Как модернизировать образование?


Текст | Виктория КУКУШКИНА


8—9 ноября в Москве прошел VI Всероссийский форум руководителей образовательных учреждений.

В первый день форума состоялось пленарное заседание, на котором были обозначены новые форматы развития образования в условиях модернизации экономики и изменения социальной сферы. Как отметил председатель Совета Ассоциации негосударственных вузов России, ректор НОУ ВПО «Российский новый университет» Владимир Зернов, для решения задач по созданию конкурентоспособной экономики, которые сегодня стоят перед Россией, «необходимо выстроить систему конкурентоспособного образования. Наука и изобретательность должны стать связкой в вопросах развития высшей школы страны». Спикер также подчеркнул, что должны измениться и требования к вузам. Среди основных критериев эффективности деятельности высших учебных заведений должны быть соответствие задачам создания конкурентоспособной экономики; возможность построения индивидуальной образовательной траектории для каждого студента; формирующие здоровье технологии; внедрение инноваций.

Президент Союза директоров средних специальных учебных заведений РФ, директор ФГОУ СПО «Красногорский государственный колледж» Виктор Дёмин в своем выступлении продолжил тему, начатую Владимиром Зерновым. «Модернизация экономики бросает новые вызовы системе НПО и СПО. Но реформирование системы невозможно без “вписывания” профессионального образования в процесс развития страны. Отсутствие специальной “настройки” профобразования ведет к стагнации и как следствие — жизни в технологически отсталом обществе», — подчеркнул он. Дёмин также отметил, что процесс оптимизации НПО и СПО для обеспечения региональных трудовых рынков уже работает. Но до тех пор пока заказчиком и исполнителем будет являться одна и та же система — в данном случае государство, процесс реформирования начального и среднего профессионального образования не получит развития.

Выступавший следом руководитель Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФИРО Владимир Блинов заметил: «В процессе модернизации образовательные учреждения должны научиться говорить на одном языке с работодателями. Это необходимо для понимания требований рынка. Тот качественный диалог, который в основном проводится сейчас, порой бессмысленнен». Спикер также добавил, что руководителям образовательных учреждений необходимо понять, какой процесс характерен для конкретного заведения — профессиональное образование или профессиональная подготовка. «В первом случае мы говорим о специалистах, готовых продолжать обучение и стремиться к собственному развитию и после окончания учебного заведения. Во втором случае — это готовый к работе специалист, но с определенными (зачастую ограниченными) навыками. Что нужно работодателю, решается в каждом конкретном случае. Но если речь идет о формировании общеобразовательных навыков, они должны прививаться еще в школе. Начинать делать это в учреждениях НПО и СПО уже поздно», — подчеркнул он.

Директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина в качестве одного из основных направлений модернизации образования выделила повышение академической автономности и переход от управления затратами к управлению результатами. «В России сложилась уникальная ситуация, связанная с государственной поддержкой вузов, — подчеркнула она. — Однако практика показала, что многие вузы не умеют привлекать внебюджетные ресурсы. А та колоссальная разница между средствами, поступающими в учебные учреждения в рамках господдержки, не позволяет им выйти на сравнительно равные уровни развития». Спикер считает, что нивелировать эту разницу можно с помощью оценки эффективности применения выделяемых средств. При этом сами образовательные учреждения должны не просто реагировать на изменения рынка труда, а опережающе действовать для формирования необходимых в ближайшем будущем кадровых ресурсов.

Форум продолжили три конференции, работавшие в параллельном режиме: для руководителей школ, вузов и ссузов.

А познакомиться с достижениями науки и бизнеса в области образования участники мероприятия смогли на тематической экспозиции «Индустрия образования — 2010».

Отметим, что участие в VI Всероссийском форуме руководителей образовательных учреждений приняло свыше 750 делегатов из 81 региона России.