Николай ЩЕДРОТКИН: наше дело — строить и созидать
Текст | Николай ТИМОФЕЕВ
Фото | Наталья ПУСТЫННИКОВА
Генеральный директор московского ООО «ЭСУ-175» Николай Щедроткин — строитель с тридцатилетним стажем. На его счету десятки объектов в нашей стране и за рубежом. Он награжден престижными профессиональными, государственными и общественными наградами. Но самое главное для него не признание и не финансовый успех: жить для людей и самому оставаться человеком…
— Николай Федорович, как так получается: у всех в строительстве кризис, а вы нормально, стабильно работаете?
— Да секрета никакого нет — нужно просто заниматься реальным делом, а не финансовыми схемами. Соизмерять свои возможности и потребности…
— Кризис на вас не сказывается потому, что отделочные работы — это специфическая, нишевая сфера?
— Да нет, у нас те же объекты, что и у всех, никаких особых ниш для нас не создано. Просто мы не работали на кредитах, не занимались разными «сопутствующими видами деятельности», рискованными, но дававшими сиюминутную выгоду. У нас нет ни перед кем долгов. Потому и работаем фактически так же, как работали до кризиса.
Жилые дома, школы, детские сады, поликлиники Москвы и Подмосковья — их мы сдали тысячи. Они буквально во всех районах города, во многих городах Подмосковья — где бы я ни проезжал, почти по любой улице столицы или шоссе, я могу показывать их как экскурсовод.
Продолжаем готовить к сдаче все новые и новые объекты: благо социальные программы столицы и Московской области продолжаются в полном объеме. Делаем в том числе уникальные объекты — недавно, например, сдали огромный, под 30 этажей, дом на Юго-Западе…
— Работаете только по городскому и областным заказам или по частным тоже?
— Теоретически по тем и другим категориям, но на практике преимущественно по заказам двух субъектов Федерации и муниципальным.
Особенно много работаем в столице. Благодаря мэру Москвы Юрию Михайловичу Лужкову в Москве последовательно, целеустремленно, твердо реализуется программа расселения ветхого и аварийного фонда, строительства нового жилья для расселяемых на месте сносимых зданий. Лужков — человек слова. Несмотря на кризис не было ни сокращения городского заказа, ни на день не задерживалась оплата.
Мэр понимает, что такое строительство для экономики города и страны, насколько важно создать жителям ветхих домов достойные условия жизни. И мы всегда выступаем на уровне этой задачи — ни разу нам не пеняли за плохое качество!
Отделочные работы — венец строительства, они должны быть выполнены так, чтобы дом или детский сад, или школа, или поликлиника светились красотой, чтобы там было уютно и хорошо.
— А какую роль должно сыграть строительство в экономике города и страны в период кризиса?
— Первоочередное развитие строительства потянет за собой и изготовление широкой номенклатуры материалов для строительства, и развитие машиностроения, и развитие транспорта, и многих-многих других отраслей. Это ключевой источник экономического роста, создания рабочих мест и борьбы с надвигающейся безработицей.
И, кроме того, результат реализации государственных антикризисных программ в строительстве виден воочию — построили дом или не построили дом. А не как с поддержкой банков или олигархических структур: куда делись деньги — непонятно…
Я считаю, государство не должно поддерживать корпорации. За исключением, может быть, случаев, когда есть какие-то наукоемкие производства с очень длительным инвестиционным циклом.
— Но олигархические структуры сегодня контролируют целые отрасли — они вместе с владельцами должны пойти на дно?
— Для того чтобы отрасли не пошли вместе с этими владельцами на дно, владельцы должны вложить все то, что раньше «наварили», а государство обязано их в этом направлении подстимулировать. Вот так будет справедливо! А не как сейчас: олигархи, получив предприятия в большинстве случаев почти за бесценок, совершенно не чувствуют за них ответственность перед государством, выводят капиталы из страны.
Я считаю, что основа нашей экономики — это малые, средние и крупные предприятия без больших долгов — долгов по всем статьям, в том числе перед сотрудниками. Они — здоровая часть экономики, и государство должно обратить внимание именно на эти предприятия, чтобы создать им условия для развития.
— Какие трудности сегодня есть в организации процесса строительства в столице?
— К большому сожалению, сегодня в нашей сфере отсутствует планирование. Случаются нестыковки: один объект заканчивается, а новый еще не подошел. Бывает и наоборот, когда одновременно приходится делать три-четыре объекта.
От отсутствия планирования страдают все организации, участвующие в строительстве, страдает и город.
— Необходимо вернуться к советской системе планирования?
— Нет, не вернуться — взять все самое лучшее, что в ней было, и приложить к сегодняшним условиям.
Планирование есть позитив, потому что строительные организации должны распределять трудовые и прочие ресурсы, а город — в срок получать заказанные объекты.
— Вы — организация-субподрядчик. Насколько, с ваших позиций, удовлетворительна система организации строительных работ?
— В любом строительстве есть заказчик, генподрядчик и субподрядчики. Генподрядчик возводит здание и подбирает субподрядчиков на отдельные виды работ. Подбирает не всегда по критериям профессионализма…
— Расскажите, пожалуйста, о методах повышения эффективности производства, которые использует ваша компания.
— Я оптимизировал схему работы нашего управления: отказался от складов, собственного автопарка в части грузового транспорта. Работаю полностью «с колес».
Выгрузил заказчик материалы прямо на объекте, тут же мы подвезли наши летучие бригады, и они работают. Это позволило существенно снизить затраты, но повысило требования к качеству управления. Мы этим требованиям соответствуем.
— А что является залогом качества отделочных работ?
— Три составляющие: профессионализм, материалы и оплата. Самая главная из них — профессионализм.
— Наверняка в ЭСУ-175 за годы работы сложились свои профессиональные ноу-хау…
— Конечно. Кроме того, мы внимательно анализируем все новые технологии, материалы, которые появляются.
Но главное наше конкурентное преимущество — кадры. Наши итээровцы прошли, что называется, огонь, воду и медные трубы, работали на крупнейших советских и зарубежных стройках. Самые старшие мои прорабы имеют стаж в строительстве больше моего: под сорок лет. Это элита элит строительной отрасли!
Я ИТР нашего управления долго, тщательно подбирал — не только по деловым, но и по человеческим качествам. Вы же знаете: бывает специалист хороший, а человек так себе… Коллектив у нас небольшой, но сплоченный, понимающий, что такое труд, что такое настоящий заработок — трудовой доход, а не спекулянтский.
Основной костяк нашей компании, как и я, люди советской закалки. Сегодня многое в нашей стране держится еще на советских людях: на тех, кто достиг профессионального и управленческого мастерства в прежней системе — и при этом вполне освоился с нынешней.
— Это сегодня очень ценно в строительной отрасли…
— Да, потому что профессия строителя за последние 20 лет значительно девальвировалась. Строительство — выгодный бизнес, в который ринулись все кому не лень.
В советское время, окончив техникум, специалист обязан был пять лет отработать мастером, окончив вуз — три года. Делалось так для того, чтобы он приобрел соответствующую закалку, чтобы понял, прочувствовал, что такое работа.
А сегодня? 10 тыс. руб. — и имярек имеет удостоверение гендиректора строительной организации. К тому, к чему я шел 25 лет, иной нынешний директор шел два понедельника…
Но подобная ситуация с квалифицированными кадрами не только в строительстве — во всех отраслях. И на госслужбе, к сожалению, тоже, в отраслевых ведомствах… Там днем с огнем не сыщешь грамотного инженера, производственника, кругом философы, филологи, юристы, финансисты…
Сегодня в нашей стране по отношению к кадровой политике ох как актуальна старая русская пословица: сапоги не должен тачать пирожник, а пироги печь сапожник…
— А как подбираете рабочий персонал?
— Сегодня в нашей организации стабильный состав рабочих-отделочников — люди держатся за свои места. Немало у нас, как и во всех московских строительных фирмах, иногородних, жителей других стран — все они оформлены как положено. Костяк их работает в нашей организации больше пяти лет.
Мы вынуждены привлекать гастарбайтеров, потому что перед нами стоят задачи, которые управление обязано перед заказчиком решать. И потом для меня, как для советского, русского человека, важно, что представляет собой специалист, какой он человек, а не кто он по национальности.
— Потому вам и поручают такие уникальные объекты, к которым нужно подходить с особым тщанием и любовью, в том числе храмы?
— Наверное. Еще будучи бригадиром, я работал в храме Христа Спасителя, потом было еще немало храмов. Но и все другие наши заказы на отделку мы выполняем не хуже, чем работы храмах Божиих, с неменьшим благоговением.
Я не подвел ни на одном объекте — ни разу. Меня никто не может обвинить ни в подлости, ни в непрофессионализме!
— Каким был ваш путь в строительной отрасли?
— За 30 лет я участвовал в строительстве многих знаковых, уникальных объектов. Это и объекты Олимпиады-80, и вторая очередь КамАЗа, и Калининская АЭС, Южно-Украинская АЭС… 2,5 года я пробыл в длительной командировке в Монголии. Много лет занимался монтажными работами. Например, одним из первых в СССР осваивал гипсокартон: трест, а потом главк «Мосспецмонтаж», в котором я оказался после Олимпиады, первым стал внедрять гипсокартонные стены, перегородки, потолки…
Собственно отделочными работами занялся, придя начальником в ЭСУ-175 главка «Мосспецмонтаж». Наше управление в декабре 2008 года отметило 25-летний юбилей.
Когда я стал начальником управления, оно было глубоко убыточным, там не было толком никакой материальной базы, стабильного кадрового состава. Я постепенно начал выводить его из «минусовой» зоны. Думаю, мы сегодня далеко не последние в своей сфере — и в Москве, и в стране.
Мы не стремимся к каким-то заоблачным высотам, завоеванию рынков — просто работаем… Выплачиваем зарплату, налоги — все как положено.
Как там говорилось в старом рекламном слогане налоговой службы: заплати налоги и спи спокойно? Я считаю, что каждый предприниматель для себя его должен дополнить: заплати еще и зарплату — и тогда спи спокойно.
Мы всегда в первых числах месяца — первого, второго числа — полностью рассчитываемся с сотрудниками за предыдущий месяц, что бы ни происходило у нас с объектами. Это, кроме прочего, говорит о правильности организации работы на нашем предприятии…
Знаете, я перешагнул 50-летний рубеж, и для меня важно самому уважать себя. Главное для меня — человек, будь то житель дома, отделкой которого мы занимаемся, или сотрудник нашей организации.
Никогда не видел себя вне строительства. В 90-е годы были варианты заняться торговлей — торговать водкой, например. Но еще тогда решил для себя: не торговал, не торгую и не буду торговать. Мы строители, наше дело строить и созидать. А кредо мое предпринимательское и жизненное: «России, Господу служить, по совести и чести жить».
— Какую роль в вашей жизни играет благотворительная деятельность?
— Благотворительность для меня — не хобби, а важнейшая часть моей жизни. Сказано в Писании: не оскудеет рука дающего. Ибо когда отдаешь, душе легче становится.
Сердце, душа человека не должны черстветь — для этого и нужно милосердие. Мне очень радостно, что в России все больше добрых, порядочных людей — слава Господу, деньги пока еще не все затмили…
Я помогаю нуждающимся всегда в частном порядке. Отделочное управление — небогатая организация и может оказывать прежде всего точечную помощь.
Давали нескольким людям деньги на операции, помогали храмам, православным приходам…
— У вас ведь есть высокая награда Московской патриархии?
— В прошлом году по указу теперь уже почившего патриарха Алексия II был награжден медалью Серафима Саровского I степени «во труды и в связи с пятидесятилетием».
Оказывали помощь получившим ранение или увечье на Северном Кавказе — пациентам госпиталя имени Бурденко. Ведь семьи наших солдат и офицеров очень бедны, живут в нужде, потеряв кормильца — у нас ведь сегодня рабоче-крестьянская армия…
В конце февраля ко мне обратилось Главное командование Внутренних войск МВД России с просьбой помочь семьям погибших офицеров из их бригады, расквартированной в Чечне. Мы попросили список, отобрали пять семей… Знаете, что меня поразило? Все семьи получили от государства очень хорошие квартиры. То есть мужьям нужно было сложить головы, чтобы их жены и дети, наконец, зажили в нормальных условиях…
Всем вдовам мы помогли, причем помощь оказали очень предметную. Купили хорошие, полезные в быту вещи. Люди не смогли бы сами все это приобрести…
Все купили хорошее, добротное, выбирали сами — не перепоручали кому-то. Выбирали я и один мой друг-адвокат. Так и помогаем вдвоем: строитель и адвокат…
— А почему помогаете непосредственно? Не доверяете благотворительным фондам?
— Вы знаете, мне кажется, фонды распределяют помощь, а не помогают данному конкретному человеку. Мне это не нравится, это порождает обезличенность. К тому же фонды аккумулируют большие средства — а человек слаб, подвержен искушениям…
Я не собираюсь останавливаться в своей благотворительной деятельности. Конечно, как гласит пословица, «загад не бывает богат», но все же, думаю, подкоплю средства и вернусь к тем, кто получил увечья, ранения на Кавказе. Как и раньше, это будет адресная поддержка…
Вот так и живу — стараюсь вести жизнь достойную. Да просто нормальную человеческую, достойную человека: особого геройства в том, как я живу, что я делаю, нет.
И не перестаю удивляться людской жадности, которая царит вокруг. Переступить через человека в достижении своих целей сегодня стало так легко! Куда мы катимся? Нуждающимся копейки не подадут: только бы самим было хорошо… Главная цель — заработать миллиард!
У меня нет миллиарда, и он мне не нужен. Я не пил шампанское за пять тысяч евро и не чувствую себя от этого ущемленным. Мерило материального благополучия для меня: чтобы я пришел в магазин и мог себе купить брюки, рубашку, кусок мяса — все, что необходимо, не пересчитывая деньги…
— Каким вы видите завтра вашей компании?
— Планы есть, но загадывать не хочу. Все под Богом ходим… Могу сказать одно: в своих силах, своих людях я уверен.
Николай Федорович Щедроткин родился в 1958 году в Костромской области, образование высшее.
После службы в Советской Армии в 1979—1985 годах работал монтажником СУУС треста «Мосотделстрой», в 1985—1989 годах — монтажником ЖБК, затем бригадиром монтажников СУ-122 треста «Мосспецмонтаж». В 1989—1992 годах — монтажник ЖБК, затем бригадир монтажников в г. Улан-Баторе (МНР), в 1992—2003 годах — бригадир монтажников ЖБК, прораб, старший прораб СУ-122 треста «Мосспецмонтаж». С 2003 года по настоящее время Н.Ф. Щедроткин является генеральным директором дочернего ООО «ЭСУ-175» ОАО «Мосспецмонтаж».
За успехи в производственной деятельности неоднократно награждался почетными грамотами, в том числе почетной грамотой Правительства Монгольской Народной Республики. Удостоен медалей «Ветеран труда», «850-летие Москвы», «За самоотверженный труд»; общественных орденов «Золотая Звезда Славы», «Священная Держава», «Рубиновый крест». Ему вручена награда Московской патриархии — медаль Преподобного Серафима Саровского I степени. Награжден золотыми часами президента России. Имеет звание «Почетный строитель г. Москвы».