Российская промышленность в сентябре
Текст | Сергей ЦУХЛО
Очередными данными конъюнктурных опросов делится заведующий сектором конъюнктурных опросов Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
Данные сентября демонстрируют отсутствие существенных положительных изменений в динамике большинства индикаторов промышленности. А оценки запасов и политика занятости показывают растущую неуверенность предприятий в завтрашнем дне.
Спрос на промышленную продукцию
В сентябре фактические изменения объемов спроса на промышленную продукцию принципиально не отличались от предыдущих показателей. Темп роста продаж (после сезонной очистки) составил +2 балансовых пункта. Это лучше августовских значений (–3), но по-прежнему не позволяет говорить о значимом росте спроса на промышленную продукцию. Таким образом, стагнация продаж (темп роста не выходит за переделы интервала –3…+3 пункта) продолжается в российской промышленности восьмой месяц подряд.
Перспективы роста спроса на продукцию тоже улучшились по сравнению с августом и тоже не претерпели принципиальных изменений по сравнению с предыдущими месяцами 2010 года. Предприятия по-прежнему не видят ощутимых возможностей увеличения продаж своей продукции, хотя улучшение прогнозов спроса в сентябре на 5 пунктов по отношению к августу (пока худшему месяцу года по данному показателю) можно расценить как позитив истекшего месяца.
При этом удовлетворенность текущими объемами продаж снизилась в сентябре на 6 пунктов, что является скромным изменением после роста на 16 пунктов в предыдущие два месяца. В результате в августе был зарегистрирован кризисный максимум доли оценок «нормальный», составляющий 61%. Промышленность, таким образом, остается в некоторой неуверенности относительно того, какие объемы спроса являются адекватными текущей экономической ситуации.
Запасы готовой продукции
Динамика оценок запасов готовой продукции все определеннее говорит о том, что уверенность предприятий в скором росте продаж с каждым месяцем снижается. Доля ответов «ниже нормы» достигла в сентябре 2010 года семилетнего (!) максимума. А доля ответов «выше нормы» — абсолютного (1992—2010 годы!) минимума. В результате баланс опустился до –10 пунктов после –2 и –3 пунктов в предыдущие месяцы. То есть в промышленности преобладание оценок «ниже нормы» стало еще большим. Такого низкого значения баланса оценок запасов не было в российской промышленности с 2000 года, когда предприятия поверили в устойчивость последефолтного роста и перешли от политики минимизации запасов к поддержанию их избытка. Сейчас ситуация развивается в противоположном направлении. Основная часть (65% в среднем за последние шесть месяцев) промышленности оценивает свои запасы как нормальные. В результате этот показатель определенно вышел на предкризисные уровни.
При этом никаких объективных ограничений на пополнение складов в промышленности нет: мощности простаивают, работников хватает, кредиты дешевеют, объемы продаж низки. Запасы же нужны предприятиям для быстрого выполнения новых (незапланированных) заказов. Таким образом, текущее снижение складских накоплений — сознательная политика российских производителей, теряющих уверенность в появлении новых заказчиков и в скором переходе от стагнации к ощутимому росту спроса.
Выпуск продукции
В сентябре промышленность, похоже, предприняла попытку увеличить темпы роста выпуска после их стабилизации в течение предшествующих четырех месяцев на уровне 16 балансовых пунктов. Ранее (октябрь 2009 — апрель 2010 года) опросы регистрировали темп увеличения объемов производства в интервале 8—11 пунктов. В результате показатель сентября 2010 года стал кризисным максимумом.
Планы выпуска демонстрируют относительную устойчивость, причем с января 2010 года. Правда, исходные данные показали в феврале взлет оптимизма (почти сопоставимый с предкризисными значениями), но очистка от сезонности сравняла этот традиционный посленовогодний всплеск (в 2009 году его по очевидным причинам не было).
Цены предприятий
Промышленность в целом крайне осторожно отреагировала на инфляционный ажиотаж, сгенерированный аномальной жарой. Баланс роста цен изменился с +6 до +8 пунктов. Самой определенной была, конечно, реакция пищевых предприятий. Если в июне и июле доля сообщений о неизменности цен составляла в отрасли 92—95%, то в сентябре она опустилась до 62%, а доля сообщений о росте цен подскочила с 2 до 38%.
Но планы изменения цен свидетельствуют о желании предприятий в дальнейшем погасить этот инфляционный импульс. В сентябре ценовые намерения остались в рамках значений последних семи месяцев, кроме, естественно, пищевой промышленности, которая намерена сохранить в октябре и ноябре высокий сентябрьский фактический темп роста цен.
Фактическая динамика и планы увольнений
В августе и сентябре промышленность практически свернула набор персонала. Баланс снизился до +3 пунктов после +8 в июле и +5 в марте — мае. Предприятия, похоже, весной и летом начали создавать резерв квалифицированных кадров в ожидании возможного роста спроса, но затягивающийся выход из кризиса заставил их приостановить этот процесс. А в ближайшие месяцы, возможно, уже вновь начнутся увольнения в промышленности, причем во всех отраслях, кроме, может быть, леспрома.
Одним из результатов активизации кадровой политики предприятий во втором и в третьем кварталах 2010 года стало снижение склонности предприятий к увеличению производительности труда. Этот показатель, рассчитываемый на основе планов изменения выпуска и планов изменения численности персонала, снизился до 25%, тогда как в первом квартале он составлял 36%. Приведенные данные оценивают долю предприятий в промышленности, готовых увеличивать выпуск быстрее, чем наращивать численность занятых.
Кредитование промышленности
В сентябре банки продолжили расширять возможности кредитования промышленности, но только за счет снижения предлагаемых предприятиям ставок по кредитам. В сентябре этот показатель снизился в целом по промышленности до 13,2% годовых в рублях после 13,7% в августе. Самые низкие ставки предлагаются крупным (свыше 1000 человек занятых) предприятиям — 11,2%, малому и среднему бизнесу банки готовы дать кредиты в лучшем случае под 15,7% годовых. Среди отраслей банки отдают предпочтение кредитованию химии и нефтехимии (предлагаемая ставка 11,7%), металлургии (11,9%) и пищевой промышленности (12,5%).
Доля предприятий с нормальным (по мнению самих предприятий) доступом к кредитам осталась на уровне 69%, что является кризисным максимумом. При нормальной доступности кредитов предлагаемая банками ставка оценивается в 12,2%. Год назад эта величина составляла 17,9%.