Федор КАРПОВЕЦ: оказание качественных государственных услуг москвичам и гостям столицы — приоритетнейшая задача


Текст | Владимир АЛЕКСЕЕВ

Об основных направлениях работы, задачах и приоритетах Управления Федеральной миграционной службы по городу Москве (УФМС России по г. Москве) нашему журналу рассказал начальник Управления Федор Васильевич Карповец.

— Федор Васильевич, в последнее время проблемам миграции, а особенно использованию трудовых ресурсов мигрантов руководство страны уделяет значительное внимание. Острота проблемы очевидна. Что делается УФМС России по г. Москве в этом направлении?
— В основном, как вы, наверное, знаете, Управление ФМС России по г. Москве оказывает услуги населению, в том числе и трудовым мигрантам. Проводимая реформа в области миграционной политики в первую очередь была направлена на вывод иностранцев из тени, их легализацию и в связи с этим повышение доходов государства в форме налогов, которые уплачивает как работодатель, так и работник. Фактически впервые за все время существования службы, с 1935 года, произошел переход от разрешительной системы работы к уведомительной. В том числе, и это самое главное, и в вопросах выдачи разрешений на работу гражданам СНГ, прибывающим в страну без виз.

Первое время нам было действительно трудно. Ведь, кроме упрощения оформления разрешительных документов, была повышена административная ответственность работодателей. Естественно, с 15 января 2007 года, когда заработала новая система, большинство работодателей не захотели связываться с нелегальными работниками. Иностранцам пришлось оформлять необходимые документы. Поверьте, в одночасье в несколько раз увеличилось количество желающих оформить разрешение на работу. В подразделении, оформляющем разрешения, образовались очереди. Но сотрудники службы справились. Мы предвидели подобную ситуацию и заранее к ней готовились. Еще задолго до вступления закона в силу началась регулярная, можно сказать, профилактическая работа. В первую очередь — активное освещение в СМИ. Мы предупреждали и консультировали. В результате статистика нам показала десятикратное увеличение оформленных разрешительных документов.

Сейчас же процесс идет в рабочем режиме. Были проблемы с нехваткой квоты на оформление разрешений, которую определяет Правительство Москвы, но они в целом решены, вовремя приняты изменения в постановление Правительства России. За десять месяцев этого года нами оформлено чуть больше 460 тыс. разрешений, из них больше 350 тыс. — гражданам стран СНГ, прибывшим без виз.

— Если уж заговорили о цифрах, каковы основные итоги работы управления за десять месяцев этого года?
— За это время нами оформлено около 307 тыс. приглашений, 9 тыс. разрешений на временное проживание, 646 видов на жительство, на миграционный учет поставлено около 1 млн 700 тыс. иностранных граждан, выдано более 131 тыс. виз. Российским гражданам выдано более 444 тыс. паспортов, в том числе около 70 тыс. — детям по достижении 14 лет. В гражданство принято 13,5 тыс. человек. Счастливыми обладателями заграничных паспортов стали 658 тыс. человек, из них 258 тыс. — паспортами с электронным носителем информации.

— А как служба участвует в нормализации криминогенной обстановки в городе?
— Прежде всего стоит отметить, что нами регулярно проводятся проверочные мероприятия по выявлению нарушений миграционного законодательства. За текущий год их проведено чуть менее семи тысяч, из них 1009 — совместно с органами внутренних дел. Штрафов собрано более чем 400 млн руб.

Еще один из наших коньков — это информационно-аналитическая работа с банками данных по учету населения, ведение которых закреплено за нами законодательством. Ведь, как говорится, кто владеет информацией, тот владеет миром. Только на «кончике пера» нами выявлено более 2,2 тыс. лиц, находящихся в розыске. По необходимости предоставляем информацию в органы внутренних дел, органы безопасности, таможенные органы. Зачастую приходится обрабатывать сложнейшие запросы.

— Например?
— Например, выбрать всех граждан Съерра-Леоне, которые прибыли в Москву через КПП «Троебортное» и были поставлены на миграционный учет по состоянию на 4 января этого года. Казалось бы, ничего особенного, подобные информационно-аналитические системы используются нашими коммерческими структурами довольно давно. Но на деле за возможностью предоставления информации так, как мы хотим, стоит огромная работа по созданию автоматизированной системы (с 1996 года), обеспечению информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, организации ввода информации, как говорится, «с земли». В этом нам во многом помогает правительство города и, по старой памяти, ГУВД по г. Москве. Практически все подразделения службы оснащены каналами связи за счет городских средств, корпоративная мультисервисная сеть эксплуатируется совместно с главком, наши сервера располагаются на площадках информационных центров УВД округов.

— Для улучшения этой работы по заказу Правительства Москвы создана и поэтапно вводится в эксплуатацию автоматизированная система по учету иностранных граждан, пребывающих в гостиничном комплексе. На какой стадии сейчас находится этот проект?
— Совершенно верно, еще весной этого года подписано распоряжение Правительства Москвы, в соответствии с которым автоматизированная система «Учет пребывания» введена в промышленную эксплуатацию. Оператором системы является УФМС России по г. Москве. В каждом отделении ФМС установлено специализированное оборудование, на которое от предприятия гостиничного комплекса поступает информация о гражданах, поставленных на миграционный учет в гостиницах. Таких гостиниц по городу — 75. На электронных носителях за десять месяцев текущего года передано почти 452 тыс. записей, что составляет 53% от общего числа поставленных на миграционный учет в гостиницах. Конечно, это удобно, в первую очередь для наших сотрудников в подразделениях, на них снижается нагрузка — нет необходимости разбирать почерки, вбивать сведения самостоятельно. Соответственно, повышается оперативность получения информации нами как органом миграционного учета.

Мы пошли дальше. Совместно с Управлением информатизации города Москвы принято решение об оснащении крупнейших предприятий гостиничного комплекса каналами связи и переходе на онлайновый режим передачи информации. Сейчас ведется пилотный проект, в котором участвуют пять гостиниц, они передают информацию автоматически. Контроль достоверности передаваемых сведений на пилотном этапе обеспечивается сверкой, проводимой раз в неделю. В дальнейшем по итогам пилота планируем от нее отказаться.

— При повышенном внимании к учету и контролю иностранных граждан Федеральной миграционной службой осуществляется проект по созданию государственной системы оформления заграничных паспортов нового поколения — с электронными носителями информации. Что дает новая система службе, как оптимизируется процедура оформления паспортов по сравнению с прошлыми годами?
— Действительно, УФМС России по г. Москве участвует в процессе создания государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения, так она официально называется, с лета 2006 года, когда руководством Министерства внутренних дел было принято решение о включении нас в пилотную зону. В начале ноября того же года запущен первый объект пилотной зоны — отдел оформления заграничных паспортов нашего управления, всего же к 1 января 2007 года было развернуто и введено в эксплуатацию 11 объектов.

Работу начинали, как говорится, «с колес», совместно с центральным аппаратом ФМС России отрабатывали схемы оформления паспортов, с разработчиком — ФГУП «НИИ “Восход”» — отлаживали техническую составляющую. Необходимо было также обучить сотрудников работать с новым оборудованием и программным обеспечением.

Несмотря на все трудности с начала эксплуатации и до конца 2007 года было оформлено 40148 паспортов. Поначалу плохо воспринимаемые нашими гражданами, они прижились, и даже появилась категория людей, которым было необходимо получить именно новый паспорт. Именно поэтому, а также для сохранения принципа «шаговой доступности» было принято решение об увеличении количества объектов до максимально возможного. Не скрою, это решение пришлось отстаивать и доказывать его обоснованность. Но время показало его справедливость.

Ежедневно в среднем нами оформляется до двух тысяч заграничных паспортов нового поколения, всего оформлено 258 тыс. документов нового образца. В сезон, конечно, принимаем больше. Своеобразный рекорд поставлен 22 августа этого года — принято более 6500 материалов на оформление паспорта.

Конечно, сезонные колебания приводят к росту нагрузки, особенно в спальных районах города. В этой связи принимаем определенные меры для снятия напряженности и сокращения очередей: меняем график работы подразделений, перераспределяем сотрудников. Предоставляем возможность работникам социально значимых организаций оформлять загранпаспорта не покидая своих рабочих мест.

Но работа по оформлению заграничных паспортов зависит не только от нас. Сначала заявление проходит всестороннюю проверку, в том числе в органах безопасности. До недавнего времени все эти проверки и согласования осуществлялись исключительно в бумажном виде. Сейчас же реализуется эксперимент по электронному документообороту с заинтересованными службами. При этом такой документооборот полноценный — используется электронная цифровая подпись, обеспечивается контроль за исполнением материалов.

Результаты эксперимента показали, как и ожидалось, что электронный документооборот вполне эффективен, информация от согласующих органов поступает намного быстрее, чем на бумажных носителях. Проведение проверок в электронном виде позволяет сократить общий срок принятия решения о выдаче загранпаспорта на семь-восемь дней. Это очень значимо, если учесть, что паспорта нового поколения изготавливаются, или, правильнее сказать, персонализируются, на фабрике «Гознак» те же самые семь дней. Что касается срока оформления паспорта, законодателем предусмотрено 30 дней.

— То есть сроки стараетесь выдерживать?
— Безусловно. Задача по соблюдению сроков оформления паспортов ставится перед нами непосредственно директором службы. Вообще хочу заметить, что оказание качественных государственных услуг москвичам и гостям столицы — приоритетнейшая задача Управления ФМС России по г. Москве.