Стратегия — интеграция
Текст | Николай МИХАЙЛОВ
Первый вице-премьер Игорь Шувалов выступил 21 января на конференции «Россия и мир: вызовы нового десятилетия» с программной речью, которую он сам назвал логическим развитием своего выступления летом 2008 года на Санкт-Петербургском экономическом форуме.
Семь уроков кризиса
Сегодня, отметил Игорь Шувалов, надо дать ответы на вопросы: «повлияет ли кризис на наши планы по развитию страны до 2020 года, будем ли мы менять наши планы по модернизации страны до 2012 года, поскольку период до 2012 года является ключевым, значимым для того, чтобы построить определенные институты и уже дальше от них стартовать к 2020 году».
Шувалов отметил, что готов ответить за те программные заявления, которые были сделаны на Петербургском форуме 2008 года. Но реально первый этап преобразований завершится в 2010 году. Сегодня, с его точки зрения, необходимо смотреть на экономическое и социальное развитие страны через призму ее экономической интеграции.
«Кризис продолжается, — отметил Шувалов. — Он проходит дальнейшие фазы своего развития, однако сегодня уже стало очевидным, что мы получили уроки в наиболее острых фазах кризиса».
Среди этих уроков, по словам Шувалова, то, что кризис продемонстрировал устойчивость функционирования основных экономико-политических институтов. «Это был второй крупный кризис, через который прошла Россия. Причем нынешний кризис — гораздо тяжелее, чем в 1998 году. Он носит глобальный характер». Несмотря на это, по словам первого вице-премьера, удавалось достаточно быстро реагировать на изменение конъюнктуры в отдельных сферах.
Так, Центральный банк доказал, что он способен находить новые инструменты для решения возникающих проблем. Органами власти были приняты решения, которые позволили сдержать рост напряженности на рынке труда. Можно быть уверенным, что из этого кризиса Россия выйдет с новым уровнем доверия к власти, к политическим и экономическим институтам. Кроме того, была подтверждена правильность макроэкономической политики минувшего десятилетия, в том числе необходимость формирования стабилизационных резервов, которые позволили смягчить финансовые последствия кризиса.
В комментарии для журналистов помощник первого вице-премьера Юрий Газарян подчеркнул, что очень важно впредь не допускать проциклической политики: то есть в хорошие годы нельзя проводить политику стимулирования — наоборот, требуется сдерживать рост за счет повышения налогов, а в плохие — снижать налоги, для того чтобы стимулировать рост. В феврале, по словам заместителя начальника секретариата Шувалова Марины Романовой, пройдет заседание Правительства РФ, на котором будут комплексно рассмотрены необходимые коррективы в налоговый режим.
Второй урок, с точки зрения Шувалова: «резервы — это не решение проблемы». «Это, — заметил он, — как жаропонижающее для больного, то есть симптомы снимает, но болезнь не лечит. Нашей совместной болезнью является высокая зависимость страны от доходов, получаемых за счет торговли природными ресурсами, от внешней конъюнктуры и в целом от факторов, которые находятся полностью вне нашего контроля».
Отсюда вытекает третий урок: острая необходимость модернизации экономики. Сильная зависимость от экспорта сырья и иностранных финансовых рынков определили масштабы падения производства и фондового рынка. Минувший год продемонстрировал и то, что важнейшее препятствие для модернизации находится в нас самих. «Широко распространено мнение и идеология Business as usual: дождемся высоких цен на нефть, газ и металлы и будем жить по-старому. Мы понимаем эту опасность, и поэтому именно в кризисный год руководство страны, президент Российской Федерации определили приоритеты политики модернизации. Мы намеренно послали сигнал экономике о том, на чем будут сконцентрированы усилия государства в ближайшие годы».
Четвертый урок, по мнению Шувалова: кризис показал, что имеющиеся структурные и институциональные проблемы снижают эффективность нашей экономической политики. При выработке и реализации антикризисных мер мы постоянно наталкивались на ограничения, связанные с высоким уровнем монополизма и инфляции в российской экономике. «Первый фактор резко ограничивал возможности бюджетного стимулирования, второй потребовал ужесточения денежной политики в условиях, когда большинство других государств мира, напротив, смягчало ее, стимулируя кредитования».
Пятый урок: кризис вновь напомнил о необходимости повышения уровня защиты прав частной собственности. Это, с точки зрения Шувалова, центральный вопрос. Не решив эту проблему, мы сможем рассчитывать лишь на краткосрочные инвестиции, а инвестиции в высокотехнологичные сектора возможны лишь при высоком уровне защиты прав собственности. Поэтому данная проблема и связана с курсом на модернизацию.
Шестой урок: «в минувшем году мы уделяли особое внимание обеспечению социальной стабильности, и это был не популизм, а понимание того, что социально-экономическая стабильность, так же как и макроэкономическая, является необходимым условием для успешной модернизации».
Седьмой урок: преодоление экономических трудностей в современном мире следует искать не в протекционизме и экономической изоляции, а в укреплении международного экономического сотрудничества, открытии рынков и интеграции.
В комментарийной беседе с журналистами помощники первого вице-премьера сообщили, что создана правительственная комиссия по интеграции и экономическому развитию, объединившая весь комплекс проблем экономического развития именно для того, чтобы охватить этот круг вопросов.
Курс на интеграцию
Особое внимание Шувалов уделил экономической интеграции. «За последние годы Россия существенно активизировалась по различным направлениям международного сотрудничества, — отметил он. — В конце 2009 года были подписаны документы о создании Таможенного союза и было принято решение о формировании за 24 месяца Единого экономического пространства (ЕЭП). В этом году Россия председательствует в СНГ, и мы рассчитываем придать новый импульс экономическому сотрудничеству».
Кроме того, отметил первый вице-премьер, мы ведем переговоры об углублении сотрудничества с ЕС, готовимся к председательству в АТЭС, активно продолжаем переговоры о присоединении к ВТО и к ОЭСР. То есть «планомерно реализуем курс на расширение внешнего экономического сотрудничества».
«Все названные направления являются звеньями одной цепи, — замечает Шувалов, — единой политики по обеспечению экономической интеграции. Прежде всего, мы выстраиваем самое тесное экономическое объединение, предполагающее формирование наднациональных регулирующих органов. Это Таможенный союз и Единое экономическое пространство в составе России, Казахстана и Белоруссии. Можно предположить, что со временем границы этого пространства будут расширяться». Причем, заметил Газарян, это будут республики бывшего СССР.
«При формировании такого единого пространства мы предусматриваем гармонизацию с законодательством европейского сообщества в той мере, в которой оно будет содействовать экономическому росту Единого экономического пространства. Вместе мы намерены продвигаться в направлении создания общего экономического пространства с ЕС».
ЕЭП — то пространство, которое мы будем создавать между Россией, Белоруссией и Казахстаном, образование с наднациональным регулированием, подчеркнул Шувалов. Когда же мы говорим про общее экономическое пространство, мы имеем в виду гармонизацию законодательства. Предполагается не просто гармонизировать законодательство наших союзов, но и постепенно снять препятствия на пути движения товаров, капитала и граждан.
В отличие от ЕЭП, целью сближения с ЕС, по словам Шувалова, является именно общее пространство, скоординированные правила экономического поведения без формирования наднациональных органов.
«В этом году Россия председательствует в СНГ, и я со своими коллегами уже начал объезжать государства СНГ, — поясняет Игорь Шувалов. — Как вы знаете, в СНГ сейчас входит 11 государств, и мы получаем информацию от лидеров государств СНГ. Как бы они видели модернизацию этого формата? Я думаю, чуть позже будет созвана специальная конференция, это будет в начале марта, и мы тогда об этом будем более подробно говорить, но в повестке у нас стоит модернизация СНГ».
По словам Шувалова, если ранее заявлялось, что СНГ в начале 90-х годов было форматом, который должен был не допустить повторения югославского сценария, то в настоящий момент СНГ — это формат, который востребован самой жизнью для обеспечения реальных интеграционных процессов. Мы начали работу с тем, чтобы активизировать экономическое сотрудничество входящих в него государств.
Уже готов, заметил Шувалов, проект договора СНГ о зоне свободной торговли, который отвечает самым высоким международным стандартам. Естественно, что базовые принципы пространства СНГ могут быть примерно такими же, какими мы планируем заложить в наши отношения с ЕС. «Таким образом, через ЕЭП мы прокладываем мост к другим государствам СНГ для формирования общего экономического законодательства с тем, чтобы база для развития бизнеса была на всем этом пространстве едина».
Через параллельное движение по этим двум направлениям, заметил Шувалов, «мы в перспективе сможем подойти к широкому экономическому пространству, охватывающему страны, входящие и в ЕС и в СНГ». Таким образом, по его словам, активизация интеграционных процессов не локальный проект, не просто дань традиционным дружественным отношениям с Белоруссией и Казахстаном и тем более не результат ностальгии по СССР. «Мы часто слышим, что это, возможно, повторение опыта СССР. Могу вам сказать, что ничего общего с проектом под названием “СССР” это не имеет. Это совершенно другой современный интеграционный проект. Таможенный союз и Единое экономическое пространство создают принципиально новые институциональные и экономические условия для нашего развития. Это расширение рынков товаров и услуг и усиление не только внешней, но и внутренней конкуренции».
Единое экономическое пространство, по его словам, создает условие, в том числе, для конкуренции юрисдикций. Оно не предполагает немедленной и полной унификации законодательства и практики его применения. В связи с этим бизнес сможет выбирать, где ему комфортней развиваться, при каком налоговом режиме и администрировании, чья судебная система более справедлива, какая таможня работает более эффективно. «И нам в связи с этим надо быстрее работать, поскольку наши соседи — Казахстан и Белоруссия — значительно продвинулись в направлении создания многих институтов. И когда я говорю о факторе внутренней конкуренции, это следует учитывать».
Россия, по словам первого вице-премьера, готова активно использовать опыт партнеров. В частности, уже в ближайшее время будут использованы в качестве российских техрегламенты Казахстана. До 1 марта, по его словам, основные правительственные решения будут приняты.
Юрий Газарян замечает, что тема экономической интеграции — центральная тема в выступлении Игоря Шувалова. Потому что ЕЭП — это масштабная работа на ближайшие два года. Будет вестись унификация законодательства, будут формироваться органы наднационального регулирования, касающиеся макроэкономических вопросов, в перспективе, возможно, и единой валюты.
Соответственно, все преобразования внутри страны будут увязываться с задачами экономической интеграции. Это оптимизация налогового, таможенного режима, совершенствование судебной системы. Цель — создать более комфортную систему для ведения бизнеса в рамках единого пространства. Потому что это будет более подвижный бизнес. Для нас это выгодно в том смысле, что произойдет усиление конкуренции, она заставит наш бизнес и наши институты работать более эффективно — чтобы наш бизнес не ушел к нашим соседям.
России, отмечает Марина Романова, необходимо будет использовать самый успешный опыт ближайших соседей. Это, например, те же наработки в области технических регламентов, некоторые из которых мы берем за основу, достижения в области образования.
При этом, отмечает Газарян, мы обязательно будет сближаться с Европейским союзом, надеемся вступить в ВТО в текущем году, хотя сегодня сталкиваемся с противодействием «одной большой страны», намерены вступить в ОЭСР.
Концепция-2020 останется неизменной
Расширение рынков и усиление конкуренции будут, в свою очередь, способствовать активизации процессов модернизации, утверждает Шувалов. Модернизация, отмечает он, это вопрос не только технологий. Она должна охватывать все стороны жизни общества: технологии, институты, идеологию. Именно такое понимание модернизации предусмотрено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
«В настоящий момент многие задают вопросы: следует ли нам изменить эти ориентиры, стоит ли нам эту программу изменить. Хочу сегодня подчеркнуть: мы не намерены пересматривать поставленные задачи, ни их перечень, ни сроки их исполнения, — сказал Игорь Шувалов, — хотя, естественно, теперь мы должны по тактике принимать совершенно другие решения, поскольку время, упущенное для решения многих вопросов в 2009 году, необходимо наверстать более интенсивной работой в оставшееся время, до 2012 года».
Финансовые возможности
Особый разговор — финансовая интеграция. «Успех евразийской интеграции должен способствовать укреплению нашей финансовой системы, — заметил Шувалов. — Мир меняется. Перенастраивается мировая финансовая система. Международный бизнес сейчас как никогда стремится к экспансии, к выходу на традиционные рынки и юрисдикции. Долгосрочные макроэкономические проблемы, то есть высокий долг, дефицит и перспектива роста налогов развитых стран заставляет производственный и финансовый бизнес все активней смотреть в восточном направлении».
Это открывает новые возможности для России, точнее для формируемого евразийского экономического пространства. У нас появляется уникальный шанс: в перспективе 10—15 лет стать привлекательным финансовым рынком для мирового капитала. «Это задача очень трудная, но решаемая, поэтому высказанная два года назад идея создания в России международного финансового центра становится более актуальной. Тенденция притока капитала в новые регионы будет набирать силу. Мы можем воспользоваться этой тенденцией и усовершенствовать структуру финансового рынка».
Укрепление финансовой системы поможет, по мнению Шувалова, ответить на один из главных вызовов ближайшего десятилетия — сбалансированность пенсионной системы. «В разгар кризиса мы приняли решения по совершенствованию пенсионной системы. Мы существенно повысили пенсии, поддержав старшее поколение. Это справедливо само по себе. Но не будем забывать и о том, что повышение пенсии стимулирует повышение спроса, причем в значительной мере на отечественные товары и услуги». Кроме того, согласно прогнозам правительства, благодаря экономическому росту и росту благосостояния населения доля среднего класса к 2020 году существенно возрастет, и значительно увеличится прослойка тех, кто может позволить себе частные пенсионные сбережения. Для этого, отметил Шувалов, также нужны надежные негосударственные пенсионные фонды и низкий уровень инфляции.
«Наконец мы определили уровень государственного пенсионного обеспечения, четко послав сигнал гражданам: остальное в ваших руках, — подчеркнул Игорь Шувалов. — Государство будет обеспечивать определенный уровень пенсий, приблизительно одинаковый для всех граждан, и стимулировать добровольное пенсионное страхование. А далее каждый должен определить свою стратегию на будущее, будь то надежная семья, либо многолетнее накопление, либо какой-то другой вариант, либо сокращение потребления в старости».
Условия для развития
«Мы должны создать условия, при которых человек может позволить себе заниматься любимым делом, выбирать свой путь, будь то интеллектуальное развитие, повышение своего благосостояния или то и другое вместе, а государство должно ему в этом помочь, — отметил Шувалов. — Понимаю, что это очень амбициозная задача и ее никогда не удавалось полностью решить, но мы идем вперед, и работа по достижению этих целей ведется».
По его словам, ведется работа с тем, чтобы создать лучшие условия для бизнеса, однако в настоящий момент совершенно очевидно, что уровень экономической несвободы и необходимость работы над улучшением бизнес-климата — самая острая тема повестки дня.
«Мы сейчас с Министерством экономического развития и с другими министерствами и ведомствами работаем над тем, чтобы представить определенный проект, в результате которого бизнес-климат в нашей стране в ближайшее время будет значительно улучшен. При этом мы понимаем, что конкуренция за то, чтобы предприниматели развивались на территории той или другой страны, огромна».
Кроме того, отметил он, в современном мире главным конкурентным преимуществом являются интеллектуальные ресурсы. Природные ресурсы вывезти нельзя, а умный и энергичный человек может уехать туда, где создаются наиболее благоприятные условия для его самореализации. Это касается и высокотехнологичного бизнеса.
Мы уже конкурируем за людей с другими странами, а с созданием ЕЭП эта конкуренция еще больше обострится. Поэтому развитие человеческого капитала остается одной из главных задач правительства.
В связи с этим в настоящее время рассматривается вопрос о равном доступе государственных и частных организаций к бюджетным деньгам, выделяемых на цели образования и здравоохранения. «Деньги должны следовать за учеником, студентом, пациентом, причем оплачиваться должна услуга, а не организация определенной формы собственности. Над конкретными законопроектами, которые эту проблему разрешат, мы работаем, и у нас есть все шансы принять соответствующие законы в 2010 году», — сказал Шувалов.
Обсуждается вопрос о полном освобождении частного бизнеса, связанного с формированием человеческого капитала, образования и здравоохранения от налога на прибыль. «При этом развитие человеческого капитала требует решения и жилищных условий. Это — один из наших приоритетных национальных вопросов», — отметил Шувалов.
По словам Шувалова, за кризисный год нам удалось сохранить строительную отрасль и даже придать ей новый импульс к строительству нового жилья. «Государство установило предельно доступные цены, выше которых оно отказалось покупать квартиры у бизнеса. И после некоторого сопротивления бизнес принял правила игры», — сказал по этому поводу Шувалов. Более того, тем самым удалось установить ценовые ориентиры для рынка жилья экономкласса.
В ближайшее время, по словам первого вице-премьера, будет осуществлен ряд мер по демонополизации и дебюрократизации этого сектора, будут развернуты массовые программы строительства жилья экономкласса — качественного и доступного для большинства граждан. «При снятии определенных градостроительных ограничений мы сможем в 2010 году построить жилья экономкласса больше, чем даже в докризисный период».
Особое внимание планируется уделять также институту аренды жилья, что является необходимым условием для повышения мобильности населения и еще одного важного фактора — модернизации. К проектам модернизации относится и энергоэффективность. «И дело не только в предельной энергоемкости нашего ВВП. Занимаясь энергоэффективностью, общество меняет модель своего поведения, появляется рачительное отношение к природным богатствам, появляются новые передовые технологии», — подчеркнул первый вице-премьер.
Именно в связи с этим, по словам Шувалова, принят Закон об энергосбережении и энергоэффективности, в котором определены основные механизмы стимулирования энергосбережения и повышения энергоэффективности, позволяющие субъектам РФ двигаться быстрее там, где они готовы. Кроме того, осуществляются пилотные проекты по строительству энергоэффективных жилых кварталов, школ и поликлиник. Реализация пилотных проектов позволит распространить успешный опыт по всей стране.