Виктор ВАСИН: необходима стратегия развития машиностроительного комплекса страны

Текст | Николай ВЛАСОВ
Фото | Наталья ПУСТЫННИКОВА

ОАО «ГПЗ-2» — одно из ведущих предприятий столичного и российского машиностроения. В пореформенные годы, несмотря на кризис машиностроения, предприятие демонстрирует стабильно высокие темпы развития. О причине этого феномена нашему журналу рассказал первый заместитель генерального директора предприятия Виктор Васин.

— Виктор Иванович, как предприятие пережило кризис?

— У нас 2009 год оказался удачнее, чем предыдущий, 2008 год, который считается эталоном экономического роста во всех отраслях.

Для ОАО «ГПЗ-2» кризисный 2009-й стал одним из самых успешных за последние годы. По сравнению с 2008 годом производство подшипников увеличилось на 1,4%, в стоимостном выражении — на 8,9%. Продажи выросли на 36,4%.

На ГПЗ-2 в 2009 году не только не было сокращения рабочих мест, наоборот, численность работающих увеличилась на 6,5%. Не было и снижения заработной платы — она увеличилась на 17,5%.

— Как вам все это удалось?

— Подействовал комплекс факторов и специальные программы действий. Конечно, мы реагировали на трудности у наших партнеров: на предприятии была специальная программа действий в связи с этими сложностями, мы приняли ее в конце 2008 года, она в силе и в 2010 году.

Большую роль в стабильности предприятия сыграла поддержка Правительства Москвы — и до кризисных явлений в экономике, и во время их появления. Вообще, нам, московским предприятиям, значительно легче развиваться благодаря правильной политике Правительства Москвы по отношению к промышленности.

— А в чем конкретно выражается эта политика?

 

— Правительство Москвы выделило ГПЗ-2, как и многим другим предприятиям, льготные бюджетные кредиты и субсидии.

Но это дополнительные факторы нашей меньшей чувствительности к кризисным явлениям, а основной — ГПЗ-2 начал программу развития предприятия задолго до кризиса и успешно реализовывал ее.

Она включает совершенствование структуры производства, увеличение выпуска продукции, которая пользуется повышенным спросом, совершенствование работы с потребителями, а также самообеспечение комплектующими, которые ранее покупались на стороне, причем недешево.

Главная задача, которая стояла и стоит перед нами, — занять нишу по подшипниковой продукции на внутреннем рынке. Дело в том, что многие предприятия подшипниковой отрасли в пореформенные годы сократили производство. А кризис серьезно ухудшил ситуацию на многих из них. Мы же в состоянии использовать наше сильное положение как рыночное преимущество, развивать экспансию на рынке. Это нам успешно удается.

— Но ведь машиностроение перестало предъявлять прежний спрос на подшипники?

 

— Гражданское машиностроение действительно его чрезвычайно сильно сократило. Оно и понятно: автомобильная промышленность в нашей стране упала на 50%, станкоинструментальная — на 70%.

Однако по мере падения нового производства в автомобилестроении увеличился спрос на запчасти в авторемонтной отрасли. Та же ситуация в станкоремонтной сфере. Эту нишу необходимо было увидеть, выстроить отношения с соответствующими потребителями. Нам это во многом удалось.

Кроме того, в ОПК объемы производства довольно велики: они сократились, но в существенно меньших масштабах. И ГПЗ-2 соответствующих заказчиков сохранил и число их приумножил.

Кроме того, огромный спрос предъявляет городское хозяйство — системы жизнеобеспечения городов, в связи с масштабной реформой ЖКХ в стране. И в этом направлении мы также активно сотрудничаем, например, с Правительством Москвы.

Конечно, спрос сегодня не таких масштабов, как в эпоху массированного индустриального развития советских десятилетий: много мелких заказов, мелких потребителей. Но и специфика нашего предприятия — многопрофильное, мелкосерийное производство. Мы не работали с крупными сериями.

Были времена, когда на рынке выигрывали подшипниковые заводы, у которых крупносерийный конвейер — например, подшипниковые спутники наших автомобилестроительных гигантов: заводы, расположенные в Вологде и в Волжском. Или подшипниковый спутник Ростсельмаша в Ростове. Но что теперь стало с гигантами машиностроения, на которых они работали?

На всех этих предприятиях было до пяти номенклатур подшипников. А у нас — не менее 500! Мы выпускаем серии от десяти до нескольких тысяч штук подшипников.

Причем мы разделяем производство и внутри предприятия. Более или менее массовые виды производства переносятся в филиал под Тверью. А на производстве в столице продолжаем коренную реконструкцию и сориентировали его на прецизионную продукцию: для ОПК, авиации и других отраслей

— А как возник филиал в Твери?

 

— В силу ряда сложностей головного производства.

Наше предприятие находится почти в самом центре Москвы, к нему нет железнодорожной ветки, есть серьезные экологические ограничения на производство.

При содействии Тверской областной администрации, активной реальной помощи УФСИН Минюста РФ по Тверской области подобрано машиностроительное предприятие, которое мы постоянно развивали. В настоящее время там создано современное заготовительное производство и начато освоение выпуска подшипников крупных серий.

Этот филиал для нас — существенный фактор экономии и оптимизации производства.

— Итак, ваш рецепт развития — диверсификация производства и мелкие серии?

 

— Совершенно верно. Это оптимально для сегодняшней ситуации в российской промышленности, да и для нынешней эпохи в развитии индустрии вообще.

Крупные серии постепенно уходят, на их место приходят средние и мелкие серии, специализированные под потребности разных групп потребителей. И, соответственно, в выигрыше оказываются предприятия, выпускающие мелкие серии для широкого спектра заказчиков.

У каких-то заказчиков проблемы — мы их компенсирует за счет других секторов потребителей. В этом и есть один из важнейших секретов стабильности завода и роста производства на нем.

Не без гордости могу сказать: единственный в России подшипниковый завод, который уже несколько лет стабильно идет вверх, а не вниз — это ГПЗ-2.

— Скоро завод отметит 95-летний юбилей…

 

— Совершенно верно. Несмотря на то что он назывался в советское время 2-м Государственным подшипниковым заводом, в действительности он — первый подшипниковый завод, и в Москве, и в России.

Основателем нашего завода и вообще подшипникового производства в России стал крупнейший нефтепромышленник, племянник знаменитого Альфреда Нобеля Эммануэль Нобель. По его инициативе в 1916 году было организовано акционерное общество «Шарикоподшипник — СКФ», на представлении о создании которого последний российский самодержец Николай II собственноручно начертал: «Согласен». После этого правление общества выкупило у торгового дома «Шварцкопф и Ко» здание механического завода на Шаболовке и переоборудовало его для нужд нового производства.

Наше предприятие до сих пор обращается к заветам и идеям Эммануэля Нобеля — замечательного русского предпринимателя шведского происхождения, внесшего столь же большой вклад в развитие российской индустрии, как и его дядя. Он был таким же, как дядя, философом от предпринимательства. Эммануэль Нобель говорил так: «Что мне в высоких дивидендах? Самое главное все же — победа труда, предприимчивости, инициативы. Эта победа дороже денег».

В 1917 году предприятие было национализировано, но в 1923 году, в период НЭПа, сдано в концессию шведской фирме Нобеля СКФ на восемь лет. По окончании этого соглашения предприятие стало Государственным подшипниковым заводом №2.

В Советском Союзе началась индустриализация, и предприятие стало быстро наращивать обороты. Только в 1932 году было выпущено 919 500 подшипников — ненамного меньше, чем за все восемь лет концессии. А уже в 1933 году — чуть менее 2 млн подшипников!

Предприятие стало кузницей кадров для советской подшипниковой промышленности. Для созданного в 1932 году нового московского подшипникового предприятия — ГПЗ-1 мы подготовили 1245 специалистов, притом что на самом ГПЗ-2 тогда работало около 2 тыс. человек.

С началом Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в Томск. Предприятие быстро восстановило на новой площадке прежние объемы производства, а также наладило производство снарядных гильз для «Катюш». В 1943 году коллектив предприятия за трудовой подвиг в годы войны был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В послевоенные годы завод постоянно расширял номенклатуру выпускаемой продукции, одновременно внедряя в производство новые технологии. На ГПЗ-2 были апробированы и внедрены новые марки подшипниковой стали, которые ранее в СССР не производились. Первым в Советском Союзе предприятие освоило выпуск сверхточных упорных подшипников для станкостроения, полностью обеспечив потребности в них отечественной индустрии. Продукция предприятия неоднократно побывала в космосе — была установлена на советских луноходах и корабле «Буран».

Подшипники ГПЗ-2 использовалась при монтаже кремлевских звезд, поворотной сцены МХАТа, эскалаторов большинства линий московского метро. А также для производства автомобилей, сельскохозяйственных машин, самолетов, прокатных станов… Трудно назвать ту отрасль, где не использовались бы подшипники.

Со временем объемы производства только возрастали. 100-миллионный подшипник предприятия был выпущен в 1955 году, 250-миллионный — в 1965 году. Рубеж в 500 млн был достигнут в 1981 году, среднегодовой объем производства достигал тогда 20 млн штук в год. 750-миллионный подшипник был собран в 2000 году.

Последние полтора десятка лет были едва ли не самым сложным периодом в истории предприятия. Общий спад промышленного производства, вызванный шоковыми экономическими реформами, разрыв прежних хозяйственных связей, частые изменения в нормативной базе и налогообложении — все это не могло не отразиться на положении ГПЗ-2.

Однако несмотря на все сложности руководство завода смогло перестроить его работу, сохранив и производственные мощности, и кадровое ядро, состоящее из высококвалифицированных специалистов и управленцев.

— А какова сейчас численность работающих на предприятии?

 

— 650 человек у нас в Москве и порядка 400 на площадке в Тверской области. Конечно, это не та численность, что была в советское время. Тогда доходило до 5000 сотрудников.

Но раньше у нас был довольно крупный филиал в Медведкове, который позднее стал самостоятельным предприятием… Теперь его уже нет на подшипниковом рынке.

Сегодня наш завод — современное предприятие, выпускающее шариковые радикальные однорядные и двухрядные, радиально-сфери-ческие и упорные подшипники свыше 1240 наименований, массой от 4 до 6770 г и наружным диаметром от 12 до 215 мм. Это подшипники как в стандартном, так и в специальном исполнении.

Использование в производстве подшипников высококачественной подшипниковой жаропрочной и нержавеющей стали, сплавов цветных металлов и пластических материалов, а также специальных покрытий дает возможность применять подшипники с маркой ГПЗ-2 в различных отраслях машиностроения. Подшипники ГПЗ-2 соответствуют стандартам ISO, изготавливаются классами точности то Р0 до Р2.

В течение многих лет ГПЗ-2 был пионером во внедрении новых технологий и конструкций. Впервые в СССР ГПЗ-2 освоил выпуск сверхточных подшипников упорной группы для станкостроения, подшипников малой жесткости для авиации и волновых генераторов.

Завод имеет свыше тысячи потребителей и поставщиков. Более 40% объема выпускаемой продукции поставляется в регионы Москвы и Московской области, в том числе и для организаций жизнеобеспечения столицы.

Марка ГПЗ-2 широко известна в России и за рубежом, мы поставляем продукцию в 50 стран мира.

— То есть вы — предприятие-экспортер?

 

— В период бартера до 80% продукции поставлялось на экспорт практически во все регионы. В настоящее время для нашей номенклатуры имеется потребность на внутреннем рынке, куда по ряду позиций поставлять выгоднее и с экономической точки зрения.

Однако мы и в настоящее время продолжаем сотрудничество с торговыми фирмами Финляндии, Венгрии и других стран. Брэнд ГПЗ-2 хорошо знают и помнят как в странах Восточной Европы, которые входили в подразделения СЭР — организацию содействия подшипниковой промышленности (ОСПП), так и во многих других странах. Так, в последнее время возобновились контакты с Египтом.

— А какие доли внутреннего рынка вы контролируете?

 

— ГПЗ-2 занимает лидирующее в России положение по объему производства сферических подшипников — контролируем 48% этого рынка; упорных подшипников — на нас приходится 42% рынка; подшипников специального назначения — данные по ним с грифом ДСП.

Я считаю, главное достижение управленческой команды предприятия в пореформенные годы — стабильность кадров и отношений собственности. У нас не было драчки после акционирования предприятия, которая была на большинстве других заводов, как подшипниковых, так и других. Практически весь пакет акций находится в трудовом коллективе.

— Есть ли случаи передачи акций «на сторону»?

 

— Мы никак не можем этого запретить. Но на практике я знаю только о двух таких случаях. Две сотрудницы планировали продать акции чужим, но затем передумали, и акции остались в нашем акционерном обществе.

В коллективе к таким случаям относятся очень настороженно — ведь у людей перед глазами примеры других заводов, которые развалились именно в результате акционерных конфликтов и рейдерских атак, выполненных через приобретение сторонними лицами акций у сотрудников. Большинство таких заводов функционируют сегодня как помещения под склады.

Но даже пенсионеры, ветераны предприятия, которые уже не работают на заводе, активно участвуют в его жизни, ходят на собрания. Понятно, что не ради дивидендов — дивиденды мы платим небольшие. Людям интересно, важно участвовать в жизни предприятия, с которым они связали свою жизнь.

— То есть у вас получилось народное предприятие?

 

— Я бы сказал, социально-ориентированное предприятие. На предприятии сохранена профсоюзная организация, функционирует коллективный договор, реализуется принцип социального партнерства.

На ГПЗ-2 приличные зарплаты, хороший социальный пакет для работников, стабильность. У нас на предприятии опытные, старые работники всегда говорили гастролерам: «Надо держаться за заводские стены, они стерегут от жизненных бурь». Это сейчас актуально как никогда!

— Как сегодня строится работа с кадрами на предприятии?

 

— Острого кадрового дефицита мы не ощущаем. Штаты всех заводских подразделений заполнены.

Объяснение этому простое: стабильная работа предприятия, улучшение условий труда, отсутствие задержек в выплате заработной платы, наличие серьезного социального пакета для работников. Зарплата растет ежегодно — как минимум стараемся бежать впереди инфляции.

Очень много специалистов к нам перешло с других подшипниковых предприятий, например с 1-го ГПЗ. Специалистов — наладчиков, инженеров, которые были там сокращены и оказались на улице, мы с радостью взяли к нам, на ГПЗ-2. Мы приглашаем видных специалистов с подшипниковых предприятий всей страны: относительно недавно к нам работу пришел главный инженер завода, ранее он работал директором подшипникового завода в Прокопьевске, который, увы, «лежит».

Главное направление кадровой политики — поэтапная кадровая ротация, поэтапное обновление как в плане возраста, так и в плане квалификации, постоянная учеба как непосредственно на предприятии, так и вне его стен — в специализированных учебных заведениях.

ГПЗ-2 активно сотрудничает с Центром занятости ЮАО и ЮВАО, участвует в ярмарках вакансий, организована работа с центром занятости молодежи. Подписаны договоры о сотрудничестве с колледжами № 27, 1, 18, 51, а также МГИУ, МАМИ и МГТУ «Станкин».

Мы взаимодействуем с колледжами — бывшими ПТУ и техникумами, но они готовят не по всем рабочим специальностям, которые нам необходимы, — приходится учить и на самом предприятии.

Активно взаимодействуем с вузами, прежде всего с нашим профильным институтом МАМИ. Когда-то на предприятии работал филиал МАМИ, я преподавал в этом филиале, был его деканом, там работала специализированная кафедра подшипников. Сейчас филиала нет, но сотрудничество с МАМИ сохраняется, я состою в госкомиссии вуза. И это предоставляет возможности приглашать к нам на работу наиболее грамотных выпускников.

— Какую роль в развитии предприятия играют управленцы советской школы?

 

— Очень большую. На ГПЗ-2 в традициях бережное отношение к заводским династиям, ветеранам.

На предприятии продолжают работать два бывших его директора. Один из них, В.В. Новиков, директор завода в 1986—1996 годах, ныне председатель совета директоров нашего ОАО, занимает эту должность с 2003 года. Другой бывший директор, Д.П. Юлин, занимавший этот пост в 1986—1996 годах, долгое время был председателем совета директоров, а ныне член совета директоров. С 1996 года по настоящее время генеральным директором ОАО «ГПЗ?2» является В.И. Терещенко.

Каждый из этих руководителей внес большой вклад в развитие предприятия. Под руководством же В.И. Терещенко завод получил новое качественное развитие. Он организовал масштабную реконструкцию предприятия, модернизацию производства, по его предложениям и при активном участии создано современное заготовительное производство в Тверской области, усовершенствована система сбыта.

Половина дирекции предприятия — это старые, советские кадры, но половина — новые специалисты. Мы постоянно поддерживаем этот баланс.

— Какую роль в современной российской экономике должен играть производственный сектор по сравнению с финансовым и сервисным?

 

— Только главную. И я говорю так не потому, что проработал всю жизнь в машиностроении.

Производственный сектор — это приложение разработок академической и прикладной науки, металлургии, станкоинструментальной промышленности. Это привлечение усилий десятков отраслей, максимальная добавленная стоимость, а значит, высокая цена — и минимальные колебания этой цены на мировых рынках.

Нет производственного сектора в стране — есть та сырьевая зависимость экономики, которую мы видим сегодня. Кроме непосредственного экономического эффекта, производственный сектор дает и социальный: повышается социальная стабильность в регионах и в стране в целом.

— Что, с вашей точки зрения, нужно сделать правительству, чтобы наша страна сохранила статус одной из ведущих машиностроительных держав мира?

 

— По нашему мнению, для динамичного развития производственного сектора необходимо реализовать ряд программ.

Во-первых, облегчить доступ к «дешевым» кредитам. А также отработать комплекс мер по льготам на приобретение нового импортного оборудования. Сократить или вовсе исключить ставку НДС на продукцию, поставляемую по госзаказам и для ОПК.

Во-вторых, в полной мере восстановить систему профтехучилищ для подготовки рабочих кадров, а также предоставлять льготы молодым специалистам на приобретение жилья по ипотеке, если специалист изъявит желание работать на предприятии.

В-третьих, очень важна долгосрочная перспектива развития машиностроительного комплекса страны. Мы, как комплектующее предприятие, очень остро чувствуем отсутствие соответствующей стратегической программы. Мне кажется, новая Россия уже достигла уровня видения будущего и понимания важности промышленной политики, чтобы такая стратегия появилась. Отрадно, что Департаментом автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга РФ подготовлена концепция модернизации производства и развития подшипниковой подотрасли, где часть вопросов, требующих решения, отражены.


Виктор Иванович Васин — первый заместитель генерального директора ОАО «ГПЗ-2».

Окончил Московский автомеханический институт (МАМИ). На ГПЗ-2 с 1965 года, где начинал рядовым инженером. Затем был заместителем главного технолога, заместителем главного инженера по оборонной тематике, более 20 лет работал главным инженером завода. С 2005 года занимает нынешнюю должность.

Кандидат технический наук. Имеет звания «Заслуженный машиностроитель РФ», «Ветеран труда», «Ветеран автомобильной промышленности».