Удар по «хвостам»

Текст | Анастасия КАРПОВА, Николай КРОТОВ

Снижение платежей в социальные фонды прошло с одновременным повышением налога на «большие» зарплаты.

Снижение платежей в социальные фонды по модели Минфина — со знаменитым обложением «хвостов» (10-процентным дополнительным тарифом на зарплаты свыше 512 тыс. руб. в год) фактически принято. Его параметры заложены в проекте бюджета-2012.

Вот как прокомментировала происходящее снижение директор по трудовым отношениям ООР РСПП Марина Москвина:

— По снижению платежей в социальные фонды РСПП подготовил свою позицию, которая опубликована на нашем сайте. Когда обсуждался вопрос снижения взносов, уже тогда РСПП подготовил эту позицию.

Мы отмечали, что поддерживаем идею снижения тарифов страховых взносов, потому что повышение этого тарифа вело к уходу экономики в серую зону, к снижению темпов роста заработной платы, а также к переводу части предприятий, например, в Казахстан, где налоговый режим более приемлемый. Нагрузка на фонд заработной платы там меньше. По данным экспертов, за последнее время, в том числе в период действия новых ставок платежей в социальные фонды, порядка 400 предприятий уже из России перешли в Казахстан!

Мы не считаем целесообразным решение о введении дополнительного 10-процентного тарифа от сумм, превышающих 512 тыс. руб. в год. Во-первых, потому что мы считаем, что любые взносы должны отражаться в получаемых пособиях, а эти взносы не формируют социальных обязательств государства по отношению к тем работникам, с заработной платы которых эти взносы берутся. Эти взносы, таким образом, приобретают форму налога на средний класс. И мы не поддерживали предложение об увеличении или отмене порога страхуемого заработка, потому что с точки зрения страховых систем эта мера ведет к пропорциональному увеличению пенсионных прав и иных обязательств государства по социальному страхованию и, соответственно, не приводит к финансовой сбалансированности доходов и расходов страховых фондов.

Мы предлагали, чтобы компенсация выпадающих доходов во время переходного периода — 2012 и 2013 годов — осуществлялась за счет доходов от приватизации, а также из средств фонда национального благосостояния.

Мы полагали, что любые решения, связанные с тарифами страховых взносов, нельзя принимать отдельно от решений, связанных с системой социального страхования. В своей позиции мы изложили предложения, связанные с совершенствованием системы социального страхования.

Во-первых, мы считаем, что в повестку дня необходимо включить, в числе других вопросов, приближение уровня общей налоговой нагрузки, включая совокупный размер социальных страховых взносов, к минимальному уровню в рамках Таможенного союза. Так как предприятия уходят туда, где ниже налоговая нагрузка.

Во-вторых, с нашей точки зрения, необходимы альтернативные, в том числе неналоговые, источники финансовой достаточности государственных социальных страховых систем. В первую очередь — за счет массовой приватизации ключевых активов, находящихся в государственной собственности.

Если говорить о пенсионной системе, это укрепление и развитие накопительной компоненты пенсионной системы, а также инструментов поощрения корпоративных и индивидуальных пенсионных планов.

В-третьих, мы считаем необходимым предусмотреть участие работников в формировании своих пенсионных прав и взносов. Сегодня взносы платят только работодатели, а мы считаем, что, в общем-то, пора уже вводить взносы, которые будут выплачивать сами работники. Это может быть 1%, но, тем не менее, это надо делать, потому что люди будут чувствовать ответственность за формирование своих пенсионных прав.

Большая проблема нашей пенсионной системы — досрочные пенсии по условиям труда. Мы считаем, что нужно садиться и решать эту проблему, ведь досрочные пенсии по условиям труда и месту проживания получает до трети всех пенсионеров. Необходимо формировать профессиональные пенсионные системы по условиям труда с разумной тарифной политикой.

Введение 10% с «хвостов»» было связано с дефицитом средств Пенсионного фонда и системы социального страхования. По оценкам авторов этого предложения, снижение платежа до 30% сокращает сборы пенсионного фонда на сумму около 450—470 млрд руб., а 10-процентный пенсионный дополнительный налог, напротив, дает около 160 млрд руб. Но нам представляется, что фискальное решение проблемы дефицита соцфондов не может заменять экономическое.