На пути к самоорганизующейся медицине


Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ


Прошедшее 25 марта расширенное заседание Коллегии Минздравсоцразвития России показало, что власти, наконец, приобрели системное видение развития национальной системы здравоохранения.

На расширенном заседании коллегии, помимо подведения итогов реализации госпрограмм в сфере здравоохранения за 2010 год, рассматривались перспективные задачи. По сути, сегодня формируется новая национальная система здравоохранения, соответствующая современным экономическим и социальным реалиям.

Именно к отсутствию такой системы, как в организации медицинской помощи, так и в финансировании, сочетанию рудиментов советской бюджетной медицины и элементов нерегулируемого, «англосаксонского» медицинского рынка, к кампанейщине в государственной медицинской политике сводились претензии большинства экспертов в отношении российского здравоохранения.

На 20-ом году реформ, судя по всему, наконец появилось понимание того, каким должно быть отечественное здравоохранение.

Акцент — на первичную помощь

В частности, было объявлено, что Минздравсоцразвития представило в правительство новую редакцию Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Она предусматривает выстраивание новой модели оказания медицинской помощи. «Наша целевая задача, — отметила министр Татьяна Голикова, — повысить эффективность медицинских услуг за счет увеличения объемов первичной медико-санитарной помощи и сокращения затрат на дорогостоящие виды стационарной медицинской помощи».

Согласно сегодняшнему мнению министерства, каждый из трех видов медицинской помощи — первичная медико-санитарная помощь, включая первичную специализированную помощь; специализированная помощь, в том числе высокотехнологичная; и скорая медицинская помощь — должны решать свои специфические задачи.

В первичном звене здравоохранения будут развиваться все элементы первичной специализированной помощи, а также создаваться специальные структуры для оказания неотложной помощи с переадресацией части вызовов со скорой медицинской помощи через единую диспетчерскую службу. В качестве необходимой составной части амбулаторного лечения будут развиваться стационарозамещающие технологии, дневные стационары и стационары на дому.

«Мы начинаем масштабную модернизацию скорой медицинской помощи, — подчеркнула Голикова на заседании коллегии. — На базе приемных отделений круглосуточных стационаров необходимо развивать отделения экстренной медицинской помощи, постепенно передавая им и бригады скорой медицинской помощи». Это, по мысли Голиковой, должен быть единый механизм, когда врач напрямую заинтересован в своих результатах, а не оставляет больных на пороге приемных отделений, снимая с себя ответственность за их жизнь и здоровье. Хотя эксперты отмечают, что появление параллельных скоропомощных бригад может привести к конфликту интересов станций скорой помощи и больниц, от которого будут страдать пациенты.

Министерство предлагает обратить особое внимание на развитие санаторно-курортной помощи, которая должна стать ключевым элементом системы оздоровления и медицинской реабилитации. «Это один из наших пробелов в системе долечивания», — заметила министр.

Важное направление — совершенствование высокотехнологичных видов медицинской помощи, которые вносят весомый вклад в спасение тяжелобольных и снижение смертности населения.

Реформа страхования в действии

2011 год в системе здравоохранения пройдет под знаком реализации нового федерального закона «Об обязательном медицинском страховании».

Согласно этому документу, не организация-работодатель и не государство в отношении неработающих граждан, а каждый гражданин получает возможность выбирать страховую компанию (участвующую в системе обязательного медицинского страхования). Оказывать услуги в рамках ОМС со временем будут иметь возможность не только государственные, но и получившие такое право в установленном порядке негосударственные лечебно-профилактические учреждения.

Эта реформа, считают эксперты, позволит постепенно раскрепостить пациента, дать ему возможность действительно выбирать лечебно-профилактическое учреждение, а не продолжать фактически в приказном порядке пользоваться теми учреждениями, которые им навязываются. Также эти преобразования дадут возможность гражданам без проволочек получать медицинскую помощь в любом лечебном учреждении, участвующем в системе ОМС, на территории страны. Лоббистом их интересов становится страховая компания.

Реальное право выбора привлечет инвестиции в лучшие медицинские учреждения и сделает инвестиционно привлекательными медицинскую промышленность и приборостроение.

Специалисты считают, что модель здравоохранения не соответствует модели страхования в стране. И в ближайшие годы предстоит достичь этого соответствия.

Требуется упорядочить и финансирование медицинских учреждений — по ОМС, по системе честного медицинского страхования и из бюджета.

Необходимо, по мнению специалистов, в оперативном порядке принять решение о достаточном страховании по любому виду медицинской помощи. Источников страхования должно быть несколько — государство, работодатель, сам гражданин и, может быть, благотворительные организации.

«С 2012 года, — отметила министр, — мы переходим на новую систему организации обязательного медицинского страхования — организация ОМС будет являться полномочием Российской Федерации, переданным для исполнения в субъекты Российской Федерации. С 2013 года указанные полномочия будут сопровождаться субсидией, основанной на нормативах единой базовой программы ОМС».

При этом важная проблема — сочетание ОМС и специализированной медицинской помощи в рамках прямого бюджетного финансирования. Министерству предстоит выработать более четкие критерии того круга медицинских услуг, которые предоставляются по ОМС, и того, что граждане страны получают в рамках бюджетного финансирования на основе направлений в специализированные центры. Тем более что специализированные центры также будут решать задачи в рамках ОМС. Система выдачи направлений нуждается в четкой регламентации.

«Регионы должны нам представить свою позицию касательно объемов участия федеральных медицинских организаций в ОМС», — отметила Голикова.

Модернизация пойдет из регионов

Главной задачей на 2011 год в области здравоохранения, по словам главы Минздравсоцразвития, является принятие и реализация региональных программ модернизации здравоохранения, которые разрабатывают субъекты Федерации во исполнение Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Программы включают в себя три основных направления:

• укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, в том числе обеспечение завершения строительства ранее начатых объектов, текущий и капитальный ремонт государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, приобретение медицинского оборудования;

• внедрение современных информационных систем в здравоохранение в целях перехода на полисы ОМС единого образца, с приложением универсальной электронной карты, внедрение телемедицинских систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде;

• внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами.

Министр остановилась на организационных вопросах подготовки и подписания соглашений по реализации региональных программ модернизации здравоохранения. Этот процесс запаздывает: председателем Правительства России был поставлен срок до 1 апреля, но во многих регионах разработка программ идет с задержкой.

Обучение перейдет на новый уровень

Важнейшее направление развития здравоохранения — развитие системы подготовки кадров.

С 2011/2012 учебного года, отметила министр, будут введены новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по специальностям здравоохранения. «Принципиальным отличием федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения является существенное увеличение объема клинической подготовки и приобретение в процессе обучения необходимых профессиональных компетенций» Хороший врач, отмечают эксперты, вылечит больного и при недостаточном лекарственном и ином инструментарии, а плохому не помогут и самые высокотехнологичные средства.

Есть основа для развития

Как видим, спустя почти 20 пореформенных лет, государство, наконец, сформулировало основу того, каким оно видит российское здравоохранение. Теперь стоит задача превратить эту основу в реально работающую систему.

Важнейшая задача, по мнению экспертов, создание в стране системы саморазвивающейся медицины. И 2011 год, начавшийся с обсуждения ряда новых законов, которые касаются системы здравоохранения, и реализации уже принятых, должен сыграть в этом процессе большую роль.