Капелла, старейшая и вечно молодая

Текст | Валентина НИКОЛАЕВА

Капелла им. А.А. Юрлова, отмечающая сейчас 90-летний юбилей, остается сильнейшим хоровым коллективом России.

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова — один из старейших отечественных хоровых коллективов. По достоверным сведениям, в наступившем 2009 году ей исполнится 109 лет. Однако официальная история коллектива начинается с 1919 года, когда самодеятельный хор, а точнее сказать, частный церковно-певческий хор И.И. Юхова был национализирован и стал государственным. Кто тогда мог предположить, что коллективу суждено великое будущее?

История капеллы

В 1900 году Иван Иванович Юхов (1870/71—1943), сын крестьянина, получивший впоследствии регентское образование в Синодальном училище, создает небольшой семейный ансамбль в подмосковном Щелкове. Вскоре к Юхову и его друзьям присоединяется хор рабочих Мытищинского вагоностроительного завода и фабрики Рабенека. Поначалу в репертуаре коллектива преобладала духовная музыка — хор перебирается в Москву для работы в московских храмах. По мере расширения репертуара растет количество его почитателей, хор приглашают для участия в профессиональных театральных постановках, появляются первые граммофонные записи коллектива. Хор становится одним из самых популярных в Москве коллективов, выступает со знаменитыми московскими дьяконами К.В. Розовым, А.П. Здиховским, М.К. Холмогоровым, В.П. Ризположенским, солистами Императорских театров А.В. Неждановой, В.Р. Петровым.

Свое десятилетие хор И. Юхова отмечал уже на сцене Большого зала Московской консерватории. Важнейшим этапом в развитии коллектива было сотрудничество с С.А. Кусевицким, выдающимся контрабасистом и талантливым дирижером, с которым хор, наряду с другими сочинениями, исполнил Девятую симфонию Бетховена.

В 1918 году, в дни первой годовщины Октябрьской революции, хор, на которой обратила внимание молодая советская власть, был национализирован. 1 января 1919 года он был реорганизован в Первый государственный хор, а в 1925 году переименован в Государственный хор имени М.И. Глинки. Именно под таким названием он стал известен широкой публике, участвуя в симфонических концертах и выступая на радио. Коллективу было доверено озвучивание первых советских кинолент — в общей сложности более 70 кинофильмов, среди которых всем известные «Веселые ребята», «Цирк», «Мы из Кронштадта», «Волга-Волга».

Поворотным в судьбе хора стал 1942 год. На базе Государственного хора имени М.И. Глинки была создана Республиканская русская хоровая капелла. С этим названием связан значительный этап в истории коллектива.

В годы войны Республиканская русская хоровая капелла не была эвакуирована из Москвы и неоднократно выступала в московских госпиталях, давала концерты в подшефных и воинских частях.

Военные годы, как и послевоенное десятилетие, оказались трудными для капеллы. После смерти И.И. Юхова коллектив долго не мог обрести постоянного руководителя. В период с 1943 по 1958 год его поочередно возглавляли Александр Степанов (1899—1963) — воспитанник Синодального училища, Константин Лебедев (1909—1985) и Александр Преображенский (1890—1963). Капелла по-прежнему не имела постоянного репетиционного помещения, и это серьезно осложняло ее работу. Однако даже в таких непростых условиях коллектив продолжал активную творческую и концертную деятельность. Под управлением К.М. Лебедева капелла впервые исполняет четыре из пяти хоров В. Шебалина на стихи А.С. Пушкина — «Послание декабристам», «Зимняя дорога», «Стрекотунья-белобока», «Эхо», принимает участие в премьерах оперы К. Молчанова «Каменный цветок», кантаты Е. Светланова «Родные поля».

Судьбоносным событием в жизни коллектива явилось назначение в 1958 году на должность руководителя Александра Александровича Юрлова (1927—1973). Необычайно энергичному и исключительно талантливому музыканту было всего тридцать лет. Уже через два года работы А. Юрлова в капелле исполнительский облик хора принципиально изменился. Капелла стремительно выдвигается в ряды лучших музыкальных коллективов страны. Труд, терпение и самоотдача А. Юрлова начали приносить плоды. Это была его победа — победа сильной воли, могучей энергии и исключительного мастерства. А ведь помимо работы с капеллой А. Юрлов безоглядно отдавал силы и время заведованию кафедрой хорового дирижирования в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, преподавательской деятельности, работе во Всесоюзном хоровом обществе.

Стремительно врываясь в репетиционный зал, А. Юрлов увлекал артистов хора темпераментом, волей, неуемным стремлением к совершенству и радостью творчества. Репертуар капеллы быстро пополнялся, концерты следовали один за другим.

А. Юрлов активно способствовал участию капеллы во всевозможных концертах и фестивалях, многие из которых он организовывал сам. Нередко на одной сцене с артистами капеллы стояли самодеятельные коллективы — объединение профессионального хорового исполнительства и самодеятельности было его смелым нововведением. Такого до юрловцев не знал ни один коллектив. Капелла была активным инициатором и устроителем так называемых шефских концертов, ставших особой главой в истории коллектива. Сколько она дала их на своем веку! Это были организованные А.А. Юрловым встречи с работниками заводов и фабрик, встречи на стройках, где импровизированным концертным залом часто служили строительные времянки.

Благодаря А. Юрлову после многих лет «бездомного» существования капелла, наконец, обрела репетиционную базу, которой стала церковь Покрова в Рубцове, воздвигнутая в 1627 году. Старинный храм, наполовину вросший в землю, был отреставрирован и обрел свое второе рождение. Для капеллы это стало поистине историческим событием. Коллектив с более чем пятидесятилетней на тот момент историей теперь имел свою крышу над головой.

За 15 лет руководства капеллой А.А. Юрлов как никто другой расширил творческий диапазон и репертуар хора. От народной песни, которая составляла поначалу основу концертного репертуара хора, происходит поворот в сторону монументальных кантатно-ораториальных жанров. Капелла исполняет «Немецкий реквием» И. Брамса, «Военный реквием» Б. Бриттена и другие сочинения.

В эти же годы капелла обратилась к произведениям современных композиторов и стала, пожалуй, флагманом среди хоровых коллектив, исполнявших музыку XX столетия. А. Юрлов считал, что современный русский хор непременно должен иметь современный репертуар. В период с 1958 по 1972 год капелла подарила жизнь более чем 60 сочинениям вокально-симфонического жанра. Это были сложнейшие произведения И. Стравинского, А.  Шнитке, В. Рубина, Р. Щедрина и других композиторов. Многие произведения отечественных композиторов впервые прозвучали именно в исполнении капеллы, и это были поистине триумфальные премьеры.

Яркой страницей в истории капеллы явилось ее сотрудничество с Д.Д. Шостаковичем. Коллектив капеллы осуществил грандиозные премьеры двух значительных сочинений знаменитого композитора: Тринадцатой симфонии и поэмы «Казнь Степана Разина». Сам Дмитрий Дмитриевич высоко оценил мастерство возглавляемого А. Юрловым хора.

Ни одно крупное событие в стране не обходилось без участия капеллы. Благодаря ей выдающиеся произведения советских композиторов стали «открытием нового музыкального материка» для зарубежного слушателя. А. Юрлов сделал отечественную хоровую музыку достоянием мировой музыкальной культуры. Триумфальные концерты капеллы в Париже, Лондоне, Риме и других европейских городах подняли авторитет русского музыкального искусства во всем мире.

Особая страница творческой деятельности капеллы связана с именем великого русского композитора Георгия Васильевича Свиридова. Именно в лице капеллы и ее руководителя композитор нашел первого исполнителя многих своих сочинений: «Патетической оратории», вокально-симфонической поэмы «Памяти Сергея Есенина», «Курских песен»… Все хоровые сочинения, написанные Свиридовым при жизни Юрлова, начиная с 60-го года, были впервые исполнены капеллой. Союз капеллы и Свиридова был творческим в полном смысле этого слова: глубина интерпретаций свиридовской музыки, которой достигал А. Юрлов, служила для композитора дополнительным творческим импульсом и способствовала возникновению новых замыслов. С другой стороны, именно благодаря работе со Свиридовым коллектив обрел свой неповторимый исполнительский почерк.

Выдающейся заслугой А.А. Юрлова перед отечественным искусством стало обращение капеллы к русской духовной музыке XVI—XVIII веков. Долгое время пребывавшие в забвении бесценные памятники русской музыкальной культуры вновь зазвучали с концертной эстрады. Это событие имело колоссальный общественный резонанс. И не только потому, что повеяло духом вольницы, — в возрождавшейся традиции все почувствовали глубинные корни родной национальной культуры.

В 1966 году за выдающиеся заслуги в музыкально-исполнительском искусстве хоровой капелле было присвоено звание Академической, а в 1969 году она была удостоена ордена Трудового Красного Знамени. На международном хоровом фестивале в Италии коллектив получил высшую награду — Премию Рима (1969).

В 1973 году, после скоропостижной смерти А. Юрлова, Республиканской академической русской хоровой капелле было присвоено его имя.

Нужно отдать должное достойным преемникам Александра Юрлова — Юрию Владимировичу Ухову, Станиславу Дмитриевичу Гусеву, благодаря которым долгие годы хор сохранял верность юрловским традициям и поддерживал статус одного из самых авторитетных музыкальных коллективов страны. Капелла по-прежнему принимала участие в премьерах шедевров отечественной музыки XX века. Немало записей хоровых и кантатно-ораториальных произведений русской и западноевропейской музыки, сделанных юрловцами в эти годы, признаны эталонами хорового исполнительского искусства.

Заслуженный деятель искусств РСФСР Юрий Ухов (1937—2007), ученик А. Юрлова, работал в капелле с 1964 года в качестве хормейстера. После смерти учителя он возглавлял коллектив восемь лет (до 1981 года). Ему удалось сохранить творческий потенциал хора и продолжить поступательное движение, решая сложные художественные задачи. Под руководством Ю. Ухова капелла впервые исполнила такое значительное хоровое сочинение, как кантата «По прочтении псалма» С.И. Танеева.

Более 23 лет, с 1981 до 2004 года, капеллу возглавлял выпускник Московской государственной консерватории народный артист России, профессор Станислав Гусев (род. в 1937). Талантливый хоровой дирижер с большим профессиональным опытом, более десяти лет проработал в Большом театре. Придя в капеллу, С. Д. Гусев глубоко воспринял художественные заветы и многолетние творческие искания Юрлова, сохраняя и развивая основные направления творческих интересов капеллы. Под руководством Гусева коллектив неоднократно выступал с ведущими отечественными симфоническими дирижерами — Е. Светлановым, Г. Рождественским, Ю. Темиркановым, В. Федосеевым, В. Гергиевым, Ю. Симоновым, П. Коганом, В. Ашкенази и другими блистательными музыкантами. Несомненно, интересной с научной точки зрения была проделанная Станиславом Гусевым работа по расшифровке музыкального памятника русской музыки XVIII века — кантаты в честь закладки Большого Кремлевского Дворца, успешно исполненной капеллой. Выступления коллектива украшают музыкальные фестивали: «Русская зима», «Московские звезды», «Московская осень». Капелла традиционно принимает участие в концертах на родине М.И. Глинки, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова.

Под руководством С. Гусева капелла много гастролировала по стране и за рубежом. В этот период коллективом было записано более 20 дисков, шесть из которых были удостоены международных наград.

Капелла сегодня

С приходом в 2004 году в капеллу Заслуженного деятеля искусств Геннадия Дмитряка коллектив вступил в новый этап своего развития. Художественный руководитель поставил перед артистами сложнейшую задачу: выйти в лидеры среди российских профессиональных хоров. Началась работа над совершенствованием технического мастерства, расширением репертуара, обновлением кадрового состава. Вскоре стали заметны и первые результаты.

Весной 2005 года капелла дала концерт в Большом зале консерватории. Программа объединяла два крупных хоровых сочинения, одно — русской, другое — западноевропейской духовной музыки: «Страстную седмицу» А. Гречанинова и «Реквием» В.А. Моцарта.

С этого выступления юрловцы стали представлять сольные программы с завидной регулярностью — дважды в год, а потом и чаще. Теперь в рамках одного концертного вечера в их исполнении можно услышать масштабные хоровые полотна, произведения кантатно-ораториального жанра, музыкально-литературные композиции: «Любовь святая» из хоров Г. Свиридова и его «Поэму памяти Сергея Есенина» (программа, посвященная 90-летию со дня рождения композитора), «Всенощную» С. Рахманинова и кантату «Иоанн Дамаскин» С. Танеева, сочинения русской духовной музыки и цикл «Песни и пляски смерти» М. Мусоргского (переложение для солиста, хора и инструментального ансамбля А. Ларина) в ансамбле с выдающимся нидерландским басом Робертом Холлом, цикл духовных концертов петровской и послепетровской эпохи, объединенный музыкально-литературной композицией «Цари России» и многие другие.

Под управлением талантливого, темпераментного руководителя капелла проявила себя как профессиональный хоровой коллектив, способный исполнять музыку разных жанров и стилистических направлений.

Заметно расширился репертуар капеллы, в котором появился ряд новых произведений современных композиторов. Коллектив принял участие в нескольких мировых музыкальных премьерах.

Весной 2005 года на фестивале «Черешневый лес» с Юрием Башметом была исполнена Четвертая симфония для оркестра, хора и солирующего альта «60-летию Великой Победы посвящается» Александра Чайковского, а вскоре еще одно новое сочинение композитора — «Русский реквием». В 2007 году поклонники творчества Георгия Свиридова впервые услышали его кантату «Светлый гость», исполненную капеллой в Московском международном доме музыки (в декабре 2008 года коллектив также исполнил кантату на родине Г. Свиридова в Курске). Получило развитие многолетнее сотрудничество капеллы с Ширвани Чалаевым — в 2008 году состоялась премьера его новой оперы «Казаки». В январе 2009 года музыкальной премьерой стало исполнение «Рождественских колядок» Алексея Ларина. В 2006 году с большим успехом прошла московская премьера «Реквиема» Алемдара Караманова. Ярким событием стало исполнение с Юрием Башметом cочи-нения «Стикс» Гия Канчели для альта и хора в программе юбилейного концерта композитора.

Репертуар капеллы пополнился и такими масштабными произведениями, как Большая месса с-moll В.А. Моцарта, Stabat Mater Дж. Россини, кантата Gloria А. Вивальди, опера «Лакме» Л. Делиба, кантата Carmina Burana К. Орфа, Cantico de la Piet, А.Г. Абрила, Itaipu Ф. Гласса.

Список симфонических оркестров и дирижеров, с которыми последние четыре концертных сезона сотрудничает капелла, внушителен. Если говорить о дирижерах, это Ю. Башмет, П. Коган, Т. Курентзис, С. Скрипка, А. Некрасов, А. Сладковский, М. Федотов, Е. Бушков, С. Стадлер, Ф. Штробель (Германия), Ю. Франц (Германия), А. Мустонен (Эстония), Р. Капассо (Италия), А. Вакульский (Нидерланды), В. Перез (Испания), В. Кахидзе (Грузия), С. Смбатян (Армения), Э. Топчян (Армения).

Капелла открыла для себя новые направления концертной деятельности и включилась в осуществление разнообразных музыкальных проектов.

Одной из первых инициатив Геннадия Дмитряка стала организация фестиваля «Кремли России» — общероссийского фестиваля хоровой духовной музыки, который собирал бы лучшие хоровые и церковно-певческие коллективы в старинных русских городах. «Ведь кремль — не просто крепость и не только культурная достопримечательность города, это исторический центр общественной, политической, религиозной, духовной жизни. Он мог бы объединить звездную россыпь русских городов — Москву, Псков, Рязань, Углич, Дмитров, Тобольск, Астрахань, Кострому. Фестиваль послужил бы пропаганде русского хорового искусства на русской земле…».

На пути осуществления этого проекта сделаны первые шаги. Капелла организовала концертный тур по волжским городам, выступила в Угличе. В рамках фестиваля прошел концерт в Рязани.

Возродилась активная гастрольная деятельность капеллы.За последние пять лет коллектив побывал в Курске, Оренбурге, Саратове, Череповце, Вологде, Твери, Донецке, Обнинске, Нижнем Новгороде, Ульяновске, Ижевске, Воткинске, Осташкове, Смоленске, Нило-Столобенском монастыре на озере Селигер. В гастрольных поездках капелла дает не только самостоятельные концерты — в согласии с юрловскими традициями капелла дорожит каждой возможностью совместного выступления с симфоническим оркестром или музыкальным коллективом города, в который приезжает. Эти гастрольные концерты проходят с большим успехом. «Выступая с капеллой в русских городах, я обнаруживаю все больший интерес к хоровой музыке, по которой, очевидно, соскучились сердца наших соотечественников. Видимо, она дает русской душе то, чего не всегда могут дать другие музыкальные жанры».

За последние годы состоялось несколько зарубежных поездок коллектива: в Ереван, Вильнюс — на фестиваль русской духовной музыки, на Канарские острова, где капелла исполняла кантату А. Прокофьева «Александр Невский».

Активная концертная деятельность потребовала от капеллы большего универсализма. Одна из непростых задач, вставших перед капеллой в настоящее время, — органичный синтез традиционного мощного и богатого по тембру звучания коллектива, сохраняющего значение большого русского хора, с большей пластикой и подвижностью звучания. Стилистическое и жанровое разнообразие хоровых сочинений различных эпох и музыкальных направлений, исполняемых сегодня капеллой, диктует свои требования. И в самом деле, в последние годы в звучании коллектива обнаруживается большая гибкость, легкость и техническая виртуозность…

Традиции большого «парадного» русского хора сделали коллектив незаменимым на торжествах, посвященных празднованию 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. Хор стал одним из главных участников грандиозных гала-концеров, проходящих на Красной площади в дни майских праздников и в годовщину Парада Победы 1945 года.

За последние несколько лет в капеллу пришло много молодых талантливых певцов, выпускников ведущих музыкальных вузов России: Московской государственной консерватории, Российской академии музыки им. Гнесиных, Академии хорового искусства, Нижегородской и Саратовской консерваторий, Уфимской академии искусств, Красноярского института искусств… Многие молодые артисты имеют два музыкальных образования — дирижерско-хоровое и вокальное.

Одним из принципов работы в капелле по-прежнему остается преемственность поколений певцов — многоопытные артисты капеллы в процессе повседневной репетиционной работы передают опыт молодым исполнителям.

Осенью 2003 года Государственная хоровая академическая капелла имени А.А. Юрлова переехала в новое здание. Это большое помещение, центром которого является просторный зал с великолепной аккустикой, репетиционные классы, уютный светлый холл с современным интерьером, словом, по-настоящему комфортная атмосфера.

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова вошла в историю музыкального исполнительского искусства со своими характерными чертами — особой масштабной звукописью, присущим лишь ей подходом к интерпретации мировой и столь близкой ее духу русской музыкальной классики. На сегодняшний день впечатляющий объем репертуара капеллы определяется и большой историей коллектива, и преемственностью многих поколений ее артистов (ряд произведений русской и зарубежной классики составляют его золотой фонд), и принципами работы, и живым интересом к современной музыке, ее разнообразным выразительным возможностям. Репертуар коллектива — это крупнейшие кантатно-ораториальные произведения от величественной мессы h-moll И.С. Баха до поэмы «Стикс» Гии Канчели, это чудесная россыпь хоровых миниатюр — от мадригалов эпохи Возрождения до жанровых музыкальных картин Ю. Фалика и Н. Сидельникова.

Важная черта современной капеллы, которую невозможно обойти вниманием, — стремление максимально использовать свой творческий и профессиональный потенциал. Это качество невозможно переоценить — любой слушатель видит степень искренности и самоотдачи артистов, к тому же если она сочетается с настоящим мастерством.

Бесценный дар — многовековые традиции, выпестованные плеядой лучших мастеров отечественного вокально-хорового искусства и унаследованные юрловским коллективом — в них и надежда на будущее русского хора.

«В русской хоровой традиции следует видеть не рядовую главу отечественной истории культуры, но сокровищницу символов выстраданного в многовековой истории единства нашей страны — один из рупоров российской государственности. Эта сокровищница, к счастью, доступна нам, и было бы большой ошибкой недооценить тот колоссальный потенциал, который она в себе скрывает».