Юбилей державного хора


Текст | Анастасия САЛОМЕЕВА,
Владимир ЛЕЩЕНКО

Государственная академическая хоровая капелла
России имени А.А. Юрлова отмечает в этом сезоне
90-летие. В честь юбилея капелла и ее художественный
руководитель и главный дирижер Геннадий Дмитряк
подготовили цикл юбилейных концертов. Первый и, возможно, наиболее знаковый из них с аншлагом прошел
21 октября в Большом зале Московской консерватории.

Государственная академическая хоровая капелла
России имени А.А. Юрлова создана в 1919 году на
базе любительского хора,
основателем которого был
знаменитый русский хоровой
дирижер Иван Иванович
Юхов. Важнейший этап жизни капеллы связан с именем
выдающегося музыканта, человека, заслужившего славу
легенды российского хорового
искусства Александра Александровича Юрлова, который
возглавлял музыкальный коллектив с 1957 по 1973 год.

Именно Юрлов после долгих
лет забвения вновь открыл и
нашей стране, и миру сокровищницу русской духовной
музыки. Им были возрождены уникальные памятники
русской хоровой культуры,
ему капелла обязана блестящим исполнением хоровой
классики и премьерами сочинений русских композиторов
ХХ века. Внезапная кончина
Александра Юрлова не позволила осуществиться многим
его замыслам. Сохранить начатое им в капелле выпало заслуженному деятелю искусств
РСФСР Юрию Владимировичу Ухову, который принял
коллектив в 1973 году и возглавлял его до 1981 года.

С 1981 по 2004 год капеллой
руководил народный артист
России Станислав Дмитриевич Гусев.

В 2004 году в жизни прославленного музыкального
коллектива начался новый
этап: его руководителем был
назначен ученик Александра
Юрлова — заслуженный деятель искусств России, одаренный хормейстер и дирижер
Геннадий Дмитряк.


От учителя — к ученику

Геннадий Дмитряк —
истинный подвижник русского хорового искусства, человек
не только одаренный, но и всесторонне образованный. Он
окончил хоровой факультет
Института им. Гнесиных и
аспирантуру этого вуза, где
учился у самого Александра
Александровича Юрлова,
затем — Московскую консерваторию им. Чайковского по
специальности «Симфоническое и оперное дирижирование». Свои «жизненные университеты» Геннадий Дмитряк
проходил, трудясь на Кубе, где
он создал Камерный оркестр
Высшего института искусств и
работал дирижером в Национальном театре оперы и балета
им. Гарсиа Лорки, служа в прославленных театрах и творческих коллективах России (в
Московском камерном хоре,
Государственном хоре СССР,
Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко), а затем создав и возглавив капеллу
«Московский Кремль».

Новому руководителю удалось придать Капелле имени
Юрлова второе дыхание, не
разрушив при этом устоявшихся традиций, заложенных
Александром Юрловым и святых для всех исполнителей и
самого маэстро.


«Государственный — значит державный!»

Центральное место в
репертуаре капеллы занимает
русская духовная музыка и
произведения русских композиторов, повествующие о трагических и героических страницах отечественной истории,
и это неслучайно. К статусу
«государственной» и «академической» здесь относятся
очень серьезно. «Государственный — значит державный», — говорит Геннадий
Дмитряк, — мы чувствуем
себя государственным хором
не по назначению, а по своей
сути. Я стремлюсь, чтобы
капелла воплощала дух соборности, единства, была истинно национальным русским
хором. Наша миссия — возрождение национального
самосознания. Россия не
должна забывать своих корней. А наши корни — это
хоровое искусство, которое
пришло в Киевскую Русь из
Византии вместе с христианством и стало неотделимо от
нашей веры, нашей культуры,
нашей истории».

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова —
неизменный участник многих
мероприятий и концертов,
организуемых Русской православной церковью, многие
артисты хора — люди, глубоко верующие и поющие на
церковных богослужениях.

И неудивительно, что перед
началом первого концерта
юбилейного цикла капелла получила поздравление от
Патриарха Московского и
всея Руси Алексия II. В своем
обращении предстоятель Русской православной церкви
сердечно поздравил Геннадия
Александровича и его коллег с
юбилеем, особо отметив
выдающиеся заслуги Александра Юрлова и его соратников
в деле возвращения русской
хоровой музыки к российским и зарубежным слушателям. Много теплых слов сказано Святейшим и о Геннадии
Дмитряке. «Благодаря вашей
профессиональной деятельности и огромной творческой
энергии Капелла имени
А.А. Юрлова вновь заняла
ведущее место среди хоровых
коллективов страны», — говорится в послании патриарха.

Предстоятель Русской православной церкви пожелал коллективу капеллы Божией
помощи в благородном служении во славу русского
хорового искусства и в подвижнических трудах на ниве
духовно-музыкального просвещения.


«Восторг души!»

Событие, состоявшееся
21 октября в Большом зале
Московской консерватории,
носило символичное название
«Большой русский концерт».

На нем была представлена
панорама русской музыки
XVIII—XX веков. В первом
отделении звучали образцы
русского хорового искусства — произведения Максима Березовского, Александра
Гречанинова, Сергея Рахманинова, Георгия Свиридова,
Николая Сидельникова, русские народные песни. Во втором отделении, когда на
сцену вместе с капеллой
вышел Московский симфонический оркестр, были исполнены кантата для хора и
оркестра Сергея Танеева
«Иоанн Дамаскин» и торжественная увертюра «1812 год»
Петра Чайковского.

В тот вечер зал был полон и
содрогался от рукоплесканий
благодарной публики. Наряду
с простыми любителями русского хорового искусства в
Московской консерватории
присутствовали и люди, способные оценить мастерство
Государственной академической хоровой капеллы России
имени А.А. Юрлова и ее руководителя со всей строгостью
профессионалов.

Говорит декан дирижерскохорового и вокального
факультетов РАМ им. Гнесиных, заслуженный деятель
искусств России профессор
Людмила Андриановна Попова: «Геннадий Александрович
дал концерт знаковый, с очень
хорошо продуманной программой, в ретроспективе
показавшей развитие русской
хоровой музыки. В первом
отделении были произведения, исполнение которых
показывает мастерство хора.

Это было блистательно! Танеев и Чайковский во втором
отделении прозвучали очень
ярко и патриотично. Капелла
имени А.А. Юрлова действительно державный хор, который олицетворяет Россию.

Хоровое искусство вообще
обладает уникальным эффектом — оно рождает эмоциональное единство зала и поющих. Сегодня этот эффект
проявился в полной мере.

По-моему, сейчас хор сделал
новый виток в спирали своего
развития, он продолжает традицию московской хоровой
школы, обогащает и развивает
ее. Конечно, четыре года по
сравнению с 90-летием —
небольшой срок. Но я вижу,
что Геннадию Дмитряку удалось сделать за этот период
очень многое и в творческом,
и в организационном плане.

У хора появились новые краски звучания, видно, что коллектив сплочен, что он находится в творческом поиске».

А вот мнение руководителя
Международных фестивалей
православной музыки Георгия Поличенко: «Я считаю,
что за последнее время капелла приобрела новое звучание.

Геннадий Дмитряк преобразил хор, он не стал идти по
пути простого “фотографирования” традиции, а развил и
обновил ее. То, что он делает,
вызывает восторг души, потому что это продолжение того
лучшего, что есть в русском
хоровом пении, неравнодушное переосмысление нашего
духовного наследия и русских
народных песен.

Замечательно то, что
капелла исповедует русский репертуар хоровой
музыки, что ее деятельность несет просветительскую миссию. Сегодня, в
наше многотрудное время
это очень важно. Пришло
время понять, что нам
надо не только пропагандировать русское искусство
за рубежом, но и приобщить русских людей,
наших сограждан, к традиции русской хоровой
музыки, от которой они
были оторваны в течение
70 лет. Русское хоровое
искусство генетически пробуждает в человеке национальную память, а без нее
никакие гениальные социальные и экономические реформы не способны возродить
нашу страну. Национальная
русская культура — наша
духовная сила, которая на
протяжении многих столетий
обеспечивала победы нашего
Отечества».


Торжества продолжаются

В рамках юбилейного
цикла Государственной академической хоровой капеллы
России имени А.А. Юрлова
пройдет еще четыре концерта, в ретроспективе представляющих всю гамму репертуара этого хорового коллектива
и его потенциал.

Второй концерт будет
называться «Шедевры западной музыки», на нем прозвучат произведения Россини,
Вивальди, Генделя, а кульминацией станет исполнение
«Реквиема» Моцарта. Следующая программа — популярная музыка и оперные хоры
западноевропейских и русских композиторов. Третий
концерт — премьерный, на
нем капелла впервые исполнит ораторию «Русские страсти» композитора Алексея
Ларина, в творческом тандеме
с которым Геннадий Дмитряк
давно и плодотворно работает, и произведение испанского композитора Гарсиа Абриля «Кантика дел ла Пьета».

И наконец завершит юбилейный цикл праздничный галаконцерт, где вместе с артистами Государственной академической хоровой капеллы России имени А.А. Юрлова на
сцену выйдут прославленные
музыканты и давние друзья
коллектива и его руководителя. «Я хочу пригласить туда
людей, с которыми меня связывает многолетняя дружба —
кубинского пианиста Франка
Фернандеса, Павла Когана,
Юрия Башмета», — делится
своими планами Геннадий
Дмитряк.

Есть у Геннадия Александровича и еще один замысел,
призванный продолжить
традицию, заведенную в
капелле еще Александром
Юрловым, активно развивавшим гастрольную деятельность коллектива по городам
России. Давняя мечта Геннадия Дмитряка — организовать музыкальный фестиваль
«Кремли России», цель которого — познакомить жителей старинных провинциальных городов России, сегодня
редко имеющих возможность слушать профессиональные хоровые коллективы, с лучшими образцами
русской хоровой музыки.

А кому браться за эту задачу,
как не державному хору
страны?
Что ж, поздравим и мы
Государственную академическую хоровую капеллу России
имени А.А. Юрлова и ее руководителя с 90-летием музыкального коллектива. Пусть
реализуется все, что вами
задумано, новых творческих
побед и как можно больше
сил и энергии для выполнения
вашей благородной миссии!
Браво!