Поигрывая ставками

Текст | Игорь НИКОЛАЕВ

Изменения бюджета-2012 носят исключительно предвыборный характер.

Бюджет-2012, одобренный Правительством РФ — ярко выраженный предвыборный бюджет. Особенно это заметно по тому, как меняются приоритеты федерального бюджета, если сравнивать, допустим, бюджетные наметки на 2013–2014 годы с тем, что запланировано на 2012 год.

Возьмем, например, расходы на здравоохранение. В общих расходах федерального бюджета расходы на здравоохранение в 2012 году составят 4,2%. Эта доля сокращается до 3,5% в 2013 году и до 3% в 2014 году.

То же самое происходит с расходами на образование. В 2012 году — 4,6% от расходной части, в 2013-м — 3,9%, в 2014-м — 3,3 %.

Аналогично и с другими социально значимыми статьями расходов.

Таким образом, на 2012 год приоритет социальных расходов еще сохраняется, а дальше появляются другие приоритеты. В послевыборный период увеличиваются военные расходы и расходы на национальную безопасность.

Бюджет, по-моему, совершенно не учитывает новых экономических реалий, свидетелями формирования которых мы являемся. Вся мировая экономика рискует погрузиться в пучину нового витка кризиса. И здесь уже рассчитывать на то, что экономика будет расти темпом 3,7% ВВП — это прекраснодушные мечтания.

Адекватен был бы «упругий», антикризисный бюджет, рассчитанный исходя из очень невысоких, если не нулевых темпов экономического роста. То есть проект бюджета, который рассматривается сегодня, рискует повторить судьбу проекта бюджета 2009 года, который осенью 2008-го принимался исходя из того, что экономика будет расти в 2009 году более чем на 6%, а она, как известно, обвалилась на 7,8%…

Я считаю, что проблемы с реалистичностью у этого бюджета очень большие. Ярко выраженный предвыборный характер не дает оснований оценить его как проект высокого качества.

Отдельно следует сказать о так называемой реформе выплат в социальные фонды, которую окончательно закрепляет бюджет-2012. Снизили платежи с 34% до 30% с 2012 года, плюс установили дополнительный налог 10% с «хвостов».

Но к 2014 году все вернется на круги своя — ставка опять будет 34%. Какой смысл в этих преобразованиях? Поиграть ставками, внести неопределенность в налоговую систему? Это приведет к серьезному снижению инвестиционной привлекательности.

Это предвыборные игры: реформы нет никакой. Реформа — это механизмы, принципы и практическое осуществление преобразований пенсионной системы, системы социального страхования, социальной помощи в целом.

Я оцениваю чехарду со ставками как происходящую в очень неподходящий момент и не затрагивающую коренных принципов функционирования пенсионной системы. Эта «реформа» решает те же самые популистские, предвыборные задачи, что и другие изменения бюджета.


Игорь Алексеевич Николаев — партнер аудиторско-консалтинговой компании ФБК, директор Департамента стратегического анализа этой компании, доктор экономических наук, профессор.

Окончил в 1984 году экономический факультет МГУ, после защиты кандидатской диссертации работал научным сотрудником на кафедре экономики промышленности экономического факультета МГУ.

С 1990 года — начальник отдела Госкомитета РФ по науке и высшей школе, с 1992 года — начальник отдела, позднее заместитель начальника управления Миннауки РФ.

С 1997 года — советник аппарата Правительства РФ, с 1998 года — заместитель руководителя Департамента экономики МПС России.

С 2000 года работает в компании ФБК.

Профессор Высшей школы экономики.