Игорь КУНИЦЫН: не представляю, как сложилась бы моя жизнь без тенниса
Текст | Анастасия САЛОМЕЕВА
Фото | ИТАР-ТАСС
Талантливый российский теннисист, мастер спорта международного класса, победитель XIX Международного теннисного турнира «Кубок Кремля» в мужском одиночном разряде Игорь Куницын стал гостем нашего журнала и рассказал о своей спортивной карьере и о многом другом.
— Игорь, вы играете в теннис с семи лет, как пришли в этот вид спорта?
— Моя встреча с теннисом произошла спонтанно. Родители в то время имели мало представления об этом виде спорта и не планировали отдавать меня именно туда. Однако корты были в двух шагах от нашего дома во Владивостоке, и однажды мои друзья, которые шли туда вместе со своими родителями, по пути забежали за мной и позвали поиграть в теннис. Я согласился. На кортах меня заметил тренер детской теннисной секции, он подошел ко мне и сказал: «Через месяц у нас будет набор, если тебе интересно — приходи». Мне теннис как-то сразу очень понравился, так что я не колебался и через месяц записался в секцию. Так все и началось.
— А когда вы поняли, что именно с теннисом будет связана ваша дальнейшая, уже профессиональная, жизнь?
— Лет в 17, когда надо было определяться со своим будущим: либо полностью посвящать себя теннису, либо завязывать с ним и серьезно готовиться к университету. Я принял решение в пользу тенниса и не жалею об этом. И, если честно, сегодня я не представляю себе, как могла бы сложиться моя жизнь без тенниса.
— Ваша победа на «Кубке Кремля — 2008» стала неожиданностью для многих. Наверное, можно сказать, что с этого триумфа начался качественно новый этап в вашей карьере?
— Очень на это надеюсь, все-таки я долго шел к первой в своей жизни крупной победе, далеко не все получалось, и многое происходило не так, как хотелось. В последние несколько сезонов у меня было несколько хороших полуфиналов, однако до Кубка Кремля я никогда не побеждал в турнирах высшей категории.
Кубок Кремля — особый турнир для российских теннисистов, необычный, очень домашний и, наверное, для многих из нас самый любимый. Думаю, что после турниров серии Большого шлема приз Кубка Кремля — самый почетный для россиян. Победа на Кубке Кремля значит для меня очень много. И, конечно, особенно приятно было одержать свою первую крупную победу в Москве, городе, ставшем мне родным.
— В последнее время вы действительно демонстрируете всё лучшие и лучшие результаты на корте, кто вам помогал и помогает их добиваться?
— На протяжении всей карьеры мне помогало очень много людей. Например, я сотрудничаю с американским спортивным психологом Алленом Фоксом, благодаря ему я смог поверить в себя и в свои силы. Аллен Фокс и сам в прошлом теннисист, за его плечами много серьезных успехов, он также помог мне определиться с некоторыми, на первый взгляд незначительными, вещами, которые очень важны в матчах высокого уровня.
— А где вам комфортнее играть — в России или за границей?
— Конечно, дома играть чрезвычайно приятно и комфортно. Российские зрители очень тепло и эмоционально поддерживают теннисистов, такого больше нет ни в одной стране мира.
А вообще мне нравится играть во многих странах, особенно когда за твоей игрой следит понимающая теннис и хорошо болеющая публика. Полные трибуны и эмоциональное поведение зала доставляют удовольствие даже тогда, когда большинство зрителей поддерживает не тебя, а твоего соперника. Однако бывает и по-другому, как, например, произошло на Кубке Дэвиса в Аргентине: если вы помните, на этом турнире аргентинские болельщики вели себя очень некрасиво и крайнее некорректно, поэтому играть нам было чрезвычайно сложно. Впрочем, и в такой ситуации есть свои плюсы: вдвойне приятнее обыгрывать соперника.
— Считается, что спорт, если им серьезно заниматься, закаляет характер. Вы почувствовали это на себе?
— Безусловно. Вообще я считаю, что спорт сыграл огромную положительную роль в формировании моей личности. Он учит трудолюбию, терпению — без этих качеств нельзя добиться результата.
Благодаря теннису меня много помотало по свету — с десяти лет я начал ездить на сборы, один, без родителей, так я приучился к самостоятельности и стал сам принимать решения. Теннис учит ответственности, ведь на корте ты остаешься один на один с соперником, даже тренер уже никак не может тебе помочь, а значит, ты и только ты в ответе за свою игру. Я уверен, что при правильной работе тренеров и родителей теннис способен сослужить добрую службу любому ребенку, независимо от того, станет он в будущем профессиональным теннисистом или нет. Навыки, которые сформирует у него этот вид спорта, очень пригодятся в дальнейшей жизни.
— А что бы вы посоветовали тем родителям, которые мечтают видеть своего ребенка профессиональным теннисистом?
— Наверное, в первую очередь нужно понять, нравится этот вид спорта самому ребенку или нет. Если игра не радует, нет желания тренироваться каждый день и участвовать в соревнованиях, лучше переключиться на что-нибудь другое. Думаю, что невозможно 20—25 лет заниматься теннисом без любви к этому виду спорта, и тем более в таком случае нереально добиться хороших результатов.
— Если говорить о спортсмене и тренере, что, на ваш взгляд, самое важное в их отношениях?
— Наверное, взаимное доверие и уважение, на них строится все остальное. Когда такого фундамента нет, работа стопорится.
— Какое сейчас отношение к российским теннисистам в мировом теннисе?
— Очень хорошее. В женском теннисе сегодня явное доминирование наших девушек. Если же говорить о мужчинах, то к нам относятся с большим уважением, а многие, особенно учитывая последние результаты россиян на турнирах высшей категории, даже побаиваются встречаться с нами на кортах.
— Кто из играющих сегодня теннисистов вам нравится больше всего?
— Первая ракетка мира Роджер Федерер. То, как он играет, не может не вызывать восхищения. А из российских игроков, конечно, Марат Сафин.
— Ваш недавний поединок с Маратом Сафиным в финале Кубка Кремля доказал, что в спорте при соперничестве на корте все равно может быть дружба. На московском турнире вы обыграли Марата, но, насколько я знаю, все равно остались с ним близкими друзьями.
— Да, мы дружим очень давно, познакомились еще в детстве, когда вместе бывали на сборах. После финала Кубка Кремля у нас с Маратом сохранились замечательные отношения. И я согласен с вами, это доказывает, что в спорте всегда есть место дружбе. Мы выходим на корт и становимся противниками, каждый делает все возможное, чтобы победить. Но матч заканчивается, начинается обычная жизнь — и в ней мы снова друзья. Думаю, что понимание этой житейской истины нужно прививать спортсменам с юных лет.
— Считается, что теннис — очень артистичный вид спорта и что каждый теннисист по-своему актер. Вы согласны?
— Мне трудно об этом судить, я же вижу теннис изнутри. Но вообще я сторонник того, чтобы каждый человек всегда оставался самим собой. Когда, допустим, тот же Марат Сафин ведет себя на корте импульсивно, дерзко — это смотрится органично и красиво, и зрители получают удовольствие не только от тенниса, но и наблюдая за спортсменом: ведь Марат не играет — все идет от сердца, от души. Но вот когда кто-то пытается подражать Сафину, получается неинтересно, искусственно и скучно.
— Как вы готовитесь к поединку? Стремитесь ли заранее узнать сильные и слабые стороны противника? И насколько вообще важна предматчевая подготовка?
— Безусловно, это очень важно. Каждый игрок по-своему готовится к соревнованиям, и, наверное, самое сложное здесь — найти ту линию поведения, которая поможет лучше настроиться на поединок именно тебе. Одному для этого требуется уединение, а для другого нет лучше средства, чем весело провести время в компании друзей и на несколько часов вообще забыть о предстоящем матче.
В последнее время я нашел оптимальное для себя сочетание: я держусь немного в стороне, сосредотачиваюсь на себе, разминаюсь, раз за разом прокручиваю в уме свое предполагаемое поведение на корте и только после того, как настроюсь должным образом, выхожу на матч.
Пытаюсь ли я заранее узнать о сопернике? Конечно, все теннисисты, играющие в турнирах высокого уровня, стремятся найти как можно больше информации о том, с кем им в ближайшее время предстоит встретиться на корте. Можно спросить у друзей, недавно с ним игравших, поинтересоваться у тренеров… Чем больше справок ты наведешь, тем лучше. Конечно, наш мир довольно тесен, и все теннисисты так или иначе знают друг друга, но все-таки иногда неожиданно открывшийся факт о сопернике, пусть даже и не очень значительный, может повлиять на многое.
— Можно ли заранее знать, что выиграешь матч, или это всегда непредсказуемо?
— Если говорить о турнирах высокого уровня, то здесь исход поединка никому не может быть известен заранее, и тем более об этом не могут сказать сами игроки. В мире сегодня более ста теннисистов-профессионалов, играющих очень хорошо, и в любой момент каждый из них может стать лидером. Вообще, я думаю, что если ты выходишь на матч и заранее знаешь, что выиграешь, — жди неприятностей.
— А как же психологическая уверенность в победе, она ведь тоже очень важна на корте?
— Уверенность в своих силах — это одно, а уверенность в результате — совсем другое. Последнее, как мне кажется, всего лишь излишняя самоуверенность, которая мешает принимать правильные решения во время игры.
— Немного личный вопрос: ваша супруга Ирина Корниенко тоже в прошлом профессиональная теннисистка, сейчас она тренирует детей. Вас объединил теннис?
— Да. Мы с Ириной были знакомы с детских лет, встречались на юниорских турнирах. А потом я перебрался в Москву и перешел в ЦСКА, где тренируюсь и поныне, тогда мы с Ириной познакомились поближе, она ведь тоже армейская. Ну а затем, в 2005 году, мы поженились.
— А что-нибудь кроме тенниса есть в вашей жизни?
— Ну, экстремальных увлечений у меня нет. Я спортивный человек, и мне нравятся соревнования, поэтому я стараюсь следить за многими видами спорта. Особенно выделю баскетбол (им я в детстве очень увлекался, да и сегодня бы с удовольствием поиграл, только на это, увы, нет свободного времени) и хоккей, в который играют мои друзья.
Что-то кроме спорта? Мне нравится готовить. Впрочем, это мое хобби тоже связано со спортом: я некоторое время тренировался в Италии и там нахватался всевозможных рецептов местной кулинарии, которые сегодня с удовольствием пробую на своей кухне.
— Какие задачи вы ставите себе на 2009 год?
— В 2009 году решающими для меня станут выступления на турнирах Большого шлема и Мастерс-серии. В 2008 году мне удалось показать, что я способен играть очень уверенно и даже побеждать на турнирах серии АТР, теперь нужно будет проявить себя на других турнирах высшей категории. Закончить год мне хотелось бы в районе 30-ой позиции в мировых рейтингах.