Ольга ГРАЧЕВА: каждый должен создать себя сам


Текст | Николай КОЛОСОВ
Фото | Игорь ПОМАРКОВ и Александр ДАНИЛЮШИН


Глава челябинской медиакомпании «Соседи» Ольга Грачева — опытный предприниматель. Начав карьеру как журналист и рекламист, она в конце 90-х создала массовую, народную газету «Соседи» — одно из влиятельных СМИ Челябинской области.
Со временем издание сформировало рекламно-информационное пространство Челябинска, стало «картиной» экономики этого города, показывающей его привлекательность для российских и зарубежных инвесторов. Кроме того, оно выступило инструментом формирования позитивных общественно-политических и экономических процессов в Челябинской области.
На счету Грачевой также перезапуск и ребрэндинг газеты «Челябинская неделя» (теперь Сhel-Week), создание агентства наружной рекламы «ЮжУралРеклама».
Сегодня Ольга Геннадьевна — один из известных медийных предпринимателей Челябинской области. При этом она остается журналистом, остро воспринимающим проблемы развития региона и страны в целом.

Сделать климат теплее

— Ольга Геннадьевна, каково, с вашей точки зрения, главное предназначение региональных СМИ в общественно-политическом и социально-экономическом развитии региона?

— Таких главных предназначений несколько.

Первая их функция, как нас учили еще в советское время, и это справедливо по сей день, формирование общественного мнения. Раньше — формирование с позиций, как говорили тогда, «родной Коммунистической партии и Советского правительства». Сегодня — с позиций учредителя.

Как правило, это крупный предприниматель, муниципалитет, региональная администрация… Именно в их интересах и формируется общественное мнение.

Какое это мнение? Мнение, связанное с отношением к той или иной продукции или услугам либо с отношением к тем или иным политическим фигурам или партиям.

Исходя из подобной логики, по всей нашей необъятной Родине в пореформенные годы и создавались медиахолдинги. Однако спустя 15—20 лет рыночных преобразований выжили те из них, кто, формируя общественное мнение, не забывал о том, чтобы давать людям качественную информацию.

Потому что в условиях рыночной экономики, какие бы методы стимулирования вы ни использовали, вы не можете навязать людям некачественную информацию: на информационном рынке существует конкуренция. Пока недостаточная, несовершенная — но она есть.

Да, трудно выйти на газетный, журнальный рынок, трудно создать телеканал или радиостанцию. Но существует его величество Интернет — общедоступная информационная среда, которую не «закроешь» экономическими и политическими мерами. А значит, монополия или олигополия на информирование граждан сегодня просто невозможны. И работать по-советски не удастся никому.

Политически СМИ могут расходиться, что отражает расхождение политических сил или бизнес-групп, которые за ними стоят. Например, «Соседи», «Вечерний Челябинск» или «Челябинский рабочий» придерживались или придерживаются нередко разных позиций по актуальным политическим и экономическим вопросам. А раз у каждого своя правда, значит, победит тот, кто преподнесет свою точку зрения более умело и ближе всего к тому, что есть на самом деле. Кроме того, постоянно растет потребность в качественном медиапродукте.

— Газета «Соседи» — самая массовая, с самым широким охватом аудитории…

— Да, именно так: от детей до стариков, от обеспеченных людей до бюджетников…

И потому для нас очень актуальна вторая функция региональных СМИ — формирование социального климата. У нас городское издание.

Главная установка для редакционного коллектива «Соседей» — акцентировать внимание на позитиве. Несмотря на то что люди любят почитать про насилие, скандалы — чего уж греха таить, мы не потакаем этой тенденции.

Этот акцент усиливают наши специальные информационные проекты. Например, проект «Мой ребенок». В его рамках каждый может рассказать читателям о своем чаде. А то у нас получалось, что о детях СМИ рассказывают только тогда, когда они победили на спортивных соревнованиях или на олимпиадах по школьным предметам.

В свое время мы организовали конкурс «Гордость Южного Урала», в рамках которого отмечали людей простых и самых важных профессий: врачей, учителей, инженеров…. А также дворников, мастеров ЖЭКов, продавцов, воспитателей детских садов, медсестер…

Я была потрясена тем, какой отклик был у этого конкурса! Люди буквально плакали, когда мы чествовали их за их труд.

Картина в полноцвете

— Однако СМИ не только формируют, но и диагностируют общественное мнение…

— Совершенно верно. Потому третья функция региональных СМИ — донесение позиций граждан до властей и позиций потребителей до хозяйствующих субъектов. А также позиций тех или иных общественных групп до всего общества.

— Функция обратной связи?

— Да. Уже своим активным влиянием на формат, на требования к информации граждане заявляют о себе не как пассивный субъект, а как фактически соавтор СМИ. Но постепенно через это «соавторство» СМИ становятся каналом донесения общественного мнения.

Четвертая функция, которую я вижу, — показывать проблемы, существующие в регионе. Прежде всего демонстрировать их «во всей красе» властям предержащим.

Например, Челябинский аэропорт. Это сегодня препятствие на пути реализации инвестиционных перспектив региона. Он маленький, плохо оснащенный. Аэропорт даже по внутрироссийским меркам не дотягивает до стандартов качественных гражданских аэропортов. Что уж говорить о международных требованиях… Рейсов мало, график рейсов, например на Москву, неудобный. Новый губернатор Челябинской области Михаил Валерьевич Юревич лично звонил директору аэропорта, чтобы привлечь внимание администрации к ситуации. И результат уже есть: график стал удобнее…

Пятая функция — защищать компании, доброе имя предпринимателей от диффамаций и рейдерских атак информационными средствами. Этой функцией мы активно занимаемся и считаем ее имеющей большое значение для оздоровления экономической и социальной ситуации. Бизнес, частная инициатива — основа современного экономического развития, и подрывать его основы — значит вредить собственной экономике и собственной стране.

Шестая функция региональных СМИ — формирование и демонстрация картины тех процессов — экономических, социальных, политических, которые происходят в том или ином муниципалитете или регионе. Функция СМИ здесь — колоссальная.

Таким образом, наша газета — это довольно точный срез экономических процессов в регионе, поскольку в ней представлены все ключевые хозяйствующие субъекты региона. Могу сказать определенно: любой мало-мальски значимый бизнес на территории Челябинска и области обязательно находит отражение в газете «Соседи».

То, что мы аккумулировали львиную долю рекламодателей, — это мощный фактор инвестиционной привлекательности нашей компании. Именно поэтому я предпочитаю слово «инвестор», а не «рекламодатель», потому что большинство из рекламодателей «Соседей» находятся с нами в долгосрочных отношениях.

— То есть слово «инвестор» по сути более правильное?

— Да. У нас представлены все брэнды, работающие на рынке Челябинска. Они вкладывают деньги в развитие нашей медиакомпании, а мы формируем среду: информационную, рекламную — вот такая модель инвестиционного сотрудничества.

Сегодня губернатор говорит о том, что регион должен позиционироваться как брэнд. Региональный брэнд — это, в свою очередь, совокупность брэндов. Среди них — виды производственной продукции, которыми известен регион, и предприятия, их выпускающие; научные, культурные, спортивные достижения и структуры, институты, в которых эти достижения куются.

Брэндам, имиджу Челябинской области так долго не уделялось внимания, что сегодня регион чуть ли не больше всего известен благодаря небезызвестной «Нашей Раше». Мы были недавно в Праге и только заикнулись, что из Челябинска, как услышали: «А, фрезеровщик Дулин, Михалыч, “Наша Раша”…» «Нашей Раше» удалось то, что за долгие десятилетия не удалось многочисленным предприятиям нашего города…

Полагаю, у авторов программы и в мыслях не было сформировать негативный имидж. Но отсутствие в информационном пространстве сопоставимых по силе сигналов создало странную ситуацию: город известен не благодаря продукции своих заводов, а благодаря мифическим юмористическим персонажам, которые на одном из заводов работают.

Причем первое время, пока не пошли протесты, в передаче фигурировал трубопрокатный завод. Авторы передачи просто взяли его с потолка. Но получилось, что попали в реальный завод. У нас в Челябинске какой завод не придумай — он обязательно будет…

Если оставить в стороне Дулина, то Челябинская область традиционно воспринимается в России, СНГ, в дальнем зарубежье как регион тяжелой индустрии, прежде всего металлургии, машиностроения, оборонной промышленности. Что и сегодня во многом соответствует действительности, но по многим видам продукции — отблеск уже затухающих звезд советской индустрии.

Далеко не все предприятия Челябинска и области пережили пореформенные годы. Да, активно развивается «Мечел», электрометаллургический, цинковый заводы.

Магнитка практически полностью за последнее десятилетие обновила свои производственные мощности. Комбинат просто не узнать, в том числе и по благоустроенности территории: дороги, газоны, побеленные бордюры. Миллиарды долларов вложены в переоснащение. Знаете, в советские времена руководство комбината уже не единожды получило бы за подобные достижения Героев Соцтруда.

Но этого нельзя сказать про Челябинский тракторный. А некоторые заводы, например когда-то знаменитая «Лакокраска», вообще свернули производство.

Ныне в регионе загораются новые звезды, скажем, в области автомобилестроения или в сельскохозяйственном производстве. Но о них общественность, деловые круги вне области знают, к сожалению, мало. И функция СМИ состоит, в частности, в том, чтобы больше рассказывать о них.

Не все в порядке с транспортными коммуникациями. Я уже упомянула о ситуации с аэропортом. Существуют также сложности с автомагистралями, проходящими через наш регион, не все в порядке с железнодорожной магистралью… А это важные элементы системы привлечения инвесторов.

Так же, как и современная гостиничная сеть, рестораны, театры, музеи, парки нуждаются в развитии. Современный город не может быть подобен флюсу — почти целиком смещен в сторону тяжелой индустрии…

— Губернатор, насколько мы знаем, активно занимался инвестиционной привлекательностью еще в бытность мэром города…

— Совершенно верно. Еще в тот период появилась его триада «свет, дороги, “Трактор”»…

— Имелась в виду хоккейная команда «Трактор»?

— Да, наша знаменитая хоккейная команда, которая до прихода к власти Михаила Юревича, мягко скажем, не развивалась…

В реализации всех трех составляющих Михаилом Валерьевичем было сделано много — насколько позволяли возможности руководителя муниципалитета. До того как он занял кресло мэра, треть, если не половина города-миллионника по вечерам погружалась во тьму: отсутствовало регулярное освещение городских улиц. Уходя на пост губернатора, он оставил новому мэру освещенным весь город, в том числе дальние рабочие районы. Юревичем была инициирована, и сегодня продолжает осуществляться масштабная программа строительства и ремонта дорог, причем как магистралей, так и дорог внутри городских кварталов. Предстоит сделать еще многое, но по городу можно проехать без проблем.

Поднимается и хоккейная команда «Трактор». Команда тянет за собой спортивное воспитание юношества: в городе работают четыре хоккейные спортшколы! Расчет Юревича был на то, что, восстановив систему клуба, мы возродим сердцевину системы челябинского спорта. И этот расчет оправдался.

Администрацией Челябинской области заявлена позиция: мы открыты для инвесторов. Что значит «открыты»?

Мы должны четко осознавать, что инвестор не альтруист, у которого закрома лопаются от избытка денег. Это человек, компания или фонд, осуществляющие разумные вложения. Они не инвестирует, если не будут уверены, что им, во-первых, помогут на старте и создадут условия для развития бизнеса и, во-вторых, у них не отберут собственность на территории региона.

Из вышесказанного вытекает седьмая, по очереди, но не по значению, функция региональных СМИ: формирование имиджа региона в глазах инвесторов. Чем газета «Соседи» сегодня активно занимается.

Женское лицо потребителя

— Ваше издание когда-то стало одним из инструментов формирования в регионе рекламно-информационного пространства для бизнеса — прежде всего малого и среднего бизнеса…

— Да, и это очень важно для предпринимательства — эффективный канал маркетинговой коммуникации. А для СМИ принципиально стать таким каналом.

Сегодня многие на рынке СМИ бьются за тех реципиентов рекламы, кто с большими деньгами. Но это очень незначительный процент заказчиков: не более 10%. Основная часть — люди среднего достатка.

— Бюджетники, пенсионеры?

— Да, плюс рядовые работники предприятий. Это огромная целевая аудитория, которой нужно всерьез заниматься.

Кроме того, у потребителей рекламы преимущественно женское лицо. Например, именно женщины, жены определяют планы домохозяйств.

Та же самая ситуация с рекламодателями. Основные доходы от рекламы приносит не пришедший из Москвы банк, у которого огромный рекламный бюджет, а мириады малых фирм с небольшими бюджетами на рекламу: «муж на час», услуги сантехников, электриков, ремонтные услуги… Это малый, семейный бизнес. И он очень важен для экономической и социальной стабильности в регионе.

— Развитие малого и среднего бизнеса имеет особое, стратегическое значение?

— Безусловно.

При этом не секрет, что малый и средний бизнес в нашей стране в целом и в Челябинской области в частности — это прежде всего бизнес непроизводственный. Обычно это продажа тех или иных товаров, часто импортных, или оказание услуг.

И поэтому перед нами стоит дополнительная задача: формировать больше производственных малых и средних предприятий. Потому что у производства максимальный мультипликативный эффект в экономике: помимо собственно создания продукции, он обрастает сервисными и торговыми структурами. Вокруг него формируются целые бизнес-кластеры.

Примером тому может служить, например, развитие объединения «Макфа». Оно начиналось как малое предприятие, потом стало средним, а сегодня выросло до крупного. Объединение дает работу и доход десяткам малых и средних фирм в России и ближнем зарубежье. Чем больше таких «макф» мы создадим, тем больший экономический рост, занятость, уровень доходов граждан обеспечим.

В Челябинской области сегодня бюджет формируют прежде всего предприятия металлургии: ММК, «Мечел», Челябинский электрометаллургический завод, цинковый завод… Губернатор неоднократно заявлял, что малый и средний бизнес должен занимать в экономике нашего региона по крайней мере то же место, что и крупный. Мы не можем опираться только на металлургию и крупное машиностроительное производство.

В ближайшие годы в Китае будут запущены колоссальные металлургические мощности, что приведет к переделу мирового металлургического рынка. Предстоит трудная ценовая и неценовая конкурентная борьба, чреватая отраслевыми кризисами. В этой ситуации регион просто обязан диверсифицировать производство, опереться на массовый бизнес.

Программы по его развитию уже осуществляются. Формируется, в частности, программа по городу Златоусту, где наименее диверсифицированная экономика и где сильнее всего ударил кризис.

Новый губернатор, только вступив в должность, потребовал подготовить выставку всех ремесленников Златоуста — частных предпринимателей и тех, кто работает в составе мастерских, цехов предприятий. Особое внимание он предложил обратить на тех, кто занимается производственными задачами — например, инкрустацией по металлу. В Златоусте работают уникальные мастера-инкрустаторы — уникальные не только во всероссийском, но и в мировом масштабе!

Все прекрасно знают такой брэнд, как венецианское стекло, но он производится в небольших мастерских, ремесленниками. Точно так же, за счет малого бизнеса могут развиваться и златоустовские промыслы…

Вообще на челябинских заводах сотни уникальных специалистов, которые сделают все что душе угодно, хоть блоху подкуют. И сегодня в большинстве своем они оказались не у дел.

Я, помимо медиа, занимаюсь наружной рекламой. И мне в один прекрасный день срочно понадобились скроллеры для уличных щитов: их выпускают Франция, Финляндия… Цены очень высокие.

Обратилась на ЧТЗ: пришла к инженеру, объяснила, что нужно… «Хорошо», — сказал он. И за очень короткое время, буквально за копейки сделали прекрасные скроллеры — по крайней мере не хуже финских и французских. К тому же предоставили всю необходимую техническую документацию. Почему мы не можем наладить производство подобной импортозамещающей продукции у нас? Ее ведь с руками оторвут — как минимум в России и СНГ, а как максимум — и в других странах!

У инженеров, мастеров на челябинских предприятиях колоссальный опыт — и он, к сожалению, не востребован. Нужно создать условия, чтобы он был использован в полной мере. И сегодня в областной администрации идет разработка программы создания малых инновационных предприятий на наших больших заводах. Это будет одна из форм нашего вклада в модернизацию страны.

Еще будучи мэром Челябинска, губернатор выступил с инициативой по поводу использования так называемых некапитальных объектов: торговых рядов, автомоек, торговых павильонов и т.д. Если раньше срок аренды этих объектов был год и предприниматели фактически половину этого времени тратили на оформление и согласование соответствующих документов в различных инстанциях, то теперь по решению городских властей, инициированному Юревичем, срок аренды стал — пять лет. Потому что предприниматель должен быть уверен в завтрашнем дне. Сейчас эта система распространяется на всю область.

Для Челябинской области сейчас очень актуально развитие животноводческого производства. Давно речь идет о том, что необходимо строительство порядка шести-восьми птицефабрик. Однако прежние руководители региона не смогли сдвинуть эту программу с мертвой точки — подвижки начались только с приходом нового губернатора.

Позиция его по этому проекту привлечения инвестиций и по другим четкая и простая: предпринимателю, желающему открыть производство в Челябинской области, будет предоставлен земельный участок с подведенными коммуникациями. И в сельском хозяйстве, и в промышленности создаются готовые площадки под строительство новых предприятий.

Повестка на послекризисное развитие

— Как вы оцениваете бизнес-климат в регионе после кризиса и после смены губернатора?

— Он зримо улучшается, но во многом повторяет общероссийские тенденции. Ряд из них, на мой взгляд, негативно сказываются на бизнес-климате в стране.

Возьмем борьбу с коррупцией. Это важнейшая тема для страны — тема очищения делового климата. Но к чему сводится эта борьба сегодня?

— К компанейщине…

— 80% осужденных за коррупцию — те, кто получили взятку от одной до трех тысяч долларов. Крупная рыба в сети правоохранительных органов попадает лишь в виде исключения.

Трудно переоценить важность реформы силовых структур в нашей стране. Но она имеет тенденцию к механическим сокращениям и смене персон в генеральских кабинетах. При этом система работы этих структур остается прежней. А ведь именно участие силовиков в переделе собственности уничтожает гарантии прав на эту собственность, именно они являются главным источником рейдерства.

Силовики по-прежнему стремятся играть активную роль в бизнес-процессах, время от времени устраивают показательные выступления. Такая, например, история была с одной ведущей компанией на рынке строительства и недвижимости в нашем городе.

Приставы устроили настоящий налет на офис компании — из-за незначительного долга! Была блокирована работа офиса, компьютерных систем. Убытки, которые понесла компания, в несколько раз больше этой мизерной для ее оборотов, неизвестно откуда всплывшей суммы.

— Подоплека «наезда» была политическая?

— Я не знаю точно, какая, но вряд ли политическая. Глава этой фирмы не замечен в интересе к политике — он занимается исключительно бизнесом. Мне кажется, причины были коммерческие: борьба «подопечных» конкурентов за крупные подряды на застройку.

И это не исключения — это, к сожалению, система. В ту или иную компанию приходит налоговая — она приходит не просто так, у нее есть план. И главная задача для бизнесмена — не попасть в число тех, за счет кого будет выполняться этот план. Потому что если ты в него попал — у тебя обязательно найдут нарушения. Иного и быть не может: правила настолько противоречивы, что идеально соблюсти все их просто нереально.

Точно такой же план есть у таможенных органов, у милиции, у службы судебных приставов…

В России сегодня очень трудно вести бизнес без связей — если это не микробизнес. Вы никогда не задавались вопросом, почему бизнесмены один за другим идут в представительные органы власти? Неужели от того, что в массовом порядке испытывают жгучую потребность стать депутатами?

Безусловно, есть те, кто переходит на новый виток личностного развития, искренне занимаются политикой. Но они идут, как правило, в исполнительную власть.

— Как тот же Михаил Юревич, например?

— Как Михаил Валерьевич Юревич и многие другие.

Это смена жизненного кредо. Тот же Юревич дважды побеждал на всенародных выборах мэра Челябинска, а теперь стал губернатором области. Это профессиональный политик, вышедший из бизнеса, понимающий интересы бизнеса, потребности развития реальной экономики — но политик, а не бизнесмен.

Я же говорю о тех, кто де-факто остается предпринимателем, но де-юре становится депутатом, членом политических структур. Понятно, это не от хорошей жизни — нет иных способов защитить свой бизнес.

Конечно, многое для борьбы с негативными явлениями, о которых я сказала, можно сделать на региональном уровне. И это уже делается у нас.

На недавней встрече с промышленниками новый губернатор заявил: недопустима ситуация, когда осуществляются рейдерские захваты предприятий, за которыми стоят люди в погонах, когда искусственно монополизируются рынки.

Но главное должно быть сделано федеральной властью. Это создание простых правил, в том числе налоговых и фискальных; законодательная защита от фискальных структур; поднятие престижа, авторитета, «неприкасаемость» судебной системы… Это, на мой взгляд, приоритетная повестка для власти на послекризисное развитие.

Бизнес по-белому

— Вы сказали об ответственности государства перед бизнесом. Но есть и ответственность бизнеса перед обществом и государством…

— Безусловно. Социальная ответственность бизнеса — краеугольный камень миссии любой компании. Мне непонятно, когда некоторые предприниматели говорят: «Хорошо, мы развернем программу социальной помощи. Но что нам взамен?» А почему что-то должно быть взамен?!

Коммерческий эффект и так очевиден: у компаний, которые осуществляют социальные программы, улучшается имидж в глазах потребителей их товаров или услуг, а также общества. К ним повышается доверие — как следствие, повышаются продажи.

Социальная ответственность — это забота о высоком качестве и безопасности продукции или услуг. Это ответственность по отношению к своим сотрудникам, их семьям.

Это белая зарплата — поскольку она дает возможность людям легально получать потребительские кредиты и улучшать свое материальное положение. Она дает возможность формировать Пенсионный фонд, более полно финансировать потребности социальной сферы.

Бизнесмен, который не соблюдает эти принципы, ворует деньги у сограждан — иначе и не скажешь. И должен нести ответственность, как говорится, по всей строгости…

От «робототехники» — к творчеству

— Острейшая проблема для преобразования экономики в масштабах всей страны — кадровая…

— У нас она тоже очень остра. Вы знаете, большинство моих родных работают на ЧТЗ. И они не могут себе представить в жизни ничего другого, кроме как в буквальном смысле слова пахать в цеху, выполнять монотонные, одни и те же операции: изо дня в день, из года в год…

Они и в нынешних своих немалых летах делают в точности то же, что выполняли еще молодыми. Каждый день одно и то же: в шесть утра подъем, в 17 часов — конец рабочего дня. Работа у них — это некая жизненная константа…

Не то что у меня, например. Жалеют меня: «Бедненькая, как же ты мучаешься, непонятно, во сколько начало работы, во сколько окончание, постоянно новые проблемы, ни минуты покоя». А мне жалко их: их работа — это какая-то «робототехника»…

Подобную работу должны выполнять машины, и уже выполняют. Понятно, что людям, которые родом из старой советской индустриальной экономики, очень трудно привыкать к новой, адаптивной, динамичной экономике, которая захватывает все новые и новые секторы… Но привыкать придется — иначе регион и страна окажутся за бортом мирового экономического развития.

К сожалению, те же стереотипы отношения к работе воспроизводят представителей молодого поколения. Говорю своим сотрудникам: подумайте, как решать такую-то проблему. «Когда же думать, — отвечают, — мы же целый день заняты рабочими операциями, а потом — домашние дела!»

Это неправильный подход к работе, устаревший. Не может быть, чтобы человек, уходя домой, переступая порог офиса, выключался как штекер. Думать о работе нужно постоянно, без перерывов на обед и на сон — только тогда будет действительно творчество, только тогда будет результат. Механическая работа, рутина сегодня не интересны, мало ценятся.

Я, например, и на работе, и дома — в кабинете и на кухне постоянно записываю какие-то идеи на маленьких листочках, чтобы не ускользнули… У меня груды таких листочков везде, где я бываю.

Очень много проблем с молодежью — особенно вчерашними выпускниками вузов. Они и их родители считают, что средства, вложенные в образование, должны возвращаться немедленно, с первого дня работы. Хотя они еще ничего не умеют и должны начинать с технических должностей.

Пора учиться жить и работать в глобальной экономике, мыслить категориями глобальной экономики, перенимать зарубежный опыт.

За границей у многих есть две профессии. В той же Праге у многих есть параллельное занятие. Почти за каждой дверью скрывается маленький магазинчик, лавка, ресторанчик, маленькая мастерская.

Это даже не бизнес — это самообеспечение семей. Больших прибылей они не получают. Более того, скорее всего это сезонный бизнес. Но тем не менее домохозяйства получают поддержку, экономика семей становится более стабильной. Они не ждут повышения зарплаты от государства, как междуреченские шахтеры, они сами заботятся о том, чтобы обеспечить себе доходы и экономическую стабильность.

— По данным исследований, французы до семи раз в течение жизни готовы поменять работу и профессию…

— Потому что они уже живут в глобальной экономике — мы еще нет. Но также постоянно переучиваться придется и нам — иного выбора нет.

У россиян был для этого первоначальный стимул — начало 90-х годов, когда люди нашли новые источники дохода, нашли новые сферы применения своих сил.

Но относительное благополучие, которое принес массированный экспорт сырьевых ресурсов, во многом законсервировало старую экономику, старые представления. Кризис принес новую встряску — и в этом его позитивное воздействие. Люди должны понять, что жить как раньше больше нельзя.

Руководитель для подражания

— Можно ли сказать, что вы нашли себя, начав заниматься бизнесом в начале 90-х?

— Я не ставила себе целью заниматься бизнесом — это получилось само собой. Просто в начале 90-х годов я как журналист отвечала в одной из компаний за рекламу и пиар. Меня всегда очень интересовала реклама.

— Как деловой женщине совмещать работу и семью? Поделитесь рецептом!

— Рецепта, какой-то универсальной формулы нет. Требуется создать такие условия, в которых ты будешь оптимально существовать, не поступаясь ни деловыми задачами, ни семьей.

Я способ для себя долго искала — было дело, когда приходилось работать до пяти утра.

Постепенно навыки совмещения бизнеса и ведения дома вырабатывались, я стала понимать: вот здесь должен быть человек, который подстрахует, здесь и здесь…

Такие «страховщики» важны еще и потому, что деловая женщина не должна быть «заезженной», замученной… К ней требования в этом смысле более высоки, чем к руководителю-мужчине: она должна быть лицом своей компании, с нее должны брать пример сотрудники — в том, как она одевается, как общается… Это, на мой взгляд, принципиально для авторитета женщины-руководителя.

— Насколько важна роль женщины в современном российском бизнесе?

— Она огромна. Хотя многие мужчины считают, что женщины должны сидеть дома, раз природа отвела им роль хранительниц домашнего очага. Без женщины не может быть стабильно работающей компании.

Женщины прекрасно проявили себя как предприниматели, они зачастую занимают высокие позиции в высшем менеджменте многих компаний. Если первое лицо — мужчина, второе обычно женщина. И это вполне естественно.

Женщина менее агрессивна, лучше выстраивает коммуникацию, более толерантна. Ее не зря называют хранительницей очага — она и в бизнесе хранит, сохраняет то, что есть, и приумножает.

Но при этом я не считаю, что женщины вскоре займут первые роли. И в политике, и в крупном бизнесе женщина в кресле первого лица скорее исключение, чем правило.

— Поделитесь, пожалуйста, вашими творческими планами. Будете осваивать новые направления бизнеса, расширять бизнес по территории области?

— Газету в область пока не поведу: для этого нужны колоссальные вложения, и отобьются они с большим трудом, за довольно длительный промежуток времени. Скорее, я буду развивать компанию в тех или иных смежных областях.

Перед кризисом мне казалось, что я уже все поняла в своем бизнесе и даже подустала от него. Но как только наступил кризис, мне стало снова интересно — и сейчас я занимаюсь им с большим энтузиазмом.

Дело в том, что кризис-2009 — первый для нашей компании как самоокупающейся структуры. Кризис 1998 года пришелся на период активного вложения денег в наш бизнес со стороны учредителя, и трудностей мы не чувствовали.

А в этот кризис была совершенно другая ситуация: нужно было выкарабкиваться самостоятельно, крутиться, по-новому строить отношения с рекламодателями.

Я предпочитаю самостоятельность в бизнесе, потому что убеждена: каждый человек сам творец своего успеха.

Каждый должен создать себя сам, научиться строить свою жизнь, жизнь своей семьи. И тогда мы будем иметь крепкую экономику и общество сильных самостоятельных людей.

Государству нужно дебюрократизировать условия ведения бизнеса — и тогда предпринимательское творчество масс снизу решит большинство тех экономических проблем, которое государство с большим трудом пытается решить сверху. Я в потенциале наших граждан абсолютно убеждена.


ООО «Соседи» (г. Челябинск) — медийная компания, которая издает массовый еженедельник «Соседи», глянцевое издание Chel week и городской портал sosedy.ru.

Тираж газеты «Соседи» — 400 тыс. экземпляров. Эта полноцветная газета бесплатно распространяется в Челябинске и Челябинской области, имеет собственную службу доставки, имеет сеть фирменных стоек, солидный банк курьерской доставки.

Ее содержание — актуальные интервью, новости политики и экономики, материалы о гастролях, конкурсах, развлекательная информация. Еженедельник предоставляет возможности эксклюзивной рекламы: качественная офсетная печать и полноцвет позволяют дизайнерам использовать самые современные технологии в разработке рекламных макетов.


Грачева Ольга Геннадьевна — генеральный директор ООО «Соседи». Окончила факультет журналистики Уральского государственного университета. Начинала трудовую деятельность в газетах «Вечерний Челябинск» и «Челябинская неделя».

В 1998 году стала главным редактором газеты «Соседи», учредителем которой выступило объединение «Макфа». В сентябре 1998 года вышел первый номер этого издания, которое позиционировалось первоначально как общественно-политическое.

В начале 2000-х годов газета стала массовым изданием для граждан. К 2002 году еженедельник занял лидирующие позиции как по тиражу, так и в рейтингах крупных исследовательских агентств Москвы и Екатеринбурга.

В 2004 году на базе газеты образовалась медиакомпания «Соседи», Ольга Грачева заняла пост ее генерального директора. Одновременно она возглавляет агентство наружной рекламы «ЮжУралРеклама».

В 2005 году Ольга Геннадьевна удостоена почетного диплома «Бизнес-элита Челябинска». В 2006 году по результатам опросов челябинцев газета «Соседи» получила звание «Брэнд года». Ольга Грачева является лауреатом премии «Лучший руководитель года — 2010», входит в двадцатку самых известных женщин всех сфер деятельности Челябинска по опросу жителей города. ООО «Соседи» в 2009 году стало лауреатом Гран-при конкурса «Добросовестный поставщик года» и победило в номинации «За выдающиеся результаты в области управления, вклад в устойчивое развитие страны».

Пока верстался номер, стало известно,что Ольге Грачевой вручили Золотую медаль «За положительный инвестиционный имидж» от Международного клуба лидеров бизнеса (IBLC), Щвейцария.