Нарушения при госзакупках — умысел или недостаток квалификации?

В начале осени в Госдуму должен поступить пакет поправок к Закону о размещении заказа для государственных и муниципальных нужд. Поправки готовит Федеральная антимонопольная служба. Среди предложений — введение дисквалификации должностных лиц заказчиков, преднамеренно (или непреднамеренно, но регулярно) нарушающих требования закона о размещении заказов. Об этом заявил журналистам начальник управления ФАС России Михаил Евраев.

Сегодня подобная судебная процедура существует в отношении нарушителей антимонопольного законодательства, таким образом, ФАС предлагает попросту расширить ее действие. Подтверждением низкой квалификации чиновников, размещающих госзаказ, служит стремительный рост жалоб на действия госзаказчиков. По данным ФАС, в первом квартале 2011 года в ФАС поступило 6 311 жалоб на действия (бездействия) заказчика или уполномоченного органа, что на 22% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В двух третях жалоб оспариваются действия муниципальных заказчиков, и 44% жалоб признаны обоснованными.

Между тем далеко не всегда причиной правонарушений в сфере госзакупок является умысел, считают специалисты Тематического направления «Госзакупки» Международного центра финансово-экономического развития. Далеко не у всех госучреждений есть специалисты-закупщики приемлемой квалификации. При этом в отдаленных регионах заказчики часто не обладают даже элементарной компьютерной грамотностью. По словам главного редактора журнала «Госзакупки.ру» Ирины Скляровой, дипломированных специалистов с высшим образованием в области управления госзаказами всего лишь 10—15%, и почти все они представляют федеральных заказчиков. Большая часть муниципальных закупщиков прошли в лучшем случае 120-часовой курс повышения квалификации, в худшем — окончили однодневные или двухдневные курсы. «Подготовка и переподготовка людей, занимающихся закупками от имени государства и тратящих казенные деньги, отдана на откуп коммерческим структурам», — говорит она.