Крах откладывается
Александр ПОЛЯНСКИЙ
Идут оживленные споры о том, прошли мы дно кризиса или нет, но, скорее всего, дно падения цен на энергоносители уже пройдено (такова, в частности, оценка президента Института энергетики и финансов, известного российского экономиста Леонида Григорьева). Цены на нефть растут, «привязанные» к ним цены на газ стабилизировались.
С одной стороны, это эффект политики ОПЕК и других производителей нефти, в том числе России, резко сокративших предложение. С другой — явно сказывается стремление инвесторов уйти из слабеющего доллара в энергетические инструменты.
Если тенденция к ослаблению американской валюты окажется стабильной (а пока наблюдаются и некоторые всплески роста, например в связи с иранской ситуацией), следовательно, мировая экономика начала выходить из кризиса.
В этой связи ожидания осеннего апокалипсиса со стороны некоторых представителей наших деловых, а также оппозиционных политических кругов — из серии «Пусть сильнее грянет буря!», вероятнее всего, безосновательны.
Да, в стране высок уровень безработицы, и запас долготерпения людей вряд ли многомесячный. Да, осенью банковская система столкнется с большими объемами просроченной задолженности, и одна из ключевых ошибок антикризисной политики — отказ от радикального изменения направлений регулирования в банковском секторе.
Но инфляция снижается (правда, из-за сокращения спроса), вслед за ней уже трижды на полпроцента была снижена ставка рефинансирования ЦБ, что пусть пока незначительно, но скажется на кредитной и инвестиционной активности, рубль с весны более или менее стабилен.
И самое главное: благодаря выросшим ценам на наши экспортные ресурсы золотовалютные резервы достигли $400 млрд — эту цифру Егор Гайдар в интервью нашему журналу №4/2009 называл минимальным значением, по достижении которого можно начинать стимулирующую политику. Неслучайно правительство откорректировало свою антикризисную политику на этот год в более оптимистическом духе.
Если внешнеторговая конъюнктура для России останется стабильной или станет еще более благоприятной, оживление деловой активности нашей экономики начнется уже в этом году. Экономическую ситуацию, как и погоду, предсказывать трудно, но пока этот сценарий выглядит наиболее вероятным.