Магомед ДАРСИГОВ: необходимо совершенствование законодательной базы в сфере перевозок


Текст | Николай ЗАХАРОВ
Фото | ЗАО «АТП №5»


Генеральный директор ЗАО «АТП №5» г. Ростова-на-Дону, полномочный представитель президента Ингушетии в Ростовской области, почетный автотранспортник России кандидат экономических наук Магомед Бесланович Дарсигов надеется на совершенствование нормативно-правовой базы оказания автотранспортных услуг.

— Магомед Бесланович, в чем специфика работы представителя Республики Ингушетия в другом субъекте Федерации, в вашем случае — в Ростовской области? Какие задачи стоят перед вами и перед всей системой полномочных представителей Ингушетии в других регионах России?

— Задачи, которые ставит президент Республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров перед своими представителями в субъектах РФ, практически единообразны. В названии самой должности отражены и должностные обязанности.

Нам дано полномочное право представлять Республику Ингушетия на совещаниях, саммитах, конференциях, проводимых на территории субъекта Федерации.

Мы уполномочены от имени республики заключать договоры и соглашения в области экономики, науки, образования, культуры и спорта. Мы участвуем в переговорах с различными фирмами и компаниями в интересах Республики Ингушетия. По крайней мере, я делаю все, от меня зависящее, чтобы привести в Ингушетию инвесторов и новые технологии.

Одна из наших функций — сбор по крупицам положительного опыта в экономике, социальной сфере, образовании субъекта пребывания и его внедрение в Ингушетии.

Специфика работы в Ростовской области заключается в том, что на Дону проживает многочисленное землячество ингушей. Кроме этого, город Ростов-на-Дону является крупным научным и образовательным центром Северного Кавказа. В вузы донской столицы по квотам и на общих основаниях приезжают учиться тысячи студентов из Ингушетии, Чечни, Дагестана, Адыгеи, Ставрополья и других регионов Северного Кавказа.

Приезжают молодые люди — носители разных культур и традиций. И нужно много терпения, чтобы убедить первокурсников, что, к примеру, ингуш и донской казак могут и должны танцевать в одном ансамбле и играть в одной команде КВН.

Приходится активно сотрудничать как с властью, так и с руководителями национальных землячеств и диаспор для достижения межнационального и межконфессионального мира.

— Какие проблемы вы видите в сфере оказания автотранспортных услуг в стране? Тарифы для населения регулируются РЭК, на виды транспортных средств также накладываются ограничения региональными властями, как же автотранспортному предприятию работать с прибылью?

— Одной из самых острых проблем оказания транспортных услуг в РФ является неурегулированность административных отношений по оказанию данного вида услуг на федеральном уровне законодательства и, как следствие, на уровне нормативной базы субъектов РФ и муниципалитета.

За последние годы в сфере транспортных услуг произошли значительные перемены, которые нуждаются в соответствующем правовом регулировании. Основные правовые акты, принятые в недавнем прошлом (Федеральный закон от 08.11.2007 N259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 №112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»), к сожалению, не учли высокий уровень децентрализации и приватизации городского пассажирского транспорта, не коснулись вопросов организации перевозок городским автомобильным транспортом, принимающим на себя ежедневно самую значительную нагрузку по перевозке пассажиров. Как следствие, правовое регулирование организации перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом осталось на уровне 70-х годов, когда собственность была только государственная и личная, а транспортные предприятия находились только в государственной собственности и представляли собой централизованный комплекс.

В дополнение можно сказать, что несмотря на позитивное развитие транспортной отрасли имеет место негативное влияние макроэкономических факторов на оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров, которые не позволяют организовать нормальные условия для обеспечения его на высоком уровне. В настоящее время в субъектах РФ имеет место различный подход к формированию экономически обоснованных тарифов на проезд в общественном транспорте, вследствие чего в некоторых регионах формирование тарифов производится своевременно по гибкой схеме, а в других регионах установленный порядок приводит к тому, что уровень роста себестоимости перевозок из-за длительности процедуры рассмотрения тарифов и сложности регламентированности формирования пакетов документов значительно превышает уровень установленных экономически обоснованных тарифов. В связи с этим возникает объективная необходимость в разработке на федеральном уровне единой методологии формирования экономически обоснованных тарифов на проезд в общественном транспорте.

Кроме того, в Правилах перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112, не определены режимы работы маршрутного такси, автобусов, работающих как «экспресс» и «полуэкспресс», что не позволяет сохранить существующие виды транспортных услуг и, как следствие, приведет к негативным социально-экономи-ческим явлениям.

— Насколько острой проблемой для транспортного комплекса является рост цен на энергетические ресурсы?

— Негативное влияние на нашу деятельность оказывает рост затрат на оказание транспортных услуг, связанный с удорожанием стоимости ГСМ (на 20%), материалов и запасных частей (на 40%), отменой льготной ставки оплаты за тяговую электроэнергию, повышением стоимости коммунальных услуг, ростом затрат на аренду земли (на 300%) и пр., цены на которые, в отличие от стоимости перевозки пассажиров на нашем транспорте, не сдерживаются в течение значительного периода времени.

Все вышеуказанные факторы способствуют текучести кадров водителей (в настоящее время их дефицит составляет порядка 600 единиц) из-за невозможности индексации заработной платы, ухудшению основных технико-экономических показателей нашей работы, дефициту средств для уплаты налогов в бюджеты всех уровней, средств на техобслуживание и текущий ремонт подвижного состава, приобретение шин, оплату коммунальных услуг и пр. Все это приводит к значительному снижению выхода подвижного состава на линию по техническим причинам.

Кроме того, в 2002—2009 годах многие из нас вошли в лизинговые и кредитные схемы приобретения подвижного состава, которые предусматривают, при условии срыва выполнения договорных обязательств, возврат транспорта. Таким образом, существует реальная угроза невыполнения условий договоров и потери подвижного состава, не считая того факта, что мы не имеем средств на плановое обновление подвижного состава.

— Как вы оцениваете перспективы решения проблемы денег, выделяемых для льготников?

— Постановлением Администрации Ростовской области от 31.08.2006 №352 установлен порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением бесплатного проезда в городском пассажирском транспорте общего пользования льготникам федерального и регионального регистров, который не позволяет в полном объеме покрывать расходы транспортных предприятий.

Сумма компенсации определяется без учета утвержденных для транспортных предприятий тарифов, фактического количества поездок в месяц, количества иногородних льготников, пользующихся бесплатным проездом на территории нашего города.

На 2010 год плановое финансирование выпадающих доходов от перевозки льготников по транспортным предприятиям составляет 285956,4 тыс. руб., в том числе для льготников регионального регистра — 285956,4 тыс. руб., льготников федерального регистра — 0,0 руб. То есть по сравнению с 2009 годом финансирование перевозки льготников регионального регистра незначительно увеличилось, на 19378,4 тыс. руб., что составляет 107,2%, а для льготников федерального регистра уменьшилось на 16749,8 тыс. руб., что обусловлено отменой финансирования в размере 150 руб. за каждый проданный месячный единый социальный проездной билет, согласно постановлению Администрации Ростовской области №358 от 22.07.2009.

По результатам обследования пассажиропотока, проводимого два раза в год на общественном транспорте городского сообщения, в месяц на одного льготника федерального и регионального регистра приходится 153,96 и 40,92 поездок соответственно, а выделенные средства на возмещение расходов транспортным предприятиям города и выручка от реализации ЕСПБ (стоимость одного билета 230 руб.) фактически нам покрывали в 2009 году по федеральным льготным категориям пассажиров 45 поездок; по региональным льготным категориям пассажиров — 26 поездок. В 2010 году покроют и по федеральным, и по региональным льготным категориям пассажиров 26 поездок.

Таким образом, объем недофинансирования транспортных предприятий города в 2009 году составил 373343,1 тыс. руб., в том числе от перевозки льготников федерального регистра — 189203,6 тыс. руб., льготников регионального регистра — 184139,5 тыс. руб. На 2010 год плановая величина недофинансирования транспортных предприятий составит 368660 тыс. руб., в том числе: по федеральным льготникам — 203898,9 тыс. руб., а по региональным — 164761,1 тыс. руб.

— Какие вы видите варианты укрепления экономической основы регионального автотранспортного бизнеса?

— Совершенствование законодательной базы в сфере организации перевозок пассажиров и багажа; использование инновационных методов и технологий при эксплуатации ГПТ, определении дислокации и распределении транспортных средств на маршрутной сети города; повышение профессиональной этики водителей ГПТ — все это только в совокупности может способствовать укреплению экономической основы регионального автотранспортного бизнеса.

— Что считаете наиболее важным в развитии транспортного комплекса, экономики Ростовской области?

— В целях повышения безопасности перевозки пассажиров, культуры их обслуживания, формирования прозрачности процессов учета и сбора выручки, точного учета пассажиров, притока в транспортную отрасль инвестиций, кардинального обновления подвижного состава, привлечения водительского состава, ликвидации конфликтных ситуаций, связанных с предъявлением ЕСПБ, целесообразным является рассмотрение вопроса о необходимости введения для федеральных и региональных льготников адресной субсидии на проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования или установлении стоимости проездных билетов с учетом тарифов на городские перевозки и фактически совершаемых поездок на транспорте общего пользования, компенсации выпадающих доходов транспортных предприятий исходя из фактического объема перевезенных пассажиров за отчетный период.

Введение адресной субсидии будет способствовать повышению безопасности перевозки пассажиров, так как водители не будут отвлекаться на проверку фальсифицированных проездных билетов (талонов) с 20 различными подтверждающими документами (ежемесячно в рамках текущего контроля на подвижном составе транспортных предприятий изымается из оборота от 3 до 5 тыс. фальсифицированных проездных документов), повышению культуры их обслуживания, формированию прозрачности процессов учета и сбора выручки, притоку в транспортную отрасль инвестиций, кардинальному обновлению подвижного состава, привлечению водительского состава и увеличению среднемесячной заработной платы.

Что касается экономики области в целом, на мой взгляд, в ближайшие годы Ростовскую область ожидает туристический бум. Для этого есть самое главное — брэнд! Великий Шолохов создал литературный шедевр — роман «Тихий Дон». Это одна из самых читаемых в мире книг. Казаки, казачество… Самобытная культура, язык, казачьи традиции, уверен, привлекут на Дон тысячи туристов со всех концов земли.

В свою очередь туристический бум приведет к бурному развитию транспорта. Понадобятся комфортабельные автобусы, и не только автобусы. Получит развитие такая услуга, как автомобиль напрокат.

— Какое значение для вас имеет благотворительная деятельность — в частности открытие молельных комнат для мусульман в исправительных учреждениях?

— Мы помогаем детским домам, школам, детсадам, пенсионерам. Что в моих силах — делаю, ни в одной просьбе о помощи не отказываю. Уверен, что для каждого человека помогать людям — святое дело.

Как представитель президента Ингушетии и как член ингушской общины Ростовской области, я оказываю посильную помощь Службе исправления наказаний в обустройстве молельных комнат в тех колониях, где они еще не открыты. От тюрьмы и от сумы не зарекайся. Даже закоренелый рецидивист имеет право на шанс вернуться к нормальной жизни.

Я уже не говорю о тех, кто просто оступился или нарушил закон по глупости или незнанию. За совершенные преступления суд лишает человека свободы, но не вправе отнять у него свободу совести, то есть права на веру в Бога.

Уверен, вернуться в общество духовно здоровым можно через труд, через молитву, с верой в Бога!

— Расскажите, пожалуйста, о вашем стиле бизнеса, управления и политической деятельности.

— Говорить о каком-то особом дарсиговском стиле ведения бизнеса или политической деятельности не приходится. Просто есть несколько обязательных принципов и правил, которые велел соблюдать мне мой отец. Он говорил: «Не считай себя умнее других. Будь честным и справедливым. Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы они относились к тебе».

Мне не стыдно перед отцом. Я живу так, как он научил.