Аттестовать правильно


Текст | Алексей ИВАНОВ, начальник отдела кадрового консалтинга АКГ «Интерком-Аудит»

Правовая основа и практическое значение аттестации
рабочих мест.

В настоящее время правовое регулирование охраны труда в российском законодательстве подвергается постоянному совершенствованию. Цель изменений — установление прозрачных и понятных мер, направленных на создание безопасных условий труда. В соответствии со статьей 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность труда и его условия, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. При этом под охраной труда следует понимать систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиени-ческие, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (статья 209 ТК РФ).

Центральное место в системе охраны труда в организациях отводится аттестации рабочих мест по условиям труда (обязанность работодателя обеспечивать проведение аттестации закреплена в статье 212 ТК РФ). Согласно статье 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда — это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Новый порядок
Для обеспечения требований аттестации рабочих мест работодателю необходимо следовать нормам, предусмотренным в разделе X «Охрана труда» ТК РФ, в действующем с 1 сентября 2008 года Порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 №569 (далее — Порядок), и в других нормативных правовых актах.

В отличие от Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного 14.03.1997 Постановлением Министерства труда и социального развития РФ №12 (утратило силу в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.08.2008 №454н), сфера действия Порядка намного шире. Так, Порядок распространяет свое действие не только на работодателей — юридических лиц, но и на работодателей — физических лиц, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Каждое рабочее место должно подвергаться аттестации не реже чем один раз в пять лет. Как и до введения в действие Порядка, аттестация рабочих мест включает в себя три составляющих: гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и оценку обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав и, при необходимости, состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда. Комиссия формируется организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и Аттестующей организацией (организация, привлекаемая для аттестации рабочих мест по условиям труда) на паритетной основе в целях координации, методического руководства и контроля за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда. В комиссию включаются, как правило, специалисты, прошедшие подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, уполномоченных на этот вид обучения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Новый Порядок значительно расширяет состав аттестационной комиссии организации и рекомендует включать в нее руководителей структурных подразделений организации, юристов, специалистов служб охраны труда, специалистов по кадрам, специалистов по труду и заработной плате, представителей лабораторных подразделений, главных специалистов, медицинских работников, представителей профсоюзных организаций или других уполномоченных работниками представительных органов, представителей комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива, представителей Аттестующей организации.

Что проверять?
Аттестации подвергаются все рабочие места в организации. В отношении аналогичных рабочих мест допускается оценка 20% рабочих мест от их общего числа. Для аналогичных рабочих мест заполняется одна карта аттестации. Условия труда и мероприятия по их улучшению, установленные хотя бы для одного рабочего места из числа 20% аналогичных рабочих мест, соответствуют всем 100% аналогичных рабочих мест.

При выполнении работ, не входящих в квалификационную характеристику конкретных профессий и должностей, но вмененных приказом работодателя или трудовым договором в обязанности работнику этой профессии и должности, оценке подвергаются все виды работ.

Аттестация нестационарных рабочих мест, то есть мест с территориально меняющимися рабочими зонами, где рабочей зоной считается часть рабочего места, оснащенная необходимыми средствами производства, в которой один или несколько работников выполняют сходную по характеру работу или операцию (слесари-сантехники, слесари-электрики, строительные рабочие и др.), проводится путем предварительного определения типичных технологических операций с относительно стабильным набором и величиной вредных и (или) опасных производственных факторов и последующей оценки этих операций. Время выполнения каждой операции определяется экспертным путем (на основании локальных нормативных актов).

Аттестационная комиссия составляет полный перечень рабочих мест организации согласно Приложению №1 к Порядку с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых условий труда, исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, жалоб работников на условия труда.

При аттестации рабочих мест по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте вредные и (или) опасные производственные факторы (физические, химические и биологические факторы), тяжесть и (или) напряженность. Уровни вредных и (или) опасных производственных факторов определяются на основе инструментальных измерений при ведении производственных процессов в соответствии с технологической документацией при исправных и эффективно действующих средствах коллективной защиты. При этом используются методы контроля, предусмотренные действующими нормативными актами. По каждому фактору на отдельное рабочее место оформляются протоколы измерений и оценок, являющиеся неотъемлемой частью Карты аттестации рабочего места по условиям труда, образец формы которой предусмотрен приложением №2 к Порядку, а Рекомендации по заполнению карты аттестации рабочего места по условиям труда — Приложением №3 к Порядку. При этом в правом верхнем углу протоколов делается надпись «к строке 030».

В Порядке детально изложена процедура оценки травмобезопасности, а Приложение №4 содержит новую форму протокола оценки травмобезопасности рабочего места.

При оценке обеспеченности работников СИЗ одновременно производится оценка соответствия выданных СИЗ фактическому состоянию условий труда на рабочем месте и проверка наличия сертификата соответствия СИЗ при условии включения СИЗ в Номенклатуру продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации, и номенклатуру продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, утвержденной Постановлением Госстандарта России от 30 июля 2002 года №64 (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается — письмо Минюста России от 3 сентября 2002 года №07/8285-ЮД).

Оценку обеспеченности работников СИЗ следует проводить при наличии результатов гигиенической оценки условий труда и факторов травмобезопасности рабочего места. Оценка соответствия выданных СИЗ фактическому состоянию условий труда производится путем сравнения параметров условий труда с маркировкой СИЗ, предусмотренной требованиями их классификации по защитным свойствам.

Оценка обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте оформляется протоколом согласно Приложению №5 к Порядку, за исключением случаев, когда выдача средств индивидуальной защиты не предусмотрена нормами и не требуется по фактическому состоянию условий труда.

Рабочее место считается соответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ при условии соблюдения требований пунктов 36, 37 Порядка. При наличии одного и более несоответствий рабочее место считается не соответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ.

Кто в ответе?
Контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляет Федеральная служба по труду и занятости и государственные инспекции труда в субъектах РФ в соответствии с полномочиями по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. При этом государственная инспекция труда взаимодействует с Ассоциацией разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты и техническими инспекциями объединений профсоюзов, с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными на осуществление надзора и контроля за соблюдением правил безопасности и гигиены труда, органами исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, региональными отделениями Фонда социального страхования РФ, объединениями профсоюзов и работодателей.

За организацию работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда отвечает руководитель организации или индивидуальный предприниматель. За невыполнение требований законодательства по охране труда в соответствии со статьей 5.27 КоАП РФ органы федеральной инспекции труда могут наложить административный штраф на должностное лицо (руководителя или индивидуального предпринимателя) в размере от 1 тыс. до 5 тыс.руб., на юридическое лицо — от 30 тыс. до 50 тыс. руб. При этом обращаем внимание, что КоАП РФ предусматривает и такой вид наказания, как административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Необходимо отметить, что применить такой вид наказания может только судья районного суда (часть 3 статьи 23.1 КоАП РФ), а государственные инспекторы труда приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда не могут в связи с тем, что такое право, ранее закрепленное в статье 357 ТК РФ, утратило силу в соответствии с Федеральным законом от 09.05.2005 №45-ФЗ.

Важно помнить и о самозащите работниками своих трудовых прав. Так, согласно статье 379 ТК РФ работник, известив работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, может отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. При этом отказ работника от выполнения работ в указанном случае не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности (статья 220 ТК РФ).