Сергей ПРУДНИКОВ: работаю над тем, чтобы Россия преображалась

Текст | Сергей ФЕДОТОВ
Фото | Наталья ПУСТЫННИКОВА

Генеральный директор ООО «СП Транс Компани» (г. Усть-Кут Иркутской области) Сергей Прудников убежден, что поставки нефтепродуктов в районы Крайнего Севера — задача государственной важности, которая нуждается в соответствующем внимании со стороны органов власти всех уровней.

— Сергей Васильевич, как вы формулируете миссию компании?

 

— В тяжелых климатических условиях севера нефтепродукты — жизненно важный ресурс. Без них невозможно себе представить освоение районов Крайнего Севера, жизнеобеспечение населенных пунктов, работу транспорта, промышленных предприятий. Исходя из этого мы и формулировали миссию нашей «СП Транс Компани» (СПТК) и группы связанных с ней компаний — транспортно-строительной компании «Импульс» и др. Это максимальное содействие развитию производства и социальной сферы с помощью поставки потребителям светлых нефтепродуктов, товарно-материальных ценностей, обеспечения транзита, предоставления транспорта и вспомогательных услуг, а также выполнения строительных работ.

Для справки: за период с октября 2008 по апрель 2011 года нами было поставлено 37,5 тыс. т светлых нефтепродуктов. Из них больше половины доставлено водным путем, а остальное — автотранспортом. У нас есть собственный парк автомобильной техники — более 20 единиц.

Наши секторы ответственности: север Иркутской области, Ленский и Мирнинский районы Республики Саха (Якутии), ряд районов Красноярского края. Поставляем ГСМ и грузы на сотни километров. Например, в Олекминск — 1500 км, Мирный — 1250 км, Ленск — 1200 км, Пеледуй — 864 км, ВЧНГ (район Верхнечонского месторождения) — 612 км от Усть-Кута.

Доставку осуществляем круглый год: как в период навигации по р. Лене — начиная с середины мая и до 20-х чисел октября, так и в зимний период, начиная со второй декады декабря и заканчивая первой декадой апреля. Конечно, стремимся осуществить доставку большей части грузов водным путем — в период навигации.

Договоры с администрациями муниципальных образований, с компаниями, которые задействованы на строительстве ВСТО-1 или ВСТО-2 для нас высший приоритет, выполнить поставку для них — дело чести нашей компании.

Чтобы сократить транспортную «дельту», приходится доставлять нефтепродукты и ТМЦ непосредственно до конечных потребителей. В основном мы это осуществляем в зимний период, чтобы исключить дополнительные затраты по приемо-складским операциям на терминалах. Вообще, максимальная клиентоориентированность — наша отличительная черта на рынке.

Мы всячески стремимся поддержать клиентов. Наш подход в отношениях с заказчиком — компромиссное взаимовыгодное сотрудничество с широким кругом возможностей для партнеров. Мы и до экономического кризиса, и тем более в период кризиса оказывали услуги с отсрочкой платежа, предоставляли товарный кредит на период от 30 до 60 дней! Других компаний с подобными условиями в нашем регионе я не знаю.

Без ложной скромности могу сказать: по сравнению с коллегами «СП Транс Компани» имеет преимущества и в стоимости оказываемых услуг, и в условиях их предоставления, и в спектре услуг.

— По сути дела, ваша компания — одна из инфраструктурных компаний региона, играющих важную роль в северном завозе…

 

— Совершенно верно. Мы никогда не воспринимали себя только как коммерческого поставщика: решаем социальные, государственные задачи.

Огромное значение для нас имеет участие в развитии газового комплекса. «СП Транс Компани» как оператор по поставке светлых нефтепродуктов, совместно с компанией «Газпром инвест Восток», принимает участие в реализации программ освоения Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения, строительства газотранспортной системы Якутия — Хабаровск — Владивосток, строительства газоперерабатывающих и газохимических производств в регионе.

Поставляем нефтепродукты и оказываем услуги по доставке ГСМ и ТМЦ для предприятий, разрабатывающих Могдинское, Восточно-Сугдинское, Санарское, Преображенское, Верхнечонское, Ковыктинское и ряд других нефтегазовых месторождений. Активно работаем также в рамках государственной программы газификации — на объектах газификации Иркутской области и Якутии.

Не могу не сказать о том, что реализации этих государственных задач мешает негосударственный подход наших партнеров.

— Что вы имеете в виду?

 

— Долги — в том числе, по моему мнению, умышленные, со стороны некоторых компаний нефтегазовой и геологической отраслей. В ряду злостных должников, увы, дочернее АО «Газпрома» — «Спецгазавтотранс» (СГАТ).

В течение более двух лет мы предоставляли этому предприятию максимально благоприятные условия, в том числе длительные товарные кредиты. Но, к сожалению, столкнулись с немотивированными неплатежами.

Задолженность предприятия за поставки нефтепродуктов и услуги по перевозке достигала 23,1 млн руб.! На каком-то этапе его местным подразделением, я считаю, было принято решение не платить, а денежные средства вместо погашения долгов перед нами использовать для заключения отношений с новыми поставщиками.

Мы вынуждены были финансировать дефицит средств с помощью заемных ресурсов. Процентная ставка составляет от 12,5% до экстремальных 60% годовых! Когда срочно нужно выполнить обязательства перед партнерами, приходится идти и на такие условия.

— И даже в этом случае кредиты не всегда удается получить…

 

— Вот именно. Тем более что мы не можем предполагать, на какую сумму с нами решат не расплачиваться…

В результате мы столкнулись с колоссальным дефицитом средств. Впервые в нашей деловой биографии мы не смогли в марте — апреле 2011 года в полном объеме обеспечить завоз по зимнику заявленных ресурсов светлых нефтепродуктов нашим клиентам. Был частично сорван завоз ГСМ и ТМЦ на север Иркутской области и в Ленский район Якутии.

То есть мы понесли убытки четырежды: первый раз в виде неплатежей со стороны заказчика, второй — за счет того, что вынуждены были обращаться к кредиторам и платить проценты по кредитам, третий — за счет штрафных санкций организаций, которым мы не поставили в срок нефтепродукты и ТМЦ, четвертый — за счет санкций за несвоевременную уплату налогов со стороны органов ФНС.

Завоз нефтепродуктов для потребителей в Якутию в период навигации 2011 года также на грани срыва: мы бьем во все колокола, я неоднократно обращался с письмами к руководству «Спецгазавтотранса» Алексею Викторовичу Фарафонтову, его заместителям и продолжаю это делать. Но, увы, ответа нет… Такое чувство, что нас не слышат и не хотят слышать!

Сам факт такого отношения к основному поставщику ГСМ дает основания предполагать отсутствие интереса руководителей «Спецгазавтотранса» к решению данной проблемы. Хотя первое лицо этой компании является депутатом городской думы Ижевска и как депутат обязан демонстрировать государственный подход.

— Предприятие вообще ничего не платит и никак не реагирует на ваши требования?

 

— Нет, кое-что платит — по 1—2 млн в месяц. «В недрах» местного подразделения «Спецгазавтотранса», судя по всему, был сформулирован именно такой подход. Задолженность сократилась, но объем ее на данный момент все равно колоссальный — более 15 млн руб.!

«Спецгазавтотрансом» направлялся график платежей, фиксирующий как раз удобный для этого предприятия ритм погашения задолженности — с марта по август. Мы этот график, разумеется, оставили без подписания.

При этом сами активно пытались урегулировать ситуацию: многократно предлагали достичь компромисса в части сроков погашения задолженности. Предоставили «Спецгазавтотрансу» четыре срока погашения задолженности. Первый — 4 марта 2011 года, второй — 16 марта. Разумеется, сроки указывались в официальных письмах.

В письме от 25.03.2011 ООО «СПТК» предложило последний и единственный способ урегулирования сложившейся ситуации с указанием конечных сроков погашения задолженности: 50% до 31 марта и 50% до 5 апреля 2011 года включительно.

Руководство ДОАО «СГАТ» оставило наши условия без рассмотрения или просто их не приняло — как я уже сказал, ответом нам было молчание. В связи с неисполнением «Спецгазавтотрансом» обязательств «СП Транс Компани» вынуждена была обратиться в Арбитражный суд для принудительного взыскания задолженности.

Перед тем как ехать к вам, 8 июня, я еще раз отправил первому руководителю «Спецгазавтотранса» письмо на предмет погашения задолженности до 28 июня. Дело в том, что на 28 июня назначено предварительное слушание в Арбитражном суде г. Иркутска.

Возможно, обратимся еще и в прокуратуру по поводу того, что наши обращения игнорируются.

При этом я должен сказать, что наша компания при возникновении спорных моментов старается найти взаимовыгодное решение, не доводить до судебных разбирательств. Мы всегда склоняемся к заключению мирового соглашения даже в процессе арбитражного разбирательства.

Есть и другие злостные должники, например ОАО «Хантымансийскгеофизика» — структурное подразделение ЗАО «Геотек-холдинг», одной из крупных компаний в области сейсморазведки. У этого предприятия тоже большой долг за ГСМ и оказанные услуги, и подход аналогичный… «кому я должен, всем прощаю»4. Есть решение Арбитражного суда г. Ханты-Мансийска в пользу «СП Транс Компани», но ответчик в целях затягивания сроков расчета (уже полтора года!) подал апелляцию, предоставив документы, которые нельзя назвать иначе как фальсификацией.

Не расплатившись с нами, ОАО «Хантымансийскгеофизика» также привлекло новых поставщиков. Вероятно, и в отношении данной компании мы будем вынуждены обратиться с запросом в прокуратуру.

— И много у вас таких должников?

 

— К счастью, злостных должников только два. Есть должники, которые не могут расплатиться в полном объеме в силу каких-то экономических катаклизмов в своей деятельности. Но они не уходят от диалога, и вместе мы находим взаимоприемлемые варианты погашения задолженности, согласовываем график платежей.

Мне непонятно, почему государственные органы не принимают участия в борьбе с неплатежами — даже с неплатежами государственных компаний. Ведь такие организации справедливо воспринимаются как структуры, за которыми стоит государство.

Следовательно, они своим поведением наносят ущерб имиджу государства, наносят удар по всей цепочке поставок для обеспечения тех же государственных программ. Бороться с теми, кто нарушает правила игры, это как раз его, государства, функция на рынке!

Но пока нам приходится пользоваться судебным инструментарием. А также заботиться о диверсификации круга крупных заказчиков.

В частности, развертываем сотрудничество с компанией «РН Бурение», одной из крупнейших российских буровых компаний, к тому же четко и последовательно выполняющей свои финансовые обязательства.

— Мы знаем, что вы активно работаете в направлении совершенствования инфраструктуры Якутии — одной из важнейших программ развития этой республики…

 

— Совершенно верно. Вообще у нас масштабная программа работы в Якутии — она реализуется уже пять лет. Программа включает вложения в производственную и социальную инфраструктуру республики, партнерские отношения с муниципалитетами, инфраструктурными организациями — такими, как ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» (ОАО «ЛОРП»), ОАО «Саханефтегазсбыт» и др. А также участие в крупнейших республиканских проектах — в нефтегазовой, строительной, транспортной сферах…

— Это своего рода форма частно-государственного партнерства?

 

— Именно так. По крайней мере, мы стремимся действовать именно в рамках идеологии такого партнерства и предлагаем на этой основе строить отношения муниципалитетам и властям субъекта Федерации. В каких-то случаях это удается, в каких-то — продолжаем искать консенсус.

Мы возлагаем большие надежды на новую администрацию Республики Саха (Якутия) во главе с президентом Егором Афанасьевичем Борисовым — ею взят курс на быстрый экономический рост и модернизацию инфраструктуры. В частности, в республике ведет активное железнодорожное строительство ОАО «Железные дороги Якутии» (ОАО «ЖДЯ»): Амуро-Якутская железнодорожная магистраль в ближайшие годы дойдет от станции Нерюнгри-грузовая до Нижнего Бестяха и далее через мост до Якутска. На сегодняшний день проведены проектно-изыскательские мероприятия по строительству совмещенного автомобильного и железнодорожного моста через Лену в районе Нижнего Бестяха, где расстояние между берегами всего 4 км — обычно оно составляет 12—16 км.

Строительство и ввод в эксплуатацию данного моста в будущем свяжет между собой районы республики наземными коммуникациями.

Благодаря железной дороге республика будет встроена в единую транспортную систему региона; кроме того, железная дорога снимет в определенной степени сезонный фактор в поставке грузов. Сегодня большинство из них доставляется в период судоходства на Лене, который, как я уже говорил, длится менее полугода, в остальное время приходится возить по зимнику, что долго и дорого. По железной дороге можно будет транспортировать грузы летом и зимой.

«СП Транс Компани» — партнер железнодорожников (ОАО «ЖДЯ») и транспортных строителей по поставке светлых нефтепродуктов, и сотрудничество мы намерены расширять — продолжать тот курс, который был взят нами в прошлые годы.

Еще в 2007—2008 годах нашей группой совместно с ООО «Строй Континент» был проведен комплекс мероприятий по разработке береговой зоны в районе пос. Пеледуй Ленского района Якутии: это затон Сенной в акватории р. Лена.

Земляными снарядами было проведено дноуглубление, обустроена дамба протяженностью 80 м. Для разработки этого участка (100х50х29 куб. м) произведена выемка более 145 тыс. куб. м грунта!

Весь этот комплекс работ позволил размещать в затоне дополнительные суда и танкеры речного флота ОАО «ЛОРП».

Пароходство получило возможность размещать ежегодно в своих танкерах на зимний период дополнительные объемы нефтепродуктов до 7—8 тыс. т.

На эти работы нашей группой было потрачено 21,7 млн руб. собственных средств и средств инвесторов. Взамен со стороны руководства, входящего в состав ЛОРП, Пеледуйского судостроительно-судоремонтного завода, где расположен затон, и руководства ОАО «ЛОРП» нам было обещано приоритетное право на размещение светлых нефтепродуктов на терминале в пос. Пеледуй на нефтебазе и в танкерах для решения наших производственных и транспортных задач.

Но в ОАО «ЛОРП» произошли организационные изменения — завод стал автономным предприятием, а в ЛОРП сменилось руководство. И сегодня на меня смотрят непонимающим взглядом: «Сергей Васильевич, это ваши проблемы!»… Тем не менее мы не оставили попыток достичь взаимопонимания и, уверен, его найдем.

Отдельно скажу о проекте контейнерных автозаправочных комплексов, которые мы сдаем под ключ и в дальнейшем эксплуатируем. Самое позднее в октябре-ноябре планируем сдать в эксплуатацию контейнерный АЗК в Пеледуе.

В течение почти двух лет мы ждали получения документов на подключение к системам электроснабжения — и вот только сейчас их получили. Еще ряд проектных документов находится в финальной стадии согласования.

Мы не ждали разрешений — начали готовить площадку под строительство объекта, основываясь на договоренностях с администрацией Ленского района, потому что понимали, что мы с администрацией стратегические партнеры. И понимали, насколько важен автозаправочный комплекс для района. Это первый такой АЗК в Якутии — но, по нашим планам, не последний.

Большое значение для нас имеет и развитие инфраструктуры Иркутской области. Еще один, модульный АЗК с прилегающим автодорожным кемпингом, мы планируем построить в родном Усть-Куте, на окраине города: земельный участок площадью 11 тыс. кв. м — аналогов такого сооружения в Усть-Куте нет! Формирование площадки, подготовка проектно-сметной документации уже начаты. Планируемый срок ввода в эксплуатацию — 2013—2014 год.

Но пока много проблем, мешающих строительству, в том числе с арендной платой, которая нам предложена в несколько раз выше, чем в центре города, хотя нам пришлось уже вложить в подготовку данной площадки более 3 млн руб. Дело в том, что одна пятая этой площадки — болотистый участок, который необходимо осушить и отсыпать скальным грунтом, подготовить его надлежащим образом, прежде чем начать работы.

Тем не менее мы заняли максимально конструктивную позицию, понимая, насколько важен АЗК для Усть-Кута, для развития конкуренции на рынке нефтепродуктов. Я договорился о встрече по этому поводу с мэром города Владимиром Петровичем Сениным, надеюсь, вопрос об арендной плате либо о приобретении участка в собственность будет решен в конструктивно.

— Насколько нам известно, вы занимаетесь современным инновационным производством в энергетическом секторе…

 

— Мои земляки и коллеги в Новосибирске в течение многих лет занимаются проблемой снижения энергоемкости: повсеместным внедрением энергосберегающих светодиодных ламп — ламп нового поколения.

Мы предполагаем создание в ближайшее время производственного подразделения под этот проект в Усть-Куте, который предусматривает поставку данного товара муниципальным электросетевым компаниям и другим заказчикам.

Это, можно сказать, отклик на призыв президента Медведева развивать инновации. Я хочу заметить, что Дмитрий Анатольевич — первый лидер, который перевел эту тему из области теории в область практики.

Кстати, для производства светодиодных ламп не нужны крупные промышленные предприятия, как для производства люминесцентных ламп. Их могут изготавливать небольшие производственные фирмы. Необходимо в ближайшее время очень серьезно подойти к вопросу создания таких минипроизводств, которые были бы конкурентоспособны на мировом рынке, в частности конкурировали бы с китайскими предприятиями.

— Вопрос к вам как к эксперту по рынку нефтепродуктов: с чем связан недавний ценовой всплеск на этом рынке?

 

— Существует три фактора, влияющие на цену нефтепродуктов: во-первых, ценообразование на московских и петербургских биржах: ГСМ — биржевой товар; во-вторых, поставка продукции нефтеперерабатывающими заводами через разного рода посредников — трейдеров, давальцев; в-третьих, высокая себестоимость собственно поставки из-за очень высоких цен в сфере приемо-складских операций, хранения и транспортировки до конечных терминалов.

В результате цена на ГСМ подвержена спекулятивным биржевым колебаниям, получаем нефтепродукты от оптовых поставщиков по завышенной цене из-за переменного числа посредников между заводом и конечным поставщиком, вынуждены платить монопольно высокую цену за транспортировку по Лене и хранение на нефтебазах.

Сегодня доставка танкерным флотом основными перевозчиками составляет 1,5—2,75 тыс. руб. за тонну, в зависимости от того, в какой пункт отгружается ресурс нефтепродуктов; приемо-складские операции, хранение, также в зависимости от терминалов, 1,35–2,5 тыс. руб. за тонну (5,7—12,3 руб. за тонну в сутки — хранение). Самая дорогая перевалка у «Саханефтегазсбыта» — 2,5 тыс. руб. за тонну, хранение на его нефтяной базе стоит 10,5–12,3 руб. за тонну в сутки! Причем на эту базу еще нужно попасть — с некоторых пор это будет проблематично: «Саханефтегазсбыт» закрывается от сторонних поклажедателей.

Конечно, для того чтобы предложить потребителю конкурентоспособную цену и при этом обеспечить себе хоть какую-то маржу, мы вынуждены бороться за эффективность — экономить каждый рубль! Несмотря на экономию средств, нам приходится нести большие потери при транспортировке и перевалке (особенно это касается нефтебазы г. Ленска, принадлежащей ОАО «Саханефтегазсбыт»).

Тем не менее мы не можем в ущерб себе ликвидировать все дисбалансы цепочки поставки — это задача государственных органов. И они вынуждены ее решать в авральном порядке.

Цена на ГСМ в январе-феврале текущего года дошла до критической величины. В Усть-Куте цена на Дт.З и Дт.А составляла на условиях франко-резервуар нефтебазы порядка 34,5—35,7 тыс. руб. за тонну без учета рентабельности, с периодическими колебаниями в течение нескольких месяцев. Все это не могло не отразиться на конечном потребителе северных регионов.

Правительство приступило к активным действиям, началось расследование ФАС. «Температуру» удалось немного сбить, хотя и возникли перебои со светлыми нефтепродуктами. Однако «болезнь» не исчезла.

В государственной политике на рынке нефтепродуктов, на мой взгляд, важно от борьбы с «симптомами» перейти к лечению «болезни»: купировать резкие скачки биржевых цен на ГСМ, сократить цепочки посредников, демонополизировать транспортировку и хранение или хотя бы ввести регулирование монопольной цены со стороны государственных органов.

— Расскажите о вашем пути в бизнесе?

 

— Я по образованию инженер радиосвязи и радиовещания: окончил в 1984 году Новосибирский электротехнический институт связи им. Н.Д. Псурцева, после этого работал по специальности в государственных организациях связи и телерадиовещания. Не реализовав всех своих идей на государственном предприятии, решил после окончания контракта воплотить их в жизнь в частной структуре.

В мае 1992 году ушел на вольные хлеба — создал собственную компанию в телекоммуникационной сфере. В течение четырех с лишним лет я и моя команда выстроили стройную систему, которая зарекомендовала себя не только в регионе, но и за его пределами.

Имея лицензию на право предоставления услуг телефонии, мы выступили первопроходцами среди частных структур по телефонизации своего региона. С группой единомышленников мы не только смогли доказать, что это возможно, но и создали жесткую конкуренцию существующей государственной структуре — ОАО «Электросвязь».

Еще в период 1994—1997 годов мы внедряли самые последние разработки в области связи, то есть, как сейчас принято говорить, занимались инновациями… Увы, создание конкурентной ситуации на рынке не могло не сказаться на судьбе нашей компании.

Через несколько лет фирма просто прекратила свою деятельность — при положительном балансе. Разрозненные активы ее оказались в чужих руках, в составе других структур, в том числе и государственных.

Я вынужден был начинать жизнь сначала. Имея определенный опыт работы с взаимозачетами, которые были распространены в то время, я взял новые ориентиры в бизнесе. Приоритетами стали оказание услуг в заготовке, переработке и реализации древесины, поставка и реализация различных товарно-материальных ценностей.

Занимался поставкой пушнины, торговлей рыбой, ломом черных металлов, лесом, ГСМ… Пришлось исколесить почти весь бывший Советский Союз.

Постепенно в моем бизнесе возникло направление поставки энергоносителей. А когда началось строительство ВСТО-1, мы решили сконцентрироваться на этом направлении. Постепенно появился круг структур, заинтересованных в сотрудничестве с нами, это и сегодня костяк наших клиентов. Они знают нас хорошо, за плечами годы сотрудничества.

— Каково ваше кредо как предпринимателя?

 

— Всегда оставаться человеком: честным, порядочным, несмотря ни на какие соблазны и вызовы.

— Мы знаем, что вы огромное внимание уделяете благотворительности…

 

— Да, я воспринимаю это как свой долг перед людьми, которые не могут о себе позаботиться самостоятельно.

В Усть-Куте есть областной дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с которым мы дружим на протяжении уже нескольких лет. По возможности стараемся помочь детям и их дому.

Это учреждение находится на обеспечении областного бюджета, который выделяет на одного ребенка всего 112 руб. в сутки, соответственно 3360 руб. в месяц, и на обмундирование — 13 тыс. руб. на ребенка в год. Муниципальный же бюджет не выделяет вообще ничего. В данной ситуации без помощи коммерческих спонсоров, таких как мы, дети будут жить впроголодь!

Систематически помогаем также Детскому эколого-биологическому центру Усть-Кута, детским спортивным командам города.

Увы, предпринимателей, которые считают важным для себя поделиться с ближним, немного. Большинство представителей нашего цеха несколько тысяч долларов, что требуется на помощь, лучше в ресторане пропьют…

Печально, что деятельность благотворителей никак не поддерживается государством. Кроме того, любая благотворительная помощь подразумевает безвозмездную передачу денежных средств или материальных ценностей. Но расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества и расходы, связанные с такой передачей, при расчете налога на прибыль, согласно пункту 16 статьи 270 НК РФ, учитывать нельзя!

— Расскажите о ключевых аспектах кадровой политики компании.

 

— Кадровая ситуация в производственном секторе тяжелая. Нарушена связь между вузами и отраслями производства, большие трудности с рабочими кадрами. Ведь даже закончившие профильные ПТУ молодые люди не идут на производство: найти сварщиков, монтажников, плотников очень сложно.

В молодежной среде бушует наркомания, сбиты жизненные ориентиры. Сегодня весь основной груз задач в стране — и производственных, и управленческих — несут на себе те, кому от 40 до 65 лет: люди, получившие закалку еще в советское время. После них — провал.

Среди более молодых есть только единицы, кто может взять на себя ответственность и с этой ответственностью справиться. Да, сегодня много молодых руководителей — они образованные, талантливые люди. Но они не прошли ступеней профессионального и личностного роста, не знают реальной экономики, реальной жизни, не обладают культурой компромисса, партнерских отношений.

Зато умеют бить кулаком по столу и кричать: «Обеспечить!» Но от криков и призывов результата не будет: надо уметь наладить процесс…

Когда проводили муниципальную реформу, власти рассчитывали, что везде будет самоуправление, появится инициатива, проявится гражданская ответственность. Но на деле получилось иначе.

Пользуясь инертностью и апатией людей, в некоторых муниципалитетах на посты руководителей пришли лоббисты тех или иных коммерческих интересов, коммерсанты, рассматривающие муниципалитеты как свой частный бизнес. Они первым делом озаботились продажей муниципального имущества и выжиманием всех соков из арендаторов нежилых помещений и земельных участков.

Между тем главная задача муниципальной власти — обеспечивать условия тем, кто создает рабочие места.

— То есть бизнесу?

 

— Да. Холить и лелеять бизнес на своей территории. Потому что бизнес — он сегодня здесь, а завтра там. И даже если предприниматель пока еще «здесь», но не чувствует себя уверенно, он будет вести себя как временщик: не станет финансировать развитие территории.

Бизнес-климат в муниципальных образованиях, регионах — это сегодня самая большая проблема нашей страны. На каждой территории у нас есть пять структур, которые определяют ситуацию: местная администрация, УВД, прокуратура, налоговая инспекция и УФСБ. Все они равно значимы, равно влиятельны…

И пока предприниматель вынужден лавировать между этими структурами, он будет чувствовать себя уязвимым.

По инициативе президента и премьера предприятиям малого бизнеса предоставлен целый ряд льгот. И в этом направлении нужно продолжать двигаться: и в региональной, и в федеральной политике. Если не будет обеспечено условий для развития бизнеса, программа создания 25 млн новых рабочих мест, которую выдвинул Владимир Владимирович Путин, не заработает.

Должно быть радикальное упрощение налогообложения — как в Китае: заплатил предприниматель вмененный налог — и дальше спокойно работает, никто его не трогает.

Камнем преткновения являются налоговые проверки. Любой налоговик норовит найти зацепку и оштрафовать — и потом судись с ним. Но активы могут быть парализованы уже сегодня, может быть заблокирована хозяйственная деятельность — цепочка взаимосвязанных обязательств.

Ни при каких обстоятельствах нельзя позволять блокировать производство! Потому что оно — основа основ!

Но сегодня налоговики нам откровенно говорят: заботиться о сохранении и развитии производственной базы — не наша задача, наша задача собирать доходы для бюджета и выполнять план. Но на любой территории есть те, кто платит налоги, и те, кто не платит вообще. С кого в первую очередь будут драть три шкуры налоговики? Вопрос, к сожалению, риторический…

— Очень трудно работать, когда на тебе делают план по сборам…

 

— Вот именно.

— Ваши предложения по совершенствованию налоговой политики?

 

— В налоговой политике надо учитывать в первую очередь специфику работы предприятий, условия, в которых они работают.

Наша компания работает в северных регионах и районах, приравненных к ним. Любая доставка нефтепродуктов, ТМЦ в эти труднодоступные места до заказчиков, независимо от времени года, связана с документооборотом, который влияет на несвоевременность обработки соответствующей экономической информации и представления в бухгалтерию предприятия.

Предлагаю налоговым органам разрешить предприятиям осуществлять возмещение НДС по документам, поступившим позднее срока сдачи налоговых деклараций (НД) в том отчетном периоде, в котором они поступили налогоплательщику. Это исключит необходимость предоставлять уточненные налоговые декларации. В целях упорядочивания отчетности по хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и ее соответствия достоверности за отчетный налоговый период предлагаю налоговым органам совместить сроки подачи НД по НДС и прибыли (назначить их на одну дату, 28 число).

Думаю, что при сложных климатических условиях бизнеса в северных районах налогоплательщики должны иметь преимущества, льготы. Кроме того, в более благоприятном положении должны находиться компании, которые вкладывают в инфраструктуру, в развитие региона.

Они должны как минимум получить на законных основаниях приоритет при поставке продукции для государственных нужд. А сейчас и те, кто только кладет деньги себе в карман и вывозит за рубеж, и те, кто вносит вклад в развитие территории, находятся в одинаковом положении…

Очень беспокоит необоснованное налогообложение физических лиц подоходным налогом с сумм, которые они получают от реализации своего имущества (автомобили, квартиры и пр.). Да, человек обязан платить налог — 13% , но от разницы (дельты), от полученного им дохода при продаже своего имущества.

Над многими вопросами налогового законодательства нужно скрупулезно работать государственным организациям с привлечением бизнеса и общественности. Сегодня же, когда мы, бизнес, подаем соответствующие предложения и на региональном, и на федеральном уровне, нас не хотят слушать.

Впрочем, не слушают и ученых. Я выступал на одной из конференций в Москве на тему развития бизнеса на Севере и совершенствования налоговой системы. После выступления ко мне подошел руководитель НИИ Федеральной налоговой службы. Говорит: многое из того, что вы предлагаете, мы пытаемся продвигать уже более десяти лет! Договорились продвигать эти идее вместе.

— А вы с такими идеями не думали о государственной карьере?

 

— Я занял свое место в жизни и не стремлюсь занять чужое. Я производственник, работаю над тем, чтобы Россия преображалась.

Каждый должен быть на своем месте, будь то бизнес или государственная служба, и должен стремиться к преображению своей родной страны. Тогда и будет результат.


ООО «СП Транс Компани», возглавляемое Сергеем Прудниковым, было создано в 2007 году. Основной сферой ее деятельности являются оптовая торговля, поставка и реализация светлых нефтепродуктов, а также транспортная деятельность — как доставка нефтепродуктов, так и ТМТН. Кроме того, это работа автомобильного грузового транспорта, строительство объектов производственного назначения, инновационная деятельность и др.

ООО «СП Транс Компани» совместно с ООО «Импульс», участником которого также является С.В. Прудников, осуществляют инвестиционные проекты по строительству объектов производственно-технического назначения. Эти проекты направлены на развитие социальной и производственной инфраструктур северного региона Иркутской области и Республики Саха (Якутия) и позволят создать рабочие места в данных регионах и увеличить отчисления во внебюджетные фонды.

ООО «СП Транс Компани» на протяжении ряда лет оказывает поддержку и спонсорскую помощь областному дому для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в г.Усть-Куте; Детскому эколого-биологическому центру Усть-Кутского муниципального образования; в проведении выездных спортивных турниров для молодежи г. Усть-Кута; в реализации проекта «История России Нового времени — 2011» в соответствии с уставными целями (сайт www.academia-maki.ru).

ООО «СП Транс Компани» является социальным партнером Международной благотворительной программы «Во имя жизни на земле».

«СП Транс Компани» удостоена сертификата социального партнера в реализации Программы устойчивого развития стратегического партнерства международных негосударственных и общественных организаций с исполнительными и законодательными органами государственной власти и бизнес-сообществом в условиях мировой экономики на 2010—2012 годы.

На основании решения оргкомитета Международного экономического проекта «Устойчивая и развивающаяся экономика: инновации, инвестиции, модернизации, партнерство, опыт, взаимодействие» от 26.07.2010 ООО «СП Транс Компани» является лауреатом премии в номинациях «Лучшая компания года — 2010» и «Лидер модернизации года — 2010» за эффективное обновление основных фондов, техническое переоснащение и реконструкцию производства.

ООО «СП Транс Компани» является лауреатом IV Ежегодной международной премии «Лучший налогоплательщик года — 2011» согласно решению организационного комитета премии от 30.05.2011.


Прудников Сергей Васильевич родился в 1959 году в пос. Мирный Коченёвского района Новосибирской области. После окончания средней школы работал гибщиком труб на Томском манометровом заводе, учился в радиошколе, служил в рядах Вооруженных сил.

В 1984 году окончил Новосибирский электротехнический институт связи им. Н.Д. Псурцева, факультет радиосвязи и радиовещания.

С 1982 по 1992 год работал мастером, затем инженером, начальником цеха, начальником производственно-технической лаборатории на предприятиях связи и телевидения Иркутсткой области.

С 1992 — генеральный директор ООО ПКФ «Адонис». С 1997 года — директор ООО ПКФ «САПР». В 2004 году возглавил ООО «СП Компани». С конца 2007 года — директор ООО «СП Транс Компани». С 2008 года одновременно генеральный директор ООО «Импульс».

Со студенческих времен С.В. Прудников занимается общественной работой, а став во главе бизнес-структур, активно участвует в благотворительной деятельности.

С 2010 года — действительный член Международной академии меценатства, действительный член Международного клуба филантропов и меценатов Европы.

Сергей Прудников награжден орденом «Герой труда» Новой России (2010 год), медалью «Во имя Жизни на Земле» (2011 год), орденом «Звезда Мецената» (2011 год).