Резервисты — не для мебели
Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ
Кадровые резервы, формируемые всеми органами власти, пока производят противоречивое впечатление. Но система уже начала работать…
Обнародование президентской сотни кадрового резерва породило в стране настоящую эпидемию «резервирования» — свои резервы формируют регионы, муниципалитеты, партия «Единая Россия» и ее региональные отделения. Правительство создает федеральный портал кадров, в который будут входить и президентский резерв, и резерв исполнительных органов власти. По словам вице-премьера — руководителя аппарата правительства Сергея Собянина, предложить свою кандидатуру в кадровый резерв с помощью этого портала может каждый гражданин России. По его словам, на базе Академии народного хозяйства при Правительстве РФ создаются программы обучения высших должностных лиц.
Пояснения главного администратора
Руководитель Администрации президента Сергей Нарышкин на специальной пресс-конференции по поводу проекта кадрового резерва заявил: «Стал общедоступным список лиц так называемой “первой сотни” резерва управленческих кадров, которые находятся под патронатом президента. Я напомню, что предшествовало этим событиям».
В конце июля, заметил Сергей Евгеньевич, президент провел совещание по поводу формирования резерва управленческих кадров и дал соответствующие поручения, согласно которым была создана комиссия по формированию резерва и работе с ним управленческих кадров во главе с руководителем Администрации. В комиссию вошли полпреды, представители федеральных органов исполнительной власти, науки, образования, общественных организаций, политических партий.
«Несколько принципов были положены в основу формирования резерва, — заметил Нарышкин. — Первый принцип — это принцип публичности и использования не традиционных, я бы сказал, чиновничьих способов формирования кадрового резерва, а метод использования экспертов. Или, как мы его называли, “лучшие выбирают лучших”». Для этого был сформирован экспертный корпус, состоящий из 172 экспертов. Эксперты, по словам руководителя Администрации президента, были сформированы из различных групп руководителей, представителей федеральных органов исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти, руководителей бизнеса. Были приглашены также известные люди из сферы образования, науки, руководители общественных организаций, политических партий и даже представители духовенства. «И перед этими 172 экспертами была поставлена задача назвать, по их мнению, лучших управленцев в соответствии с критериями, которые также были заложены в программе».
Критерии — это общие требования к кандидатам. Возраст от 25 до 50 лет, высшее образование. Требование к профессиональной принадлежности кандидата, поскольку была поставлена задача предложить кандидатов из разных категорий управления: представители федеральных органов государственной власти, представители региональных органов государственной власти, третья категория — представители бизнеса, как государственных компаний, так и частных. Четвертая категория — это представители науки, образования, некоммерческих организаций, политических партий.
В качестве критериев, по словам Нарышкина, были также сформулированы требования к профессиональным и личным качествам кандидатов. Это успешность, управленческие способности, способность стратегического мышления, положительная репутация и соответствующая компетенция.
«Итак, 172 эксперта предложили своих кандидатов. Всего их было 1211 человек. И по рейтинговому принципу из этого массива была сформирована первая сотня», — объяснил Нарышкин.
Кроме того, в программу кадрового резерва был заложен принцип ротации. «Это означает, — заметил Нарышкин, — что список сотни, тысячи будет не вечным. Он будет меняться, обновляться. Ротация будет происходить и по различным уровням этого резерва». Предусматривается три уровня резерва управленческих кадров: эта так называемая президентская тысяча, дальше федеральный резерв — около 5 тыс., и резерв субъектов Федерации. Возможна, по словам Нарышкина, ротация и внутри этих трех блоков, и с одного уровня на другой.
Федеральный резерв будет насчитывать более 5 тыс. человек, резерв субъектов, безусловно, большее количество. «По состоянию на конец января субъектами Российской Федерации был сформирован такой резерв, который насчитывает порядка 16 тыс. человек, работа эта продолжается. И к концу января, как нам докладывали руководители субъектов Федерации, около ста человек, а если быть точным, 104 человека этого “субъектового” резерва, были назначены на те или иные должности в органах государственной власти субъектов Федерации или компаниях, предприятиях, общественных организациях, находящихся на территориях соответствующих российских регионов».
Сейчас, заметил он, идет работа по формированию перечня учебных заведений, где, по мере необходимости, будет проходить дополнительная профессиональная подготовка попавших в резерв кандидатов, идет формирование перечня учебных модулей, учебных программ, предполагается, что каждому из попавших в резерв будет предложено сообщить о потребности в дополнительном профессиональном обучении. «Хотел бы обратить ваше внимание, — заметил Нарышкин, — на корреляцию двух программ: той, о которой я сейчас говорю, и программы, которая работает уже более десяти лет, ее тоже называют “президентская программа”. Это программа подготовки управленческих кадров предприятий народного хозяйства. Программа была запущена в 1997 году, уже более 50 тыс. молодых управленцев для предприятий бизнеса, для предприятий народного хозяйства прошли через нее. Конечно, возможна корреляция, попадание участников одной программы в другую. Лица, прошедшие подготовку по этой президентской десятилетней программе, могут попасть в число управленческого резерва, резерва управленческих кадров и наоборот».
Встречи будут регулярными, но не ритуальными
26 человек из первой сотни президентского резерва побывали в феврале на приеме у президента России Дмитрия Медведева. От федеральных органов власти на встрече присутствовал депутат Госдумы, глава комитета по международным делам Константин Косачев и недавно назначенная начальником Правового департамента Аппарата Правительства РФ Анастасия Ракова. От региональных органов власти — глава правительства Чувашии Сергей Гапликов и мэр Тюмени Евгений Куйвашев. В числе представителей бизнеса были глава правления ОСАО «Ингосстрах» Александр Григорьев и член правления ВТБ 24 Ольга Дергунова. В качестве представителей науки и общественных организаций на встрече присутствовали ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев и ректор Московского института стали и сплавов Дмитрий Ливанов.
Президент Медведев подчеркнул, что собравшихся выбрали, «чтобы работа и в государственном аппарате, и в бизнесе, и в других общественных структурах была более эффективной, чем она является сегодня». Он пояснил, что нынешний резерв — это «принципиально иная ситуация», нежели в советские времена. Президент объявил, что кадровый резерв «не для мебели» и что назначения из списка на «достойные позиции» будут происходить «с весьма завидной регулярностью».
Отдельно Медведев, как подчеркивает газета «Коммерсантъ», сказал о гендерном равенстве. По его словам, «даже в том списке, который есть у кадрового резерва, женщин только 12%, это очень мало». «В этой связи хотел бы обратиться к моим коллегам из администрации и правительства: эту цифру надо менять», — указал он. В завершение г-н Медведев пошутил: если вошедшие в резерв подверглись гонениям и репрессиям со стороны конкурентов и вышестоящих начальников, то «это повод для того, чтобы провести соответствующие замены этих начальников на вас».
Обмен мнениями, пишет пресса, происходил около часа. Например, Константин Косачев сразу предложил сделать регулярными встречи резерва с президентом. Господин Медведев ответил: «Встречаться с резервом — дело правильное», однако добавил, что это не должно стать «ритуальной игрой». Предложение Сергея Гуриева наладить регулярные контакты между резервами федерального и регионального уровней (свои кадровые резервы должны создать и регионы) президент даже расширил. Управленцы могут встречаться с молодежью, обсуждать разные вопросы, а заодно демонстрировать ей, что «сегодня в России многого можно добиться», поскольку из этой молодежи можно будет обновлять резерв.
Несколько членов президентской сотни уже получили новые назначения: упоминавшаяся Анастасия Ракова на момент встречи была переведена с поста заместителя министра регионального развития — статс-секретаря Минрегиона на должность директора Правового департамента аппарата Правительства РФ. Прежний директор департамента, тоже член президентской сотни, Гарри Минх занял ранее пост представителя президента РФ в Государственной думе (вместо погибшего в авиакатастрофе Александра Косопкина). Еще один представитель сотни — глава «Молодой гвардии Единой России» Андрей Турчак занял вакантный пост губернатора Псковской области.
Партия подставит плечо
Недавно в Орле состоялся съезд членов кадрового резерва «Единой России». 60 резервистам из восьми субъектов Центрального федерального округа вручены первые рекомендательные письма за подписью главы высшего совета партии, спикера Госдумы Бориса Грызлова (на весь округ их выписано более 200).
В письмах говорится, что их держатели являются профессионалами, потенциальным работодателям предложено обращаться в дирекцию «Кадрового проекта» «Единой России» за дополнительной информацией. Насколько известно, в ближайшее время аналогичные съезды пройдут в Приволжском и Уральском федеральных округах, а затем партия определит шорт-лист 300 лучших управленцев, которые имеют шанс войти в президентский кадровый резерв.
Пока резервисты, пишет «Коммерсантъ», пытаются придумать занятие себе сами. К примеру, в некоторых регионах они примкнули к общественным приемным Владимира Путина: предлагают свои услуги по ведению приема населения и собираются проводить журналистские расследования по жалобам, поступающим в приемные. Но федеральное руководство партии намерено продемонстрировать более наглядные примеры того, что рекомендательное письмо партии открывает путь к получению высокой должности.
По данным «Коммерсанта», в нескольких субъектах федерации «Единая Россия» ведет переговоры с региональными лидерами об укомплектовании их команды членами кадрового резерва, возможно на уровне заместителей губернатора. В число таких регионов могут попасть те, в которых президент провел новые назначения, к примеру Орловская область, ставшая местом проведения съезда, или Воронежская, которую возглавил бывший глава Минсельхоза Алексей Гордеев.
Как было объявлено, «Единая Россия» начала формировать короткий список представителей кадрового резерва, который будет предложен Дмитрию Медведеву для возможного внесения в президентский кадровый резерв. Экспертный совет уже выделил 75 человек из 1400 кандидатов.
Первыми в шорт-лист попали резервисты из общественной и партийной сферы деятельности (всего кадровый резерв подразделен на пять направлений: например, государственное и муниципальное управление, СМИ, образование и здравоохранение).
В список вошли исполнительный директор Ассоциации организации предпринимательства Республики Башкирия Ирина Абрамова, представитель Уральской молодежной палаты Максим Годовых, заведующий общественной приемной «Единой России» в Чечне Русланбек Докуев, председатель Федерации независимых профсоюзов (ФНП) Приморского края Виктор Пинский, глава Уральской ТПП Елена Смирнова, председатель Совета молодых ученых из Татарии Тимур Халиков. Среди резервистов немало представителей Федерации независимых профсоюзов (возглавлял подгруппу экспертов глава ФНПР Михаил Шмаков).
Вторая часть резервистов — представители партийных исполкомов и молодогвардейцы. К примеру, в список вошли руководители исполкомов в Саратовской, Новосибирской, Ленинградской и Ивановской областях.
Первая сотня — комом
Президентская сотня(многократно публиковалась в прессе, опубликована на сайте kremlin.ru) производит довольно противоречивое впечатление. Целый ряд обозначенных там фигур — очевидные резервисты. Это, например, Михаил Задорнов и Михаил Мишустин, которые уже занимали крупные чиновничьи должности (Задорнов — министра финансов, Мишустин — заместителя министра по налогам и сборам, руководителя Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, руководителя Федерального агентства по СЭЗ). Председатель думского комитета Константин Косачев также широко известен российской публике. Понятно, что есть некий спектр персон, которые с крупных государственных должностей переходят в крупный бизнес, чтобы потом опять вернуться во власть. В числе таких руководителей можно, помимо названных трех, упомянуть главу Сбербанка Германа Грефа, президента РСПП Александра Шохина, председателя совета директоров МДМ-банка Олега Вьюгина, главу корпорации «Роснано» Анатолия Чубайса, главу «Росатома» Сергея Кириенко, председателя правления Внешторгбанка Андрея Костина, председателя думского Комитета по безопасности Владимира Васильева и многих, многих других. В большинстве случаев их нынешние должности в бизнесе или публичной политике являются равнозначными для экономической системы прежним министерским, и в фиксации их положения кандидатов на посты в общем-то нет смысла.
Другое дело, что есть относительно новые фигуры во власти, которым статус в кадровом резерве действительно нужен, чтобы показать уровень, будущее этих персон. И если заместители министра экономического развития Станислав Воскресенский и Олег Савельев, заместители министра промышленности и торговли Станислав Наумов и Денис Мантуров, глава департамента Минфина Алексей Саватюгин — люди в сфере экономической политики довольно известные, то имена заместителя министра финансов Александра Новака, руководителей ряда департаментов министерств экономического блока — только-только восходящие звезды.
«Властная» часть списка тесно пересекается с бизнес-частью. В нем в основном представлены крупные федеральные, олигархические компании. Непропорционально большое место в нем занимает финансовый сектор. Как отметили многие наблюдатели, целых два вакантных места отдано представителям Внешторгбанка. Серьезный неолигархический бизнес практически не представлен.
Региональная часть списка характеризуется тем, что в ней преимущественно представлены чиновники региональной исполнительной власти. В списке только три мэра и только три представителя законодательных органов власти: в федеральной части списка депутатов гораздо больше.
При этом, например, харизматичные мэры, победившие на недавних выборах, такие, как, скажем, градоначальник Новосибирска Владимир Городецкий, в список не вошли. Думается, на него наложило отпечаток противостояние губернских и местных властей, что лишает результаты отбора кадров нужной объективности.
«Научная» часть списка — это прежде всего представители политико-экономического экспертного сообщества; кандидатов в капитаны образования и науки там меньшинство…
Главная претензия к новой системе отбора кадров такова: не очень понятно, для чего она нужна. Если это система выявления ярких политических персон, то она не будет в нынешнем виде эффективна. Все-таки самый лучший подход — отбор политиков с помощью выборов.
Депутаты, губернаторы и мэры, прошедшие реальные, некоррупционные выборы (которые в России можно обеспечить, конечно, далеко не везде), при всех издержках демократической системы, качественно отличаются от назначенцев: это видно и по их отношению к нуждам людей, и по их авторитету у сограждан, и по их результатам. Кабинеты министров, вынужденные доказывать свою правоту перед многопартийными парламентами, а не только перед премьером и главой государства, выдают на-гора более качественную политику, потому что она проходит «цензуру» оппонентов.
Именно выборы, работа на выборной должности способны действительно преобразить начинающего политика, заставить его «достать» свою харизму. Именно выборы позволяют показать, кто есть кто из политиков и в управленческом плане, и в плане государственного мышления, и человеческом. Власть совершает, пожалуй, главную ошибку в системе отбора политических кадров, весьма сузив поле выборности.
Если же цель кадровой системы — отбор только чиновников, то для нее характерно отсутствие глубокого анализа кадров, планирования кадрового роста, который был в советское время. Очевидно, что самое главное в кадровом развитии — приобретение опыта, ключевых навыков, возможное только при обязательном прохождении основных служебных ступеней в той или иной сфере деятельности, ознакомление со всеми ее ключевыми аспектами.
Набор кадровых лифтов для чиновников в советское время был более развит, чем сейчас: партийные, советские работники, военные, работники так называемых административных органов: КГБ, МВД, прокуратуры, органов юстиции, кадры отраслей народного хозяйства. В новой системе такой полноты описания кадровых лифтов пока не наблюдается.
Довольно много нареканий у экспертов вызывает жесткий возрастной критерий отбора новых кадров — не больше 50 лет. «С одной стороны — да, молодым всегда у нас дорога и проч., но с другой — а то ли сегодня время, когда надо передавать власть молодым? — размышляет в своей статье на Ньюслэнд.ру публицист Владимир Захарьин. — Не знаю. Есть немало примеров, когда так называемые красные директора и председатели колхозов спасали свои предприятия, на которых провели всю жизнь. Хотелось бы нам видеть на месте такого вот пожилого, но опытного человека какого-нибудь 25-летнего мальчика, взращенного на экономических учебниках, выпущенных американскими фондами, с либеральными убеждениями и мечтами о “мерседесах” и ночных клубах?».
Большинство аналитиков сходятся во мнении, что государственная система делает только первые шаги и грядут серьезные концептуальные и структурные изменения в ней.
Указом Президента Российской Федерации от 25 августа 2008 г. №1252 образована Комиссия при Президенте Российской Федерации по формированию и подготовке резерва управленческих кадров, утверждены Положение о Комиссии и ее состав.
В Администрации Президента Российской Федерации осуществляется работа по созданию механизма формирования федерального резерва управленческих кадров, подготовке Программы формирования резерва управленческих кадров, разработке методик отбора, подготовки, переподготовки, ротации и выдвижения участников Программы.
Распоряжением Администрации Президента Российской Федерации от 27 августа 2008 г. №1153 образована рабочая группа по подготовке предложений по формированию резерва управленческих кадров, находящихся под патронатом Президента Российской Федерации. В состав рабочей группы вошли представители Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, ученые, представители бизнеса. Руководитель рабочей группы — помощник Президента Российской Федерации О.А. Марков.
При рабочей группе сформирована экспертная группа, в которую входит пять подгрупп по следующим направлениям:
• разработка методик отбора и выдвижения участников Программы (руководитель — начальник департамента Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы А.С. Карпенко);
• разработка методик по подготовке и переподготовке участников Программы (руководитель — начальник департамента Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы А.П. Лаптев);
• подготовка предложений по формированию базы данных участников Программы и базы данных о вакансиях (руководитель — заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по кадровым вопросам и государственным наградам — начальник департамента Н.Н. Куняев);
• правовое обеспечение механизмов формирования резерва управленческих кадров (руководитель — заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по кадровым вопросам и государственным наградам — начальник департамента Н.Н. Суслов);
• оценка механизмов формирования и использования резерва управленческих кадров и подготовка предложений по их практическому применению (руководитель — референт Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы В.М. Анисимов).
Информация о результатах работы по созданию резерва управленческих кадров, в том числе о порядке и условиях формирования резерва, будет оперативно размещаться в разделе «Кадровый резерв» интернет-портала президента Российской Федерации kremlin.ru.
По итогам состоявшегося 23 июля 2008 года совещания по формированию резерва управленческих кадров в субъектах Российской Федерации Администрация президента сообщает, что завершена работа по созданию резервов управленческих кадров.
В установленный срок (до 1 марта 2009 года) резервы управленческих кадров сформированы во всех субъектах Российской Федерации. Всего в резервы включено 27,5 тыс. человек.
Во всех субъектах Российской Федерации образованы и действуют комиссии по формированию и подготовке резерва управленческих кадров. В 68 регионах приняты программы или планы мероприятий по формированию резерва.
Региональные резервы управленческих кадров сформированы на основе конкурсного отбора, рекомендаций государственных органов и органов местного самоуправления, предложений экспертов.
Значительная часть резервов сформирована из руководителей коммерческих и некоммерческих организаций (7,8 тыс. человек), руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их заместителей (7,1 тыс. человек). Порядка 20% от общего числа лиц, включенных в резервы управленческих кадров субъектов Российской Федерации, составляют руководители в возрасте до 35 лет.
Региональные резервы управленческих кадров уже используются для замещения вакантных должностей руководителей в органах государственного и муниципального управления, организациях, осуществляющих свою деятельность в приоритетных сферах экономики. В настоящее время из резервов назначены 134 человека.