Василий ДОЛГОЛЁВ: новые интеграционные образования укрепят двусторонние отношения Беларуси и России


Текст | Юрий КУЗЬМИН, Леонтий БУКШТЕЙН
Фото | из архива Посольства Республики Беларусь в РФ


Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Российской Федерации Василий Борисович Долголёв — о сегодняшнем состоянии экономического сотрудничества между нашими странами и его перспективах в рамках дальнейшего развития Таможенного союза и создания Единого экономического пространства.

— Василий Борисович, в августе исполняется пять лет вашего пребывания на посту посла. Что важного и заметного, на ваш взгляд, произошло в интеграции России и Беларуси за это время?

— Все эти годы интеграционные процессы между Республикой Беларусь и Российской Федерацией поступательно развиваются. Мы достигли значительных успехов по многим направлениям нашего, безусловно взаимовыгодного, сотрудничества.

Одним из ярких показателей эффективности взаимодействия двух стран является уровень товарооборота. И здесь нам есть чем гордиться. По итогам 2010 года показатель взаимной торговли между Беларусью и Россией превысил $27,9 млрд. Это с учетом того, что в 2009 году из-за мирового финансово-экономического кризиса объем взаимной торговли значительно снизился — тогда он составил $24,4 млрд.

Союзное строительство также не стоит на месте. Причем и Беларусь и Россия уделяют вопросам развития интеграции особое внимание. Об этом свидетельствует, в том числе, размер бюджета Союзного государства, средства из которого направляются на решение актуальных интеграционных задач. С 1998 года, когда союзный бюджет был сформирован, он вырос почти в десять раз (в минувшем году составил 4,9 млрд российских рублей). Всего за 1998–2010 годы в развитие Союзного государства было вложено почти 35 млрд российских рублей.

Более 90% средств союзного бюджета направляется на финансирование совместных программ и мероприятий, в первую очередь в производственной и социальной сферах, а также в сфере обеспечения безопасности наших государств. Уже реализовано свыше 40 крупных совместных программ. Из них особо отмечу «Развитие дизельного автомобилестроения», программы по преодолению последствий Чернобыльской катастрофы, «Космос СГ», суперкомпьютерную программу СКИФ. В 2011 году союзные деньги будут направляться на финансирование еще 40 программ и мероприятий.

Значимым достижением союзного строительства является реализация пакета международных договоров (всего четыре соглашения) по обеспечению равных прав граждан Беларуси и России на социальное обеспечение, оказание медицинской помощи, налогообложение, свободу передвижения и выбор места жительства. Эти договоренности были заключены на высшем уровне 24 января 2006 года в Санкт-Петербурге. Последнее из четырех соглашений вступило в силу в феврале 2009 года. Оно касается обеспечения равных прав граждан наших стран на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Союзного государства.

Еще одно успешное направление — военно-техническое сотрудничество наших стран. Беларусь и Россия формируют общее оборонное пространство, взаимодействуют в правоохранительной сфере, а также в вопросах обустройства и охраны границы. Мы сформировали региональную группировку войск, совместно обеспечиваем ее функционирование (за счет средств союзного бюджета).

Беларусь и Россия координируют решение вопросов военного строительства и безопасности, проводят общую оборонную политику. Идет совершенствование национальных и совместных вооруженных сил, повышается их боеготовность, ведется борьба с терроризмом и преступностью.

— До работы на дипломатическом посту вы работали в ранге вице-премьера — представителя в Союзном государстве. Ваше мнение о достигнутом взаимопонимании стран — участниц СНГ?

— О значительном повышении доверия стран — участниц СНГ друг к другу говорит их готовность вступать в различного рода интеграционные объединения.

На пространстве Содружества сегодня функционирует несколько таких структур, наиболее динамично развивающаяся — Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, который начал работу 1 января 2010 года.

При этом необходимо особо отметить важность создания Комиссии Таможенного союза, которая наделена наднациональными полномочиями по ряду вопросов регулирования внешней торговли (в частности, тарифному и нетарифному регулированию). Решения комиссии являются обязательными для исполнения всеми странами — участницами Таможенного союза. Таких органов до настоящего времени на пространстве СНГ не создавалось.

После заявления глав государств и вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза в июле 2010 года фактически создана единая таможенная территория трех стран. Завершить формирование Таможенного союза планируется к 1 июля 2011 года.

Одновременно с работой в рамках Таможенного союза весьма интенсивно ведется формирование правовой базы Единого экономического пространства (ЕЭП). Согласованы подходы по всем вопросам, в том числе касающимся нефти и газа, субсидирования промышленности и сельского хозяйства, государственных закупок.

В результате весь пакет из 17 соглашений был подписан в ноябре и декабре 2010 года на заседаниях Межгоссовета ЕврАзЭС (на уровне глав государств и глав правительств). Вступление их в силу запланировано на 1 января 2012 года.

Со своей стороны Беларусь еще в конце 2010 года выполнила необходимые внутригосударственные процедуры для вступления в силу пакета соглашений ЕЭП и ожидает от остальных стран-участниц конкретных решений, которые продвинут создание ЕЭП.

— Какое место, на ваш взгляд, должно занять СНГ в формирующейся системе интеграционных механизмов на постсоветском пространстве, таких как ОДКБ, ЕврАзЭС, Таможенный союз и, в будущем, ЕЭП?

— Отмечу, что Беларусь всегда последовательно выступала и будет выступать за развитие интеграции между постсоветскими странами. Мы исходим из того, что СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ — это самостоятельные международные организации, с различными уставными целями. Они должны органично дополнять друг друга, без взаимного «перетягивания» вопросов. Такой подход распространяется и на сферу обеспечения коллективной безопасности.

Вместе с тем, СНГ остается единственной интеграционной структурой, в рамках которой могут решать совместные задачи такое количество государств (сегодня их 11). В частности, именно в рамках СНГ наиболее комплексно решаются вопросы взаимодействия в таких инфраструктурных отраслях экономики, как энергетика, транспорт, связь и др.

В СНГ сложилась также довольно эффективная система отраслевых органов, которая позволяет успешно сотрудничать в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и оружия, нелегальной миграцией. Накоплен значительный опыт военного взаимодействия. Это относится прежде всего к деятельности координационных комитетов — временных вспомогательных органов при Совете министров обороны СНГ.

В то же время хорошо зарекомендовала себя практика использования потенциала координационных комитетов одной интеграционной организации в интересах другой. Так, на Координационный комитет по вопросам противовоздушной обороны при Совете министров обороны СНГ возложены дополнительные функции по интегрированию, развитию и совершенствованию ПВО государств — участников ОДКБ. Такой подход планируется распространить и на другие координационные комитеты СНГ (связи, метеорологии, топографии, на военно-научный совет).

Существует и поле взаимодействия между СНГ и ЕврАзЭС, в частности в сфере таможенной и миграционной политики, по пограничным вопросам. На стадии подготовки находится Перечень основных направлений взаимодействия ОДКБ и ЕврАзЭС.

Таким образом, самостоятельность СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ по отдельным направлениям не мешает находить возможности для взаимовыгодного сосуществования и сотрудничества этих интеграционных образований.

— Сейчас введен в действие Таможенный кодекс для стран — участниц Таможенного союза. Каких выгод ожидает Беларусь от его реализации?

— Вступление в силу с 1 июля 2010 года Таможенного кодекса принесло выгоду всем странам Таможенного союза: России, Беларуси и Казахстану. Прежде всего, создан общий рынок трех государств, который в совокупности включает более 170 млн потребителей. По территории Таможенного союза беспрепятственно перемещаются товары. Действует единый механизм таможенного регулирования, а также санитарного, ветеринарного, фитосанитарного контроля. Помимо этого, в ближайшее время будет создан единый механизм технического регулирования.

Важнейшим показателем выгод и преимуществ для стран — участниц любых интеграционных образований является объем их взаимной торговли. За период с 1 июля 2010 года (после вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза) объем торговли между тремя государствами вырос более чем на 30%. Кроме того, у всех стран Таможенного союза, в том числе и у Республики Беларусь, увеличились объемы поступлений от импортных таможенных пошлин.

— Считаете ли вы возможным в ближайшее время решить проблемы тарифного и нетарифного регулирования в рамках Таможенного союза?

— Напомню, что единая система тарифного и нетарифного регулирования в странах — участницах Таможенного союза действует с 1 января 2010 года. Контроль над этой сферой осуществляет наднациональный орган — Комиссия Таможенного союза.

В настоящее время государства — члены Таможенного союза активно ведут переговоры с третьими странами об унификации торговых режимов. В этом направлении предстоит проделать большую работу: у Республики Беларусь насчитывается около 40 торговых соглашений с третьими странами, у Казахстана — около 50, у Российской Федерации — порядка 120 таких договоров.

Так что не будем торопить события.

— Удовлетворяют ли Беларусь темпы, какими движется согласование технических условий, стандартов, регламентов?

— Хочу обратить внимание, что в Таможенном союзе вырабатываются единые технические регламенты, а разработка единых стандартов осуществляется в рамках СНГ.

В настоящее время есть незначительное отставание от сроков разработки первоочередных техрегламентов Таможенного союза. Однако, учитывая важность и сложность этих документов, Беларусь исходит из того, что основной упор должен делаться на их содержание.

К тому же, если сравнивать с другими интеграционными образованиями, можно привести в пример Европейский союз, где на разработку технических регламентов ушло около 25 лет.

— Появился термин «таможенный сертификат соответствия». Беларусь поддерживает его идею?

— Единая форма сертификата соответствия действует на территории Таможенного союза с 1 июля 2010 года. Республика Беларусь не только поддерживает идею единого документа соответствия, но и первой из стран Таможенного союза начала его выдачу.

Суть заключается в следующем: товары, включенные в Единый перечень продукции и прошедшие обязательную оценку (подтверждение) соответствия в одном из государств — членов Таможенного союза, свободно обращаются в пределах территории трех стран. Документы соответствия признаются во всех государствах Таможенного союза, поэтому продукция не должна проходить повторную оценку (подтверждение) соответствия.

— «Газпром» приобрел 50% доли в СП на базе «Белтрансгаза». Аналитики подчеркивали, что «при обоюдном стремлении сторон это могло быть отправной точкой для развития взаимовыгодных стратегических проектов». А вы как думаете?

— Сегодня никому не надо объяснять, какое стратегическое значение имеет экспортный газопровод Ямал — Европа. Именно его инфраструктура является отправной точкой для развития взаимовыгодных стратегических проектов с ОАО «Газпром». Так, на базе этого газопровода предусматривается возможность строительства второй очереди трубопровода при существенной экономии инвестиционных затрат с российской стороны.

В случае реализации такого проекта увеличение мощностей по транзиту российского газа в Европу даст возможность в сжатые сроки обеспечить дополнительный транзит 23,5 млрд куб. м газа в год для Польши и Германии.

Наряду с этим сегодня открывается возможность реализации проектов по строительству новых подземных хранилищ газа на территории Республики Беларусь. Расширение системы подземного хранения газа позволит усилить поддержку экспортных потоков ОАО «Газпром» в период максимальных загрузок.

Еще одним стратегическим проектом может стать совместное участие в строительстве на границе с Европой завода по сжижению природного газа, с последующей его реализацией на экспорт.

— В 2010 году на российской территории было открыто более 30 СП по сборке строительной техники, сельхозмашин, пассажирского транспорта с участием белорусских предприятий. Как вы считаете, это предел, или могут быть расширены операции, направленные на соединение бизнесов наших стран?

— На наш взгляд, открытие сборочных производств или совместных предприятий — наиболее эффективная форма приближения белорусской продукции к российскому покупателю. Поэтому мы уделяем данному направлению особое внимание.

В 2010 году было создано 31 сборочное производство и совместное предприятие. Ими было поставлено машинокомплектов на сумму более $100 млн.

Только Министерством промышленности Беларуси создано более десяти сборочных производств в десяти российских регионах, в том числе в Санкт-Петербурге, Татарстане, Оренбургской, Амурской, Вологодской областях, Хабаровском и Краснодарском краях. Были собраны, а затем нашли своего покупателя в России, свыше 8 тыс. тракторов различных модификаций, почти 1,5 тыс. комбайнов, 960 лифтов, 152 тыс. холодильников «Атлант».

Есть и новые проекты. Так, поставлены первые партии машинокомплектов для сборки комбайнов «Полесье» в Татарстане и Краснодарском крае, тракторов — в Ростовской области и Санкт-Петербурге, дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники — на базе Череповецкого литейно-механического завода (Вологодская область).

И это не предел. Мы будем и дальше развивать собственную товаропроводящую сеть. Но сегодня встает другой вопрос: как эффективно загрузить созданные производственные мощности по сборке белорусской техники.

К примеру, по разным причинам практически свернута сборка белорусских тракторов на заводах «СпецТехника» (г. Рубцовск, Алтайский край) и «РосБелТрактор» (г. Санкт-Петербург). Слабо движется реализация проекта по созданию совместного предприятия между Минским автозаводом и Тутаевским моторным заводом (Ярославская область). Объемы сборки тракторов в ОАО «Сарэкс» (Республика Мордовия) упали на 53%.

Несмотря на возникающие трудности белорусская сторона планирует наращивать выпуск техники в России, уделив особое внимание совместным предприятиям, в первую очередь «ЕлАЗ» в Елабуге (Республика Татарстан) и ОАО «Смолспецтех» (г. Смоленск).

Еще одно направление — участие белорусских предприятий в поставках автокомпонентов для собираемых в России «в режиме промышленной сборки» автомобилей. Сейчас мы ведем соответствующие переговоры с зарубежными партнерами. Интерес к такому сотрудничеству уже проявила компания General Motors.

Дело в том, что многие белорусские машиностроительные предприятия имеют необходимое технологическое оборудование и квалифицированный персонал. Немаловажны и наш солидный опыт в производстве отдельных деталей для иномарок, и возможность расширения номенклатуры выпускаемых автокомпонентов.

В числе других перспективных проектов — объединение производственных потенциалов российского концерна «Тракторные заводы» и белорусского РУП «МТЗ». Это позволит существенно модернизировать входящие в эти структуры предприятия и выработать более эффективные формы управления в тракторостроении.

— В 2010 году было объявлено о завершившейся сделке по приобретению российским Сбербанком контрольного пакета акций БПС-Банка. Это первая ласточка? Или единственная?

— К счастью, это не первая ласточка и не единственная. После приобретения контрольного пакета акций БПС-Банка Сбербанк стал седьмым по счету российским банком, действующим на территории Беларуси.

В настоящее время контрольный пакет акций Белвнешэкономбанка принадлежит российскому Внешэкономбанку, Белросбанка — Росбанку, Белгазпромбанка — Газпромбанку, Банка Москва-Минск — Банку Москвы, Альфа-банка — российскому Альфа-банку, российский банк ВТБ выкупил контрольный пакет акций ЗАО «Славнефтебанк».

Таким образом, в Беларуси представлены практически все крупнейшие банки Российской Федерации. В то же время в России нет ни одного белорусского банка.

Начиная с 2008 года белорусский АСБ «Беларусбанк» предпринимает попытки приобрести контрольный пакет акций одного из российских банков. До сих пор этот вопрос не решен, хотя присутствие белорусского банка на территории России позволило бы значительно увеличить и одновременно удешевить кредитные ресурсы для поставок белорусских товаров на российский рынок. Помимо этого, проще было бы решить вопросы, связанные с конвертацией белорусских рублей, и обеспечить полноценное банковское обслуживание белорусских субъектов хозяйствования в России.

— Недавно российская корпорация «Ростехнологии» отправила белорусскому правительству предложения об объединении автомобильных заводов КАМАЗ и МАЗ (Минский автомобильный завод). Как вы думаете, это слияние пойдет на пользу обеим компаниям, или тут просматривается односторонняя заинтересованность?

— Крупные компании, как правило, находятся в постоянном поиске дополнительных источников расширения своей деятельности. При этом наиболее популярным решением является слияние. Этот мировой опыт корпоративного менеджмента востребован и российскими компаниями.

В последние годы в России наблюдается тенденция к формированию крупных холдинговых структур во всех основных сегментах рынка. Достаточно вспомнить образование холдингов «Русский алюминий» и СУАЛ, контролирующих до 95% производства и сбыта алюминия в России. Подобные процессы протекают в металлургической, деревообрабатывающей и других отраслях.

Беларусь также идет в ногу со временем. Рассматривается возможность создания холдингов на базе МАЗа, БелАЗа, Минского моторного завода, МТЗ, БАТЭ, Амкодора и других предприятий, в том числе с участием иностранных инвесторов.

Идея объединить усилия КАМАЗа и МАЗа не новая, она уже обсуждалась сторонами. Но с момента создания единого таможенного пространства и с учетом предстоящего формирования ЕЭП этот вопрос становится более актуальным.

Отмечу, что в настоящее время Минский автозавод является государственным предприятием. На нем ведется выпуск грузовых автомобилей, шасси, прицепов того же размера и ценового диапазона, что и на КАМАЗе. В связи с этим МАЗ является основным конкурентом КАМАЗа на российском рынке. Кстати, в сотрудничестве с МАЗом сегодня заинтересованы и китайские конкуренты КАМАЗа.

Вопрос о возможном объединении КАМАЗа и МАЗа обсуждался 15 марта 2011 года в Минске на заседании Совета министров Союзного государства. Полагаю, что после изучения всех нюансов на экспертном уровне, к которому стороны уже приступили, будет принято соответствующее решение, отвечающее взаимным интересам.

Объединение на взаимовыгодной основе должно привести к увеличению выпуска грузовых автомобилей, дефицит которых в России ощущается и сейчас, а также к выработке общей позиции двух предприятий по работе на рынках третьих стран. Можно предполагать, что в значительной степени будет унифицирована компонентная база при сохранении индивидуальности каждого автомобиля. Как показывает мировая практика, переход на единую агрегатную основу автозаводам всегда интересен. В связи с этим при объединении можно будет использовать индустриальные возможности и опыт белорусских предприятий для наращивания выпуска современных моторов, коробок передач и других элементов автомобилей.

Или другой пример. Нам известно, что Россия готова продать активы концерна «Тракторные заводы». В сложившейся ситуации было бы целесообразно создать холдинг с передачей этого концерна в управление РУП «МТЗ». Белорусская сторона смогла бы на тракторных заводах концерна организовать производство техники, выпускаемой сейчас на РУП «МТЗ». А на высвободившихся мощностях минского завода сосредоточить производство новых моделей тракторов «Беларус», в том числе гибридных, с гидромеханической трансмиссией и мощностью 300 л.с. и выше. Такой проект может стать стратегическим на территории СНГ и даже в мире.

В целом создание белорусско-российских холдингов — это веление времени. Дело в том, что небольшим предприятиям сложно конкурировать сегодня на мировом рынке. Поэтому необходимо создавать мощные структуры, способные выпускать и продвигать конкурентоспособную продукцию. Кроме того, холдинги позволяют сконцентрировать инженерный потенциал, активнее проводить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, облегчают привлечение средств для развития и модернизации производства, позволяют организовать качественную подготовку высококвалифицированных кадров.

— Какие институты СНГ вы считаете наиболее эффективными?

— В рамках СНГ создано более 80 различных органов, в том числе 66 — отраслевого сотрудничества.

Высшим органом СНГ является Совет глав государств, который обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств-участников в сфере их общих интересов.

В свою очередь Совет глав правительств координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах.

Существует также Совет министров иностранных дел СНГ — он является основным исполнительным органом, который обеспечивает сотрудничество государств — участников Содружества во внешнеполитической деятельности.

Особо стоит отметить Экономический совет СНГ, задача которого — следить за выполнением решений Совета глав государств и Совета глав правительств о создании и функционировании зоны свободной торговли и других вопросах социально-экономического сотрудничества.

Благодаря целенаправленной работе высших и исполнительных органов Содружества разработаны и активно используются многоуровневая нормативно-правовая база и механизмы сотрудничества, продолжается укрепление взаимодействия в экономике, гуманитарной сфере, обеспечении стабильности и безопасности.

В связи с этим нельзя не отметить существенный вклад в общее дело укрепления интеграции такого института, как органы отраслевого сотрудничества. В экономическом блоке наиболее активно работают Совет по железнодорожному транспорту, Межправительственный совет дорожников, Координационное транспортное совещание, Электроэнергетический совет, Региональное содружество в области связи, Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации. В сфере гуманитарного и информационного сотрудничества в этом плане можно выделить деятельность Совета по гуманитарному сотрудничеству, Совета по культурному сотрудничеству, Совета по делам молодежи, Совета руководителей государственных информационных агентств СНГ. Серьезная работа ведется также органами Содружества, осуществляющими сотрудничество в сфере безопасности и противодействия современным вызовам и угрозам.

— Насколько силен взаимный экономический интерес Беларуси и России?

— Наши страны исторически тесно связаны между собой: лихолетье Великой Отечественной войны, восстановление экономики, затем целина, БАМ…

В СССР Беларусь была сборочным цехом и для общих союзных нужд выпускала тракторы МТЗ, автомобили МАЗ, БелАЗ, комбайны, другую сельхозтехнику, продовольственные товары и товары повседневного спроса. Поставщиками сырья и комплектующих для этой техники были практически все республики Союза.

После развала СССР, разрыва сложившихся кооперационных связей в Беларуси резко упало производство. Только последовательная, взвешенная работа прежде всего президента страны Александра Григорьевича Лукашенко, Правительства республики и всего белорусского народа позволила восстановить разорванные кооперативные связи, создать новые производства и фактически спасти экономику Беларуси.

Мы искали подходящие формы в первую очередь экономической интеграции с Российской Федерацией. В нашей истории были Сообщество Беларуси и России, Союз Беларуси и России и подписанный в 1999 году Договор о создании Союзного государства. Помним, как с границы двух государств был убран пограничный столб. Все это создало условия для развития экономического сотрудничества, реализации совместных программ, выработки согласованной внешней политики, решения вопросов свободного перемещения наших граждан.

Сегодня Беларусь и Россия сотрудничают практически по всем направлениям экономики. Беларусь — третий по объему товарооборота партнер России. Создаются совместные производства, выпускаются новые виды продукции. Взаимный интерес наших стран друг к другу очевиден и подкрепляется солидными экономическими проектами. Например, Россия будет помогать строить в Беларуси АЭС, прорабатываются новые проекты в автомобилестроении, тракторостроении, в освоении космического пространства и др.

А со вступлением Беларуси, России и Казахстана в новое экономическое образование — Таможенный союз, который должен перерасти в Единое экономическое пространство, перспективы сотрудничества наших стран расширились еще больше.

— В какой мере между бизнесменами наших стран существует взаимная заинтересованность?

— Беларусь — благоприятная страна для ведения бизнеса и вкладывания инвестиций. Правительство постоянно совершенствует законодательство в этой сфере. Поэтому неудивительно, что бизнесмены из России, впрочем как и других стран мира, успешно реализуют проекты в Беларуси.

В настоящее время российские бизнесмены строят в Минске ряд жилых микрорайонов, Олимпийский центр, деловой район «Минск-Сити». Они занимаются также продвижением белорусской техники на российский рынок и другими прибыльными проектами. Но больше всего взаимная заинтересованность российского и белорусского бизнеса проявляется в сфере поставок энергоресурсов в третьи страны.

— Как на сотрудничество наших стран повлияет интеграция в другие международные экономические объединения?

— Убежден, что только положительным образом.

Ведь именно проведенная работа в рамках «двойки» стала одним из основных элементов успеха при создании Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана. Союзное государство стало тем локомотивом, который потянул за собой формирование нового интеграционного объединения.

Уже в рамках Таможенного союза «тройки» реализованы меры по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, которые предусматривались Договором о создании Союзного государства, но так и не были в полной мере выполнены. Основным из них является создание органа с наднациональными полномочиями — Комиссии Таможенного союза, о чем я уже говорил.

Помимо этого, в Союзном государстве накоплен значительный опыт во многих сферах двустороннего сотрудничества (внешнеполитической, военно-технической, правоохранительной, социальной и др.), и сегодня он может быть задействован в трехстороннем формате.

Но это не значит, что двустороннее взаимодействие Беларуси и России поблекнет и затеряется среди перспектив Таможенного союза и ЕЭП. Наоборот, я убежден, что новые интеграционные образования помогут усилить двусторонние отношения Беларуси и России, сделать их более эффективными и результативными.