Отношения не складываются

25 сентября издательским домом «Трибуна» при участии
ТПП РФ в пресс-центре «РИА Новости» был проведен
круглый стол «Правоохранительные органы и бизнес: отношения сегодня». В заседании участвовали представители Департамента экономической безопасности и противодействия коррупции ТПП, Департамента информации и связей с общественностью палаты, ООО «ТПП Информ».

В работе круглого стола также приняли участие депутаты
Госдумы РФ, представители Общественной палаты РФ, научной
общественности и организаций предпринимателей.

Ни один из приглашенных представителей правоохранительных органов на мероприятии так и не появился. Между тем обсуждавшаяся тема, подчеркивали все присутствовавшие, сегодня необычайно актуальна. Успех или неудача многих корпоративных конфликтов и рейдерских войн серьезно зависят от позиции правоохранительных органов, и обычно эта позиция
определяется суммой гонорара, выплаченного одной из сторон.

Уже рядовым событием считается участие правоохранительных
органов в деловых конфликтах.

Намеренный перевод деловых споров из арбитражного суда
(а этот институт специально существует для разрешения экономических споров) в суд уголовный, то есть по определению менее компетентный в экономических вопросах, стал типичной
коррупционной схемой. Ситуация сегодня настолько острая,
что президент страны потребовал от разнообразных контролирующих, присматривающих и проверяющих органов прекратить «кошмарить» бизнес.

Наибольший интерес участников круглого стола вызвали
выступления заместителя председателя Комитета Госдумы
РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимира Груздева, и. о. директора Департамента информации и связей с общественностью
ТПП Сергея Небренчина, председателя НП «Бизнес-солидарность» Яны Яковлевой, председателя Общественного антикоррупционного комитета, депутата Госдумы РФ Антона Белякова.

Председатель НП «Бизнес-солидарность» Яна Яковлева сообщила, что на практике знает, как работает правоохранительная система по отношению к бизнесу: отказавшись участвовать в предложенной коррупционной схеме, она восемь месяцев провела в СИЗО как «особо опасный преступник». По
ее мнению, подобный «подход» к бизнесу очень распространен. Необходимо ввести мораторий на арест предпринимателей, заменив его другими мерами пресечения, например, активнее применять освобождение под залог. Большинство
участников «круглого стола», однозначно высказавшись в
пользу активного применения принципа освобождения под
залог и строгой ответственности за необоснованное содержание под стражей, выразили, тем не менее, сомнение в целесообразности моратория на арест предпринимателей, поскольку экономические преступления, как и любые другие,
тоже бывают весьма тяжкими.

Нужно активнее использовать мировой опыт законодательной и правоприменительной практики, уверен председатель
Общественного антикоррупционного комитета, депутат Госдумы РФ Антон Беляков. По его мнению, это поможет уменьшить
возможности осуществления коррупционных сделок в России.

Нынешняя ситуация тяжела еще и тем, что большинством людей коррупция стала восприниматься как неотъемлемая составляющая нашей жизни. Анонимный социологический опрос,
проведенный недавно в Академии государственной службы при
Президенте РФ, показал, что более 80% респондентов идут на
госслужбу, рассчитывая в будущем, что называется, жить не
только на официальную зарплату.

Антон Беляков выдвинул спорный тезис, что россияне в массе своей пока не настроены на немедленное избавление от
коррупции; их якобы устраивает, что большинство вопросов
можно, обойдя закон, быстро решить с помощью денег, переданных «нужному» чиновнику. И уж тем более это верно в
приложении к бизнесу, отметил Антон Беляков. Три четверти
предпринимателей, утверждает депутат, считают, что «тарифы», по которым им приходится платить коррупционерам, —
это пока что единственное и понятное правило игры, позволяющее двигаться в сложном и неоднозначном сплетении законов и их толкований. Депутат Госдумы РФ считает, что в нынешних российских условиях коррупция является своеобразным социальным стандартом.

Вывод из этого, собственно, один: снижать уровень коррупции
следует одновременно с принятием законов, вводящих четкие,
простые, однозначно трактуемые и понятные правила ведения
бизнеса и взаимоотношений предпринимательства и властей. То
есть поступать так, как когда-то поступили в развитых странах,
где бизнес сегодня себя комфортно чувствует, а в основе отношений предпринимательства и власти — благо всего общества.

Участники круглого стола ответили на вопросы журналистов