы бизнеса «Синергия»:

Тенденция роста роли женщин в структурах государственного и корпоративного управления прослеживается в мире достаточно давно, и скорее всего, сохранится и в будущем. Например, в Норвегии, существует законодательно утвержденная квота на обязательное участие женщин в советах директоров компаний в размере не менее 44%. По результатам исследований в Испании и Франции также значительно возросла гендерная сбалансированность руководящих команд. Что же касается примеров из области государственного управления, то например кабинет министров Испании почти наполовину состоит из женщин.

В исследовании Ernst&Young (Groundbreakers, 2009 год), выдвигается весьма интересная гипотеза о том, что диверсификация — это стратегия, и сбалансированность управленческих команд (в частности, гендерная) — вопрос конкурентного преимущества не только компаний, но и стран в целом. При этом по сведениям PricewaterhouseCoopers число женщин топ-менеджеров в России невелико: среди генеральных директоров — 4%, а среди президентов компаний — 3%.

В России исследованиями, затрагивающими гендерные аспекты карьерного роста, занимаются, например, «Комитет 20» (объединение женщин-лидеров российского бизнеса) и «Ассоциация менеджеров». Результаты их исследований так же подтверждают значимость тенденции роста роли женщин в управлении.

Еще одним немаловажным свидетельством в пользу значимости и долгосрочности данной тенденции является факт открытия в последние годы большинством крупных зарубежных бизнес-школ программ для женщин, ориентированных на развитие лидерских и управленческих качеств, например: «Strategies for Leadership (empowering women executives)» (IMD, Швейцария); «Women’s Senior Leadership Program» (Kelogg School of Management, США) и «Global Leadership for Women» (IE Business School Madrid, Испания). Такие программы ориентированы на создание у слушательниц специфического, учитывающего особенности женской психологии, инструментария успешного лидера и управленца. У нашей школы бизнеса так же есть специальная программа мини-МВА для бизнес-леди, основанная на этом принципе.

Таким образом, очевидно, что женщины должны играть роль, соответствующую их профессионализму и квалификации. А поскольку причин сомневаться в том, что российские женщины в целом имеют высокую квалификацию или профессиональны, не приходиться, то однозначно — женщины должны играть более весомую роль в корпоративном и государственном управлении.