Зарплату посчитают по-новому


Текст | Кирилл БЛОХИН

С 1 декабря 2008
года в России вводится новая система оплаты труда
для бюджетников.


Зарплата работникам
будет начисляться не
по единой тарифной
сетке, как сегодня,
а в зависимости от
качества и объема
выполняемой работы,
а также от квалификации. Оплата труда
будет состоять из
базовой и стимулирующей частей.

Великий перелом

Переходу на новую систему оплаты труда
было посвящено правительственное совещание, состоявшееся в конце августа под руководством первого вице-премьера Игоря
Шувалова. По словам Шувалова, этот переход для федеральных бюджетных учреждений будет окончательно завершен в течение
трех лет. «За три года мы должны научиться
правильно оплачивать труд, используя стимулирующие коэффициенты», — заявил первый
вице-премьер.

Шувалов также напомнил, что с 1 декабря
2008 года все сотрудники федеральных бюджетных учреждений начнут получать заработную плату по новой системе, которая придет
на смену нынешней единой тарифной сетке.

«Каждое учреждение должно иметь возможность настроить новую систему оплаты труда,
с тем чтобы те, кто работает сейчас, не получали с 1 декабря меньше, чем сейчас», — сказал
первый вице-премьер.

По его словам, переход на новую систему
оплаты труда позволит значительно дифференцировать зарплату сотрудников в рамках
одного учреждения: работники, показывающие более высокие результаты, будут получать больше. Первый вице-премьер также
не исключил, что увеличение зарплаты для
наиболее перспективных сотрудников может
быть и двукратным.

При этом Шувалов обратил внимание на
необходимость в течение остающихся месяцев
закончить все организационные мероприятия,
чтобы система не давала сбоев. «Мы не должны повторить то, что произошло в свое время
с монетизацией», — подчеркнул первый вицепремьер.

Кроме того, он отметил, что одновременно
с внедрением новых систем будет увеличен
фонд оплаты труда для федеральных бюджетников на 30%. Однако региональных и муниципальных чиновников данное повышение
не коснется. «Увеличивая фонд оплаты труда
для федеральных учреждений на 30%, мы не
имеем в виду, что фонды для региональных
и муниципальных служащих должны быть
увеличены», — заметил Шувалов. При этом он
привел данные статистики, согласно которым
работники бюджетной сферы в регионах и
муниципалитетах в последние годы получают
больше, чем их федеральные коллеги.

В свою очередь министр здравоохранения
и социального развития Татьяна Голикова
заявила на том же совещании, что на переход на новые системы оплаты труда федеральных бюджетных учреждений в 2009 году
будет заложено 114 млрд руб. Деньги также
планируется выделять и в течение 2010 и
2011 годов.

Голикова подчеркнула, что подготовка к
переходу на новые системы оплаты труды
федеральных бюджетников, который начнется
1 декабря, идет в соответствии с разработанным планом. Как отметила глава Минздравсоцразвития России, федеральные органы исполнительной власти в течение 10 дней должны
довести информацию об объемах финансовых
средств, которые направляются в увеличенные
фонды, до ведомственных учреждений, для
того чтобы те могли уже четко понимать, на
какие средства можно будет рассчитывать при
формировании новых систем оплаты труда.

Также, по ее словам, обсуждается вопрос
о проведении всероссийского селекторного
совещания на тему перехода на новую систему
оплаты труда, которое помогло бы сориентироваться в особенностях реформы.

«Совместно с Министерством финансов мы
сделаем памятку из всех нормативных документов, чтобы каждый руководитель федерального учреждения знал, какие действия
предпринимать», — сказала Татьяна Голикова.

По ее словам, эта памятка будет рассылаться
через казначейскую систему.


Федералы отвечают только за своих

Более подробно принципы введения новой
системы оплаты труда разъяснил заместитель министра здравоохранения и социального развития Александр Сафонов. В своем
интервью «Радио России» он отметил, что
предстоящие изменения коснутся трех миллионов работников федеральных бюджетных
учреждений. При этом, по его словам, в соответствии с действующим законодательством
в стране «существует разграничение полномочий между различными уровнями управления, и федеральное правительство отвечает за
организацию оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений так же, как
правительства субъектов РФ отвечают за оплату труда работников бюджетных учреждений,
подведомственных субъектам РФ». Кроме того,
«существует и третий уровень в лице муниципальных властей, отвечающих за муниципальные бюджетные учреждения».

В соответствии с этими разграничениями
федеральное правительство правомочно принимать решения только по тем федеральным
бюджетным учреждениям, которые находятся в его ведении.

Сафонов считает, что повышение заработной платы с 1 декабря и переход на новую
систему оплаты труда работников бюджетных
учреждений, подведомственных федеральному правительству, — это попытка ответить
на проблему возникшей дифференциации в
оплате труда по аналогичным бюджетным
учреждениям в субъектах РФ. Например, существуют данные, что заработная плата, скажем, в московских бюджетных учреждениях
отличается от заработной платы в аналогичных федеральных бюджетных учреждениях
более чем в 2 раза. Подобная ситуация характерна не только для Москвы, но и для ряда
других регионов. Соответственно, новая система оплаты труда призвана выровнять размер оплаты труда.


Иное отношение

По словам замминистра, вторая задача,
которую планируется решить при переходе на новую систему оплаты труда, — это
формирование иного отношения к трудовым
ресурсам, имеющимся в распоряжении федеральных бюджетных учреждений. И это отношение должно заключаться в том, что путем
создания новой системы оплаты труда будет
сформирован инструмент, позволяющий
привлекать для работы наиболее квалифицированных специалистов, а также отличать
эффективных и неэффективных работников.

То есть «перейти от системы уравнительной
к системе распределения по конкретному
вкладу работника».

Сафонов также отметил: то, что с 1 декабря
2008 года фонды оплаты труда бюджетных
учреждений будут существенно увеличены,
создаст материальную базу для повышения
заработной платы работников федеральных
бюджетных учреждений, но это не означает
автоматически, что «каждый из работающих
в этих учреждениях получит увеличение заработной платы на 30%». Суть вопроса заключается в том, что одним из основных принципов вводимой системы является оценка
индивидуального вклада каждого сотрудника,
поэтому «возможны ситуации, когда кто-то
получит и на 60% больше, и в 2 раза больше,
а кто-то может получить 4—5, 10 или 15%
прибавки».

По словам Сафонова, в бюджетных учреждениях все специалисты «должны создавать
качественный продукт в виде качественных
услуг».


Бюджетник пострадать не должен

Однако существуют опасения, что вопреки
ожиданиям заработная плата бюджетников
после введения новой системы не повысится, а понизится. Потому что сейчас многие
бюджетники помимо окладов получают различные надбавки, премиальные и т. п. Многие
опасаются, что после введения новой системы
их оклад чуть повысится, но исчезнут всевозможные надбавки. Впрочем, по словам замминистра, для начала нужно внимательно «прочитать 583-е постановление Правительства
РФ, которым введена новая система оплаты
труда». Сафонов пояснил, что третий пункт
данного постановления ограничивает действия
руководителя бюджетного учреждения. Гарантии данным постановлением предусмотрены:
человек не может получать заработную плату
ниже, чем он получал до введения новой системы оплаты труда бюджетников.

Как подчеркнул А. Сафонов, начисление
оклада будет производиться от 10 тыс. руб.

Постановлением указан «коридор движения»,
в соответствии с которым нельзя заплатить
работнику меньше, чем оклад, который он
получает по своей должности, плюс компенсационные надбавки. Поэтому получаемая
работником сумма «будет, безусловно, сохранена».
В материале использована информация официального
сайта Правительства РФ www.government.ru, Министерства
здравоохранения и социального развития РФ и «Радио России».