Анатолий ГЕРАЩЕНКО: наша задача — обеспечить опережающее развитие авиакосмической и оборонной отраслей


Текст | Юрий КУЗЬМИН
Фото | Из архива МАИ


В 2010 году Московский авиационный институт (государственный технический университет) МАИ отмечает 80-летие. О том, с какими результатами подошел легендарный вуз к своему юбилею, какие проблемы его волнуют и какие задачи ему предстоит решить в ближайшие годы, нам рассказал ректор МАИ доктор технических наук, профессор Анатолий Николаевич Геращенко.

— Анатолий Николаевич, в прошлом году МАИ вошел в число 12 российских вузов, которым был присвоен статус национального исследовательского университета. Это, несомненно, большая победа. Как вуз пришел к ней?

— Победа МАИ в конкурсном отборе программ развития университетов, которым Правительство РФ присвоило категорию «Национальный исследовательский университет», — это не только признание заслуг университета как форпоста науки, образования, высоких технологий, культуры, но и большая ответственность.

Наш вуз дает очень хорошее фундаментальное образование, а выпускники востребованы не только предприятиями аэрокосмической отрасли, но и другими сферами экономики, а также в области государственного управления. Так, МАИ занял третье место в рейтинге независимого рейтингового агентства «РейтОР», посвященного успешности выпускников вузов Москвы. Нас опередили только МГУ и МГИМО. Согласно другому исследованию этого агентства, МАИ занимает второе место среди вузов, выпускники которых входят сегодня в российскую бизнес-элиту. Выше только МГУ.

Кроме того, наш вуз всегда был крупным научным центром, научную составляющую нам удалось сохранить и в сложное пореформенное время. Сегодня в университете проводятся фундаментальные и прикладные исследования и разработки по 19 научным направлениям применительно к аэрокосмической промышленности и оборонной отрасли в целом. В последние годы объем научно-исследовательских работ МАИ ежегодно составляет около 500 млн руб.

В программе развития МАИ на 2009—2018 годы, которую мы представили на конкурс, выделено четыре основных направления: авиационные системы; ракетные и космические системы; энергетические установки авиационных, ракетных и космических систем и информационно-телекоммуникационные технологии авиационных, ракетных и космических систем. Как вы знаете, все эти четыре составляющих входят в число тех направлений, которые президент России Дмитрий Анатольевич Медведев и председатель Правительства РФ Владимир Владимирович Путин определили в качестве приоритетов технологической модернизации страны. Они должны обеспечить прорывное инновационное развитие отечественной экономики и лидерство России в ХХI веке.

Наша цель — создание на базе МАИ национального исследовательского университета для кадрового и научно-инновационного обеспечения авиационной, ракетной и космической отраслей и других высокотехнологичных оборонных секторов экономики России. Все это основано на интеграции науки, образования и производства с целью поддержания паритета и, более того, достижения технологического превосходства в данных отраслях на мировом уровне. МАИ станет вузом, осуществляющим научные исследования и непрерывную подготовку специалистов по сквозному проектированию всех систем авиационной, ракетной и космической техники. Будет сформирована единая образовательная среда «университет — научные центры — предприятия отрасли».

Достижению этой цели будет способствовать дальнейшее развитие структурных подразделений МАИ, созданных в рамках четырех приоритетных направлений, центры коллективного пользования оборудованием, ресурсные центры в области авиастроения и производства летательных аппаратов, научно-образовательные центры, студенческие конструкторские бюро, аэродром и др.

— При помощи каких финансовых механизмов МАИ будет развиваться как национальный исследовательский университет?

— До 2013 года МАИ получит 1,6 млрд руб. из федерального бюджета на финансовое обеспечение мероприятий программы. Внебюджетное финансирование должно составить не менее 20% от этих ассигнований.

— Статус национальных исследовательских университетов получили еще два аэрокосмических вуза: Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева и Казанский государственный технический университет имени А.Н. Туполева. Как вы это оцениваете?

— Действительно, вместе с МАИ конкурс выиграли и наши коллеги из Самары и Казани. То, что победителями конкурса одновременно стали три аэрокосмических вуза, является еще одним свидетельством внимания, уделяемого руководством России и Министерством образования и науки РФ к проблемам и нуждам аэрокосмической отрасли.

— С какими проблемами подошел МАИ к своему 80-летию?

— Проблема первая и основная — кадровая. Она стоит перед всеми техническими вузами: наш профессорско-преподавательский состав стареет, наблюдается большой возрастной разрыв. Так, в МАИ средний возраст преподавателей — 55 лет. Для того чтобы вуз мог в полном объеме решать те задачи, которые стоят перед ним как перед национальным исследовательским университетом, нужно привлекать как можно больше молодежи.

Пока мы пытаемся решать эту проблему своими силами. В МАИ разработана программа «Научно-педагогическая молодежь», в рамках которой организована целевая аспирантура, в нее ежегодно набирается до 20 человек. Аспиранты получают повышенную стипендию, а после окончания обучения должны в срок защитить диссертацию и отработать преподавателями три года. Кроме того, молодым преподавателям, до 35 лет, мы предоставляем жилье в общежитии квартирного типа. Но, к сожалению, это предложение может заинтересовать только жителей Москвы и Московской области — тех, для кого не стоит проблема регистрации, которую вуз предоставлять не имеет возможности.

С кадровой проблемой тесно связана другая — невысокий уровень заработной платы преподавателей. Сегодня зарплата сотрудников государственных вузов неконкурентоспособна с зарплатой в большинстве секторов российской экономики. Так, в нашем вузе бюджетная ставка ассистента составляет примерно 8 тыс. руб. в месяц, ставка профессора, доктора наук — 21,5 тыс. руб. Молодого работника, а тем более опытного специалиста, такими деньгами не привлечь.

— Наверное, решать кадровую проблему вузы должны вместе с государством. Какими вам видятся пути выхода из нее в аэрокосмическом образовании?

— Я считаю, что нужно принять специальную программу закрепления кадров в системе высшего образования. Понятно, что сегодня, в кризис, нельзя просто автоматически повысить размер заработной платы педагогических работников.

Решение проблемы мне видится в следующем. Во-первых, для инженерных специальностей, особенно для оборонных — тех, куда сегодня идет очень мало студентов-платников, в учебном процессе нужно сделать соотношение: один преподаватель на четырех студентов. Это позволит и повысить заработную плату преподавателям, и улучшить качество подготовки специалистов для оборонных отраслей промышленности. Сейчас у нас по оборонным специальностям соотношение: один преподаватель на десять учащихся.

Во-вторых, необходимо увеличить государственные ассигнования на фундаментальные научные исследования в вузах. Как я уже сказал, в последние несколько лет объем научно-исследовательских работ МАИ составляет около 500 млн руб., но бюджетных денег в них менее 100 млн. Такая диспропорция нередко приводит к дисбалансу в учебно-научном процессе. Многие преподаватели вынуждены зарабатывать, совмещая лекционную деятельность с выполнением НИР по контрактам. Это не совсем правильно. Свой основной доход преподаватель должен получать от проведения занятий со студентами. Конечно, он должен заниматься наукой, но при этом уделять ей не больше 25% своего рабочего времени. То же самое с научными работниками — им лучше заниматься преподавательской деятельностью лишь около четверти своего рабочего времени. В противном случае страдает либо учебный, либо научный процесс.

В-третьих, следует законодательно установить среднюю ставку заработной платы и должностного оклада педагогических работников образовательных учреждений. Для профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования она должна в два раза превышать уровень средней ставки заработной платы работников промышленности.

И наконец, мне кажется, хорошим стимулом для молодых преподавателей может стать государственная программа по обеспечению их жильем или общежитиями на условиях отработки определенного срока в вузе.

— Какой процент выпускников МАИ сегодня идет работать по специальности?

— Если брать вуз в целом — около 40—50%. Но тут многое зависит от конкретной кафедры. Есть предприятия, уже давно плотно сотрудничающие с МАИ, и, естественно, на тех кафедрах, которые они курируют, этот процент больше. Например, кафедру «Проектирование самолетов» факультета авиационной техники МАИ возглавляет наш выпускник — первый вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), председатель совета директоров ОАО «ОКБ Сухого», генеральный директор ОАО «Авиационная холдинговая компания “Сухой”» и генеральный директор — генеральный конструктор ОАО «РСК “МиГ”» Михаил Асланович Погосян. «Сухой» начинает работать еще с абитуриентами МАИ, на базе его предприятий студенты выполняют курсовые и дипломные работы, проходят там практику. В результате около 60—70% выпускников кафедры после окончания обучения идут работать в ОКБ «Сухой» или МИГ. В том же направлении развивается сотрудничество вуза с Роскосмосом, корпорацией «Тактическое ракетное вооружение» и другими организациями ракетно-космической промышленности.

Мы согласны с Дмитрием Анатольевичем Медведевым, сказавшим недавно, что вузы ответственны за трудоустройство своих выпускников, и делаем для этого все возможное. В МАИ создан центр трудоустройства, который решает вопросы первичной и вторичной занятости наших студентов и выпускников. Несколько лет назад по инициативе центров трудоустройства нескольких столичных вузов была создана Ассоциация центров трудоустройства вузов Москвы, который поддерживается Советом ректоров вузов Москвы и Московской области. В совете, кстати, действует рабочая группа по трудоустройству выпускников, и я ее возглавляю.

Ежегодно, весной и осенью, в МАИ проводятся ярмарки вакансий. Мы регулярно организуем в вузе презентации компаний-работодателей, устраиваем для студентов семинары по успешному трудоустройству и построению карьеры, на специализированных стендах вуза размещается информация о вакансиях, программах стажировок и наборе молодых специалистов. В этом году каждый наш выпускник вместе с дипломом получит мультимедийный диск, где будут представлены компании-работодатели, приглашающие к себе молодых специалистов, и условия, которые они предлагают.

Кроме того, студенты и компании-работодатели могут познакомиться друг с другом на научно-практических конференциях, которые ежегодно устраивают на базе МАИ многие предприятия.

— Какой сегодня конкурс в МАИ?

— От трех до 15 человек на место. Наибольшим спросом пользуется 3-й факультет — «Системы управления, информатика и энергетика», самый большой сегодня в МАИ. Не менее популярны наши инновационные образовательные программы, в частности подготовка специалистов в области разработки, производства и специализированного обслуживания наукоемкой медицинской техники на базе применения высоких аэрокосмических технологий. В этой программе задействовано три факультета: 3-й, 6-й — «Аэрокосмический факультет» и 9-й — «Прикладная механика».

Очень много желающих пройти нашу программу по языковой подготовке членов летных экипажей и авиадиспетчеров в соответствии с требованиями ICAO. Обучение проводит факультет иностранных языков и Авиационный учебный центр МАИ. Их выпускники очень востребованы на международных рейсах и в международных аэропортах.

А самый небольшой конкурс, к сожалению, сегодня на наши традиционные авиакосмические специальности. Это факультеты «Авиационная техника», «Двигатели летательных аппаратов» и «Аэрокосмический» — в советские годы самые престижные.

— Может быть, это связано с тем, что аэрокосмическим предприятиям сегодня требуется не так много выпускников, как раньше?

— Наоборот, отрасли очень нужны молодые специалисты. На аэрокосмических предприятиях сегодня тоже остро стоит кадровая проблема. Дело в другом: на профильных факультетах от студента первого курса требуется очень серьезная подготовка по математике, физике и информатике. Но, к сожалению, качество обучения учеников в средних школах по этим дисциплинам оставляет желать лучшего. Многие ребята об этом знают и просто боятся поступать.

— А МАИ участвует в подготовке своих абитуриентов?

— Да, вуз проводит профориентационную работу в 35 базовых школах и восьми профильных техникумах. У нас организованы серьезные подготовительные курсы, где школьники обучаются по долгосрочным (один — три года) и краткосрочным программам. В 2007 году мы создали Центр тестирования и подготовки «ЕГЭ-МАИ», который в течение всего учебного года проводит как тестирование, так и подготовку по программам ЕГЭ по целому ряду предметов.

Талантливых абитуриентов по оборонным специальностям мы ищем и с помощью Российской аэрокосмической олимпиады школьников. Она проводится УМО АРК (Учебно-методическое объединение высших учебных заведений РФ по образованию в области авиации, ракетостроения и космоса). В прошлом году среди ее организаторов было девять вузов — Балтийский государственный технический университет «Военмех», Казанский государственный технический университет, МАТИ, Самарский государственный аэрокосмический университет, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Сибирский государственный аэрокосмический университет, Рыбинская государственная авиационная технологическая академия, Уфимский государственный авиационных технический университет и МАИ. Участие в олимпиаде приняли более 13 тыс. школьников из 50 регионов России. Было около 2 тыс. призеров и 250 победителей.

К сожалению, в этом году Российский совет олимпиад школьников не разрешил проведение этой олимпиады. Почему — нам так пока аргументированно и не объяснили. Я надеюсь, что совет пересмотрит свою позицию. Олимпиада очень нужна аэрокосмическим вузам — без нее поиск талантливых абитуриентов в нынешних условиях, при отсутствии вступительных экзаменов в вузы, практически невозможен. А без талантливых студентов, которые станут высококвалифицированными специалистами, будет очень трудно выполнить поставленную президентом и правительством задачу модернизации отечественной аэрокосмической науки и промышленности.


Анатолий Николаевич Геращенко — ректор Московского авиационного института (государственный технический университет), доктор технических наук, профессор, почетный работник высшего образования РФ.

А.Н. Геращенко родился 2 декабря 1949 года в г. Ессентуки. В 1977 году окончил МАИ (инженер-электромеханик), в 2004 году получил второе высшее образование в МАИ по специальности «инженер-экономист».

В МАИ работает с 1977 года: старшим инженером, ведущим инженером, главным механиком, начальником ОКСа, проректором по развитию комплекса института и социальным вопросам. В 2007 году А.Н. Геращенко избран ректором МАИ.

Автор более 70 научных работ в области интегрированных систем летательных аппаратов, организации и управления в системе образования.

А.Н. Геращенко — член научно-технического совета Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации, член экспертных советов при комитетах Государственной думы РФ по образованию и промышленности, экспертной комиссии в области профессионального образования Межведомственного совета по присуждению премий Правительства РФ в области образования, Аттестационной комиссии по вопросам присвоения ученых званий профессора и доцента Рособрнадзора.

Является заместителем председателя комитета по развитию авиационно-космического комплекса Торгово-промышленной палаты РФ, академиком Международной академии информатизации, информационных процессов и технологий, членом президиума Совета ректоров вузов Москвы и Московской области, депутатом муниципального собрания района Сокол г. Москвы.

А.Н. Геращенко удостоен ряда государственных наград, среди которых две медали ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степеней, медаль «В память 850-летия Москвы», медаль «300 лет Российскому флоту», медаль «За трудовую доблесть» и др. Лауреат Премии Правительства РФ в области образования (2001 год) и Премии Правительства РФ в области науки и техники (2004 год).