Правительство — кризис: пока 0 — 1


Текст | Кирилл ТЕРЕЩЕНКО, экономист-аналитик
российской корпорации, кандидат экономических наук

Российским экономическим властям не удалось совладать с кризисом.

Впервые с 1998-го
Сначала — факты, характеризующие нынешний российский кризис.

С августа капитализация российского фондового рынка снизилась примерно на 70%. В августе приток капитала, наблюдавшийся в течение всего года, сменился оттоком. За август он составил $5 млрд, за сентябрь — $24,6 млрд, за октябрь — $50 млрд, данные на ноябрь, судя по всему, будут не более радужными.

В последние почти четыре месяца золотовалютные резервы сократились на $125 млрд, или почти на 22%, в том числе на $22 млрд — только за вторую неделю ноября.

Ожидаемый рост ВВП по итогам года снизился на 1%. Темп роста производства реального сектора экономики за январь — октябрь 2008 года сократился на 1,5% по сравнению с 2007 годом, в частности в таких секторах, как машиностроение, строительство, особенно жилищное, металлургия. Рост инвестиций с августа сократился до минимума последних двух лет.

Если добывающие отрасли промышленности не выходят из отрицательных значений с начала года, то обрабатывающие демонстрируют замедление начиная с июля. Заметим, что замедление роста промышленности оказалось в 2008 году максимальным с 1998 года.

За четыре последних месяца рост реальных доходов населения уменьшился с 10—12% до 6—7% в годовом выражении, снизились потребительский спрос и темпы роста в розничной торговле. Темпы роста заработной платы уменьшились в 2,5 раза, возросли цифры безработицы, вызванной массовыми сокращениями в компаниях, проводящих политику уменьшения издержек. При этом несмотря на явные признаки снижения спроса инфляция в каждом месяце колебалась около 1%.

С августа, за активную фазу российского кризиса, произошли банкротства ряда финансовых институтов — крупных инвестиционных и коммерческих банков, в преддефолтном состоянии находится еще целый ряд компаний, как финансовых, так и нефинансовых.

Во власти цикла
Рассмотрим, как интерпретируют происходящее эксперты. Мнения экономистов распределились почти равномерно в диапазоне между оценкой ситуации как естественного замедления и даже желанной «мягкой посадки» после нескольких лет довольно быстрого роста и некоторого перегрева экономики и оценкой ее как наложения кризисов малого и большого цикла в мировой экономике на системный кризис среднего цикла в российской.

При этом большинство исследователей сходятся во мнении, что текущий российский кризис имеет двойственную природу: с одной стороны, он вызван объективными экономическими причинами, с другой — обострением международной политической обстановки вследствие ее нестабильности в целом ряде чувствительных точек мира, в том числе и на постсоветском пространстве, что наглядно проявилось в развитии конфликта на территории Южной Осетии.

Ведь потенциальные последствия весьма сглаженного кризиса экономики Соединенных Штатов могли иметь куда менее болезненные проявления, в том числе и для России. Международная же напряженность спровоцировала ряд последовательных действий властей США — крупнейшей экономики мира, направленных на подавление финансовых систем стран с фондовыми сегментами, насыщенными иностранным капиталом, в том числе Российской Федерации.

Так, несмотря на июльское повышение глобальным агентством Moodys суверенного рейтинга России и рейтинга десяти крупнейших банков произошла ротация средств западных инвестфондов в странах БРИК в сторону Индии и Китая, а уже спустя полтора месяца глобальные рейтинговые агентства понизили рейтинги многих российских компаний, что в свою очередь привело к падению рыночных индексов.

Что касается последствий, то и здесь мнения экономистов расходятся: от крайне негативного сценария, при котором продолжатся замедление роста и череда банкротств в цикличных отраслях и отраслях с высокой долей кредитного финансирования, с нормализацией ситуации не ранее 2010 года до весьма оптимистичных заявлений, что кризис уже миновал, основанных на представлении о российской экономике как относительно независимой от внешних факторов.

Первые симптомы кризиса
Кризисные явления в российской экономике начались задолго до августа. Как известно, первые симптомы спада на фондовом рынке появились, когда во втором квартале 2008 года был зафиксирован рекордный, по сравнению с другими страновыми рынками, отток денег из ПИФов в размере 13,4 млрд руб. Это стало свидетельством отсроченной вовлеченности российской экономики в глобальную финансовую нестабильность. Кроме того, начался спад в добывающих отраслях, особенно в нефтегазовом секторе. Так, добыча нефти в первом квартале сократилась на 0,1%, а за первое полугодие — на 0,3% (до 242,4 млн т). Скачкообразные движения цен на сырье в первом полугодии оказали негативное влияние и на предприятия обрабатывающей промышленности, в связи с чем те показали слабый результат. Пострадал и банковский сектор: уровень достаточности капитала 30 крупнейших банков по состоянию на июль 2008 года по основным показателям снизился.

Правительство отреагировало на эти явления. Первыми шагами, направленными на стимуляцию российской промышленности и фондового рынка, стало одобрение предложений по налоговому стимулированию нефтегазового сектора в апреле. В мае была снижена налоговая нагрузка на нефтяную отрасль в виде введения налоговых льгот по НДПИ, льгот для выработанных месторождений и введения налоговых каникул для разработки новых месторождений. С 2009 года должна возникнуть значительная экономия на платежах по налогу в размере 140 млрд руб., повыситься эффективность разработки существующих месторождений, а также вырасти разработка новых месторождений с последующим ростом добычи. Как реакция на эти меры, индекс нефтегазового сектора в мае вырос на 21,6%.

При ожидаемом годовом уровне инфляции в 15% Банк России продолжил политику сокращения денежной массы. В июле ставка рефинансирования была повышена в четвертый раз и составила 11%. В итоге потребительские цены в июле выросли только на 0,5%, что позволило снизить ожидания годовой инфляции до 14,7%. Такое снижение годового показателя произошло впервые начиная с марта 2007 года, но выросшие в результате стерилизационной политики процентные ставки начали оказывать негативное влияние на темпы роста промышленности.

Начало обвала…
В августе приток капитала сменился оттоком, который, как уже говорилось выше, существенно вырос в сентябре и октябре. За этот период капитализация российского фондового рынка снизилась на 23% по индексу РТС. Этот процесс был обусловлен ротацией средств западных инвестфондов в странах БРИК в сторону Индии и Китая, что и привело к падению рыночных индексов. Далее в падение вовлеклись прочие инвесторы, которые под давлением падающего рынка начали закрывать длинные позиции.

Таким образом, произошло не только падение капитализации российского фондового рынка, но и крупные финансовые потери со стороны финансовых институтов, возник кризис ликвидности, при котором уже почти остановившееся падение не могло быть подавлено новым трендом, так как для открытия позиций институциональным инвесторам не хватало денег. Фиксируя убытки, инвесторы прежде всего не могли справиться с покрытием обязательств перед контрагентами.

Чтобы ликвидировать возникшую напряженность в области банковской ликвидности, Центробанк и Минфин в августе начали проводить политику краткосрочной поддержки банковского сектора и предоставили коммерческим банкам более 331 млрд руб. ликвидности путем повышения остатков на депозитах и проведения депозитных аукционов. Однако основные процентные ставки снижены не были. В результате этих действий однодневные ставки денежного рынка выросли до 7%, объем сделок прямого РЕПО с ЦБ сократился почти в два раза.

Кроме того, Банк России стал инструментом структурной политики и с целью стимуляции интеграции банковского сектора и контроля за кредитными организациями начал регулирование сектора в форме введения института кураторства в 200 банках, в которых получил доступ к рабочей информации, и повышения планки необходимого капитала для действующих кредитных организаций до 5 млн евро.

Августовский отток капитала негативно сказался на динамике денежного агрегата М2, замедлив его рост. Ожидаемое снижение уровня монетизации экономики до конца года напрямую свидетельствовало о замедлении темпов экономического развития. Негативные тенденции в промышленности и усугубление проблем с ликвидностью в банковском секторе продолжились.

Чтобы увеличить размер денежной массы, Центробанк снизил вспомогательные процентные ставки: с 18 сентября были уменьшены нормативы обязательных резервов банков в целях высвобождения около 300 млрд руб. В частности, по обязательствам перед банками-нерезидентами — с 8,5 до 4,5%; по иным обязательствам кредитных организаций — с 6 до 2%. Кроме этого, Минфин предоставил основным системообразующим банкам (Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк) более 1,12 трлн руб. на поддержание межбанковского рынка, что позволило некоторое время обеспечивать ликвидность в банковской системе, но оказалось малоэффективным вследствие плохого перетока капитала между банками.

В свою очередь Агентство по страхованию вкладов снизило ставку страховых взносов с 0,13 до 0,10% с октября 2008 года. Кроме этого, была увеличена сумма максимального размера возмещения по вкладам с 400 тыс. до 700 тыс. руб. Сумма вкладов, в пределах которой страховое возмещение выплачивается в размере 100%, была также увеличена с 100 тыс. руб. до 200 тыс. руб., что несколько снизило риски вложений в финансовую систему. Снижение ставки страховых взносов и пересмотр уровней страховых возмещений позволили высвободить дополнительные средства для банков и немного повысить ликвидность.

Политика правительства в отношении добывающих отраслей получила развитие в привязке цен по контрактам на поставку угля, которые начнут действовать с 2009 года, к мировым ценам и в пересмотре средних темпов роста цен на газ на внутреннем рынке к 2011 году в сторону увеличения, что позволило добывающим компаниям изменить прогнозы прибыли в сторону увеличения.

…и его продолжение
Существенным фактором, усугубившим дестабилизацию финансовой системы, стало продолжение оттока капитала из российской экономики, объем которого в третьем квартале 2008 года составил $16,7 млрд. Снижение темпов роста чистой прибыли банков показало ухудшение ситуации в финансовом секторе, а ситуация с внешними заимствованиями банков, сделанными во втором квартале на фоне кратковременного налаживания ситуации на мировых долговых рынках, обострилась.

Возникший в связи с этим очередной виток кризиса ликвидности в октябре вынудил правительство искать очередные деньги для банковского сектора и предоставить субординированные кредиты ключевым банкам на сумму до 950 млрд руб.: ЦБ предоставил Сбербанку 500 млрд руб. из ЗВР, а Правительство РФ предоставило из денег Фонда национального благосостояния через Внешэкономбанк 200 млрд руб. Внешторгбанку и 25 млрд руб. Россельхозбанку. Еще 225 млрд руб. правительство предложило частным банкам на условиях софинансирования совместно с их акционерами.

Необходимость снижения внешней долговой зависимости российской экономики и элиминирования влияния ряда внешних факторов на экономику страны привела к началу рефинансирования внешних долгов российских банков и компаний за счет международных резервов, которые стали размещаться во Внешэкономбанке под ставку 7%. Затем ВЭБ начал предоставлять организациям и банкам кредиты в иностранной валюте по ставке 7—8%, предназначенные для погашения иностранных займов, полученных до 25 сентября, на общую сумму до $50 млрд.

Поскольку российским банкам и реальному сектору в этом году предстоит выплатить около $47 млрд внешних займов, то данная схема должна прежде всего позволить банковскому сектору пройти этот этап кризиса ликвидности мирового финансового рынка и продолжить кредитование реального сектора экономики. Однако уже в следующем году ожидаемый размер выплат корпоративного сегмента по внешним займам составит более $117 млрд, что при сокращении международных резервов до $453 млрд не может не настораживать.

Несмотря на начавшееся вливание средств в банковскую систему ситуация на фондовом рынке не поменялась, и негативная тенденция не была подавлена. Так, в начале октября произошел очередной обвал акций на рынках ММВБ и РТС.

В связи с этим 10 октября было заявлено о проведении Внешэкономбанком политики выкупа акций крупных предприятий на открытом рынке с начала 2009 года, для чего было выделено 175 млрд руб. из уже второй раз за период кризиса распечатанных средств Фонда национального благосостояния. Заявление правительства о том, что средства направлены на получение дохода, а не на поддержание котировок стали попыткой внушить оптимизм инвесторам и настроить их на позитивный инвестиционный лад. Однако результат не был достигнут: инвесторы предпочли не открывать длинные позиции при текущих экономических условиях.

Поскольку вмешательство государства в экономику в виде вливаний дополнительных денежных средств, очевидно, должно было сказаться на макроэкономических показателях, в том числе и инфляции, то такого рода дестабилизация экономического состояния породила панику среди населения, которое начало скупку долларов в ожидании девальвации, а также вывод средств из банков в опасении грядущих банкротств.

Эта паника еще более дестабилизировала экономическую ситуацию, что привело к необходимости прибегнуть к более широкому спектру мер по преодолению кризиса в банковском секторе. 13 октября Агентство по страхованию вкладов повышает сумму стопроцентно гарантированных вкладов с 200 тыс. руб. до 700 тыс. руб., но вывод средств из банковской системы продолжился.

Несмотря на действия правительства продолжилось замедление промышленного роста, в том числе падение объемов добычи полезных ископаемых, что стало результатом роста процентных ставок и ухудшения условий доступа к кредитам, при которых промышленные компании пересмотрели заявленные инвестиционные и производственные планы.

Были приняты меры по стимуляции нефтегазового сектора: с октября 2008 года сокращены экспортные пошлины на нефть до $372 за тонну в целях достижения экономии нефтяных компаний на сумму около $5,5 млрд. Эти меры должны помочь сектору преодолеть последствия падения цен на нефть, стимулировать экспорт за счет увеличения его рентабельности в условиях нестабильности финансовых рынков.

Осень экономического роста
В октябре позитивные тенденции развития экономики в части роста ВВП сохраняются, однако уже десятки компаний сообщили о сокращении производства, увольнении сотрудников, приостановке проектов и продаже активов. Наибольшие потери понесли строительство, металлургия и финансовый сектор.

Продолжающий свое развитие кризис вынуждает компании пересмотреть отношение к издержкам. Так, в середине октября появились первые признаки падения спроса в автомобилестроении, испытывавшем не только проблему недостатка финансирования, но и насыщения рынка автомобильной продукцией. Компании ГАЗ и КАМАЗ заявили о сокращении объемов производства с целью снижения издержек.

Поскольку происходит снижение реально располагаемых доходов населения, то падает и внутренний спрос, что вызывает необходимость поддержки малого и среднего бизнеса государством. Начавшиеся массовые сокращения в цикличных отраслях вносят свой вклад в растущую социальную нестабильность.

Текущий кризис требует корректив в структуре собственности российской банковской системы. Происходит дальнейшая консолидация в секторе, в связи с чем повышается эффективность государственных мер по его контролю. Однако подобное схлопывание финансовой системы негативно сказывается на дальнейшем развитии экономики в целом, в том числе и фондового сектора.

В середине октября ЦБ второй раз за месяц снизил норматив обязательных резервов до минимального значения — 0,5% по обязательствам банков в условиях кризиса ликвидности. Кроме этого, ЦБ опубликовал список банков, поручительствами которых могут быть обеспечены кредиты Банка России, расширив используемый круг инструментов по воздействию на банковский сектор.

Промышленная политика получила дальнейшее развитие: произошло снижение таможенных пошлин, утвержден ряд мер, направленных на поддержку авиакомпаний. В этот же период решено отменить экспортную пошлину на минеральные удобрения.

В ноябре появились чрезвычайно настораживающие тенденции снижения уровня ЗВР. На поддержку рубля ушло около $58 млрд, а сумма, выделенная Внешэкономбанку на кредитование, достигла $14 млрд. В результате роста платежей российских банков и компаний по внешним займам в четвертом квартале и общего оттока капитала дефляционное давление на курс рубля продолжало увеличиваться.

Для борьбы с этим явлением в ноябре Банк России повысил ставку рефинансирования до 12%, остальные процентные ставки увеличены до 8%. Теоретически увеличение рентабельности номинированных в рублях активов увеличивает стоимость рубля, что должно позволить снизить тенденции оттока капитала и способствовать ослаблению девальвационного давления, однако большинство экономистов сходятся во мнении, что эффект не будет достигнут: тенденции ослабления курса перевесят эффект повышения ставок.

Меры поддержания рубля могут смениться политикой мягкой девальвации, в связи с этим коридор бивалютной корзины постепенно расширится, что должно снизить уровень расходов золотовалютных резервов и улучшить сальдо платежного баланса страны, однако при этом может увеличиться риск роста уровня дефолтов российских компаний, имеющих валютную задолженность. Мы полагаем, что новые меры Банка России по контролю над действиями коммерческих банков на валютном рынке смогут снизить оказываемое на рубль давление.

Понемногу власти начинают применять тяжелую налоговую артиллерию: рассматривается пакет мер по дальнейшему снижению уровня налогообложения — продление отсрочки по НДС до трех месяцев, снижение порога освобождения от уплаты налогов с дивидендов с 50 до 25% плюс одна акция и дальнейшие послабления по экспортным пошлинам. Премьер Путин на съезде «Единой России» заявил о четырехпроцентном снижении налога на прибыль с 2009 года и сокращении налогооблагаемой базы, что должно высвободить около 400 млрд руб. денежных средств на нужды предприятий, и снижении ставки налогообложения малого бизнеса в пределах 10% по усмотрению региональных властей, экономия оценивается в 13 млрд руб. Кроме того, увеличение амортизационных премий в три раза должно сэкономить для предприятий около 100 млрд руб. Сектор жилищного строительства будет поддержан увеличением максимального налогового вычета при покупке квартир в два раза, до 260 тыс. руб. Для финансирования этих новаций впервые с начала кризиса будут распечатаны средства Резервного фонда в ожидаемом размере 556 млрд руб. (около 15% всех средств фонда). Дума оперативно приняла эти предложения в виде законов.

Итак, правительство, экономические власти не оставляют надежд победить негативные экономические тенденции. Будут ли их действия более эффективными, чем до сих пор, покажут ближайшие месяцы.

Итого
Экономическая политика правительства и ЦБ в период продолжающегося кризиса имела следующие направления.

1. Для приостановки оттока капитала и сдерживания инфляции используется политика повышения основной ставки рефинансирования, которая повышает привлекательность рублевых активов, но неспособна полностью справиться с последствиями погашения внешних заимствований и негативно действует на уровень ликвидности.

2. Политика поддержания курса рубля, когда большими объемами расходуются международные резервы, начинает сменяться политикой мягкой девальвации, при которой появляется риск увеличения уровня расходов резервов и роста уровня дефолтов российских компаний.

3. Мгновенная поддержка ликвидности осуществляется путем предоставления краткосрочных денег финансовому сектору и проведения последовательной политики снижения дополнительных процентных ставок, которая пока не столь эффективна за счет особенностей банковского сектора.

4. Преодоление последствий оттока капитала и снижения денежной массы происходит за счет распечатывания денег Фонда национального благосостояния и международных резервов, путем пересмотра их целевого назначения.

5. Снижение уровня внешнего корпоративного долга проводится с помощью средств международных золотовалютных резервов и Фонда национального благосостояния, что, безусловно, снижает уровень зависимости от мировой нестабильности, но оказывает дефляционное давление на курс национальной валюты. Кроме того, возникает риск «проедания» денег фондов бизнес-группами, стремящимися использовать ситуацию в своих интересах.

6. Начинает проводиться политика вложения средств Фонда национального благосостояния в поддержку российского фондового рынка или, более конкретно, увеличения участия государства во владении собственностью, и политика пересмотра назначения и роли Резервного фонда России с точки зрения использования его средств как антикризисного инструмента и для поддержки реального сектора экономики.

7. Создаются стимулы для структурной перестройки и консолидации ряда цикличных отраслей, в том числе финансового сектора.

8. Спад промышленного производства и недостаток средств в реальном секторе преодолевается в основном субсидиарными программами, проведением антициклической политики снижения налогового бремени, повышением внутренних цен на ресурсы и путем упрощения условий кредитования предприятий отдельных отраслей.

Эти тенденции наверняка будут сохраняться и в следующем периоде.