Давайте править вместе


Александр ПОЛЯНСКИЙ

Поправки в Конституцию о новом президентском сроке и сроке работы Думы, усилении контроля нижней палаты парламента над кабинетом министров вступили в силу — накануне Нового года они были подписаны президентом Медведевым. Первая правка Российской конституции вместе с голосованием в двух палатах Федерального парламента и законодательных собраниях всех субъектов Федерации заняла всего пару месяцев…

Несмотря на звучавшие первое время из Кремля заверения, что это исключительный случай, наверняка эта правка не последняя. Очень вероятно, например, что формы «связки» между парламентским большинством и правительством будут расширяться.

И вряд ли в правке стоит видеть проблему. «Конституция не святыня!» — сказала когда-то, абсолютно справедливо, зампредседателя Совета министров Литовской ССР, один из лидеров движения за литовскую независимость Казимера Прунскене.

Тем более не святыня Конституция 1993 года, представляющая собой в части описания российских политических институтов слепок стереотипов и предубеждений того времени: помесь французской системы власти с американской, невнятное разделение полномочий между президентом и правительством… Чего стоит хотя бы постмодернистское название правительства: Правительство Российской Федерации…

«Политический» раздел ельцинской Конституции 1993 года создавался келейно — и именно это стало причиной его низкого качества. Увы, так же, по сути келейно, бессистемно этот раздел сегодня правится: президент сказал «надо», «Единая Россия» ответила «есть». За правкой Конституции не стоит общественной дискуссии: перед президентскими выборами 2008 года дискуссия о системе власти была свернута: мол, нельзя трогать Основной закон. А при внесении изменений осени 2008 года она так и не была возобновлена.

Тем не менее обсуждать есть что. Выступая на съезде Союза юристов России осенью прошлого года, президент Дмитрий Медведев впервые намекнул на возможности других изменений в «политический» раздел Конституции, проведя аналогию с поправками в Конституцию США. Может быть, под эгидой этой уважаемой организации или Общественной палаты, с привлечением общественности и заняться исправлением противоречий этого раздела системно, планово, а не выдвигать «точечные» инициативы?