Татьяна КУНЧЕНКО: умы и таланты на Дальнем Востоке есть — важно максимально задействовать их в развитии региона!

Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ
Фото | MXgroup

Директор компании «Мегатекс-Трейдинг» (Владивосток) и генеральный директор MXgroup Татьяна Кунченко убеждена, что развитие Дальнего Востока невозможно без использования потенциала ответственных и квалифицированных предпринимателей в государственном управлении. И именно на них нужно опираться при реализации программ развития дальневосточного региона.

Ресурс удвоения ВВП

— Татьяна Ивановна, как использовать потенциал Дальнего Востока для развития России?

 

— Не секрет, что Дальний Восток — огромная территория, богатая минеральными ресурсами, сельскохозяйственным сырьем, интеллектуальным потенциалом, курортными и экологическими зонами, создающими прекрасные возможности для развития туризма — как внутрироссийского, так и международного. Кроме того, эксперты отмечают, что это транзитная территория колоссального экономического значения не только для нашей страны, но и для Европы. Ведь регион расположен рядом с крупнейшими экономически развитыми странами Юго-Восточной Азии — КНР, Японией, Южной Кореей.

Отношения с технологически высокоразвитыми экономиками Китая, Японии, Кореи и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона очень важны для нас — в частности, как способ поднять уровень наших хозяйствующих субъектов на мировой уровень.

Знаю это не понаслышке: более чем десятилетние отношения нашей компании с японскими автоконцернами, связанные с поставками запасных частей, сыграли колоссальную роль в подтягивании технологического уровня, качества услуг, уровня организации автомобильного бизнеса в нашем и соседних регионах до мировых стандартов.

Сегодня руководители нашего государства говорят об усилении интеграции территории России. Следовательно, нужно укреплять внутрироссийские взаимосвязи Дальнего Востока. Экономические отношения с Китаем, Японией, Кореей и другими странами Юго-Восточной Азии не должны «перевешивать» экономические связи с «большой» Россией.

Знаете, Владимир Владимирович Путин недавно сказал о том, что для нас сегодня, после экономического кризиса, очень актуальна идея удвоения ВВП. Я как предприниматель, знающий потенциал бизнеса Приморского края и других регионов, где мы работаем, убеждена, что развитие Дальнего Востока — это как раз ресурс удвоения ВВП.

Очень многое сегодня в регионе делается для развития и использования его потенциала — как по инициативе федеральных властей, так и по инициативе руководства Дальневосточного федерального округа во главе с Виктором Ивановичем Ишаевым, по инициативе администрации регионов, в частности Приморского края под руководством Сергея Михайловича Дарькина. Благодаря этим инициативам и усилиям Дальний Восток активно развивается как регион производственной, интеллектуальной, инновационной экономики, локомотив инновационных процессов в стране.

Как вы знаете, открывается крупное автомобильное производство на «Дальзаводе». Компания Sollers с помощью инвестиций Внешэкономбанка начнет там, как сообщается, со сборки нескольких видов леворульных иностранных автомобилей: Ssang Yong, Isuzu, Fiat Ducato. Первоначально будет только узловая сборка, но со временем возникнет производство полного цикла, включая покраску кузова.

Это производственный проект колоссальной значимости: впервые на Дальнем Востоке начинается автомобильное производство. Данный проект изменит весь региональный автомобильный рынок.

Развиваются, насколько мне известно, и крупные производственные проекты в других областях. В частности, в сфере выращивания сои и ее переработки. Наш регион — практически единственный в России поставщик сои. Два завода по переработке собственного соевого сырья действуют в Уссурийске. Кроме того, именно через наши транспортные коммуникации идет поставка сои из КНР. А соя и продукты из нее критически важны для российского АПК.

Большое развитие получит Владивосток как образовательный и научный центр российского и мирового масштаба. На базе Владивостокского государственного университета и еще трех крупнейших вузов региона — Дальневосточного государственного технического университета, Тихоокеанского государственного экономического университета и Уссурийского государственного педагогического института — образован Дальневосточный федеральный университет, один из крупнейших образовательных центров в России.

Это принципиально новый вуз, специализирующийся на шести главных темах: ресурсы Мирового океана, энергоресурсы и энергосбережение, индустрия наносистем и наноматериалов, транспортно-логистический комплекс, сотрудничество со странами АТР, биомедицинские технологии. Там реализуются инновационные модели образования на основе ведущего мирового опыта. Дальневосточный федеральный университет станет основой системы образования в регионе, в нем будет создана современная система непрерывного образования, столь важного в условиях постиндустриальной экономики.

Под университет отведена колоссальная территория, вуз получил значительные федеральные и региональные инвестиции. В университет уже едут учиться со всей России и из-за границы.

Большое внимание федеральных властей привлечено также к деятельности Дальневосточного отделения РАН, институтов РАН в регионе…

Где тонко, там и рвется

— Но это только пионерные проекты…

 

— Совершенно верно: это только начало. Предстоит колоссальный объем работы по развитию нашего региона с целью увеличения экономического роста в условиях глобальной экономики. Очень важно, на мой взгляд, чтобы в этой работе был задействован не только крупный, но также средний и малый бизнес.

Экономисты выделяют три принципиальных момента в системном развитии региона: надежные транспортные коммуникации, возможности для кооперации с предприятиями из «большой» России, благоприятный климат для развития предпринимательства на Дальнем Востоке.

— Начнем с первого пункта — плохое развитие транспортной инфраструктуры Дальнего Востока…

 

— Транспортная система не соответствует современным задачам. Связи региона с Большой землей по суше — авто- и железнодорожные магистрали — недостаточно развиты. Они осуществляются преимущественно по воздуху и по морю — это очень дорого и создает массу ограничений при отправке и получении грузов.

Наиболее демократичен и доступен автомобильный транспорт. Но на Дальнем Востоке нет качественной дорожной сети — это одна из самых острых проблем нашего региона.

Дорог в нашем регионе мало, дороги плохие… Это мы знаем в связи со специализацией нашей группы на запасных частях. Идет колоссальный износ запасных частей даже на внутригородских дорогах. Если брать иностранные автомобили, то износ несопоставим с тем, что происходит на дорогах Японии, Китая или Европы.

Запчастей в России требуется гораздо больше, обслуживание машин обходится дороже…

— Состоялся знаменитый визит в регион Владимира Владимировича Путина на желтой «Ладе Калине». Как он повлиял на дорожную ситуацию?

 

— На мой взгляд, путешествие премьера за рулем «Лады Калины» по дальневосточным трассам, безусловно, привлекло внимание к состоянию автомобильных дорог на Дальнем Востоке. Привлекло уже не в первый раз — но, наконец, на самом высоком уровне.

Мы видим, что уже пошли подвижки в строительстве дорог федерального значения. Однако что касается дорог более «низкого» уровня — регионального и муниципального, существенных изменений я пока не вижу.

Мы, предприниматели, вносим огромные дорожные платежи, государственный бюджет делает колоссальные вливания в дорожное строительство. И что на выходе?

Стоимость работ головокружительно высока, качество их выполнения очень низкое: уже построенные дороги приходится доделывать и переделывать. И денег постоянно не хватает…

Их и не будет хватать при отсутствии контроля — сколько бы их ни было. Каждое увеличение объема финансирования будет означать рост не столько объемов работ, сколько цен. А также армии тех, кто пополняет с дорожного строительства свой личный бюджет.

С моей точки зрения, прежде всего нужен контроль за финансовыми потоками и качеством выполнения работ в дорожном строительстве.

И тогда с помощью тех финансовых ресурсов, которые имеются в дорожном строительстве уже сегодня, при рациональном использовании денег и разумных ценах можно построить и прекрасные дороги, и вдобавок крупные производственные мощности по выпуску автомобилей и запчастей.

Следующая важная тема — железнодорожная инфраструктура региона. Общеизвестно, что железных дорог на Дальнем Востоке недостаточно и они не отвечают современным техническим требованиям, в частности скоростным. Путей мало — в основном идет однопутка, то есть грузы чаще всего можно перевозить либо в одну сторону, либо в другую.

Перевозчики страдают от проблем с железнодорожным трафиком. И нынешнее состояние железных дорог — опасная ситуация для поставки критически важных ресурсов как от нас в «большую» Россию, так и из европейской части страны — партнерам в ЮВА. Ведь известно: где тонко, там и рвется.

Эксперты считают, что недостаточное развитие транспортно-логистической системы Дальнего Востока не дает России возможности воспользоваться конкурентными преимуществами глобального транзитного пространства между Европой, Азией и Америкой, которое географически занимает наша страна. Так что развитие транспортной системы Дальнего Востока — это должна быть, на мой взгляд, приоритетная общенациональная программа.

Эксклавная экономика

— Второй пункт — проблема кооперации с предприятиями «большой» России…

 

— К сожалению, экономика Дальнего Востока преимущественно варится в собственном соку. К сожалению, мы развиваемся как изолированная, эксклавная хозяйственная система. И по транспортным причинам, о которых я уже сказала, и потому, что многие руководители из Москвы — как государственные, так и корпоративные — до нас просто не долетают и не могут видеть возможностей наших предприятий.

На Дальнем Востоке множество ресурсов и возможностей, которые могут быть использованы в российских технологических и хозяйственных цепочках.

— Третий фактор — деловой климат, деловая среда на Дальнем Востоке…

 

— Да, среда, способствующая росту и развитию собственного бизнеса, а также инвестициям — как российским, так и иностранным. Прежде всего нужна зеленая улица для ведения бизнеса в регионе.

— Вы имеете в виду льготы?

 

— Льготы дальневосточному бизнесу, особенно инвестиционные и налоговые, не повредят. Но сегодня довольно серьезные льготы созданы для малого и среднего бизнеса в целом по стране — стараниями президента Медведева и правительства под руководством Путина.

Решился также вопрос о снижении для малого и среднего бизнеса страховых взносов в Пенсионный и другие социальные фонды. Это улучшает условия ведения бизнеса.

Но главное препятствие для ведения бизнеса — нездоровая предпринимательская среда, монополизм. Не секрет, что в нашей стране монополии часто появляются из-за отношений тех или иных компаний с государственными органами. На Дальнем Востоке эта проблема, на мой взгляд, тоже довольно остра.

— Как ее решать?

 

— По моему мнению, нужен спрос с руководителей всех уровней за то, что делается ими для формирования и поддержания бизнес-климата в регионе.

Президент Медведев в своих Магнитогорских тезисах говорил о необходимости появления в регионах инвестиционных омбудсменов. Возможно, требуются омбудсмены по развитию малого и среднего бизнеса — фигуры федерального подчинения, которые не дадут сложиться коррупционным монополистическим системам на тех или иных территориях.

Саммит как тест

— Как повлияет на внимание к проблемам Дальнего Востока и решение этих проблем саммит АТЭС 2012 года?

 

— Саммит сыграет, и уже играет, огромную роль в развитии региона. Но достаточно ли высокими темпами идет подготовка к саммиту? Например, пресса пишет, что полуторакилометровый мост через бухту Золотой Рог, который должен быть достроен к саммиту, возводится с отставанием по срокам…

Есть ли четкое распределение ответственности за организацию саммита между федеральным уровнем, региональным и местным? Я не знаю кухни подготовки к саммиту, но по косвенным признакам могу судить, что там не все в порядке. Опять-таки сказывается то обстоятельство, что для федеральных чиновников мы слишком далеко.

К сожалению, а может быть и к счастью, подготовка к саммиту вскрыла многие проблемы в городе и регионе. Саммит стал тестом готовности региона к работе в современных условиях — и, к сожалению, в прохождении этого теста есть определенные сомнения.

Во Владивостоке нет красивых, обустроенных набережных, достойных крупного города. В Сочи они уже есть.

Доживем ли мы до того, когда полицейские начнут говорить по-английски, не будут хамить жителям города и туристам?

Приходят пароходы с иностранцами, город включается в мировое разделение труда, а многие службы у нас еще до сих пор живут в советском прошлом… Это неприемлемо.

Знаете, если во всей России главный предмет прибауток на тему взяточничества — ГИБДД, или как теперь их называют, дорожная полиция, то у нас — надзорные органы водного бассейна. Они побили коррупционные рекорды ГИБДД! Этой темой нужно заниматься на фоне подготовки к саммиту.

Заниматься нужно и состоянием жилищного сектора, ЖКХ. Возьмем, к примеру, ТСЖ. Это во многих случаях были фантомы, которые тут же исчезли, как только регион вступил в федеральную программу софинансирования реформы ЖКХ. Но ведь ТСЖ, современные управляющие компании, в моем понимании, и есть проводники этой реформы.

Наш город имеет все шансы стать глобальным центром, и для этого многое делается и городскими, и краевыми властями. Но, мне кажется, некоторым местным руководителям не хватает действительно глобального мышления, профессиональной управленческой подготовки, чтобы заниматься созданием из Владивостока глобального города, крупного центра российской и мировой экономики. Не все руководители к этому готовы.

С опорой на автомобилестроение

— Наверное, не «Дальзаводом» единым… Важно продолжать развивать производственные проекты на Дальнем Востоке?

 

— Безусловно. На мой взгляд, это могут быть и проекты в области оборонно-промышленного комплекса, и в области гражданской промышленности.

Для меня удивительно, почему те же желтые «Лады Калины» будут производиться в Самаре, а не во Владивостоке. Особенно в свете постепенно вступающего в силу запрета на праворульные машины в нашем регионе.

— Тем более что это машины экономического класса…

 

— Да, это недорогие машины — но при доставке к нам из Самары они станут буквально золотыми…

Почему на Дальнем Востоке не нашли территории для завода? Почему региональные и муниципальные власти не выступили с соответствующей инициативой, вместо того чтобы застраивать все и вся торговыми и бизнес-центрами, никому не нужными в таком количестве? Мне это трудно понять…

К тому же развитие производства «Лад Калин» — это поддержка национального автомобилестроения. В любой стране мира собственную машину можно купить существенно дешевле, чем иностранные, от которых внутренние рынки защищены пошлинами.

Мы же не строим мощности для развития собственного автомобилестроения, при этом занимаемся сборкой иностранных машин. И вдобавок повышаем пошлины на запчасти на иностранные машины.

То есть действуем так, что интересы наших граждан страдают в любом случае.

В чьих интересах работают чиновники

— Какова ситуация на автомобильном рынке Дальнего Востока после запрета поставки новых машин с правым рулем?

 

— Я — сторонница решения, которое было принято российским правительством: перехода полностью на левый руль. И, конечно, мы очень благодарны правительству за то, что этот переход будет постепенным.

В государстве должны быть единые автомобильные правила и подходы к безопасности движения. Я сама уже четыре года езжу с левым рулем.

Но мы не должны действовать в ущерб десяткам тысяч людей, которые потом и кровью заработали на свои праворульные машины. Еще 10—15 лет они будут успешно эксплуатироваться.

Существует момент в государственном регулировании, который я не понимаю, — повышение таможенного тарифа на запчасти от производителя. Для чего это делается? Для того, чтобы увеличить стоимость эксплуатации машин? Или для того, чтобы расцвел серый импорт и черный рынок внутри страны? Неужели чиновники, готовившие это решение, настолько не умеют просчитывать последствия?!

Уже начались перебои с поставками запчастей. Необходимые запчасти снимают друг у друга, воруют, делают на каких-то заводиках в Китае или у нас…

Криминализации этой сферы нельзя допускать. Она больно бьет и по интересам потребителей автомобилей, и по развитию автомобильного бизнеса.

Конечно, есть универсализация запчастей. Мы, например, с нашим традиционным ассортиментом — японскими запчастями — «залезли» уже и в европейские машины, и в отечественные. Те же самые амортизаторы Kayaba ставим на «Ладу Калину».

Но вы же понимаете, что в качестве универсальных могут использоваться только высококачественные запчасти — европейские или японские, а не китайские и пока, к сожалению, не российские…

Если автомобили находятся в эксплуатации, люди должны иметь возможность использовать их комфортно. Необходимо как минимум не повышать барьеры для поставки запчастей от производителей, поставки на наш рынок хороших универсальных запчастей вообще.

На повестке — региональная экспансия

— Каковы перспективные направления развития вашего бизнеса?

 

— После кризиса мы активно расширяемся, увеличиваем присутствие в различных регионах и федеральных округах.

MXgroup работает сегодня в Красноярске, Новосибирске, Иркутске, Москве. Мы открываем собственный склад запчастей в Хабаровске, сотрудничали с одной из хабаровских компаний, но теперь решили работать там самостоятельно. Планируем прийти в Омск, Барнаул: эти города в планах расширения бизнеса — надеюсь, что ближайших.

Кроме того, мы намерены выйти на рынок непосредственного обслуживания автомобилей: открываем автотехцентр во Владивостоке. Полагаю, что будет и еще несколько таких центров.

— А на каких машинах будет специализироваться автотехцентр?

 

— На японских и европейских. Последнее направление очень важно: сегодня на владивостокском рынке мало кто серьезно занимается европейскими машинами. Мы хотим восполнить этот пробел.

— Мы знаем, что в вашей деятельности особое место занимает благотворительность…

 

— Да, прежде всего помощь детям-инвалидам. Мы оказались одними из немногих, кто поддержал инвалидов-колясочников, которые проходят лечение в Москве.

Они обращались к Правительству Москвы, но там сказали, что на них нет бюджета. У нас тоже нет бюджета, но мы нашли $70 тыс., которые стали важным подспорьем в проведении спартакиады, состоявшейся недавно в столице.

Благотворительность для нас — систематическая работа. К сожалению, у нашего государства не хватает возможностей для поддержки нуждающихся. Однако адекватных льгот бизнесу, занимающемуся благотворительностью, не хватает. Поэтому сегодня в данной сфере преимущественно энтузиасты — вроде меня…

Кадры для государства

— Ваша компания поднялась из малого бизнеса, и сегодня это крепкая средняя компания. Это во многих отношениях образцовый бизнес…

 

— Вести бизнес «правильно» — это был наш изначальный выбор. Мы прошли трудный путь, достигли хороших результатов — потому что всегда делали акцент на стратегическом планировании и профессиональном управлении. И на квалифицированных менеджерских кадрах, которых вырастили и воспитали.

В нашей группе все руководство имеет профессиональное бизнес-образование, несколько менеджеров имеют сертификаты в рамках международных систем сертификации.

— А насколько управленческие кадры, работающие в регионе, адекватны тем задачам, которые стоят перед регионом?

 

— Управленческий кадровый корпус Дальнего Востока нуждается в обновлении. К сожалению, ротация кадров сильно отстает от требований времени.

Многие занимаются государственным и муниципальным управлением как собственным бизнесом, забывая о том, что власть — это не бизнес, власть — служение обществу, с ответственностью перед этим обществом. А не общество с неограниченной безответственностью и круговой порукой, как сегодня часто получается.

В органах власти тасуется одна и та же колода: был имярек начальником управления, стал депутатом, потом — новый ответственный пост в исполнительной власти… И так по кругу.

Зачастую руководители на местах и работники аппарата управления — люди, которые сидят на чиновничьих должностях с незапамятных времен и имеют мало представления о современной жизни. Не секрет и то, что при рассмотрении кандидатуры на государственные должности приоритет получают те, кого активно лоббируют какие-либо группы. И в случае назначения на должность кандидату приходится отрабатывать поддержку.

Думаю, существует дефицит всесторонней оценки, анализа кадров при назначении на государственные должности. Отсюда масса проблем.

Очень мало людей на государственной службе, которые прошли обучение профессиональному менеджменту. А ведь это непреложное правило во многих странах мира.

Я убеждена, современный менеджер, как в государственном, так и коммерческом секторе, должен иметь профессиональную управленческую подготовку, проходить аттестацию и сертификацию в рамках международных систем менеджмента.

К сожалению, сегодня в сферу государственного управления привлекается мало опытных, социально ответственных бизнесменов, которые идут не лоббировать свои коммерческие интересы, а служить обществу. Мало тех, кто, сформировавшись как профессионал еще в советское время, начал заниматься бизнесом в 90-е годы — когда было очень много степеней свободы для предпринимательства, но и очень много рисков, а затем успешно работал в 2000-е годы. Именно такие менеджеры играют ключевую роль в развитии муниципалитетов и регионов.

Таких руководителей на Дальнем Востоке немало. Умами и талантами, в том числе в сфере управления, регион не обделен. Важно задействовать их в созидании нового облика российского Дальнего Востока.


Компания «Мегатекс-Трейдинг» работает на автомобильном рынке уже более 15 лет. Это одна из крупнейших в России дилерских сетей автозапчастей, которая выросла из небольшого семейного предприятия супругов Татьяны и Анатолия Кунченко.

Основные принципы бизнеса можно выразить в нескольких словах: успех приходит только благодаря постоянному повышению качества услуг и добросовестному отношению к поставщикам и клиентам. Ответственность, честность и порядочность — главные принципы работы компании.

MXgroup — группа, формирующая всероссийскую сеть поставки запчастей к японским автомобилям. Сетью, помимо Владивостока, где работает компания «Мегатекс-Трейдинг», охвачены Иркутск, Новосибирск, Хабаровск, Улан-Удэ, Москва. Это одна из крупнейших сетей в России, работающая с праворульными автомобилями. В последние годы группа занимается и леворульными машинами.

Специализация группы — все, что касается двигателей и ходовой части, то есть того, что больше всего изнашивается на наших дорогах. Группа предлагает клиентам около 30 наименований продукции самых сильных японских брэндов.

Для некоторых брэндов «Мегатекс-Трейдинг» — единственная группа в России, кому производители разрешают торговать. Основные брэнды, с которыми работает группа — амортизаторы KYB, тормозные колодки NISSHINBO и jFBK, детали подвески CTR, Safety и VIC, помпы и крестовины GMB, свечи зажигания и накаливания NGK, термостаты TAMA, приводы J-Rocky, свечи накаливания HKT, фильтры BUIL, SAKURA и SHINKO.

По каждому виду продукции у группы только один брэнд, который она продвигает по всей территории страны, причем большинство брэндов подбирается так, чтобы не пересекаться ни с одним из конкурентов.

Группа также работает с линией автотоваров из Южной Кореи и Сингапура для тех, кто пока не относится к обеспеченному классу.

Другой аспект специализации MXgroup — оптовая торговля. «Мегатекс-Трейдинг» — исключительно оптовая компания, розницей не занимается категорически. И в большинстве дочерних компаний это правило соблюдается тоже. Станции автотехобслуживания, розничные магазины — клиенты группы.

У компании четыре собственных склада: во Владивостоке, в Москве, Новосибирске и Иркутске. В Хабаровске открыто представительство, там группа арендует склад. По той же схеме построена работа в Улан-Удэ.


Татьяна Ивановна Кунченко — директор ООО «Мегатекс-Трейдинг», генеральный директор MXgroup. После окончания средней школы работала в Дальневосточном морском пароходстве. Была комсоргом, членом бюро комитета ВЛКСМ пароходства.

После окончания Дальневосточного рыбного института работала в торговле. С начала 1990-х годов занималась бизнесом в области торговли автозапчастями к иномаркам.

Член попечительских советов благотворительных фондов, организатор многих благотворительных акций, таких как «Загляни в глаза ребенку», «Приморье без сирот» и др.

Награждена орденом «Во славу Отечества», имеет звание академика Международной академии меценатства.

Замужем, имеет дочь, сына и двоих внуков.