Принцип взаимного расчета


Текст | Владимир ЛЕЩЕНКО

Внутрикорпоративные взаиморасчеты — важный инструмент
менеджмента.

Вопрос о внутрикорпоративных
расчетах, о внутренних ценах
и финансовых взаимодействиях внутри предприятия или группы предприятий весьма важен.

В его рамках осуществляется значительная часть деятельности хозяйствующего субъекта, включающая
операции по движению денежных
средств, ТМЦ, основных средств,
оказанию услуг. Он обеспечивает интеграцию стратегических целей группы компаний.

Наконец он позволяет формировать более адекватную информацию для принятия управленческих
решений.


Принцип взаимного расчета

Система внутренних взаиморасчетов и связанное с ней трансфертное ценообразование — очень эффективное средство для управления
движением финансовых, материальных и информационных потоков в
сложных интегрированных формированиях. Система внутренних взаиморасчетов позволяет объединить
все уровни управления, одновременно обеспечивая самостоятельность в планировании деятельности
звеньев, оперативность в работе,
высокую степень ответственности и
заинтересованности в конечных результатах.

При наличии в компаниях большого числа центров затрат (транспортные подразделения, сервисные
подразделения и т. д.) и всего одного центра доходов (отдел продаж)
необходим инструмент для оценки вклада каждого подразделения в
конечный результат. Система внутренних взаиморасчетов позволяет
определить, кто внес больший вклад
в прибыль компании и кто важнее
для эффективного функционирования, и, соответственно, правильно
расставить приоритеты и распределить доходы.

Порядок внутренних взаиморасчетов должен устанавливаться так,
чтобы для каждого из центров можно было определить реальное значение не только расходов, но и прибыли, что в дальнейшем позволит
сформировать развернутую информационную систему объективной
оценки эффективности и выявить
«узкие места».

Внутренние взаиморасчеты могут
распространяться не только на товары, продукцию, услуги в производственной сфере, но также и на ставки процентов, дисконт по облигациям и векселям, стоимость имущественных прав, цены на передаваемые ценные бумаги, роялти и др.

Этот факт расширяет область применения ценообразования на банковские и прочие финансово-кредитные
организации, лизинговые, страховые
компании, ФПГ.

Весьма активно функционирует
внутрикорпоративный финансовый
рынок в быстроразвивающейся сфере коммуникаций — на нем построены взаимоотношения внутри холдингов связи, консолидация бизнеса мобильной связи, взаимоотношения и
взаимодействие в сегментах фиксированной и сотовой связи и т. п.

Для организаций финансовой
сферы внутренние взаиморасчеты
очень важны как средство регулирования цены предоставления капитала.

Например, казначейство банка
«покупает» ресурсы по специально
установленной процентной ставке у
тех подразделений, которые занимаются их привлечением, и «продает»
ресурсы подразделениям, проводящим активные операции.

Внедрение системы внутренних
взаиморасчетов позволяет банку получить объективную картину распределения процентной маржи по всем
операциям и дает руководству банка
возможность делать обоснованные
выводы о результатах работы подразделений, доходности продуктов и
прибыльности клиентов, позволяет
учитывать не только прямые доходы
и расходы, но и стоимость привлечения и размещения финансовых ресурсов.

Для крупных компаний, имеющих
холдинговую структуру, внутренние
взаиморасчеты являются важным
инструментом анализа полезности
покупателей. Одним словом, система
внутренних взаиморасчетов — это
весьма и весьма полезный бизнесинструмент, охватывающий самый
широкий спектр целей от простого
упорядочивания ведения внутрихозяйственных расчетов до минимизации налогов.

Что же нужно считать самым существенным его элементом?
Для понимания этого вопроса следует иметь в виду, что ключевым для
внутрикорпоративного финансового
рынка является даже не технический
порядок взаиморасчетов, а установление правильных расценок на внутренние услуги — только тогда становится возможным получение объективных данных об эффективности работы каждого из подразделений.

Поэтому наиболее существенным
элементом такого рынка выступает
трансфертное ценообразование.


Трансфертные цены: основа
взаиморасчетов

Что же представляет собой трансфертное ценообразование, призванное к решению столь обширного круга задач?
Для раскрытия сущности трансфертного ценообразования необходимо принять во внимание ряд его
важнейших признаков и функций:
1. Оно оперирует не общерыночными, а специальными ценами, которые могут устанавливаться на рыночных принципах либо отличаться
от них в ту или иную сторону.
2. Оно действует на разных уровнях: внутри одного юридического
лица (по центрам ответственности),
в рамках группы компаний, во взаимоотношениях между материнской
и дочерними компаниями или между формально независимыми компаниями — в рамках специального
договора.
3. Оно подчинено стратегическим
целям развития бизнеса.
4. Трансфертные цены образуют
систему взаимосвязанных элементов
с собственными товарными, финансовыми и информационными потоками, и, как правило, устанавливаются
они на товары, работы, услуги, которые по своей сущности являются
промежуточным продуктом или составной частью конечного продукта.

Таким образом, под трансфертным ценообразованием как интегрирующим элементом управленческого
учета понимается установление системы специальных цен на товары,
продукцию, работы, услуги в процессе производства конечного продукта
для достижения стратегических целей организаций. Трансфертные цены в этом случае выступают как цены передачи в системе трансфертного ценообразования.

В качестве субъектов данного ценообразования выступают организации и автономные подразделения,
входящие в состав хозяйствующего
субъекта — будь то группа компаний или единое предприятие, а в качестве объектов — возникающие
между ними отношения по передаче
товаров, продукции, работ, услуг с
соответствующим движением финансовых и информационных потоков. Заметим, что в определенных
случаях, например, когда в состав
одной из организаций группы входят
два самостоятельных завода, равноправными субъектами системы
трансфертного ценообразования могут быть не только организации, но и
их структурные подразделения.

Трансфертные цены как цены внутригрупповой передачи существуют в
любой группе компаний. При взаимодействии организаций система
трансфертного ценообразования может регулироваться центральным руководством группы (например, посредством установления трансфертных цен) или функционировать самостоятельно без его непосредственного вмешательства.

Регулирование систем трансфертного ценообразования позволяет достигнуть конкурентных преимуществ
за счет уменьшения затрат и дифференциации продукции, работ, услуг,
в конечном итоге работая на успех
бизнес-структуры в целом.


Польза от правильного применения

Посредством введения внутрикорпоративных взаиморасчетов на основе системы трансфертных цен становится возможным относительно простое управление финансами во всей
сложной цепи участников бизнеспроекта, во всех организациях группы компаний. Становится возможным расчет чистого вклада каждой
входящей в группу организации,
освобожденного от влияния результатов, полученных на предыдущих
этапах производства. Оценка вклада
и ценности каждого этапа производства может быть в дальнейшем использована для определения приоритетов развития, выявления «узких»
мест, мотивации сотрудников и т. п.

Путем регулирования трансфертных цен в системе внутрикорпоративных взаиморасчетов можно достигнуть концентрации финансовых
ресурсов в определенных центральным руководством организациях для
покрытия убытков, инвестирования,
проведения маркетинговых мероприятий, завоевания позиций на новых
рынках, в том числе для выхода на
высококонкурентные зарубежные
рынки, и многое другое.

Нельзя забывать и о такой пользе
от автономной внутренней системы
взаиморасчетов, как возможность
минимизации налогового бремени,
пошлин и сборов, взимаемых при
пересечении товаром таможенной
границы, достигаемой перераспределением доходов группы компаний на
организации, находящиеся в зонах с
более льготным режимом налогообложения (офшоры, специальные
экономические зоны, страны, с которыми заключены межправительственные соглашения об избежании
двойного налогообложения).

Путем предварительного расчета
возможно установление такого порядка взаиморасчетов и таких трансфертных цен для каждого из подразделений хозяйствующего субъекта, что без постоянного вмешательства центрального аппарата управления оптимальное количество продукции, работ, услуг будет производиться, продаваться и покупаться внутри
группы.

Использование системы трансфертного ценообразования в группе
компаний способствует большей интеграции входящих в нее организаций
и увеличению общей прибыли группы.

Так, установление обязательства поставлять продукцию, работы, услуги
по заниженным ценам менее прибыльным или работающим на уровне
нулевой прибыли организациям группы, а также организациям социального характера (детским садам и т. п.)
позволит им увеличить объемы своей
деятельности и тем самым повысить
общую эффективность бизнеса.

А снижение стоимости услуг по
послепродажному ремонту и сервисному обслуживанию в организациях,
принадлежащих к группе компаний,
занимающихся производством автомобилей, благотворно скажется на
объемах продаж группы в целом.

Предоставление социального пакета
сотрудникам позволит привлечь высококвалифицированных работников,
увеличить доходы всей группы компаний в целом и т. д. Система взаиморасчетов может быть использована для установления приоритетов
между компаниями, входящими в
группу. Так, организация группы,
имеющая больший «вес», может в
случае производственной необходимости оперативно привлечь дополнительные ресурсы группы, например при реализации бизнеспроектов с трудным прогнозированием результатов и высоким уровнем
риска, при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

Трансфертные цены стимулируют
руководителей дочерних компаний к
принятию правильных управленческих решений и обеспечивают информационную базу для их принятия. Действия, предпринимаемые
для увеличения прибыли отдельных
организаций, должны способствовать увеличению прибыли группы
компаний в целом.

Трансфертное ценообразование
создает основу не только для более
объективной оценки деятельности
организаций группы, но также для
контроля и стимулирования. Руководство организаций получает сигналы о необходимости расширения
или, наоборот, снижения объема
производства, улучшения качества,
снижения или повышения уровня цены, подключения резервных мощностей, оптимального размещения ресурсов и т. д.

А главное — это согласование деятельности всех организаций с политикой центрального руководства
группы. Все прочие цели трансфертного ценообразования в той или
иной мере связаны с выполнением
этой задачи.

Наконец, внутренние взаиморасчеты и трансферт — это высокоэффективный способ согласования интересов участников холдинга или группы
компаний и раздела сфер влияния
между ними. При правильной настройке этот инструмент позволяет в
оперативном режиме оптимизировать
деятельность объединения, обеспечивая устойчивость бизнеса.