Дожить до 2020 года


Текст | Кирилл БЛОХИН


Правительство России на своем расширенном заседании
1 октября одобрило
Концепцию долгосрочного социальноэкономического развития России до
2020 года. Этот документ содержит основные стратегические
цели и ориентиры
экономической политики российского государства.

Плановое хозяйство или идеальный
образ?

Окончательное принятие правительственной Концепции долгосрочного социально-экономического развития произошло 1 октября.

Об этом сообщила министр экономического
развития РФ Эльвира Набиуллина по итогам заседания кабинета министров.

«В течение двух недель этот документ будет
доработан, в него будут внесены последние штрихи, после чего он вновь будет внесен в правительство», — сказала глава Минэкономразвития.

Кроме того, правительство одобрило проект
плана по реализации этой концепции и Основных направления деятельности правительства
до 2012 года. По этому поводу Э.С. Набиуллина пояснила, что в плане реализации концепции и основных направлений определены
«конкретные механизмы, сроки реализации, а
также ответственные». В целом, подчеркнула
она, концепция «задает целевые ориентиры в
экономической, социальной политике, в ней
определены достаточно серьезные и амбициозные задачи по развитию экономики и социальной сферы».

Министр добавила, что «на фоне происходящего на мировых финансовых рынках» правительство предпримет ряд дополнительных мер
по укреплению финансовой системы.

Г-жа Набиуллина также отметила, что Минэкономразвития не намерено пока менять
прогноз инфляции на 2008 год.

Кроме того, она сообщила, что Минфину
и Минэкономразвития поручено разработать
меры по недопущению увеличения налоговой нагрузки на бизнес. «Поставлена задача перед Минфином и Минэкономразвития
предложить конкретные меры по налогам,
которые обеспечивали бы неувеличение налоговой нагрузки на бизнес в целом», — сказала
министр.

В свою очередь один из разработчиков документа — заместитель министра экономического развития Андрей Клепач сообщил, что
концепция должна была быть принята еще
в мае. Задержка с утверждением Стратегии
вызвана разногласиями с Минфином, который
возражает против роста госрасходов и слишком резкого снижения налогов.

По его словам, основные положения Стратегии-2020 предусматривают пятикратный рост
зарплат, трехкратный рост жилищного строительства, удвоение расходов на исследования и
разработки, а также рост численности населения России до 145 млн человек и увеличение
продолжительности жизни до 70 лет.

Замминистра также уточнил, что в последнее
время заинтересованные ведомства обсуждали три документа, а именно: саму концепцию,
план действия по ее реализации и социальноэкономический прогноз до 2020 года, а по
ряду параметров — до 2030 года.

«Концепция долгосрочного развития — это
не долгосрочный прогноз, а образ будущей
России, к которому мы должны стремиться.

Поэтому конкретные цифры роста ВВП на 6%
или 7% большой роли не играют», — заявил
Андрей Клепач.


Как повысить благосостояние?

В самой концепции основной целью ее разработки заявлено определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления
национальной безопасности и динамичного
развития экономики в долгосрочной перспективе, а также укрепление позиций России в
мировом сообществе.

В концепции также говорится, что в середине текущего десятилетия «российская экономика оказалась перед долговременными
системными вызовами, отражающими как
мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития». К многочисленным вызовам
российской экономике отнесены и усиление
глобальной конкуренции, и развитие технологий энергосбережения, и экологические проблемы, а также старение населения.

Также, по мнению разработчиков концепции, «кризисная перестройка мировой экономики предъявляет повышенные требования
к устойчивости российской экономики и ее
способности нейтрализовать негативные воздействия мировых рынков, взлеты и падения мировых и российских курсов акций и
сырьевых цен повышают актуальность формирования новой диверсифицированной российской инновационной экономики и самостоятельной мощной финансовой системы».

Перестройка мировой экономики создает для
России новые возможности «в развитии внешнеэкономической интеграции, укреплении
и расширении позиций на мировых рынках,
улучшении возможностей для импорта технологий и капитала при условии преодоления
слабости наших экспортных позиций».

Кроме того, усиление глобальной экономической конкуренции тесно переплетено с усилением и геополитического соперничества, в том
числе за дефицитные сырьевые, энергетические,
водные и продовольственные ресурсы. Россия
сталкивается с необходимостью укрепления
национальной экономической безопасности
при сохранении и развитии открытости российской экономики и ее активного участия в
формировании новых подходов к регулированию мировых финансовых и сырьевых рынков.


Модель инновационного развития как
новая идеология

Согласно концепции переход российской
экономики к устойчивой модели инновационного развития должен быть основан на таких
факторах, как «прорыв в повышении эффективности человеческого капитала и создании комфортных социальных условий», «либерализация
экономических институтов и усиление конкурентности бизнес-среды», «ускоренное распространение новых технологий в экономике
и развитие высокотехнологичных производств,
активизация внешнеэкономической политики».

Действие этих факторов в совокупности должно
обеспечить выход российской экономики на
траекторию долгосрочного устойчивого роста
со средним темпом около 6,4—6,5% в год.

При этом инновационное развитие российской экономики в период 2008—2020 годов
должно проходить в два этапа, различающиеся
по условиям, факторам и рискам социальноэкономического развития и приоритетам экономической политики государства.

Первый этап намечен на 2008—2012 годы.

Предполагается, что в это время произойдет
реализация и расширение тех глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика в «традиционных»
сферах — энергетике, транспорте, аграрном
секторе, переработке природных ресурсов.

Одновременно будут создаваться институциональные условия и технологические заделы.

В ходе второго этапа, в 2012—2020 годах,
должен случиться рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики
на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии), улучшения качества человеческого
потенциала и социальной среды, структурной
диверсификации экономики.

Ну а после 2020 года намечено закрепление лидирующих позиций России в мировом
хозяйстве и превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста, формирование сбалансированной социальной структуры общества.


Все ли так безоблачно?

Замечания к Стратегии-2020 есть у независимых экспертов, которые считают ее слишком оптимистичной. По их мнению, оценки
социально-экономического развития выглядят
чересчур благостно и не учитывают тех изменений в мировой экономической конъюнктуре,
которые могут случиться в ближайшие годы.

«В стратегии цена нефти до 2020 года зафиксирована на уровне $60—70 за баррель, но, по
моим ощущениям, мы стоим в конце периода
расслабленной макроэкономической политики
в развитых странах, которая, собственно, и определила такие цены», — заявил главный экономист «Тройки Диалог» Евгений Гавриленков.

По его словам, России следует готовиться не к
оптимистическому, а к консервативному сценарию, по которому на фоне падения мировых
нефтяных цен в России произойдет сокращение
работоспособного населения с 90 до 78 млн
человек, а также, возможно, сократятся инвестиции. В этом случае даже темпы роста в 6,4%
могут показаться вполне удовлетворительными.

«В стратегии-2020 к приоритетам отнесено
буквально все. Но ресурсы государства ограничены, и вряд ли их хватит на финансирование
по такому длинному списку приоритетов», —
отметил зампредседателя комитета по бюджету Совета Федерации Вячеслав Новиков.

«По вопросу будущих госрасходов сейчас действительно идет большая полемика. Минфин
выступает за более умеренный рост, а Минэкономразвития предлагает направить бюджетные средства в реальный сектор экономики,
чтобы потом получить отдачу в виде экономического роста. Мне кажется более оправданной позиция Минфина, который настаивает на
большей эффективности бюджета», — считает
ведущий экономист инвестиционной компании «Ренессанс Капитал» Елена Шарипова.

«Слабость концепции в том, что она предполагает переход к инновационному развитию на
основе российских изобретений, что малореально,
поскольку наша страна пока еще не прошла этап
копирования или имитации современных технологий, которые прошли все страны с успешным
развитием», — отметил профессор Российской
экономической школы Олег Замулин.

«Банковское сообщество также подготовило свои предложения в Концепцию, которые
составляют программу «банкизации», то есть
развития банковского сектора России. Главная
задача, которая стоит перед экономикой, —
это максимальное вовлечение частных средств
в рыночный оборот, то есть переход от распределения к полноценному кредитованию.

Если эти идеи будут отображены в концепции,
то мы ее поддерживаем», — заявила руководитель группы аналитического департамента
Ассоциации российских банков Екатерина
Покопцева.

Остается добавить, что на бумаге все выглядит вполне безоблачно и адекватно окружающей действительности, однако жизнь порой
вносит свои коррективы, причем весьма оперативно. В любом случае ждать уже недолго —
всего лишь 12 лет.


В материале использованы данные официального
сайта Правительства РФ и «Независимой газеты».