Михаил КАЛИМАНОВ: рынок наружной рекламы находится на пороге передела

Текст | Вадим НИКОЛАЕВ
Фото | Наталья ПУСТЫННИКОВА

Рекламно-полиграфическая фирма «Декарт» (г. Жуковский Московской области) — один из видных игроков рынков наружной рекламы, рекламной полиграфии, сувенирной продукции и выставок в Московском регионе. Компания активно сотрудничает с авиасалоном МАКС как рекламный партнер и организатор одной из выставок. «Декарт» активно развивается. Но сегодня, по мнению генерального директора компании, председателя Комитета по наружной рекламе Московской областной ТПП Михаила Калиманова, средние агентства наружной рекламы находятся под угрозой закрытия из-за нового законодательства о рекламе, буквально провоцирующего передел и монополизацию рынка.

— Михаил Иванович, как чувствует себя рынок наружной рекламы после кризиса?

 

— Рекламный рынок вполне оправился от кризиса и вернулся на траекторию роста. Но после кризиса он стал другим рынком, и не спешит становиться прежним.

Во-первых, очень многие клиенты, особенно небольшие компании, почти целиком «ушли в Интернет»: сконцентрировались на интернет-рекламе. Это дешево, это практически не требует затрат на креатив и размещение.

— И эффективно?

 

— Не настолько эффективно, насколько модно, так как, чтобы получить эффект в Интернете, надо тоже затратить немалые средства.

В действительности активная целевая аудитория Интернета, например аудитория для продвижения потребительских товаров, пока гораздо уже аудитории «офлайновой» — тех, кто ходит по улице и ездит на автомобилях.

Во-вторых, на рынке сегодня заметна тенденция удешевления форматов. Заказывают более дешевые поверхности, стандартизированное оформление. Эксклюзивность в посткризисный период непопулярна.

— Какой процент от ваших заказчиков составляют коммерческие, а какой — государственные органы, муниципалитеты и общественно-политические организации?

 

— Заработок почти на 100% дают нам коммерческие заказчики. Что касается заказов государственных и муниципальных организаций, это важная часть размещений, но часто это социальная реклама либо реклама по специальным расценкам.

Мы в рамках социальной ответственности компании широко участвуем социальных проектах. Это и городские праздники, и подготовка к первому сентября, и социальная реклама МЧС и бывшей ГИБДД, ныне дорожной полиции. Плюс работа на выборах.

— У вашей компании несколько направлений. Какова логика ее диверсификации?

 

— Направления создают синергию бизнеса. Ключевое из них — создание и сдача в аренду рекламных конструкций, производство наружной рекламы.

Мы раньше всех в городе начали заниматься этим направлением. Сегодня «Декарту» принадлежит примерно 30% городских рекламных конструкций.

Собственные конструкции — это стабильность бизнеса. Отдельно заниматься наружной рекламой трудно, так как этот рынок имеет ярко выраженный сезонный характер: рынок активен преимущественно в весенне-летний сезон.

В другие периоды, когда меньше коммерческих заказов, заполнять рекламные поверхности позволяет социальная реклама — здесь и помогает сотрудничество с органами власти.

На общий синергический эффект работают также выставки, полиграфическое направление, разработка и выпуск сувенирной продукции. Именно комплексный подход и развитие взаимно дополняющих направлений рекламных услуг с разными сезонными и экономическими составляющими создают стабильность, поддерживают объемы производства и сохраняют рабочие места.

— Как развивается ваше выставочное направление?

 

— Пожалуй, главный из наших выставочных проектов — «Юнимакс»: выставка авиационно-технического творчества молодежи и достижений вузовской авиационной науки в рамках МАКСа. Это одна из составляющих программы авиасалона, выставка проходит с 2003 года.

Я, можно сказать, стоял у истоков самого явления, ставшего позднее знаменитым на весь мир авиасалоном. Еще в 1987 году Жуковский горком комсомола, где я тогда работал вторым секретарем, провел в Жуковском в День воздушного флота, 18 августа, праздник: за территорей ЛИИ им. М.М. Громова в городском парке мы впервые выставили боевые самолеты и сверхлегкие летательные аппараты для всеобщего обозрения. Это было беспрецедентно!

В рамках МАКСа мы занимаемся широким кругом задач в области наружной рекламы и оформления: в частности, изготовлением и размещением рекламы на ангарах, щитах и перетяжках, информационными знаками-указателями по маршрутам движения на МАКС, выставочными экспозициями.

Кроме того, мы являемся организатором и оператором выставок предприятий города, выставки по инновационной тематике в Жуковском. Последняя выставка называлась «Ваш бизнес — инновационное развитие» и прошла в июне 2011года. Активно участвуем в создании Инновационно-технического парка «Авиа Порт Жуковский».

Организация выставок в нашем бизнесе — больше имиджевое, чем доходное, мероприятие. Но выставки предоставляют возможность расширить клиентскую базу, загрузить производство…

— «Декарт» — очень опытная сувенирная фирма. Какие вы видите перспективы развития этого направления бизнеса?

 

— Рынок сувенирной продукции очень трудный и, прямо скажем, коррумпированный.

Этот рынок нуждается в серьезном «лечении», особенно важном для адекватной подготовки к проведению глобальных спортивных и международных политических событий в нашей стране, которые предстоят в ближайшие годы.

— Вы достаточно активно участвовали в политическом процессе в городе…

 

— И сейчас участвую, но в других формах.

В 2003 году я был одним из организаторов в Жуковском отделения партии «Единство», которое затем переросло в «Единую Россию». Но, к сожалению, постепенно политических активистов оттеснили номенклатурщики — те, кто пришли в партию по должности.

Мне кажется, ономенклатуривание «Единой России» — негативная тенденция. Оно и приводит к тому, что партия воспринимается многими как синоним местной властной верхушки, а не партия, выражающая национальные интересы.

Предприниматель сегодня может участвовать в политическом процессе преимущественно в форме непубличной поддержки того или иного направления, а также в форме участия в предпринимательских общественных организациях.

— Как оцениваете управленческие кадры сегодняшнего дня?

 

— Знаете, в советское время, несмотря на общий недемократизм системы, существовал социальный лифт. Можно было пройти путь от рабочего до первого лица страны — к этому не было ни социальных, ни имущественных, ни каких-то иных препятствий, кроме идеологических.

Сегодня чиновники приходят на должности часто из ниоткуда — не пройдя необходимых ступеней.

Есть чиновники, которые занимают свои посты по 20 и более лет! Понятно, что для них должность стала источником дохода. Одни делают на вверенном им участке горлышко поуже, чтобы стричь купоны, заводят придворные бизнесы… И становятся конкурентами «нормальным» бизнесменам.

Кроме того, возник обратный социальный лифт — когда в крупные структуры сверху парашютируют политические назначенцы. То, во что они превращают вверенные объекты, зачастую просто не поддается описанию…

— Как вы, председатель Комитета по наружной рекламе областной ТПП, оцениваете состояние рынка наружной рекламы Московской области?

 

— На рынке предкризисная ситуация. Дело в том, что новый закон о рекламе предписывает с 1 января 2006 года проведение конкурсов по размещению рекламных конструкций и выдачу разрешительной документации сроком на пять лет.

Так уже с 1 января 2012 года должны заканчиваться разрешения, выданные по конкурсам. А в то же время во многих районах Московской области конкурсы или только начали проводить, или они вообще не проводятся, то есть отсутствуют разрешения и договора с местными органами власти, соответствующие закону.

Получается, что нерасторопность в течении пяти лет местной власти ставит «вне закона» все рекламные конструкции и подвергает удару собственников рекламных конструкций со стороны чиновников, прокуратуры, дорожной инспекции и пр.

А с 1 января на рынке наступит коллапс — все размещения без конкурса в одночасье окажутся незаконными. Мы бьем тревогу по этому поводу. И убеждаем и депутатов, и правительственных чиновников, что закон необходимо срочно скорректировать.

Ведь что означает норма о конкурсах без права пролонгации и учета местных условий? Она означает большой передел рынка наружной рекламы. Средние рекламные агентства буквально в одночасье будут либо съедены крупнейшими игроками рынка, либо будут вынуждены уйти с него.

В крупных компаниях уже сегодня подготовлены специальные команды для участия во всех возможных тендерах и экспансии на рынке.

— То есть закон о рекламе стимулирует концентрацию капитала?

 

— Аналогичную той, что уже произошла на рынке розничной торговли. Сегодня на небольшие магазины приходится всего 5—10% рынка. Такое же развитие событий авторы закона программировали, вероятно, и для рекламного рынка.

Ползучая экспансия крупного бизнеса шла и раньше, но была приостановлена экономическим кризисом. Действующий закон о рекламе приведет к ее форсированию. И изменит характер рынка.

Если сегодня есть рекламные агентства, активно сотрудничающие с городскими властями, участвующими в социальных проектах, то завтра, когда на рынке будут доминировать крупные компании, они так взвинтят цены, например, за оформление города к празднику, что мало не покажется.

Наш комитет выступает за внесение срочных изменений в закон. Если цитировать принятый нами документ, речь идет о «бесконкурсной пролонгации договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций для субъектов малого и среднего предпринимательства, не занимающих преимущественного положения на рынке и надлежащим образом исполняющих условия предыдущего договора».

С нашей точки зрения, конкурсы должны проводиться только на новые рекламные поверхности. Что касается старых, необходимо предоставить право пролонгировать имеющиеся отношения с распостранителями рекламы. В этом случае развитие рынка пойдет без революций, что в интересах и абсолютного большинства рекламных агентств, и заказчиков.


«Декарт» — одна из ведущих рекламных компаний в г. Жуковском, оказывает полный комплекс услуг по наружной и интерьерной рекламе: широкоформатная печать на собственном оборудовании, монтаж световых коробов, изготовление штендеров, вывесок, табличек, указателей, полиграфические услуги, сдача в аренду рекламных поверхностей в г. Жуковском и Раменском районе Московской области.


Михаил Иванович Калиманов родился в 1957 году. После окончания с отличием Куйбышевского авиационного института с 1979 года работает в ЛИИ им. М.М. Громова, где прошел путь от рядового инженера до начальника лаборатории. Позднее перешел на комсомольскую работу. При его активном участии в Жуковском проводились молодежные выставки и военно-патриотические мероприятия, направленные на воспитание молодых научно-технических кадров и молодежи.

В 1989 году получил второе высшее образование в ГУУ по специальности «Организация управления научными исследованиями».

Организатор и первый директор ассоциации предприятий по подготовке и проведению авиасалонов в г. Жуковском. Активно участвовал в организации и проведении всех МАКСов с 1992 года. Женат, воспитывает троих детей. Кандидат в мастера спорта по подводному плаванию и многоборью.

Награжден за I место в конкурсе «Лучший предприниматель Московской области — 2011» в номинации «Производственная деятельность», категория — малое предприятие.