Андрей СУЛЕЙКОВ: рынок будет активно расти


Текст | Владимир ИВАНОВ
Фото | из архива Андрея СУЛЕЙКОВА


Первый заместитель генерального директора Полиграфического комплекса «Пушкинская площадь» (ПКПП) Андрей Сулейков — о современном состоянии российской издательско-полиграфической отрасли и основных тенденциях ее развития.

— Андрей Владленович, в какой степени кризис ударил по полиграфической отрасли России? В каком сегменте печатной продукции падение было наибольшим, где оно ощущалось в меньшей степени?

— Очевидно, что рынок печатных СМИ очень чутко отреагировал на кризисные явления. Из-за сокращения рекламных бюджетов особенно пострадали рекламные проекты. Например, продажи глянцевых журналов о моде, путешествиях и спорте, компьютерных изданий упали примерно наполовину. В свою очередь, некоторые сегменты (кулинария, сад-огород) в кризисный период смогли продемонстрировать небольшой рост. Также достаточно уверенно себя чувствовали традиционные СМИ, в частности федеральные общественно-политические издания, так как помимо рекламной выручки бюджет таких газет и журналов формируют доходы от продаж и подписки, государственные субсидии и т.д.

В целом же падение производства в издательско-полиграфической отрасли прошло на уровне 40%.

— Сейчас кризис вроде бы заканчивается. Ощущается ли это в области полиграфии?

— Да, ощущается. Сегодня активно восстанавливается сегмент рекламных изданий. Издатели увеличивают полосность, тиражи. Также в прошедшем году был запущен ряд новых проектов, в том числе на региональных рынках.

Определенный толчок к развитию отечественной издательско-полиграфической отрасли дало снижение ввозных таможенных пошлин на мелованную бумагу с 15 до 5%. Данное решение было принято Таможенным союзом России, Казахстана, Белоруссии весной 2010 года.

Пересмотр законодательства позволил российским типографиям приблизить цены на свои услуги к уровню европейских производителей. В результате в Россию из-за рубежа была переведена печать более 20 многотиражных изданий. И это итоги работы лишь нескольких месяцев.

Уверен, что российский издательско-полиграфический рынок будет активно расти, в том числе за счет возвращения издателей из европейских в российские типографии.

— Насколько загружена существующая полиграфическая база в Москве и в России вообще? У кого здесь преимущество: у крупных типографий типа ПКПП или у небольших? Есть ли перспективы у малых типографий, имеется в виду не малая полиграфия, а типографии полного ассортимента?

— Загрузка выросла. По нашим данным, сегодня у ведущих типографий страны она приближается к 70% против 40% в 2009 году. И это с учетом ввода новых производственных мощностей. Так, например, «Пушкинская площадь», запустив третью очередь оборудования, увеличила мощность машинного парка почти вдвое. Чтобы были понятны масштабы этого проекта, скажу лишь, что до запуска новых машин доля ПКПП на рынка ротационной (ролевой) печати в России составляла 25%.

В целом в сегменте печати многотиражных полноцветных и высококачественных изданий основными игроками выступают четыре крупнейшие типографии страны: «Пушкинская площадь», «Первый полиграф», «Алмаз-Пресс» и МДМ. Небольшим типографиям на этом рынке конкурировать сложно, так как небольшой парк оборудования не позволяет предложить клиентам максимально выгодную технологию производства. Помимо этого, нет возможности в случае срыва графиков или других непредвиденных сбоев оперативно реагировать и, например, перебрасывать печать заказа с одной машины на другую. С другой стороны, средние и малые производства более технологичны, а значит, конкурентоспособны в плане изготовления небольших тиражей со сложной постпечатной обработкой.

— Идет бурное развитие Интернета и, соответственно, интернет-ресурсов, в том числе информационных. Высказываются даже предположения, что Интернет вытеснит печатные СМИ. Какое будущее, на ваш взгляд, ждет отрасль периодических изданий и печатной продукции вообще? Как будут в перспективе распределяться информационные потоки между Сетью и «принтом»?

— О будущем периодики в свете развития Интернета сегодня говорят все медийные и околомедийные персонажи. На мой взгляд, в ближайшие десять лет печатные СМИ будут сосуществовать с информационными интернет-ресурсами, дополнять их. В условиях уровня информационной оснащенности большинства российских территорий альтернативы газетам и журналам по многим сегментам рынка потребительских товаров не существует. То же самое можно сказать об эффективности рекламных буклетов и каталогов. Российская аудитория пока остается более восприимчивой к печатной рекламе.

— Какие меры государственного регулирования и организационного характера могли бы помочь развитию отрасли печатных изданий, и полиграфии в том числе?

— Как я уже сказал, за последний год в отрасли произошло много знаменательных событий. Так, были снижены пошлины на ввоз мелованной бумаги, основного сырья для производства качественных печатных СМИ.

Мелованная бумага до настоящего времени в России не производилась, поэтому полиграфисты были вынуждены закладывать в стоимость услуг 15% пошлин за ввоз бумаги. Это делало отечественную полиграфическую базу менее конкурентоспособной в сравнении с зарубежными типографиями, где стоимость печати вследствие наличия налоговых преференций была значительно ниже.

Сейчас медиасообщество работает над тем, чтобы пятипроцентная ставка на ввоз в Россию мелованной бумаги в ближайшей перспективе была обнулена. Это позволит снизить импортозависимость издателей и усилит позиции российских типографий.