Анатолий АГАРКОВ: надо эффективно отвечать на сегодняшние вызовы, не забывая о прошлом и беря из него ростки будущего

Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ
Фото | Александр ДАНИЛЮШИН, Лев ВЕРХОТИН

Подольское представительство (региональный факультет) Московского института государственного и корпоративного управления (ПП МИГКУ) за несколько лет существования сумело стать центром подготовки кадров в области экономики и управления и выработки идеологии развития Подольского городского округа. Директор ПП МИГКУ доктор экономических наук, профессор Анатолий Агарков убежден, что возглавляемое им подразделение вуза в состоянии cтать опорным центром подготовки кадров для подъема индустрии Подольского промышленного района и формирования глобального финансово-делового центра, который будет создан в новом, юго-западном «галстуке» столице.

Конкурентоспособны в обучении экономике

— Анатолий Павлович, сегодня Подольское представительство МИГКУ — один из ведущих научно-образовательных центров развития подмосковной промышленности…

 

— Безусловно. Подольское представительство МИГКУ было создано в 2002 году. В условиях жесткой конкуренции на подольском образовательном рынке оно заняло устойчивое и, без преувеличения, ведущее положение, и укрепляет его.

Несколько цифр: в настоящее время в ПП МИГКУ обучается около 1000 студентов, выпуск по разным специальностям в 2009 и 2010 годах составлял 150 человек. Соответственно выпуску ведется прием.

Каждому 12-му нашему выпускнику дается рекомендация для поступления в магистратуру или аспирантуру, и большинство поступает.

Учебное заведение готовит бакалавров, магистров, специалистов в области экономики, бухгалтерского учета, финансов и кредита, менеджмента, государственного и муниципального управления, прикладной информатики и социального сервиса.

Мы готовим прежде всего экономические и менеджерские кадры для предприятий: в нашем подразделении очень сильные специалисты по менеджменту, бухгалтерскому учету, организации производства, причем специалисты-практики, работающие или работавшие на предприятиях нашего города — как вы знаете, крупнейшего промышленного центра Подмосковья, в первую очередь центра оборонной промышленности.

Сегодня отрасль восстанавливается, и современно мыслящие экономисты и организаторы производства ей очень нужны. К тому же из столицы в ближнее и дальнее Подмосковье выводятся промышленные предприятия, в том числе оборонные.

Другое ключевое направление ПП МИГКУ — подготовка специалистов для территориальных органов управления. Мы смогли привлечь лучших специалистов системы муниципального управления Подольска и близлежащих муниципалитетов, как уровня городского округа и муниципального района, так и уровня городских и сельских поселений. Сформирована мощная научно-практическая база муниципального управления.

Сегодня ПП МИГКУ преобразуется в филиал вуза — согласие на это администрация Подольска дала, ждем согласия со стороны администрации Московской области. Это позволит нам играть более активную и самостоятельную роль на образовательном рынке Подольска, развиваться по более широкому кругу направлений, лучше отвечать потребностям промышленности, бизнеса, муниципального управления Подольского промышленного района. Тем более что не за горами формирование так называемого юго-западного «галстука» столичного округа и создание в этом «галстуке» инфраструктуры Московского глобального финансово-делового центра.

Для этого требуются квалифицированные кадры, и наш вуз готов встретить эту новую для себя задачу во всеоружии. Готовить экономистов и финансистов мы умеем, основа для формирования этого, третьего, крупного направления нашей деятельности имеется.

На четыре докторские

— А как вы, практик оборонки, в прошлом главный технолог одного из крупных предприятий, стали заниматься научно-образовательной деятельностью в области экономики?

 

— Более 30 лет я отдал оборонно-промышленному комплексу Советского Союза и России. Начал свою трудовую деятельность на одном из крупнейших предприятий Подольска — Подольском электромеханическом заводе (ПЭМЗе). Пришел на завод по распределению по окончании Новочеркасского политехнического института — по образованию я инженер-технолог машиностроительного производства.

Еще будучи молодым инженером, имел склонность к науке: собирался поступать в заочную аспирантуру сразу после вуза. Тем более что я пришел на завод на должность инженера по новой технике в инструментальное производство.

Но, осмотревшись на предприятии, понял, что пока еще плохо знаю реальное производство, чтобы писать диссертацию. Тем более что мне было поручено интереснейшее дело — сбор информации о технических достижениях, как теперь принято говорить, инновациях, и внедрение этих инноваций. И мне хотелось получить больше результатов в этой сфере, прежде чем «отливать их в гранит» диссертации и научных публикаций.

Исколесил весь Советский Союз в поисках новых разработок — связывался с заводами, лабораториями, искал контакты… Тогда собрать информацию было не так-то просто — Интернета не было. К тому же многие темы имели закрытый характер.

За разработки имею золотую, серебряную и бронзовую медали ВДНХ, первую государственную награду получил в 30 лет — медаль к 100?летию со дня рождения Ленина.

— Постепенно стали организатором производства?

 

— Да, хотя к административной карьере никогда не стремился. Но в конце концов был назначен главным технологом завода.

Защищал диссертацию в начале 70-х годов, уже став руководителем подразделения. Работа — по проблематике организации производства, ученый совет — Московского инженерно-экономического института им. Серго Орджоникидзе. Позднее вуз стал именоваться Московским институтом управления, а ныне это знаменитый ГУУ.

ГУУ (МИУ) в последние десятилетия стал ведущим учебным и научным центром в области организации производства. А тогда, в начале 70-х, проблематика комплексной организации промышленного производства и там была внове, только начинала осваиваться — я был одним из пионеров, из первых, кто защитился по этой «промежуточной», технолого-экономической специальности. И мне почти сразу порекомендовали писать докторскую диссертацию как продолжение кандидатской…

— А степень получили по экономическим наукам?

 

— Да. Я всегда занимался исследованиями на стыке экономики и технологии — меня привлекала организация производства в единстве этих двух аспектов. Вся моя научная деятельность посвящена именно такому, синтетическому, взгляду на проблемы развития производства в оборонно-промышленном комплексе.

Занимаясь наукой «без отрыва», я параллельно достаточно активно преподавал — в индустриальном техникуме нашего города, в двух ПТУ, позднее в вузах. Читал лекции в обществе «Знание» по проблемам управления в промышленности. Был также членом комиссии по присвоению рабочим квалификационных разрядов.

Уже тогда я понимал, что деятельность ОПК нуждается в серьезной оптимизации, в том числе с точки зрения производительности труда. Всегда выступал за систему, стимулирующую работу каждого специалиста, и по мере возможностей старался воплотить ее в жизнь.

В поздние советские годы внедрялась так называемая тольяттинская система. Согласно ей, 80% работник должен заработать своей продукцией, а 20%, как теперь говорят, бонусные. Но за что эти бонусы — было непонятно. По факту их получали все. Конечно, это нарушало заинтересованность в результатах труда, снижало его производительность. Я уже не говорю, что на предприятиях было много лишних сотрудников.

Отношения на производстве регулировались прежде всего административными механизмами, что снижало эффективность производства. Плохо был поставлен обмен научно-технической информацией, потенциал ОПК мало использовался для остальных отраслей народного хозяйства, для потребительского рынка…

Во второй половине 80-х годов я плотно занялся конверсионными проблемами в рамках ПЭМЗ, кроме того, работал в комиссиях по конверсии Подольска и нашего министерства. Мы подчинялись Миноборонпрому СССР — министерству, ответственному за выпуск обычного вооружения, начальником нашего главка был выходец с нашего завода Константин Андреевич Афанасьев. По его инициативе я был включен в кадровый резерв Миноборонпрома.

На ПЭМЗе активно осваивали конверсионную тематику — это стало одной из причин того, что завод все-таки уцелел в пореформенные годы, несмотря на огромные трудности развития. На основе опыта конверсии на Подольском электромеханическом и других предприятиях к началу 90-х годов была готова моя вторая докторская, посвященная механизмам развития конверсионного производства. Но, к сожалению, в начале 90-х годов наступил кризис оборонной, да и всей тяжелой индустрии — тут уж было не до осмысления проблем развития производства…

На ПЭМЗе начался трудный период, связанный с адаптацией и предприятия, и его руководства к новым, непривычным реалиям. Наш генеральный директор — Алексей Семенович Еремеев, генерал-майор запаса, перешедший на производство из военной приемки, долгие годы был директором, но в условиях плановой системы. Это выдающийся организатор производства, однако в новых условиях не удержал ситуацию… Появившиеся со стороны акционеры оттерли его от управления заводом, сделали советником администрации — должность почетная, но без реальных рычагов влияния…

Завод еще глубже погрузился в кризис. Только в 2000-е годы ПЭМЗ стал подниматься — и за счет оборонных, и за счет конверсионных заказов…

А я в начале 90-х годов перешел на завод «ЗиО-Подольск» — крупнейшее предприятие атомной отрасли, дабы заниматься там конверсионным производством. Внутри предприятия создавались так называемые фирмы — хозрасчетные подразделения, отвечавшие за различные направления работы, с собственными производственными подразделениями и подразделениями сбыта.

Фирма, в которой работал я, объединяла четыре крупных цеха, производила и продавала инструмент, агрегаты, средства механизации, окна… Очень интересный опыт использования потенциала крупного промышленного предприятия в сфере потребительского рынка. Этим же путем пошел впоследствии ПЭМЗ…

Однако со временем концепция фирм перестала пользоваться популярностью у руководства завода, у нас забрали полномочия. И рыночная реформа внутри предприятия захлебнулась, что тут же сказалось на положении завода. К тому же велась активная скупка акций предприятия.

Я перешел в администрацию города: Александр Васильевич Никулин, тогдашний мэр Подольска, привлек меня к работе по спасению оборонных и иных промышленных предприятий. Для города 90-е годы были тяжелейшим временем: предприятия ОПК для Подольска — градообразующие.

«Ты, — сказал мне Никулин, — поборись за заводы, за их выживание». Меня назначили на специально созданную должность — главный специалист городской администрации по поддержке предприятий. Задача моя была — консультировать предприятия города, расширять их видение перспектив работы на рынке, содействовать освоению новых направлений хозяйственной деятельности. Результатами своих усилий я был крайне неудовлетворен. Система буквально рушила предприятия — а плетью обуха, как известно, не перешибешь. Единственное, что я мог, — продлить агонию некоторых предприятий…

И я покинул городскую администрацию, сосредоточился на научно-преподавательской деятельности: стал заместителем директора Подольского института сервиса — специализированного коммерческого вуза.

Мне был очень интересен феномен сервиса в рыночной экономике. И там я подготовил еще одну, уже третью по счету, докторскую диссертацию. Работа была посвящена сервису как части общепроизводственных функций.

Однако в вузе начались трудности, к тому же в городе стало создаваться подразделение МИГКУ, которое было ближе к моим изначальным устремлениям в научной и педагогической деятельности. И я принял предложение возглавить ПП МИГКУ. И «окончательную» докторскую диссертацию писал по проблемам развития ОПК. В мае 2011 года защитил ее в МАМИ. Еще в 2006 году получил ученое звание профессора.

— Это уже четвертая ваша докторская?

 

— Получается так.

Докторская диссертация моя была посвящена подготовке машиностроительного производства, инфраструктуре предприятия. Это то, что недостаточно развито было в советское время. А теперь и подавно. Заботиться о подготовке производства считается нерентабельным — все стремятся получить быстрый доход.

Необходим предупредительный ремонт, своевременное техобслуживание, планирование и резервирование ресурсов. Сейчас многие предприятия живут сегодняшним днем и упускают подготовку производства.

Проблемы с подготовкой производства — во всех отраслях народного хозяйства. От этого и самолеты падают, и пароходы тонут…

Кроме того, в своих научных работах я разрабатываю оригинальный подход — организационно-экономические системы, то есть системы, включающие как технологический, так и экономический уровни. Предложил это понятие, и оно укоренилось в отечественной науке об организации производства.

Институт возрождения ОПК

— Сегодня развитие ОПК — одна из главных сфер, на которые направлена деятельность ПП МИГКУ?

 

— Совершенно верно. И квалифицированные экономисты, управленцы для оборонки чрезвычайно важны. Именно они помогут раскрыть ее потенциал. А он огромен.

Нельзя ориентироваться на все иностранное. ОПК — это сфера нашего конкурентного преимущества. Еще в 70—80-е годы была сделана масса прорывных решений — на десятилетия вперед. Определенные разработки были выполнены и в последние два десятилетия — особенно предприятиями, работавшими на экспорт. Преимущества нашего ОПК нужно отстаивать и восстанавливать, а не хоронить его и покупать зарубежную технику. Это не модернизация, а антимодернизация, закрепление сырьевой ориентации нашей экономики.

Конечно, в ОПК должны работать опытные производственники, прошедшие все ступени служебной лестницы — не евши каши, никогда не узнаешь ее вкуса. Необходимо использовать потенциал тех, кто ковал щит Родины в великие для нашего ОПК годы.

Но при этом нужны современные кадры, подготовленные для новых условий — в том числе экономически грамотные инженеры. И это важное направление системы второго образования и повышения квалификации специалистов в ПП МИГКУ.

— А как взаимодействуете с городской администрацией?

 

— Каждый год наше подразделение составляет перспективные планы развития, и составляет их в координации с администрацией города, которую возглавляет Николай Игоревич Пестов.

Глава города понимает, что для развития производственного потенциала региона в целом необходима хорошая научно-образовательная база, и наш вуз весьма значим в качестве такой структуры.

Приближены к бизнесу

— Какие задачи сегодня стоят в области интеграции образования и реальной экономики, и насколько успешно Подольское представительство МИГКУ их решает?

 

— Прежде всего, требуется постоянное расширение спектра образовательных услуг предприятиям и специалистам. Для того чтобы вуз понимал потребности хозяйствующих субъектов, он должен быть частью системы хозяйствования. Именно это — приоритетная для нас задача. И с рядом хозяйственных организаций Москвы и Подмосковья, с администрацией города мы их решаем.

Вуз не может работать в безвоздушном пространстве, готовить кадры «в пустоту» — всегда должна быть привязка специалистов к конкретным потребностям народного хозяйства — текущим и будущим.

Интеграции способствуют сложившиеся и развивающиеся деловые связи нашего учебного заведения с широким кругом предприятий, прежде всего с заводами и компаниями Подольска.

— Насколько оптимальна эта модель — приближенное к предприятиям, «вынесенное» в крупный промышленный центр подразделение московского вуза?

 

— Модель обучения в виде подразделения московского вуза, вынесенного за пределы столицы и приближенного к промышленным и другим предприятиям крупного промышленного региона Подмосковья — чрезвычайно удачное решение. Мы живем проблемами конкретного промышленного кластера, и в перспективе — не одного его.

Как я уже говорил, из столицы выводятся промышленные предприятия, в основном в ближнее Подмосковье. Кроме того, рядом с Подольском происходит развитие юго-западного «галстука» столичного округа. Предполагается фактически охват Подольска кольцом будущих предприятий — производственных и сервисных. Возможностей для участия в их развитии у вуза множество.

Кадры для «галстука»

— Следующий вопрос — как раз о «галстуке». Какую роль способно сыграть Подольское представительство в формировании его экономической и кадровой основы?

 

— Готовя преобразование ПП в филиал МИГКУ, мы анализировали потенциал нашего коллектива в решении этих новых задач. Коллектив наш состоит из опытных и квалифицированных педагогов, экономистов, специалистов в области бизнеса, финансов и управления в самых разных сферах.

Мы готовим квалифицированных финансистов, маркетологов, специалистов с глубоким знанием иностранных языков — и при этом прекрасно знающих реальную экономику, российскую промышленность, чего обычно не хватает чистым финансистам, работающим в инвестиционных компаниях.

Мне представляется, наши специалисты будут весьма конкурентоспособны на рынке труда, который сформирует Московский финансовый центр.

К тому же мы в состоянии предложить центру серьезные научные разработки как в области экономического, промышленного развития, создания сервисной сферы, так и в области развития территориального управления. Соответствующий интеллектуальный потенциал аккумулирован нашим учебным заведением. Таким образом, ПП МИГКУ, полагаю, может стать важным элементом интеллектуальной и образовательной инфраструктуры Московского финансового центра.

Вечные студенты

— Насколько важно непрерывное образование как направление деятельности вуза?

 

— ПП МИГКУ, помимо применявшейся системы одноступенчатого обучения, сегодня все более широко использует возможности многоуровневого образования: колледж — бакалавриат — магистратура — аспирантура. Такая система дает возможность осуществлять широкий круг научно-образовательных задач в их логической взаимосвязи и лучше мотивировать абитуриентов к повышению уровня знаний и профессиональной подготовки.

Многоступенчатая система образования очень эффективна, имеет большое будущее в связи с глобализацией российской экономики, скорым вступлением нашей страны в ВТО.

— А как у вас обстоит дело с получением второго образования, повышением квалификации специалистов?

 

— Это один из основных аспектов нашей образовательной деятельности. Система второго образования развивается в ПП МИГКУ очень активно. Кстати, именно те, кто получает второе высшее, лучше всех сдают госэкзамены и защищают дипломные работы.

— Они более других мотивированы на обучение?

 

— Совершенно верно.

Мы широко рекламируем наш вуз — и в печати, и по подольскому телеканалу «Кварц», чтобы большое количество жителей нашего города и района могли получить в нем современную подготовку, освоить новые, наиболее актуальные в условиях рыночной экономики специальности.

В условиях постиндустриального общества постоянное освоение новых специальностей, компетенций, переучивание — требование времени. Исключений ни для кого не будет, в том числе и для профессорско-преподавательского состава вузов. Поэтому большое внимание уделяем повышению квалификации наших специалистов, участию их в международных научных и образовательных конференциях, форумах, стажировках.

Места для патриотов

— Как удается привлекать квалифицированных преподавателей, удерживать сильный профессорско-преподавательский состав?

 

— Конечно, сегодня с кадрами преподавателей непросто, и виной тому — ограниченные возможности платить им высокие зарплаты.

В советское время доцент при средней учебной нагрузке получал 320 руб., а главный технолог завода 1-й категории получал, без учета премий и 13-й зарплаты, 240 руб. в месяц! Пока мы далеки от советского отношения к оплате труда преподавателей.

Оплата труда профессорско-преподавательского состава — это сегодня большая проблема. Но зато в вузах работают настоящие патриоты своего дела, испытывающие потребность поделиться знаниями и опытом.

Антикризисные инновации

— Какие новые требования к специалистам экономического профиля предъявляет послекризисный период? Готовит ли ваш вуз «послекризисных» специалистов — с новым видением экономической реальности?

 

— Разумеется. Кризис изменил экономическую реальность. Спекулятивная экономика уходит, возвращается производственная экономика — экономика создания нового. Кроме того, борьба с кризисными явлениями заставляет менеджеров пользоваться более тонким и изощренным инструментарием управления, накладывает на них новые требования.

— Какое значение в деятельности вуза имеют инновации, инновационное обучение?

 

— Это приоритетная для нас задача. Невозможно подготовить специалистов по модернизации на основе устаревших методик. Нужны такие технологии образования, которые формируют креативное мышление, важнейшая компетенция современного специалиста — учить учиться.

Обучение у нас предусматривает целый ряд форм самостоятельной работы: составление бизнес-планов и проектов модернизации экономики и производства, деловые игры и развивающие компьютерные игры, разработка «национальных проектов в миниатюре» на примерах узкоспециализированного или межотраслевого производства, составление и защита учащимися стратегических индикативных планов, проектов предпринимателей и производственников, виртуальные путешествия в другие страны с докладом о результатах таких путешествий, о возможностях применения иностранного опыта в отечественной экономике.

У нас масса деловых игр — практикуем этот способ в обучении дневников и заочников. Темы: «Перспективы развития ОПК», «Организация экологически осознанного руководства предприятием», «Антикризисная промышленная политика», «Меры по стабилизации социально-экономического развития»…

Встречаются две команды, и комиссия преподавателей определяет победителя состязания. Есть и такие темы: «Формирование государственной патриотической элиты», «Социальное единение общества». Это общественно-политические, казалось бы, непрофильные темы, но они, на мой взгляд, очень важны в воспитании молодых специалистов. Сегодня в нашей стране очень много разрозненного индивидуализма и мало ответственности за общество, за общее дело, за свою страну.

Новое как осмысленное старое

— Какое значение для оптимизации управления в государстве и экономического развития имеет использование потенциала специалистов советской закалки, добившихся серьезных достижений еще в советской промышленности, науке, образовании?

 

— Мне неоднократно приходилось участвовать в международных форумах, различных научно-практических конференциях, международных семинарах и т.д., сравнивая российскую и зарубежную школы, системы образования. И я пришел к выводу, что нам нужно не отбрасывать лучшие традиции в организации производства, образования, науки, а приумножать эти традиции на основе чужого опыта и новых вызовов.

Это справедливо не только для образования, но и для экономического развития. Эволюционность — категорический императив такого развития. Шоковые реформы отбросили нашу промышленность, нашу страну на десятилетия, а поезд глобальной экономики никого не ждет.

В процессе преобразований нужно «не выплеснуть с водой и ребенка» — не разрушить национальный промышленный, технологический, научный потенциал. Развивать собственное, а не покупать чужое — вот, как мне кажется, лозунг сегодняшнего дня. Брать и любовно взращивать то, что осталось на нашей почве, а не уничтожать собственные технологии тотальным нашествием импорта.

В связи с этим очень важно в полной мере использовать потенциал специалистов советской закалки, опыт истинных знатоков своего дела, профессионалов, добившихся серьезных достижений в советской промышленности, науке, образовании, других сферах. Для оптимизации управления в государстве это необходимо.

Убежден, что мы должны идти по пути естественного разумного отбора и сохранения лучшего из недавнего прошлого. Надо эффективно действовать в сегодняшних условиях, отвечать на новые вызовы по-современному. Но при этом не быть поверхностными, всегда видеть стратегический контекст, перспективу и ретроспективу, не забывать о прошлом, беря из него ростки будущего.


Подольское представительство (региональный факультет) МИГКУ было создано в 2002 году. Обучение ведется по следующим направлениям:

• бухгалтерский учет, финансы и кредит, специальность «Финансы и кредит»;

• корпоративное управление, специальности «Менеджмент организации», «Экономика и управление на предприятии»;

• государственное и муниципальное управление, специальность «Государственное и муниципальное управление»;

• информационные технологии в управлении, специальность «Прикладная информатика в экономике»;

• управление социальным сервисом, специальность «Социальный сервис, страховой сервис».

Возможны дневное, заочное обучение, получение второго высшего образования, сокращенный курс обучения.


Агарков Анатолий Павлович, директор Подольского представительства Московского института государственного и корпоративного управления, доктор экономических наук, профессор. Родился 24 марта 1940 года в Новочеркасске. В 1962 году окончил Новочеркасский политехнический институт, специальность «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты». В 1974 году — заочную аспирантуру Московского инженерно-экономического института им. Серго Орджоникидзе, защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук. В мае 2011 года защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора экономических наук в МГТУ МАМИ на тему «Теория и практика повышения эффективности управления подготовкой машиностроительного производства и его инфраструктурой».

С 1962 по 1992 год работал на Подольском электромеханическом заводе инженером по новой технике, инженером-технологом, инженером-конструктором, начальником технического бюро, заместителем начальника инструментального цеха, заместителем начальника отдела, заместителем начальника инструментального производства, заместителем главного технолога завода, главным технологом завода — заместителем главного инженера завода (с 1984 года).

С 1992 по 1999 год работал на машиностроительном заводе ОАО «ЗиО-Подольск» начальником техотдела, заместителем главного инженера фирмы «Инструментальщик».

В 2000—2001 годах — в администрации г. Подольска в качестве главного специалиста по поддержке промышленных предприятий города. С 2001 года — заместитель директора Подольского института сервиса МГУС. С октября 2002 года — директор ПП МИГКУ.

А.П. Агарков, единственный из сотрудников ПЭМЗ, награжден золотой, серебряной и бронзовой медалями ВДНХ за внедрение достижений науки и техники. Награжден медалями «К 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, «850-летие Москвы», «За трудовое отличие», медалью общества «Знание» России «Подвижнику просвещения» к 300-летию М.В. Ломоносова; знаком отличия «За заслуги перед городом Подольском» 2-й степени.

В 2011 году стал лауреатом ежегодной международной премии «Элита национальной экономики».

Автор более 200 научных работ, в том числе 31 монографии, учебников и учебных пособий по актуальным вопросам и проблемам промышленной политики, организации производства на предприятиях ОПК, модернизации современного производства, инновационного развития экономики, управления промышленными предприятиями, менеджмента качества, теории и практики повышения эффективности подготовки машиностроительного производства и его инфраструктуры, развития предпринимательства, разработки и создания организационно-экономических систем и др.

Участник 3-го, 4-го, 5-го и 6-го всероссийских форумов руководителей образовательных учреждений (2008—2010 годы); международных конгрессов «Global Education — Образование без границ» (2009—2010 годы); I и II международных семинаров «Система профессионального образования в Германии» (2011 год) и других международных семинаров, научно-практических конференций, форумов.