Геннадий ЛАТФУЛЛИН: круглые даты и новые вызовы

Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ

В ходе Петербургского экономического форума (июнь 2010 года) президент РФ Д.А. Медведев подтвердил стратегический курс на модернизацию страны, указав, что в течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, где благополучие и высокое качество жизни граждан обеспечивается не столько за счет сырьевых источников, сколько интеллектуальными ресурсами: инновационной экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий, экспортом продуктов инновационной деятельности. Ясно, что и сама модернизация, и новая экономика — экономика знаний, и новое общество потребуют и новых управленцев — менеджеров в бизнесе, в социальной сфере, в государственном и муниципальном управлении. Потребуется и модернизация управления, и модернизация менеджмент-образования в стране. В 2009 году 90-летний юбилей отметил один из крупнейших экономических вузов России, флагман отечественного профессионального менеджмент-образования — Государственный университет управления (ГУУ). Руководители и профессорско-преподавательский состав этого университета лучше многих представляют себе новые вызовы и проблемы подготовки высококвалифицированных управленческих кадров для быстро меняющейся экономики, да и для всех других сфер общественной жизни. Об этих вызовах и проблемах своими соображениями делится на страницах нашего журнала директор Института государственного управления и права ГУУ доктор экономических наук, профессор Геннадий Латфуллин.

– Геннадий Рашидович, каковы, на ваш взгляд, перспективы российского высшего образования вообще и управленческого в частности?

 

– Основные тревоги связаны с демографическим спадом и неоднозначными последствиями введения ЕГЭ. В целом вузовское сообщество, как известно, не испытывает восторгов и по поводу перехода на преимущественно двухуровневую систему высшего образования «бакалавр — магистр». Определенное волнение вызвало принятие закона о новом правовом статусе государственных (муниципальных) учреждений.

Государство очевидно подталкивает российские вузы к модернизации, делая ставку на так называемые ведущие университеты, на своеобразных «национальных чемпионов» в образовании — федеральные и национальные исследовательские университеты. Во многом от самих вузов зависит, как они воспользуются — или не воспользуются — открывающимися возможностями. Руководители перспективных вузов сейчас как никогда прежде призваны продемонстрировать личный пример эффективного инновационного менеджмента в образовании.

Очевидна задача готовить управленцев для прорывных отраслей экономики и вообще менеджеров инновационного типа. Необходимо более интенсивно, систематически и глубоко интегрировать бизнес в учебный процесс и научно-исследовательскую работу. Поощрять российский бизнес создавать не столько корпоративные университеты, сколько корпоративные кафедры в действующих «брэндовых» университетах.

Вообще имело бы смысл отобрать сотню сохраняющих перспективу вузов и распределить их между сотней крупнейших российских корпораций. Установить своеобразное шефство. Сэкономить на некоторых зарубежных футбольных клубах. Это, кстати, примирило бы большинство российских граждан с результатами приватизации, которая, как известно, с годами никак не приближается к заветной общественной легитимности.

Однако меня не покидает мысль о том, что многие существенные элементы традиционной, «советской» модели высшего образования при всем своем кажущемся консерватизме обладают недооцененным модернизационным потенциалом. И переходу страны на рельсы инновационного и суверенного развития эти «консервативные» элементы могли бы поспособствовать гораздо эффективнее, чем некоторые радикальные нововведения.

Набор компетенций, о которых идет речь в госстандартах нового поколения, вещь хорошая. Но менеджер в инновационной общественной среде должен, на мой взгляд, обладать продуманной системой ценностей, способностью к абстрактному мышлению, лидерскими личностными качествами. Это фундамент инновационного качества управления. И такой фундамент вернее закладывается «консервативными» качествами российской высшей школы.

– Не могли бы вы коротко рассказать о месте и роли ГУУ в истории профессионального управленческого образования в нашей стране?

 

– Наш университет по праву считается первопроходцем, пионером современного отечественного управленческого образования, да и соответствующей науки.

В 1919 году на базе промышленно-экономи-ческого техникума был создан Московский промыш-ленно-экономический практический институт, который в 1930 году был переименован в Московский инженерно-экономический институт (МИЭИ). В 60-х годах прошлого века, в период экономических реформ, инициированных тогдашним председателем Совета Министров СССР А.Н. Косыгиным, возникла объективная потребность в подготовке специалистов в области управления. В 1966 году в МИЭИ была открыта первая в стране кафедра научных основ управления производством. Начал работу факультет переподготовки и повышения квалификации организаторов промышленного производства и строительства. Одновременно были начаты фундаментальные и прикладные научные исследования в области управления. Разрабатывались и уточнялись предмет и метод науки управления производством, исследовались методологические и практические проблемы. Был подготовлен первый учебник по организации управления. Развивая управленческую специализацию, с 1974 года МИЭИ первым среди вузов Советского Союза начал подготовку специалистов по организации управления производством, но уже не только в формате повышения квалификации для руководящих работников народного хозяйства, но и как обучение студентов с первого курса. Этот исторический для вуза факт имел принципиальное, рубежное значение и для развития отечественной высшей школы в целом. Много было споров, сомнений, недопонимания, но все-таки утвердилась новая, самостоятельная специальность. Мы опередили другие отечественные вузы почти на 15 лет. Основная заслуга в этом принадлежит выдающемуся организатору науки и высшего образования — ректору нашего вуза с 1950 по 1986 год Олимпиаде Васильевне Козловой.

Это позволяет утверждать, что МИЭИ, преобразованный в 1975 году в Московский институт управления, является основателем современного управленческого образования в России. Ваш журнал называется «БОСС». Вот уже скоро 40 лет, как мы готовим «боссов». В 1991 году наш вуз стал академией, а в 1998 году получил статус университета.

Сегодня ГУУ — авторитетный и рейтинговый вуз, где обучаются более 15 тыс. студентов по 22 специальностям и 52 специализациям, около 1000 аспирантов и докторантов по 24 научным специальностям, ежегодно проходят переподготовку и повышают квалификацию около 1,5 тыс. специалистов и руководителей предприятий и организаций. В состав университета входят 15 институтов и факультетов, 84 кафедры и 23 центра дополнительного образования и консультационных услуг, научно-исследовательские подразделения. Университет является базовым вузом и осуществляет руководство учебно-методическим объединением (УМО) вузов Российской Федерации по специальности «Менеджмент организации».

– Выступая на Петербургском экономическом форуме, президент РФ Медведев подчеркнул, что нам еще многое предстоит сделать, чтобы улучшить систему государственного управления, стимулировать конкурентоспособность не только российской экономики, но и Российского государства, включая конкурентоспособность российской юрисдикции. Это прямо относится к вашему институту, который реализует образовательные программы по подготовке чиновников — государственных и муниципальных служащих, юристов, специалистов в области управления миграционными процессами и городским хозяйством.

 

– Можно добавить сюда еще и политологов — скоро приступим к обучению бакалавров по этому направлению.

Действительно, наш институт готовит чиновников. Только ленивый не ругает сегодня российское чиновничество, но конкурсы на специальность «Государственное и муниципальное управление» зашкаливают. В этом году нашему институту исполняется 15 лет, и нам есть чем гордиться. За годы своей работы Институт государственного управления и права превратился в одно из самых интересных и перспективных подразделений ГУУ.

Почти 200 лет назад, открывая знаменитый Царскосельский лицей и обращаясь к его первым воспитанникам (в числе которых был и юный Александр Сергеевич Пушкин), один из лучших профессоров того времени Александр Петрович Куницын произнес замечательные слова: «Любовь к славе и к Отечеству должны быть вашими руководителями». Царскосельский лицей был учрежден по инициативе М.М. Сперанского для «образования юношества, особенно предназначенного к важным частям государственной службы». Именно пушкинский лицей находится у истоков отечественного образования, по тем временам — университетского уровня, в области государственной службы. И напутствие профессора Куницына с тех пор не утратило своей актуальности. Наш институт рассматривает себя продолжателем великого лицейского дела, отказавшись только от естественной для той эпохи установки на образование исключительно дворянских детей. Специальность (направление подготовки) «Государственное и муниципальное управление» в наши дни должна быть доступна любому подготовленному выпускнику средней школы. Это одно из условий демократизма в доступе на госслужбу.

Мы неустанно совершенствуем и развиваем учебно-методическую, научно-исследовательскую и воспитательную работу, стремимся повышать планку качества образования. Особое внимание уделяем формированию корпоративной культуры, созданию творческой и доброжелательной атмосферы в педагогическом взаимодействии преподавателей и студентов. Наши «фирменные» акценты: фундаментальная теоретическая подготовка по экономике и менеджменту, практическая направленность формируемых компетенций, основательная духовно-гуманитар-ная составляющая как в собственно учебном процессе, так и во внеучебной воспитательной работе, тесное взаимодействие с федеральными и региональными органами законодательной и исполнительной власти, с московским правительством, префектурами и районными управами.

В структуре института — единственная в России кафедра управления миграционными процессами. Мы гордимся серьезной научной школой в области управления городским хозяйством (соответствующую кафедру возглавляет ректор университета профессор Алексей Михайлович Лялин). Кафедрой государственного и муниципального управления заведует крупный ученый и практик городского управления профессор Владимир Борисович Зотов, префект Юго-Восточного административного округа, президент Российской муниципальной академии. В планах института — создание научно-исследовательской лаборатории проблем государственного и муниципального управления, кафедры взаимодействия государства и бизнеса (GPR-технологий). Институт ведет большую работу по программам переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, работников предприятий ЖКХ и др. Проходит лицензирование и апробацию программа МВА/МРА — Публичное управление. Обсуждаем планы внедрения курсов антикоррупционной направленности в рамках реализации Национального плана противодействия коррупции.


Латфуллин Геннадий Рашидович, директор Института государственного управления и права Государственного университета управления (ГУУ), заведующий кафедрой теории организации и управления, доктор экономических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ, академик Российской муниципальной академии.

Родился в 1941 году. Основная трудовая деятельность связана с ГУУ, где он прошел путь от студента до завкафедрой и директора института.

Разработчик многочисленных программ учебных дисциплин в области теории, методологии управления и самоуправления, участник и организатор российских и международных конференций, круглых столов, выставок по проблемам муниципального управления. Председатель секции «Государственное и муниципальное управление» Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента. Автор более 90 научных и учебно-методических работ.