Небеса под контролем
Текст | Ольга ЛИСТЬЕВА
Росавианавигации больше нет. Функции ведомства переданы Федеральному агентству воздушного транспорта (Росавиации) и Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (Ространснадзору).
В середине сентября президент России Дмитрий Медведев подписал Указ №1033 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в области авиации», упраздняющий Федеральную аэронавигационную службу (Росаэронавигация). Новость о том, что ведомство прекратило свое существование, не стала ни для кого особенно неожиданной и была спокойно воспринята всеми участниками рынка.
Росаэронавигация была создана в феврале 2006 года. В ее ведении были функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере использования воздушного пространства РФ, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства и авиационно-космического поиска.
О том, что Министерство транспорта РФ, в ведение которого летом 2008 года была передана федеральная служба (ранее она подчинялась непосредственно Правительству РФ), предлагает упразднить Росавианавигацию, стали говорить еще в конце прошлого года. В частности, многие средства массовой информации, ссылаясь на источники в Минтрансе, писали о том, что этот вопрос подробно обсуждался на министерском совещании под председательством министра транспорта РФ Игоря Левитина в середине декабря прошлого года, что он был поднят на выездном совещании по развитию транспортной инфраструктуры, которое весной провел председатель Правительства РФ Владимир Путин в Санкт-Петербурге. Мотивировалось предложение необходимостью сокращения количества дублирующих функций в органах исполнительной власти и воссоздания в стране в соответствии с международными стандартами единого органа по управлению гражданской авиацией.
С 13 сентября функции упраздненной Федеральной аэронавигационной службы распределены между двумя ведомствами — Росавиацией и Ространснадзором. Большинство основных функций передано Федеральному агентству воздушного транспорта.
Идея объединения Росавиации и Росаэронавигации, вернее, передачи агентству значительной части полномочий службы, тоже не нова и давно обсуждается в контексте создания единого органа по управлению гражданской авиацией. «Укрупнение» Росавиации и расширение полномочий происходило постепенно. Так, летом 2008 года ведомство получило ряд новых функций: в частности, оно стало решать ранее входившие в обязанности Ространснадзора задачи по сертификации объектов гражданской авиации, сертификации и аттестации авиационного персонала, государственной регистрации гражданских воздушных судов, частично по участию в организации литерных рейсов и выдаче разрешений на выполнение разовых полетов воздушных судов. Агентство также получило право участвовать в расследовании авиапроисшествий, инцидентов, производственных происшествий, организовывать и проводить инспекцию гражданских воздушных судов.
Функции Росавианавигации по осуществлению надзора за использованием воздушного пространства РФ, аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства России и авиационно-космического поиска и спасания возложены на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта. Также указом установлено, что федеральные органы исполнительной власти, которым переданы функции Федеральной аэронавигационной службы, «являются ее правопреемниками по обязательствам, в том числе по обязательствам, возникшим на основании судебных решений».
Однако если с упразднением Росаэронавигации и перераспределением ее функций все понятно, то с тем, кто будет во главе укрупненной Росавиации, полной ясности пока нет. Эксперты называют двух основных кандидатов на должность первого лица объединенной структуры — это нынешний руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Геннадий Курзенков и глава Росаэронавигации Александр Нерадько.