Страна советов | Выпуск №02 | 2012


Текст | Анастасия САЛОМЕЕВА | Босс №02 2012

Тема этого выпуска «Страны советов» — дресс-код.

Наши респонденты отвечали на следующие вопросы:

  1. Какое значение для бизнеса вашей фирмы имеет дресс-код сотрудников?
  2. Дресс-код у вас существует только для фронт-офиса или для всех сотрудников?
  3. Каков функционал дресс-кода — внешний и внутренний?
  4. Насколько дресс-код связан с фирменным стилем?
  5. Насколько жестки в вашей компании требования дресс-кода?
  6. Насколько изменчив принятый у вас дресс-код во времени — как часто дорабатывается? Соответствует ли пересмотр дресс-кода периодам редизайна фирменного стиля?
  7. Каковы типичные ошибки компаний в выработке политики дресс-кода?

Екатерина ТИХВИНСКАЯ, директор по персоналу и общим вопросам компании Uponor:

1. В нашей компании нет прописанного дресс-кода. Стихийно сложился стиль, который можно назвать smart casual. Но, конечно, при участии в переговорах сотрудники одеваются в деловые костюмы. Я думаю, что стиль одежды в значительной мере отражает общую атмосферу в компании и характер взаимоотношений между сотрудниками, а также между руководством и сотрудниками. У нас достаточно демократичная атмосфера при хорошей организации основных бизнес-процессов.

2. Для всех сотрудников стиль одинаковый.

3. Внешний — если вы приходите в супермаркет, банк или в офис мобильного оператора, то там все работники одеты в униформу. В таком случае это часть фирменного стиля компании, призванная показать, что у компании серьезный подход к ведению бизнеса и клиентам. Вы как клиент сразу понимаете, что имеете дело с солидной организацией.

Внутренний — дресс-код во многих компаниях рассматривается как некое связующее звено, призванное сплотить сотрудников в единую команду, служить построению единой корпоративной культуры.

А где-то, наоборот, он способствует нивелированию сотрудников, превращению их в унифицированные винтики большого механизма. Такой подход тоже имеет право на существование.

4. Как я уже сказала, дресс-код более связан не с фирменным стилем компании, а с ее корпоративной культурой. Также он зависит от типа бизнеса: работает ли компания с конечными потребителями или только в B2B-секторе.

5. Требования не очень жесткие, но шорты, вытянутые майки или рваные джинсы категорически не приветствуются.

6. —

7. Во-первых, бывают компании, в которых написаны целые талмуды по дресс-коду. Их довольно часто цитируют в Интернете как нечто курьезное, смешное или откровенно глупое. С моей точки зрения, должны быть основные рамки (узкие или пошире), в границах которых у сотрудника должно быть право выбора. Если сотрудник думает только о том, как он одет, то о содержании своей работы он будет думать не в первую очередь. А если одежда ему неудобна, то о работе он будет думать мало. (Я не говорю в данном случае о профессиях, где дресс-код является частью работы.) Во-вторых, часто дресс-код никак не связан ни с фирменным стилем, ни с корпоративной культурой. Просто кто-то из руководства компании или руководитель управления по работе с персоналом любит разрабатывать дресс-код или считает, что он должен быть. Тогда одежда сама по себе, а компания сама по себе.

Подводя итоги, можно сказать, что во всем должна быть умеренность и целесообразность.

Марина ТРЕЩОВА, генеральный директор Fast Lane Ventures:

1. Важное. Это часть нашей корпоративной культуры. Мы придерживаемся дисциплины и в работе, и в организации труда, и во внешнем виде сотрудников и не допускаем расслабленности ни в какой сфере. Мы запускаем очень серьезные бизнесы, сложные технологически и организационно. Если не обеспечить дисциплины и контроля, результата не будет, не будет нужной нам скорости. Дресс-код — один из важных атрибутов этого подхода. К нам в офис несколько раз в неделю приезжают инвесторы, и им важно не только то, что написано на бумаге, но и то, что они видят собственными глазами.

2. У нас практически 90% сотрудников — фронт-офис, и дресс-код существует абсолютно для всех.

3. Поддержка имиджа компании.

4. Никак не связан. Все просто и вполне традиционно: надо выглядеть прилично. С понедельника по четверг — бизнес-стиль, по пятницам — casual, можно в джинсах, но если на этот день назначены внешние встречи, переговоры, то нужно придерживаться бизнес-стиля.

5. Просто его нужно придерживаться. Не знаю, насколько это жесткое требование. Мне кажется, что для разумных людей в этом нет ничего противоестественного и жесткого. Я уже говорила, что у нас в офисе периодически проходят встречи с инвесторами, которые вкладывают средства в создаваемые нами интернет-компании. Я вас уверяю, ни перед одним из наших сотрудников не стоит альтернатива — инвестиции или шорты.

6. Думаю, что этот вопрос актуален для тех компаний, где есть униформа для сотрудников. Я вот даже задумалась: а как могла бы выглядеть униформа для интернет-строителя?

7. Предлагать какие-то выходящие за рамки разумного правила или рекомендации — ну, например, не надевать зеленые или красные носки, носить юбки длиной не менее определенного количества сантиметров, мыть голову и т.д. Любые ограничения, которые ставят под сомнение адекватность и здравый смысл ваших сотрудников.

Эльвира РУДАКОВА, директор по персоналу компании «Манго Телеком»:

1. Дресс-код у нас не формализован. Требования дресс-кода не прописаны. Мы — динамично развивающаяся высокотехнологичная и инновационная компания. И свобода в мыслях, в генерации идей по созданию и продвижению продуктов, равно как и свобода действий, распространяется и на наш внешний вид в том числе. «Как ты выглядишь — так ты себя и ощущаешь, так ты и мыслишь».

Для многих специалистов творческих профессий мы допускаем определенную свободу в выборе способа действия, времени работы и места осуществления деятельности. Важнее, чтобы в срок был достигнут заранее обговоренный результат. Сюда же относится и свобода выбора внешнего вида. При таких условиях сложно представить, чтобы компания обязывала эту категорию сотрудников носить деловые костюмы и галстуки. Джинсы и пуловеры — это у нас хороший тон, это норма, которая никому не режет глаз, то есть люди сами себя успешно регулируют.

Для специалистов же фронт-офиса существует ряд требований к внешнему виду.

2. Если сотрудник бэк-офиса (программист, например, который не общается с клиентами) придет на работу в тапочках, сидит и с комфортом пишет коды — ради бога, пусть он это делает в тапочках, главное, чтобы не босиком. Инженеры тоже носят необычные куртки и футболки — опять же, они творческие ребята, они так самовыражаются, и компания относится к этому спокойно. Что касается фронт-офиса — отделов по работе с клиентами, технической поддержки, а также специалистов отдела продаж, то, как правило, при приеме на работу только устно люди информируются о необходимости соблюдения простых правил внешнего вида. При этом мы не требуем обязательных костюмов, а говорим только о разумном соблюдении делового стиля. Это юбка, классические брюки и другая одежда, которая этот стиль создает. Мы не запрещаем девушкам распускать волосы или наносить макияж, опять же в разумных рамках.

3. Дресс-код прежде всего должен отражать элементы той корпоративной культуры, которая формируется в компании. Дресс-код — это невербальное послание компании миру, понятное практически каждому: «Мы — такие, мы хотим этого, мы стремимся к тому, мы развиваемся и взаимодействуем с миром вот таким образом».

4. В нашей компании сегодня не очень сильно. В будущем мы планируем — для клиентских подразделений — связать дресс-код с фирменным стилем за счет некоторых аксессуаров: например, шейных платков для девушек, выполненных в наших корпоративных цветах. Также мы задумываемся о том, чтобы заказать фирменную одежду для наших курьеров и инженеров, которые выезжают к клиентам для настройки абонентского оборудования. Я говорю о куртках и футболках с фирменной символикой.

В конце прошлого года наша компания выпустила для всех сотрудников замечательные корпоративные значки «Манго Телеком» — в виде маленького облака, символизирующего облачные сервисы и технологии, то есть ту модель, по которой предоставляются наши услуги. Но сотрудники вовсе не обязаны их носить каждый день или прикручивать к лацкану в торжественные дни — это просто объединяющая людей символика, указывающая на принадлежность к компании, которая носится добровольно.

5. Требования не жесткие, как я уже сказала.

6. Пересмотр дресс-кода периодам редизайна фирменного стиля не соответствует, так как на данный момент одно не сильно связано с другим, а дресс-код не формализован. Исключение делается лишь для некоторых категорий сотрудников, постоянно взаимодействующих с клиентами — мысль о создании фирменной одежды для курьеров и инженеров-настройщиков пришла к нам именно после редизайна фирменного стиля и объявления новой стратегии компании весной 2011 года. Что касается изменчивости во времени — требования к соблюдению делового стиля остаются постоянными для клиентских подразделений, и свобода в выражении себя для подразделений, не работающих с клиентами, тоже.

7. Дресс-код должен четко выражать совершенно определенные элементы корпоративной культуры, фирменного стиля, который сложился внутри компании. А если он никак не связан ни с идеологией компании, ни с ее фирменным стилем, но при этом неоправданно жесткий, это ошибка, вызывающая у людей негатив и протест против ограничения их свободы. Например, мы можем сколь угодно заявлять об инновационности и динамичности нашей компании, но если мы оденем людей, создающих наши технологические продукты, в костюмы, это будет разрывом между тем, что мы декларируем, и тем, что компания на самом деле чувствует, имеет в виду и несет в мир.

Александр ГУКОВ, директор по маркетингу компании AT Consulting:

1. Дресс-код имеет важное значение для менеджеров и консультантов нашей компании, которым в силу специфики работы необходимо выезжать на встречи и напрямую общаться с клиентами. Здесь безупречный внешний вид обязателен. Официального дресс-кода у нас в офисе нет, реально мы придерживаемся casual в разумных пределах.

2. Как я говорил, особые требования к дресс-коду у нас касаются только менеджеров и консультантов. Для бэк-офиса строгих правил нет, все в рамках приличий, без откровенной и нелепой одежды. Так как мы — ИТ-компания, то в штате достаточно большое количество программистов, разработчиков, системных архитекторов. В силу специфики их работы, которая связана с творчеством, они могут позволить себе достаточно свободный стиль одежды. Важно, чтобы им было комфортно работать.

3. Безупречный внешний вид сотрудников, которые общаются напрямую с клиентом, прежде всего характеризует компанию и является своего рода маркером. Как говорится в известной поговорке, «по одежке встречают…». Внешний корпоративный дресс-код очень важен для финансовых компаний, юридических организаций и государственных служб. Они традиционно строже всего относятся к дресс-коду. Для них дресс-код — это обязательное условие, позволяющее завоевать доверие клиента.

Внутренний дресс-код является частью брэнда компании, ее корпоративной культуры и имиджа на профессиональном рынке. Но здесь необходимо учитывать специфику бизнеса компании. У нас внутренний дресс-код, как и внешний, необходим только для менеджеров. Внутри компании он позволяет подчеркнуть их статус.

4. Несмотря на то что в нашей компании существует продуманный до мелочей фирменный стиль, он не привязан к дресс-коду. Одевать сотрудников в костюмы фирменных цветов и просить носить значки с логотипом компании мы не планируем.

5. Правила дресс-кода касаются только менеджеров, которые встречаются с клиентами, о чем я сказал выше. Но и для них предусмотрен casual Friday, когда они могут сменить костюм на джинсы.

6. —

7. Мне кажется, большая ошибка заключается в том, что иногда правила дресс-кода сводятся к формализму и не учитывают специфики работы человека. К примеру, зачем заставлять курьера или программиста ходить в костюме? Это может стеснить человека и морально, и материально. Поэтому дресс-код должен прописываться с учетом средней заработной платы сотрудников.

В то же время для многих сфер бизнеса, к примеру реклама и дизайн, понятие дресс-кода относительно, и здесь нельзя перегибать палку и превращать компанию в ярмарку тщеславия.

Александр БАХМАЦКИЙ, коммерческий директор компании «ШРЕИ Лизинг»:

1. Дресс код является неотъемлемой составляющей корпоративной культуры любой компании, вне зависимости от того, признает ли его сама компания. Выбирая одежду, мы априори подбираем ее под конкретные события: «для работы» или «для путешествий», либо на официальные приемы и т.д. Ведь мы не ходим на работу в офис в спортивном костюме или пляжном наряде, потому что знаем, что нас неправильно поймут.

Существует определенный стиль в одежде, принятый в отдельно взятой компании (а порой даже отрасли). Любой современный человек должен обладать минимальными знаниями дресс-кода — сегодня это такая же норма воспитания, как способность к цивилизованной коммуникации или умение красиво принимать пищу. Посещение театра, официальные приемы, формальные и деловые встречи, ритуальные мероприятия и т.д. — для каждого события существует свой стиль одежды. Так же и в офисной жизни. В нашей компании тоже присутствует дресс-код.

2. Фронт-офис придерживается консервативного для офиса стиля в одежде — деловой костюм.

Не могу сказать, что у нас существует культ делового стиля. Это скорее прерогатива инвестиционно-банковского сообщества, а также топ-менеджеров крупных компаний. В этой узкой нише важно все — от цвета костюма и подобранной рубашки, до цвета ботинок, ремня и галстука и таких «мелочей», как ухоженность обуви, об опрятном внешнем виде я и не говорю. Это априори предполагает исключительное состояние. У нас это скорее интуитивная необходимость: быть в соответствующем виде, когда есть на то бизнес-необходимость. Как и практически в любой компании, у нас практикуются так называемые casual Friday’s, когда сотрудники позволяют себе более свободный стиль одежды. Чаще это стиль еще называют smart causal. Хотя должен сказать, что сегодняшний smart casual существенно отличается от того, который практиковался в российском бизнес-сообществе 10—15 лет назад. На мой взгляд, сегодня в отдельных сегментах больше элегантности и лоска. Но есть и обратная сторона: когда сотрудники воспринимают это как вольность и позволяют себе даже некоторую неопрятность в одежде.

3. Невозможно говорить о дресс-коде как о внешнем или внутреннем функционале. В моем понимании стиль одежды человека, давайте назовем это проще, зависит от его внутреннего мира. Человек может быть одет не дорого, но при этом выглядеть гармонично и, что крайне важно, опрятно. В моей практике было много случаев, когда приходилось встречаться с людьми чрезмерно амбициозными и излишне тщеславными, которые при этом выглядели крайне неопрятно. Дресс-код — это не только обязательный набор элементов одежды, которые нужно носить на работу, либо на какое-то мероприятие, это также и органичность выбранной одежды, ее соответствие вашему имиджу и статусу. Одежда — это один из источников самовыражения личности: иногда органичного самовыражения, иногда — не очень.

4. Безусловно, связь существует, и она непосредственно определяется бизнесом компании.

Все знают, что основатель всемирно известной компании Applе Стив Джобс ввел собственный корпоративный стиль одежды для сотрудников компании — достаточно посмотреть презентации продукции компании, которые делал сам основатель компании. В финансовом секторе такие вольности не очень практикуются. Непосредственной привязки к фирменному стилю у нас в компании нет, хотя я знаю примеры, когда сотрудники носят галстуки, шарфы и другие аксессуары в фирменных цветах компании. Мы работаем в секторе B2B, и здесь такая связь дресс-кода и фирменного стиля вряд ли необходима.

5. Я бы не назвал требования к дресс-коду у нас в компании жесткими. Вероятно, это связано со спецификой бизнеса, и в особенности со спецификой сегмента, в котором работает компания. Мы финансируем спецтехнику, и наши клиенты — это в основном строительные компании. Поставщики — это еще одна группа важных для нас контрагентов.

Среди поставщиков существуют разные стандарты дресс-кода. Кто-то предпочитает консервативно деловой костюм, а некоторые клиенты предпочитают джинсы. В этом смысле мы более гибки и стараемся подстраиваться под наших партнеров. Существует несколько правил профессиональной коммуникации. Одним из элементов является и дресс-код. Если стиль одежды вашего партнера не предусматривает деловой костюм, а вы приходите на встречу как на праздник — при полном параде, у вашего партнера может подсознательно возникнуть ощущение дискомфорта. Возможно, вы даже никогда не узнаете, почему у вас не сложились деловые отношения, но причиной может быть именно такая «мелочь».

6. Смена фирменного стиля напрямую не связана с дресс-кодом компании, по крайней мере у нас. Если, конечно, не происходит и смены направления деятельности компании. Но я таких примеров не знаю. Возможно, они и существуют, но вряд ли компания, которая занимается аудитом, начнет производство компьютеров или программного обеспечения, где придерживаются иного дресс-кода.

7. Не нужно ничего придумывать. В корпоративной практике уже много лет существуют стандартные критерии деловой одежды. Если же говорить об отходе от общепринятых стандартов, то в этом случае, при формировании собственного дресс-кода в виде требования к сотрудникам компании, важно помнить о следующих типичных ошибках: нереалистичность требований к своим сотрудникам; искусственность требований в отношении дресс-кода; излишняя либеральность и отсутствие контроля; непонимание целей дресс-кода сотрудниками компании, в особенности той части, которая непосредственно связана с коммуникацией с контрагентами.

В дресс-коде важен личный пример. Отсутствие внутренней коммуникации с персоналом в отношении дресс-кода и его позиционирование как неотъемлемой части корпоративной культуры.

Инна СЕМЕНЮК, вице-президент по маркетинговым коммуникациям и социальным медиа Grayling Eurasia:

1. Работа в PR означает, что наши сотрудники всегда на виду: на встречах с партнерами, клиентами, журналистами. И точно так же, как первая фраза задает тон всему разговору, внешний вид создает первое впечатление. И, как известно, на создание первого впечатление у вас есть только один шанс. Поэтому в нашей компании приветствуется дресс-код business и smart-casual. Это костюмы с галстуком для мужчин, элегантные платья и костюмы для женщин. Причем, вопреки сложившемуся мнению, дресс-код не означает полного отсутствия индивидуальности — существует множество вариантов, которые позволят соблюсти дресс-код, выглядеть на высоте и при этом оставаться собой.

2. Дресс-код распространяется на всех сотрудников компании — от младшего звена до топ-менеджеров, так как в нашем бизнесе нет разницы между фронт- и бэк-офисом. Встречи проходят не только за пределами компании, но и в нашем офисе, так что все сотрудники соблюдают дресс-код.

3. Деловой стиль одежды настраивает на соответствующий рабочий лад. Мы работаем с крупными международными корпорациями — банками, энергетическими компаниями, фармацевтическими гигантами, и поэтому для нас крайне важно соответствовать принятым нормам и стандартам дресс-кода международных компаний.

4. В нашей работе дресс-код никак не связан с фирменным стилем.

5. Дресс-код нашей компании основывается на международных нормах и стандартах и опирается на здравый смысл. Для «творческой самореализации» у нас существуют пятницы, когда можно позволить себе одеться иначе, однако, опять же, все определяется здравым смыслом: рваные джинсы, пляжные мокасины и майки с творческой обработкой нецензурной лексики вы не увидите на наших сотрудниках даже в пятницу.

6.Так как дресс-код не связан с фирменным стилем и опирается на международные принципы формирования гардероба делового человека, то он остается неизменным вот уже несколько лет. Классика не меняется.

7. Самое главное при выработке политики дресс-кода — принимать во внимание сферу деятельности компании и людей (не нужно навязывать строгий деловой костюм команде креативщиков рекламного агентства, для кого свобода, самовыражение в одежде так же важны, как свобода мысли) и сложившуюся корпоративную культуру (внедрение жесткого корпоративного дресс-кода в компании, которая отлично работает на протяжении уже многих лет, может вызвать негатив и отторжение). Не стоит забывать и о здравом смысле при формулировке предписаний.

Валентина БОРИСОВА, пресс-аташе Молодежной хоккейной лиги:

1. МХЛ является спортивной молодежной организацией, поэтому дресс-код у нас не ставится во главу угла, как в банках или финансовых компаниях, где довольно-таки строгое отношение к этому вопросу. В то же время это совсем не значит, что в офис можно прийти в спортивном костюме или пляжных тапочках и шортах — это минимальные требования к дресс-коду, которые должны соблюдать сотрудники МХЛ. Если человек хочет ходить в широких рэперских штанах или одевается в ярких «кислотных» цветах, то это его личное дело.

2. Перечисленные пожелания относятся ко всем сотрудникам.

3. У нас есть публичные мероприятия, такие как Кубок Вызова, на которых МХЛ выступает в роли организатора, и те сотрудники, которые являются непосредственными участниками таких мероприятий, понимают, что должны выглядеть соответствующе. Кстати, у нас есть партнеры — производители спортивной одежды, по контракту с которыми на всех мероприятиях сотрудники МХЛ должны носить продукцию только этой компании и никакой другой.

4. Каждый человек, который работает в компании МХЛ, яркая индивидуальность, и мы уважаем эту индивидуальность и не требуем, чтобы все одевались одинаково. Индивидуализм — это и есть фирменный стиль МХЛ.

5. Как уже было сказано, требования достаточно простые: не приходить на работу в купальнике, тапочках, банном халате, спортивном костюме, супермини, шортах.

6. Нет, мы не пытаемся подогнать всех под одну гребенку, зачем заставлять взрослых людей ходить в какой-то униформе!? Нам не хочется загонять творческих людей в некие рамки, они и так знают, как себя вести, что надевать и по каким случаям. Дисциплина в МХЛ достигается совершенно другими способами.

7. Есть компании, в которых дресс-код является необходимостью или устоявшейся столетиями традицией, например в банках, возможно, что есть фирмы, в которых необходимо вводить дресс-код, так как люди, работающие там, не могут сами соблюдать некие правила приличия и этикета в одежде. В МХЛ такой проблемы нет.

Максим АЛТУХОВ, директор по маркетингу и рекламе сети музыкальных салонов «МузТорг»:

1. В первую очередь хотелось бы разделить дресс-код в компании на дресс-код продавцов-консультантов и дресс-код менеджерского состава. Учитывая это, хотелось бы отметить, что наибольшее значение для бизнеса имеет форма одежды наших консультантов, так как именно они непосредственно работают с покупателями.

2. Формально дресс-код существует для всех сотрудников. Однако мы не обязываем наших менеджеров носить строгую классическую одежду, главное, чтобы она соответствовала стилю casual.

Вместе с тем, наши продавцы в рабочее время носят строго фирменную одежду. Это джинсы и фирменная футболка летом, которую в зимнее время сменяют жилет и толстовка.

3. —

4. Как уже говорилось выше, дресс-код персонала торговых залов связан с фирменным стилем напрямую.

5. Требования к дресс-коду жестки только для консультантов. Это связано с тем, что продавцы — первые люди, с которыми встречаются наши клиенты, приходя к нам в салоны. И здесь главное — быть «своим» в музыкальной среде, быть близким по духу. А дресс-код — джинсы футболка или толстовка — этому только способствуют.

6. Обычно мы пересматриваем дресс-код раз в два-три года. Это может быть связано не только с редизайном фирменного стиля, но и с функциональными доработками. В частности, мы снабдили жилетки дополнительными карманами, чтобы продавцам было удобно брать с собой не только личные вещи, но и при необходимости рабочие документы.

7. На мой взгляд, основная ошибка, которую совершают компании при выработке политики дресс-кода, это непонимание потребностей клиента, несоответствие стиля в одежде задачам бизнеса. Например, продавец электрогитар в костюме скорее вызовет отторжение у покупателя. Ведь одежда, являясь одним из инструментов успешных продаж, не должна создавать дистанцию, наоборот, она призвана расположить потребителя, стать ему ближе и понятнее.

Татьяна АВСЕЕВИЧ, HR-директор компании COMDI:

1. Правильно говорят, что одежда создает человека, а стиль одежды, выбранный компанией, создает образ компании. Дресс-код — это прежде всего элемент, влияющий на имидж компании. Однако строгих правил соблюдения офисного стиля одежды в COMDI нет. COMDI — ИТ?компания, сервисы которой применяются как на финансовых рынках, в сфере образования, так и в маркетинге, рекламе и даже организации развлекательных мероприятий. Именно поэтому сотрудники компании выбрали своим стилем smart casual — стиль, в котором каждый сотрудник чувствует себя комфортно и адекватно при быстро меняющихся обстоятельствах современной жизни.

2. При организации видеотрансляций с мероприятий сотрудники, задействованные в процессе видеосъемки, режиссуры и в техническом сопровождении, обязаны носить одежду, соответствующую фирменному стилю. В этом случае поло, толстовки и жилетки с логотипом COMDI — рекламное дополнение, привлекающее внимание к брэнду компании.

3. Есть история, согласно которой две очень известные в мире компании долгое время не могли договориться о сотрудничестве. В одной компании сотрудники обязаны были соблюдать классический офисный стиль, в другой даже топ-менеджеры появлялись на встречах в джинсах. Но как только сотрудники подстроились под дресс-код компании-оппонента, договоренности сразу были достигнуты. Этим правилом руководствуются и сотрудники COMDI, выезжая на встречи с партнерами и клиентами.

4. Как я уже упомянула выше, часть наших сотрудников, выполняя определенную работу, обязана носить униформу. Она напрямую связана с фирменным стилем (цветовая гамма и логотип).

5. Не жесткие. Но тем не менее сотрудники сами соблюдают все основные правила корпоративного этикета.

6. Дресс-код у нас еще не менялся, но мы пока и не делали редизайна офисного стиля.

7. Дресс-код должен быть элементом корпоративной культуры в целом, часто выбор политики дресс-кода той или иной компании не связан со спецификой бизнеса, стратегией и изюминкой компании. Как правило, проще скопировать ту самую изюминку с другой компании.

 

Елена БУРОВА, директор Департамента управления персоналом НОУ «МФПУ “Синергия”»:

1—2. Дресс-код — это неотъемлемая часть профессиональной культуры. Вводить его для определенных категорий сотрудников — значит разрушать общее культурное поле организации. Поэтому дресс-код обязателен для всех сотрудников университета, независимо от фронта работы. Единственные отступления, которые сделаны в данном направлении, для сотрудников департаментов — Business formal, для руководителей департаментов и структурных подразделений — Business Best.

3. Дресс-код позволяет корректно выстраивать линейную коммуникацию, абстрагироваться от оценки стиля, вкуса и внешности, предоставляя тем самым возможность непредвзято оценивать качество работы. Безусловно, дресс-код является своего рода внутренним контролем: дисциплинирует, меняет установки. Подобное влияние доказано многочисленными психологическими экспериментами.

Если говорить о внешнем функционале дресс-кода, необходимо отметить тот факт, что сотрудники компании — их внешний вид, позиционирование — в значительной степени определяют впечатление о компании при контакте представителей с внешней средой.

4. Корпоративный цвет университета «Синергия» — синий. Этот же цвет является приоритетным при выборе костюма.

5. Мы стараемся придерживаться достаточно лояльной политики в этом вопросе — не вводим жестких наказаний. Стараемся сделать так, чтобы обязанность соблюдать дресс-код превратилась в добрую традицию. Для реализации этой задачи мы стараемся идти по пути максимально позитивных коммуникаций в процессе интеграции нового сотрудника: проводим ознакомительную встречу, беседы, в рамках которых сотрудник получает индивидуальные советы по корпоративному стилю — они позволяют избежать психологического дискомфорта при неправильном выборе делового костюма.

6. Мы позиционируем университет «Синергия» как инновационный вуз. В связи с этим мы стараемся учитывать веяния времени, инновации, которые способны повысить эффективность работы.

Последнее изменение корпоративного стиля произошло в связи с ребрэндингом. Университет «Синергия» открыл собственную сеть магазинов — Synergy Store. Сегодня в них можно приобрести не только канцелярские товары, книги и учебные принадлежности, но и брэндированную одежду. Пока это только толстовки и футболки, но ассортимент будет расширяться.

В связи с появлением брэндированной одежды стандарты дресс-кода были пересмотрены: теперь сотрудники, помимо официальной одежды, могут носить толстовки и футболки с логотипом университета.

7. Основная ошибка, которую допускает большинство компаний, — создание дресс-кода по консервативным стандартам, в отрыве от корпоративного стиля. Такой дресс-код выглядит неорганично, редко превращается в традицию.

Другая распространенная ошибка — отсутствие контроля за соблюдением дресс-кода.

Ирина БЕЛОГУРОВА, руководитель отдела маркетинга и коммуникаций ЗАО «Чартис»:

1. Сотрудники компании представляют компанию на рынке. И то, как они выглядят, равно как и то, что они говорят на встречах с клиентом или партнером, имеет большое значение для компании в целом, ее репутации на рынке. Дресс-код является неотъемлемой частью корпоративной культуры, благодаря которой у клиентов и партнеров складывается определенное мнение о компании.

2. Свод правил о том, как выглядеть в ситуациях делового общения и на рабочем месте, в компании Chartis существует для всех сотрудников.

Принятый стиль в компании — офисный деловой, что предполагает деловой костюм и галстук. В нашей компании есть понимание того, что дресс-код — это не униформа. При желании можно проявить свою индивидуальность и творческий подход в выборе одежды, не нарушая при этом принятый дресс-код.

3. В страховой, финансовой сфере дресс-код — это способ завоевания лояльности клиентов и погружения в определенную культурную среду, которая предполагает высокий уровень ответственности сотрудников за результаты труда и за имидж компании. Ведь им клиенты доверяют свои деньги.

Вопреки довольно распространенному мнению о том, что деловой дресс-код ограничивает свободу выбора и мешает самовыражению, деловой дресс-код может оказаться полезным не только для имиджа всей компании, но и для каждого сотрудника. С одной стороны, строгие рамки существенно урезают выбор сотрудника, а с другой — намного облегчают задачу «что сегодня надеть на работу?».

Кроме того, в деловой обстановке на первый план выходит не индивидуальность каждого сотрудника, а его профессиональные качества. Соответствующий стиль одежды помогает выделить такие качества.

В любом случае соблюдение или несоблюдение дресс-кода компании во многом связано с тем, насколько сотрудник лояльно относится к своей организации.

4. Дресс-код, как правило, относят к элементам фирменного стиля. Но все же дресс-код — это элемент корпоративной культуры в целом, так как он тесно связан со спецификой бизнеса, стратегией, ценностями, системой построения отношений с партнерами и клиентами, а также помогает идентифицировать компанию и поддерживать ее имидж на рынке.

5. Принятые стандарты офисного делового стиля в компании: для мужчин — костюм, рубашка и галстук; для дам — одежда, которая характеризуется как «консервативная и подобающая». К офисно-деловому стилю не относятся короткие юбки, облегающие и прозрачные вещи, обнажающая плечи одежда, а также сандалии и босоножки. Требования регламентируются внутренними нормативными документами и контролируются.

В пятницу установлен стиль smart casual. Это не означает, что можно носить спортивную одежду, джинсы и майки. При этом если назначена встреча с клиентом или партнером, то офисный деловой стиль обязателен.

6. Дресс-код практически не меняется со временем в нашей компании. Мы пережили ребрэндинг в 2009 году, при этом основные ценности, корпоративная культура остались прежними. А это значит, что свод правил, регламентирующий одежду и стиль, также не поменялся.

7. Самое важное — донести значение дресс-кода до каждого сотрудника: для чего это нужно и почему это важно, а также не перегнуть палку в своих требованиях к корпоративному стилю. Работодателю важно соблюсти баланс между достижением бизнес-целей и удовлетворением личных потребностей сотрудников.

Необходимо понимать, что дресс-код — это не униформа, и проявление индивидуальности и творческого отношения к своей внешности не исключается. Дресс-код — это средство, которое помогает достичь успеха в выбранном бизнесе. Стиль одежды, например, модного журналиста сильно отличается от стиля одежды менеджера по развитию бизнеса страховой компании, так как условия и цели работы у них разные. Первому нужно привлечь к себе внимание, второму — вызвать доверие у клиента и установить новые деловые отношения и связи, способствующие развитию бизнеса. Отсюда и соответствующий выбор одежды, стиля.

Максим МИХАЛЕВ, директор по маркетингу ИТ-компании CUSTIS:

1. Как и в большинстве софтверных компаний, у нас очень демократичное отношение к внешнему виду сотрудников. На рабочем месте человеку должно быть комфортно, поэтому форму одежды каждый выбирает из соображений собственного удобства.

2. Несмотря на большую свободу в выборе одежды для офиса, на деловых встречах и при работе на территории заказчиков мы ориентируемся на сложившиеся у них традиции. Так, работая с крупными банками и госучреждениями, члены проектной команды, безусловно, одеваются в соответствии с дресс-кодом. Если у клиента принят более свободный стиль одежды, этого же стиля будут придерживаться и наши сотрудники.

3. С одной стороны, дресс-код должен быть достаточно демократичным, чтобы не стеснять сотрудников и обеспечивать комфортные условия для работы, а с другой — достаточно строгим, чтобы позволять общаться с клиентами. Поскольку, во-первых, эти функции довольно сложно сочетать, а во-вторых, не все наши сотрудники ведут непосредственную работу с клиентами, нам кажется удобным различать внутренний и внешний дресс-код.

4. В нашем случае никак не связан.

5. Все, что касается клиентских отношений, в том числе внешний вид, входит в показатели, по которым оценивается работа сотрудника. Мы полагаем излишним строго контролировать форму одежды наших сотрудников, поскольку считаем, что они достаточно ответственны, чтобы не нарушать установленные правила без необходимости.

6. Ничего такого у нас нет.

7. Самая большая ошибка при выборе дресс-кода — несоответствие формы содержанию. По внешнему виду сотрудника должно быть понятно, чем он занимается (или, если дресс-код един для всех, с чем связана работа компании). То есть официант не должен выглядеть как офисный клерк, а сотрудник охраны — как промоутер.

Также нередко при выработке политики внешнего вида забывают о банальном удобстве выбранной формы одежды, ее соответствии климатическим условиям и т.д. Ведь немаловажно, чтобы сотрудникам было комфортно носить выбранную униформу, и они в ней хорошо выглядели.

Ольга СТЕПАНОВА, руководитель департамента промышленности и строительства рекрутингового агентства Penny Lane Personnel:

1. Разумеется, мы не считаем дресс-код главным критерием оценки работы сотрудника. Между тем в нашем агентстве существуют корпоративные правила, согласно которым сотрудники соблюдают достаточно строгий стиль одежды.

2. Нашему водителю разрешено не носить галстук. В остальном все сотрудники следуют правилам.

3. Нельзя произвести первое впечатление во второй раз. Поэтому каждый консультант на собеседовании с кандидатами или на встрече с клиентами должен производить правильное впечатление о нашей компании в соответствии с ее традициями и статусом. Мы и кандидатам советуем, чтобы они выглядели аккуратно, подтянуто и энергично. Такой внешний вид соискателя настраивает на рабочий лад и оптимистичное восприятие.

Сам же сотрудник, следуя дресс-коду, лучше понимает корпоративные правила и традиции и быстрее настраивается на рабочий лад.

Дресс-код, по сути, элемент рабочей дисциплины. К тому же соблюдение дресс-кода влияет на установление и формирование доверительных отношений с клиентом. С кем вам будет безопаснее и проще строить бизнес — с неряхой или персоной в ладно сидящем костюме?

4. Дополняет.

5. У нас не настолько жесткий дресс-код, как в банках или ресторанах. Мы не прописываем, каковы должны быть длина и цвет ногтей, стиль прически, цвет одежды. Речь идет скорее о строгости форм. Все-таки рекрутмент — это не шоу-бизнес, где в контракте артиста может быть оговорен цвет волос и прическа.

6. —

7. В вопросах создания корпоративного дресс-кода главное — понимать специфику бизнеса компании или корпорации. Известно, что ИТ и телеком — сферы, где менее последовательно соблюдается дресс-код. В то же время в западных производственных компаниях сотрудники всегда следуют установленному дресс-коду: официальному или casual.

Галина САВИНА, генеральный директор компании «РОУЗ Креативные стратегии»:

1. Дресс-код обязателен по целому ряду причин. Мы работаем в коммуникационном бизнесе, где важна каждая деталь общения: как одет, причесан, как (пардон) пахнешь, как умеешь пользоваться косметикой (это относится, конечно же, к дамам), в каком состоянии руки и как смотришь в глаза. Даже когда у клиента casual Friday, мы никогда не встречаемся с ним в джинсах и свитерах. Встреча с клиентом может быть назначена в любое время, поэтому мы всегда в боевой готовности.

2. Прежде всего для фронт-офиса. Но такие предметы гардероба, как шорты, шлепки и мужские сандалии, для нас моветон.

3. —

4. Не связан

5. Это одно из условий работы у нас.

6. Этого нет, все-таки мы не работники авиалинии.

7. В некоторых компаниях неформальный дресс-код понимается превратно. Необязательный официальный дресс-код часто путается с одеждой, в которой идут за грибами. Другими словами, надо вдохновлять сотрудников на умение одеваться стильно, даже если это неформальная одежда.

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте