Андрей ГОЛИКОВ: мы чувствуем социальную ответственность перед клиентами

Текст | Анастасия САЛОМЕЕВА
Фото | Из архива Андрея ГОЛИКОВА

На российском рынке коллективных инвестиций появился новый игрок — Сбербанк России. Он создал собственную управляющую компанию (УК), первая линейка паевых инвестиционных фондов которой будет представлена уже в декабре. Вице-президент, директор Департамента казначейских операций и финансовых рынков Сбербанка России Андрей Голиков обещает, что подходить к развитию этого бизнес-направления крупнейший банк страны будет очень ответственно, а воспользоваться инвестиционными продуктами новой УК смогут жители всех регионов России.

— Андрей Федорович, о том, что Сбербанк России готов взяться за управление инвестициями, говорится в течение последних двух лет. Чем вызвано решение банка выйти на рынок коллективных инвестиций именно сейчас?

 

— Мы давно уже сформулировали для себя задачу: Сбербанк России не должен ассоциироваться у широкого круга клиентов только со сберегательной кассой, где можно открыть депозит и, в лучшем случае, взять кредит. Сбербанк России объявил себя универсальным коммерческим банком не просто с широким, а с полным набором клиентских продуктов, где физическое или юридическое лицо может получить полноценный банковский сервис. Естественно, развитие спектра банковских услуг Сбербанка начиналось с простой и понятной большинству клиентов линейки продуктов, только после этого можно было перейти к запуску более сложных инвестиционных продуктов, в частности к созданию паевых инвестиционных фондов.

Сбербанк России всегда чувствовал социальную ответственность перед своими клиентами, поэтому не спешил с запуском инвестиционной программы. На старт нашей самостоятельной работы на рынке коллективных инвестиций, конечно, наложился и финансовый кризис, повлекший за собой нестабильность на рынке. Сейчас, по мере того как ситуация в экономике и на финансовых рынках стабилизируется, как нам кажется, настал подходящий момент. Мы видим все предпосылки для того, чтобы предложить инвестиционный продукт широкому кругу населения — и с точки зрения повышения финансовой грамотности граждан России, и с точки зрения спроса на него. Однако в любом случае свое инвестиционное направление мы будем развивать очень аккуратно и не станем предлагать сложные продукты неподготовленным клиентам.

— По каким принципам будет построена линейка инвестиционных продуктов УК Сбербанка России? Какие инвестиционные стратегии планируется использовать?

 

— Мы выходим на рынок с максимально понятными и прозрачными инвестиционными продуктами. В начале декабря начнутся продажи паев трех первых открытых ПИФов УК Сбербанка России. Это ОПИФ акций «Сбербанк — Фонд Акций», ОПИФ смешанных инвестиций «Сбербанк — Фонд Сбалансированный» и ОПИФ облигаций «Сбербанк — Фонд Облигаций». Данные продукты в определенной степени можно сравнивать с некими бенчмарками, существующими на российском рынке, и клиенту будет нетрудно объяснить, к каким инструментам и движениям на рынке будут привязаны его доходы. Кроме того, именно такие фонды, на наш взгляд, сегодня наиболее востребованы — по нашим оценкам, они составляют приблизительно 90% рынка.

В дальнейшем УК Сбербанка России планирует активное развитие продуктового ряда. Какие именно продукты войдут в нашу линейку инвестиционных продуктов, станет ясно после того, как мы подведем итоги стартапа этого проекта и узнаем конкретные потребности своего клиента. Мы не исключаем запуска отраслевых фондов, фондов, ориентированных на инвестиции в иностранные рынки, закрытых фондов недвижимости.

— На кого рассчитана УК Сбербанка России, кто ее клиенты?

 

— Это люди, которые пользуются услугами Сбербанка России и сегодня. Сейчас в банке идет переформатирование филиальной сети: появляются офисы VIP-обслуживания, офисы для массового высокодоходного сегмента, и в первую очередь, конечно, именно эти группы своих клиентов мы видим и среди клиентов УК. Думаю, что в нашу УК обратятся люди, которые ранее, может быть, не отличались агрессивным инвестиционным поведением, однако драматичное для многих снижение процентных ставок по депозитам заставило их задуматься о диверсификации свободных денежных средств.

— Продажи паев ПИФов новой УК будут осуществляться через собственную филиальную сеть Сбербанка России. Сколько офисов планируется задействовать?

 

— Паевой инвестиционный фонд — продукт довольно сложный, и несмотря на то что у Сбербанка России сегодня около 20 тыс. допофисов по всей стране, на первом этапе для продажи паев ПИФов мы задействовали лишь 227 отделений. Территориально они покрывают всю географическую карту России, присутствуют во всех крупных и развитых средних городах страны. Получить подробную информацию о том, в каком из ближайших к вам отделений предлагается эта услуга, можно через наш call-центр, сайт Сбербанка России или сайт УК.

Все отделения, где будут продаваться паи ПИФов, прошли аттестацию. Это, как правило, переформатированные офисы, где сервис качественный и приятный, где нет очередей. Предлагать клиентам новый инвестиционный продукт станут квалифицированные сотрудники, прошедшие предварительное обучение и аттестацию. Отмечу, что в течение последних двух лет Департамент кадровой политики Сбербанка России реализовывал масштабные мероприятия по повышению квалификации персонала банка. Обязательное повышение квалификации и аттестацию прошли около 7000 управляющих и огромное число рядовых сотрудников банка — в первую очередь это люди, осуществляющие фронтальные операции и взаимодействующие с клиентами, в том числе и инвестиционные консультанты, предлагающие сложные банковские продукты.

Количество офисов Сбербанка России, куда клиент может прийти и провести операцию с паями, будет постепенно увеличиваться. В следующем году мы планируем расширить эту сеть до 500 офисов, в нее войдут все отделения Сбербанка, работающие с массовым высокодоходным сегментом. Одновременно будет продолжаться программа по повышению квалификации инвестиционных консультантов.

В дальнейшем мы хотим вписать в новое бизнес-направление те инновации, которые проводятся сегодня в Сбербанке России. Например, как вы, наверное, знаете, многие операции мы сегодня переводим в удаленные каналы самообслуживания. В следующем году наши клиенты получат возможность приобретать паи ПИФов через банкоматы Сбербанка, управлять своими инвестиционными портфелями через интернет-банк «Сбербанк on line». Кроме того, мы думаем, как интегрировать этот продукт с другими банковскими услугами. Возможно, будет запущена программа льготного кредитования под залог ПИФов, увеличены ставки по депозитам для клиентов ПИФов.

— Какова бизнес-модель новой УК? Сосредоточится ли в ней вся деятельность Сбербанка по управлению активами, в том числе и услуга доверительного управления, доступная вашим клиентам с 2002 года?

 

— Пока мы не планируем передавать эту функцию управляющей компании, услуга доверительного управления останется внутри банка. На данном этапе УК сфокусирует свое внимание именно на ПИФах. Это совершенно разные клиентские базы: услуга доверительного управления из-за высокого порога входа доступна только состоятельным клиентам банка, а ПИФы УК Сбербанка — финансовый инструмент, подходящий человеку любого достатка.

Доверительным управлением мы занимаемся довольно давно, там сформировалась сильная команда менеджеров, которая на протяжении всего этого времени работала очень профессионально и, как нам кажется, качественно управляла средствами клиентов. Этот ресурс мы обязательно привлечем к новому бизнес-направлению — компетенции сотрудников отдела доверительного управления будут использованы и для управления средствами ПИФов.

— Каковы, на ваш взгляд, конкурентные преимущества УК Сбербанка России?

 

— Во-первых, у нашей УК нет негативного бэкграунда, который за время финансового кризиса приобрели некоторые ее конкуренты. Более того, на рынок коллективных инвестиций мы выходим, проанализировав все ошибки, которые на протяжении последних лет совершили другие УК, и, конечно, постараемся их избежать. Во-вторых, как я уже сказал, в управление средствами ПИФов мы вовлекаем высокопрофессиональных инвестиционных управляющих. Это люди, отработавшие в Сбербанке России много лет — в начале своей карьеры они управляли портфелями ценных бумаг самого Сбербанка, а затем долгое время занимались доверительным управлением. Более того, при управлении средствами клиентов мы активно используем исследования аналитического блока Сбербанка — одного из самых профессиональных и авторитетных на российском рынке. На наш взгляд, это очень хорошая синергия: профессиональный персонал с большим опытом работы на рынке и вновь создаваемая прозрачная УК.

— Во время кризиса 2008 года услуга доверительного управления Сбербанка России оказалась очень востребована теми, кто раньше доверял свои средства другим инвестиционным компаниям. Не получится ли так с вашей программой ПИФов — в новую УК Сбербанка перейдут и клиенты других УК и крупных банков?

 

— В 2008—2009 годах к нам действительно перешло довольно много клиентов других компаний, предлагавших услугу доверительного управления и допустивших в момент кризиса ряд серьезных ошибок. И мы не исключаем, что в нашу УК обратятся клиенты других участников рынка, ведь она имеет сильную опору и брэнд в лице Сбербанка России, в надежность которого люди верят.

Тем не менее подчеркну, что в наши задачи не входит агрессивное переманивание клиентов других УК или крупных банков. Мы не делаем на это ставку, так как считаем, что сегодня на российском рынке коллективных инвестиций все еще очень велика доля нереализованного спроса. С одной стороны, потенциал этого рынка огромен. Объем средств в паевых фондах в России пока еще очень незначительный по сравнению с развитыми странами. Например, показатель отношения активов в паевых фондах к ВВП в России является одним из самых низких в мире и составляет всего 0,3%, тогда как в США этот показатель равен 78%.

Последние два года из-за нестабильной финансовой ситуации немногие граждане России были готовы инвестировать свои сбережения на срок два года и более, а ведь именно на этой стадии инструмент ПИФа рассматривается как особенно выгодный и рентабельный. Если же мы обратимся к благополучному периоду массового развития рынка коллективный инвестиций — 2005—2006 годам, то увидим, что в то время рынок только формировался и был сконцентрирован в деловых центрах и крупнейших городах, ни одна УК не рисковала заходить с этим предложением дальше, в глубинку страны. Мы хотим распространить свое инвестиционное направление на всю территорию России и считаем, что момент для этого очень благоприятный: кризисные годы научили наше население более ответственно подходить к планированию своих сбережений.

С другой стороны, развитие российского рынка коллективных инвестиций тормозит все еще невысокий уровень инвестиционной грамотности наших граждан. Мне кажется, пришло время, когда и властям страны, и компаниям, предлагающим инвестиционные продукты, нужно всерьез заняться этой проблемой. В нашей программе по созданию ПИФов большое внимание уделяется вопросам повышения инвестиционной грамотности населения. Это и обучающие программы, и тренинги по повышению квалификации сотрудников банка, и организация семинаров для клиентов в различных регионах России, и выпуск информационных буклетов, и разработка игровых программ. Кроме того, мы модернизировали внешний сайт Сбербанка России — наверное, наши клиенты заметили, что в этом году там появился серьезный аналитический блок, где публикуются в том числе и ежедневные обзоры рынка акций и облигаций.

— В течение последних лет Сбербанк России занимался дистрибуцией паев ПИФов нескольких УК. Как будут развиваться отношения банка с этими партнерами после появления собственной УК?

 

— Мы строим открытую дистрибуторскую платформу, поэтому, думаю, наше сотрудничество с другими УК продолжится. Правда, теперь мы станем выбирать партнеров особенно тщательно. В следующем году у нас запланирован конкурс по выбору УК, которым Сбербанк России готов предоставить собственную сеть для продажи их продуктов. Эти продукты будут реализовываться в тех же офисах, что и паи наших ПИФов. С точки зрения формирования инвестиционной линейки мы, скорее всего, будем исходить из следующего принципа: продукты партнеров должны дополнять наш продуктовый ряд, это будут продукты, которые на данный момент УК Сбербанка предложить не может. Делается все это для того, чтобы клиент, придя в офис Сбербанка России, мог получить максимально полный и высококачественный сервис.

— Как вы оцениваете предполагаемый объем привлечений розничных клиентов в открытые ПИФы Сбербанка России в первые годы программы?

 

— Ответить на этот вопрос сложно, так как многое зависит от состояния рынка и того потенциала, который он в себе заключает. Повторюсь, к этому бизнесу мы хотим подходить очень ответственно, поэтому планы привлечения средств частных клиентов мы можем строить только на краткосрочную перспективу — давать достоверные прогнозы на долгосрочную перспективу сейчас решаются немногие аналитики. Например, если на рынке будут складываться негативные тенденции, мы, возможно, будем удовлетворены тем, что частные инвесторы принесли в наши фонды не так много средств. Если же будут превалировать достаточно благоприятные тенденции, как, например, происходит сегодня, то поставим себе высокую планку.

Пока же могу только сказать, что, с нашей точки зрения, у УК Сбербанка России может получиться достаточно активный стартап.

— На какой примерно срок рассчитан старт программы ПИФов Сбербанка России? И когда эта программа заработает на полную мощь?

— Первые итоги мы подведем месяцев через шесть после формирования первых ПИФов. Выход на полную работоспособность для таких проектов, как правило, занимает не меньше года. Надеемся, что до конца 2011 года мы сможем и расширить линейку своих инвестиционных продуктов и отшлифовать сеть их продаж для оказания полноценного сервиса.