Что год минувший нам готовит


Текст | Кирилл ТЕРЕЩЕНКО, экономист-аналитик российской корпорации

Как скажется на экономической ситуации в России новый антикризисный план правительства, объявленный в конце 2008 года, станет ясно по мере его конкретизации.

Меры, предпринятые в целях поддержки финансовой системы в 2008 году, в основном были направлены на мгновенную ликвидацию дефицита ликвидности, тормозящего деятельность банковского сектора, а также некредитных финансовых организаций. В области денежно-кредитной политики государство задействовало изменение ставки рефинансирования, препятствующее оттоку капитала, использовало золотовалютные резервы и Фонд национального благосостояния (ФНБ) для поддержания курса рубля. Было осуществлено снижение основных процентных ставок в целях поддержания ликвидности.

Несмотря на предпринятые правительством шаги по стабилизации экономики кризис продолжает развиваться. По заявлению заместителя министра экономического развития Андрея Клепача, российская экономика вступила в фазу рецессии, о чем свидетельствуют показатели промышленного производства, которые снизились на 8,7% в годовом выражении. Поскольку процентные ставки сохраняются на прежнем уровне, то и доступность кредитов остается на низком уровне. Ухудшение финансового состояния компаний, чьи осенние доходы сократились, а объем привлеченных кредитов прекратил свой рост, привело к замедлению роста инвестиций почти вдвое. Однако эксперты прогнозируют возможное возобновление инвестиционной активности в 2009 году, если рубль ослабнет.

Замедление роста инвестиций, а также объемов строительства привело к тому, что произошло сокращение производства стройматериалов и металлов. Замедление роста также продемонстрировали отрасли, ориентированные на потребителей: пищевая промышленность, розничная торговля и автомобилестроение. Уверенный рост наблюдался только в государственно ориентированных отраслях, в частности у производителей энергетического оборудования.

Замедление темпов роста представляется неизбежным в связи с тем, что кредитование частного сектора не увеличивается, а темпы роста реальных доходов, как ожидается, продолжат снижаться. Предполагается, что инфляция по итогам 2008 года достигнет 13,5%. Сохранение подобных тенденций ожидается и в 2009 году. Таким образом, можно утверждать, что российская экономика демонстрирует признаки стагнации, провоцируемой нехваткой ликвидности в финансовом секторе.

Quo Vadis: мнения экспертов

Эксперты кардинально расходятся во мнениях по поводу экономической ситуации в следующем году. Прогнозы развития экономической ситуации затруднены, поскольку решающим фактором должны стать действия правительства.

Даже прогноз Минэкономразвития весьма отличается от заложенных в бюджете на 2009—2011 годы данных. Показатель инфляции должен снизиться по сравнению с 2008 годом и составить 11%. Новые планы по менее значительному снижению инфляции явно дают понять, что при плановых расходах средств на поддержку отраслей динамика роста цен в экономике будет сохраняться достаточно высокой.

При потенциальной цене нефти $50 за баррель ВВП РФ увеличится на 2,4%. При этом промышленное производство сократится на 3%. Компенсировать данное падение будет сфера услуг, а также рост инвестиций в основной капитал, который составит всего лишь 1,4%.

Курс национальной валюты в 2009 году будет в диапазоне 30,8—31,8 руб./долл. Рост безработицы прогнозируется на уровне 7,4% в среднем за год. Количество безработных в 2009 году может увеличиться более чем на миллион — до 5,6 млн человек. Рост безработицы будет сопровождаться падением темпов увеличения реальной заработной платы. Ожидается, что в 2009 году они снизятся до 0,8% (при росте 11,6% по итогам 2008 года). Рост реальных доходов населения составит только 2,5%. По планам правительства сбалансированность бюджета на 2009 год будет достигнута путем покрытия потенциально небольшого его дефицита в размере 1% за счет средств резервного фонда.

При сохранении низких цен на нефть ситуация в российской экономике ухудшится. Очевидно, что доходы РФ от продажи углеводородов снизятся, что также окажет негативное влияние на налоговые поступления со стороны компаний-экспортеров. В связи с этим показатель сальдо счета текущих операций будет стремиться к нулевой отметке. Покрытие дефицита бюджета явно будет спонсироваться за счет средств резервного фонда (сейчас он составляет около 3 трлн руб.). Сокращение импорта в целях повышения сальдо не представляется возможным, поскольку российские производители вряд ли смогут обеспечить производство необходимой продукции для внутреннего рынка.

Важным фактором экономического роста может стать ослабление рубля (тогда рост экономики может составить около 5%). Вряд ли правительство пойдет на девальвацию национальной валюты в целях компенсации бюджетного дефицита, так как данная мера лишь усугубит ситуацию и снизит реальные денежные доходы населения. Поэтому следует ожидать последующего сокращения объема резервного фонда, что в совокупности с очередным повышением государственных расходов на поддержку отраслей подстегнет инфляцию.

Планы на 2009-й

Правительство Путина опубликовало план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, а в планах по развитию на 2009—2011 годы кабинет министров собирается сохранить устойчивые темпы роста ВВП. Для этого 2009 год должен стать по меньшей мере отправной точкой для изменения ситуации и преодоления последствий мирового финансового кризиса. Однако пока планы правительства носят скорее концептуальный характер: создается впечатление, что правительство заняло выжидательную позицию, и пока все антикризисные меры представлены только в виде готовящихся к принятию законопроектов.

В области денежно-кредитной политики будет введена практика выкупа банками облигаций крупнейших компаний реального сектора, а также рефинансирования Банком России коммерческих банков под залог указанных ценных бумаг. Данная мера, во-первых, позволит поддержать рынок корпоративного долга, а во-вторых, повысит доступность кредитов для самих банков. Однако в данном случае эти банки будут вынуждены принять на себя дополнительные риски, связанные с держанием долговых бумаг компаний, финансовые результаты которых в период финансового кризиса явно будут нестабильными.

С другой стороны, перед банками встает проблема управления дополнительной ликвидностью, когда в условиях кризиса риски предоставления кредитов растут. Ситуация также усугубляется выставлением правительственных директив по кредитованию определенных секторов экономики, сотрудничество банков с которыми в обычных рыночных условиях не является экономически выгодным.

В проекте — создание в России международного финансового центра, который должен привлечь для экономики дополнительные инвестиции. Однако в существующих условиях реализация данного плана имеет отдаленную перспективу. Во-первых, пока ситуация в глобальной экономике не наладится, создание МФЦ бессмысленно в связи с угрозами для ликвидности. Кроме этого, должна быть решена актуальная проблема защиты прав инвесторов в условиях снижения инвестиционной привлекательности России, что сопряжено с высокими политическими рисками. Перспективы привлечения дополнительного капитала однозначно позитивны, однако сам вопрос реализации данного проекта остается крайне сложным.

Постепенно начинается переход к точечной политике поддержки реального сектора экономики, где планируется уделить особое внимание строительству, оборонно-промышленному комплексу, сельскому хозяйству, машиностроению и ТЭК. Так, для поддержки ТЭК внимание будет уделяться оптимизации налогообложения. Уже снижены основные налоговые ставки, для освоения новых месторождений (Ямал, Ненецкий АО, Каспий, Арктический шельф) будут увеличены налоговые каникулы, продолжится политика снижения абсолютного размера экспортных пошлин, что несколько снизит доходы бюджета, но позволит нефтегазовым компаниям восстановить уровень добычи. Нефтепереработка будет поддерживаться сохранением спрэда между ценой сырой нефти и нефтепродуктов.

Кроме того, в 2009 году начнут осуществляться закупки товаров субъектами естественных монополий и государственными корпорациями, а также установление преференций для поставщиков российских товаров в целях поддержки связанных с государством секторов экономики, таких как энергомашиностроение, что также будет способствовать улучшению платежного баланса. Будет осуществляться предоставление государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым предприятиями, выполняющими государственный заказ, в том числе государственный оборонный заказ. Кроме того, будет проведена дополнительная капитализация Россельхозбанка и ОАО «Росагролизинг», что позволит увеличить объем средств, которые могут быть направлены на поддержку компаний соответствующих отраслей в виде выдачи кредитов и предоставления рабочей техники.

Помимо уже выделенных 60 млрд руб. на пополнение капитала Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, с целью реализации ипотечных программ предполагается выделение 83 млрд руб. для выкупа 40 тыс. типовых квартир, что позволит поддержать строительный сектор, обеспечить жильем военнослужащих и стимулировать платежеспособный спрос на рынке жилья. Но говорить о том, что данная мера качественно поменяет ситуацию, сложно, поскольку прогноз развития отрасли пессимистичен.

Снижение спроса связано прежде всего со снижением реальных располагаемых доходов населения.

Это, в свою очередь, повлечет рост числа несостоятельных заемщиков, что приведет к усилению стагнационных тенденций на рынке жилья. Очевидно, что без постоянной поддержки со стороны правительства в виде направления средств на выкуп квартир и субсидирования кредитов на покупку жилья отрасль не сможет преодолеть кризис.

Оборонно-промышленный комплекс в качестве приоритетного направления развития экономики в условиях недостаточного финансирования получит возможность использовать субсидируемую процентную ставку в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ. Удешевление кредитов для отрасли позволит поддержать производство сектора. В целом отрасль получит более 50 млрд руб. в виде упомянутых льготных кредитов, а также предоставления государственных гарантий, что снизит риски кредитования со стороны заемщиков и риски кредиторов, в частности ВТБ. Разумеется, встает вопрос об экономической эффективности финансируемых направлений, а также об их последующей окупаемости.

Для поддержки агропромышленного комплекса будет предусмотрено субсидирование процентов по инвестиционным кредитам в размере 80% ставки рефинансирования. Бюджетная поддержка АПК в 2009 году составит 200 млрд руб. Крупные проекты, осуществляемые в рассматриваемом секторе, получат возможность кредитоваться за счет средств, выделенных Банку развития. В связи с этим уставный капитал корпорации «Росагролизинг» уже пополнен на 4 млрд руб.

Эта мера позволит поддержать уровень производства в секторе, который нуждается в последовательных структурных инновациях. Говорить о потенциальных качественных преобразованиях в АПК как об эффекте проводимой политики пока рано.

В сфере социальной политики будет повышен средний размер социальной пенсии, который к концу 2009 года не должен быть ниже прожиточного минимума пенсионера. С начала 2009 года вступают в силу решения, касающиеся освобождения от налогов подавляющей части затрат работодателей на медицинское обслуживание и обучение работников. Данная мера позволит сократить издержки работодателей на одного сотрудника, однако при ухудшении экономической ситуации вряд ли поможет избежать сокращений.

Правительство также намерено при реализации активной политики по регулированию рынка труда передать уже зарезервированные в бюджете 50 млрд руб. регионам для софинансирования программ по созданию рабочих мест. Однако пока остается непонятным, каким образом будут создаваться рабочие места, ведь пока нет готовых региональных программ, содержащих конкретные предложения по данному вопросу.

Таким образом:

1. Инструментарий, применяемый правительством для стабилизации экономической ситуации в 2008 году, будет расширяться. К уже задействованным механизмам льготного финансирования добавятся более широкое использование инструментов субсидирования и предоставления государственных гарантий. Добавится акцент на использование механизма фискальной политики в целях стимулирования ряда секторов экономики, а также социальной поддержки населения?

Основной вопрос: сможет ли правительство в 2009 году создать благоприятные условия для производственных отраслей, повысить доступность кредитов для частного сектора, снизить уровень инфляции и в итоге повысить сальдо счета текущих операций.

2. Пока государство не обладает четкими планами по регулированию финансовой системы, заняв выжидательную позицию и наблюдая за изменениями внешней макроэкономической конъюнктуры. Вероятно, что все меры будут предприниматься по ходу появления конкретных стимулов.

3. Нарастание негативных тенденций к концу 2008 года явно указывает на то, что продолжение массированных вливаний денежных средств в экономику является малоэффективной мерой, что при отсутствии четкого плана на 2009 год заставляет серьезно задуматься о возможном ухудшении ситуации в экономике.

Поэтому важнейшим вопросом для правительства должна стать поддержка экономического роста. Начинается переход к адресной политике поддержки реального сектора.

4. Сейчас стало очевидным, что вливание в экономику денежных средств и поддержка рубля за счет золотовалютных резервов в условиях снижающихся цен на нефть является достаточно затратной политикой. Так, в ноябре и декабре 2008 года ЦБ ужесточил денежную политику, доведя ставку рефинансирования до 13%, а минимальную ставку РЕПО до 9%, что должно способствовать минимизации потерь золотовалютных резервов в процессе ослабления рубля относительно бивалютной корзины.

Однако вряд ли правительство пойдет на девальвацию национальной валюты в целях компенсации бюджетного дефицита, так как данная мера лишь усугубит ситуацию и снизит реальные денежные доходы населения. Поэтому следует ожидать очередного сокращения объема резервного фонда, что в совокупности с очередным повышением государственных расходов на поддержку отраслей подстегнет инфляцию.

5. В связи с этим важнейшим приоритетом правительства должна стать качественно новая экономическая политика, не опирающаяся на неуправляемые факторы, такие как цены на нефть и дешевые кредиты, поэтому экономическая политика должна быть направлена на развитие собственного производства, особенно в обрабатывающей и пищевой промышленности. Снижение зависимости экономики от импорта может стать решающим фактором для снижения рисков в условиях глобальной нестабильной макроэкономической ситуации.

Помимо этого, правительство, независимо от цены на углеводороды, должно прежде всего обеспечить сохранение положительного сальдо счета текущих операций, что обеспечит доходы бюджета, а также сохранит возможность более высоких темпов роста ВВП.