Природа блога

Текст | Антон КОРОБКОВ-ЗЕМЛЯНСКИЙ

Блогосфера и инновации.

Блогосфера — ключевой инструмент инноваций в современном обществе: научно-технологических, маркетинговых, социальных…

Собственно, она сама по себе является важнейшей инновацией последнего десятилетия: предоставляет уникальную открытость, доступность людей и организаций для общения. В ней проще и быстрее устанавливать контакты. Чтобы найти партнера по интересам в области бизнеса, общественных инициатив или увлечений, теперь достаточно всего лишь набрать ключевые слова в поисковой системе.

Благодаря блогосфере исследователь или инженер может связаться с научным центром или центром разработок в любой точке планеты — ведь эти центры имеют свои представительства в социальных сетях. С их помощью в интерактивном режиме ведется общение с пользователями. Эти представительства выполняют и другую функцию: систематически информируют о своих проектах, благодаря чему у всех заинтересованных лиц есть сведения о деятельности данных центров.

Среди наших исследовательских организаций подобную открытость демонстрирует, например, Фонд «Сколково» — у него большой поток информации, и всегда можно быть в курсе того, что происходит на всех направлениях деятельности центра.

Огромное значение для людей науки и тех, кто получает образование, имеют конференционные возможности современных социальных сетей. До того как появился этот инструмент, нужно было куда-то ехать — часто за тридевять земель, чтобы принять участие в, возможно, камерном обсуждении. Сегодня никуда ехать не надо: современные технологии дают возможность быть зрителем или участником конференций, не выходя из дома.

Повседневный инструментарий перевода — тот же Google Translator — уничтожает языковые барьеры. Участник конференции может писать на русском, а читать его будут в реальном времени, на том языке, на котором удобнее.

Благодаря блогосфере молодые компании, стартапы из любой точки мира могут участвовать в глобальных деловых процессах удаленно, без каких-либо барьеров.

Мне кажется, социальные сети — предвестник еще большего всплеска науки и инноваций, чем мы наблюдаем сегодня. Если в 90-е годы исследователи науки отмечали, что за год делается столько же открытий, сколько раньше за десятилетие, то благодаря социальным сетям они будут делаться за месяц!

Велико влияние социальных сетей и на гуманитарные процессы. Блогосфера уже фактически имеет монополию на «быстрые» новости. Ни одно информагентство, телеканал или интернет-СМИ не может конкурировать с социальными сетями по скорости распространения информации.

И поэтому они стараются работать через социальные сети. Например, твиттер-аккаунт CNN имеет аудиторию, сопоставимую с крупнейшими телеканалами.

Блогосфера стирает границы. Еще средневековые предсказатели говорили: «Исчезнут флаги». Теперь их предсказание сбывается: мы уже живем в мире, где транснациональные социальные сообщества становятся не менее значимым фактором, чем государства.

Социальные сети не нуждаются в поддержке ни со стороны государства, ни со стороны коммерческих или некоммерческих структур: развиваются сами по себе, под влиянием заинтересованности людей. Социальные сети — это феномен общественной самоорганизации, живой организм.

Все попытки регулировать блогосферу замедляют и искажают «обменные процессы» в этом организме — и в конечном счете замедляют общественное развитие.

И государственные, и частные организации могут участвовать в развитии блогосферы — для того, чтобы, скажем, стимулировать те или иные инновационные процессы. Но управлять блогосферой невозможно.

Разговоры о регулировании социальных сетей — от непонимания природы этого феномена. Это не «зона вне права», как говорят некоторые: все те общественные отношения, которые регулируются правом, существуют и в социальных сетях — а значит, регулирование уже существует.

Точно так же, как в офлайне, в Интернете действует авторское право, защита чести, достоинства и деловой репутации, запрет на экстремизм, регулирование порядка оказания финансовых услуг…

В отдельных случаях нужно описывать те или иные специфические основания для применения норм права. Но «законодательство о блогосфере» — ненужная и вредная идея.


Антон Васильевич Коробков-Землянский в 2004—2007 годах работал корреспондентом телеканала «Россия», в 2008—2010 годах — редактором специальных проектов Первого канала. Был сценаристом телепроектов на СТС и MTV и радиоведущим.

В 2010 году создал медиаагентство «Легенда», с 2011-го — советник Фонда «Сколково» по специальным проектам. Согласно указу президента РФ от 28.09.2011, Антон Коробков-Землянский стал членом Общественной палаты РФ по президентской квоте.