Пути сообщения динамики


Текст | Василий КОТОВ


Развитие регионального транспорта нуждается в стратегии.

По мнению экспертов, транспортная составляющая регионального развития в современных российских условиях приобретает совершенно иное значение, чем в условиях плановой экономики. Интересы государства сменяются интересами отдельных компаний разных отраслей экономики, включая отрасли транспорта.

Сегодня инвестиционная среда как экономический ресурс формируется во многом по территориальному принципу, и именно региональные власти должны быть заинтересованы во всестороннем развитии транспортной среды, как для повышения уровня жизни, так и для улучшения инвестиционного и инновационного климата на территории.

Транспорту принадлежит важная интегрирующая роль — особенно при российских расстояниях. Колоссальное значение имеет транспорт в регионах Сибири и Дальнего Востока. Транспорт играет важнейшую роль в размещении общественного производства, влияет на его эффективность.

Кроме того, услуги пассажирского автомобильного транспорта — это социально значимые услуги, и они требуют государственного участия.

Автомобилизация: плюсы и минусы

Развитие рынков товаров и услуг, малого и среднего бизнеса объективно расширяет сферу применения грузового автомобильного транспорта, что обусловлено его адаптивностью к рыночным условиям. Темпы наращивания парка личных и коммерческих автомобилей в городах и сельской местности позволяют говорить о массовой автомобилизации.

Вместе с тем автомобилизация дает и негативные последствия, связанные с ущербом от дорожно-транспортных происшествий, загрязнением окружающей среды, перегрузкой дорог и городских улиц, проблемами развития городской среды, усложнением работы пассажирского общественного транспорта и рядом других факторов.

Анализ современного состояния и проблем развития автомобильного транспорта показывает, что в этой сфере транспорта в последние годы произошли наиболее серьезные изменения.

Пассажирскому транспорту — особое внимание

Основой для разработки региональных программ развития пассажирского автотранспорта должны служить федеральные и отраслевые целевые программы развития транспортной системы страны в целом. В рамках региональной системы пассажирских автомобильных перевозок взаимодействуют организаторы, областные и муниципальные операторы, как государственные, так и частные, а также владельцы транспортных средств.

Поэтому требуется комплексный подход к организации и управлению региональной системой пассажирского автотранспорта. Функции координирующего центра должны выполнять региональные органы управления транспортом.

Требуется участие в государственном регулировании и саморегулировании объединений участников данного рынка (ассоциаций и союзов операторов). Усиление роли саморегулируемых общественных организаций позволит представлять интересы частного бизнеса во властных структурах.

Привлечение на рынок частных операторов должно осуществляться на основе конкурсных процедур и контрактов.

Снижение зависимости государственных и муниципальных предприятий от бюджетного финансирования возможно через привлечение коммерческих инвестиций и механизм кредитования. Связь населения, как потребителя автотранспортных услуг, с производителями обеспечивается через систему диспетчерского управления.

Изобилие проблем

Основные проблемы развития регионального автомобильного транспорта, по мнению экспертов, таковы:

• незавершенность процессов реформирования и государственного регулирования, в том числе устанавливающего единые правила игры на региональном рынке автотранспортных услуг;

• процесс децентрализации управления автотранспортом в совокупности с изменениями в транспортном законодательстве и системе налогообложения привел к возникновению стихийного и плохо управляемого рынка транспортных услуг, что обусловило ухудшение показателей эффективности и качества работы автотранспорта;

• ослабление роли важнейших регуляторов в осуществлении государственной политики на автотранспорте;

• недостаточное взаимодействие автомобильного транспорта с другими видами транспорта с использованием новых информационных и навигационных технологий;

• слабое информационно-методическое обеспечение и недостаточная защищенность интересов малого и среднего предпринимательства в автотранспортном комплексе;

• ограниченные возможности использования финансово-кредитных механизмов для пополнения оборотного капитала и обновления подвижного состава из-за его высокой стоимости и, как правило, отсутствие достаточного для банков залогового обеспечения;

• практически отсутствие института саморегулирования автотранспортной деятельности.

Типичными системными причинами развития этих тенденций являются:

• несоответствие между уровнями развития транспортного комплекса, эффективности и качества его функционирования и растущим спросом экономики и населения на транспортные услуги;

• несбалансированное развитие различных видов транспорта и нерациональный транспортный баланс региона (ослабление позиций гражданской авиации), снижение конкурентоспособности транспортной инфраструктуры региона на региональном и мировом рынке транспортных услуг.

Есть и другие проблемы: логистические, экономические, износ оборудования и пр.

Наброски стратегии

Стратегии развития транспортных комплексов регионов должны быть, по мнению экспертов, направлены на достижение следующих основных целей:

• транспортное обеспечение устойчивого социально-экономического развития и повышения конкурентоспособности экономики региона;

• комплексное удовлетворение потребностей населения и экономики региона в качественных транспортных услугах на основе опережающего и инновационного развития транспортного комплекса области в соответствии со стратегическими приоритетами развития транспорта Российской Федерации и федеральных округов.

Достижение стратегических целей предполагает решение следующих приоритетных задач развития транспортного комплекса региона:

• устранение существующих транспортных инфраструктурных ограничений развития экономики и социальной сферы региона;

• создание современной, конкурентоспособной на рынке транспортных услуг региональной транспортно-логистической инфраструктуры;

• совершенствование системы управления транспортным комплексом региона на базе информационных, логистических технологий, развития институциональной инфраструктуры, общественных, в том числе саморегулируемых, организаций, нормативно-правового обеспечения в рамках единого транспортного пространства федеральных округов и Российской Федерации в целом;

• использование современных экономичных, энергоэффективных и экологичных транспортных технологий и транспортных средств;

• повышение конкурентоспособности отечественных товаров на основе обеспечения роста качества транспортных услуг и снижения транспортных издержек;

• эффективная реализация транзитного потенциала регионов;

• повышение уровня территориальной интеграции административных и экономических районов субъектов Федерации;

• обеспечение доступности и качества предоставляемых транспортных услуг в соответствии с социальными стандартами;

• повышение комплексной безопасности и снижение экологической нагрузки функционирования и развития транспортной системы регионов;

• рост инвестиционной привлекательности транспортно-логистического комплекса регионов.

Выполнение поставленных стратегических задач развития транспортного комплекса региона обеспечивается достижением запланированного уровня следующих целевых ориентиров:

• повышение эффективности работы транспортного комплекса на основе роста пропускной способности транспортной инфраструктуры, оптимизации грузо- и пассажиропотоков, снижения логистических издержек, внедрения инновационных технологий и систем управления мультимодальными перевозками;

• интеграция в международное транспортное пространство, реализация транзитного потенциала региона;

• формирование доступной и эффективной транспортной системы региона с единым координационным центром управления на основе использования космических навигационных и инфокоммуникационных технологий;

• обеспечение своевременной доставки и сохранности грузов, надежности функционирования региональной транспортной системы;

• создание благоприятных условий для деятельности отечественных перевозчиков и повышения их конкурентоспособности;

• совершенствование транспортно-таможенных технологий и сокращение затрат времени на обработку внешнеэкономических грузов;

• развитие новых видов транспорта, активное продвижение транспортного комплекса регионов;

• повышение транспортной безопасности на всех этапах перевозочного процесса.

Основной стратегической целью преобразований на автомобильном транспорте является формирование конкурентной среды, развитие и повышение эффективности работы автотранспортной системы субъектов Федерации для удовлетворения потребностей населения и экономики региона в грузовых и пассажирских перевозках.