К новым старым рубежам


Текст | Владимир ЛЕЩЕНКО

В чем залог успешного прихода российских компаний на рынки
стран СНГ?

Ситуация в СНГ не быстро, но
верно меняется в пользу российских компаний.

Отечественные корпорации наращивают вложения в ближнее зарубежье и пожинают плоды уже сделанных инвестиций. Наблюдатели считают, что частный бизнес неплохо
справляется с задачей, которую не
осилили политики, — восстанавливает разорванные в начале 90-х экономические связи. Какую же роль в
этом играют предприятия или возникшие на их основе бизнесструктуры, работавшие в республиках во времена СССР? Есть ли причины возвращаться нашим компаниям на рынки стран СНГ?
И что нужно сделать, чтобы это
возвращение стало успешным?


Нефть, алюминий, целлюлоза

Для начала причина главная — в
условиях глобальной рецессии экономическое оживление в СНГ открыло российским производителям новые рынки сбыта.

Ряд экспертов связывают рост инвестиций в СНГ с общей экспансией
отечественных компаний, заработавших огромные прибыли на сырьевом
экспорте.

На Россию в данном случае работает несколько обстоятельств, обуславливающих стратегии.

Во-первых, сохранилась не только
пресловутая «историческая память»
о прошлом единстве, но и взаимопонимание на уровне личных связей —
значительная часть наших бизнесэлит имеет и личные связи (например, нефтяникам сильно помогает
то, что в советское время именно Баку был одним из центров подготовки
кадров для всей страны).

Использование личных связей —
в бывших республиках и жителей
стран СНГ в РФ соответственно является одним из существенных элементов продвижения российского
бизнеса в бывшем СССР.

Другим преимуществом в конкурентной борьбе является то, что, несмотря на все различия, возникшие
за прошедшие 17 лет, наши предприниматели куда лучше ориентируются в ситуации в бывших республиках, нежели зарубежные коллеги.

Российские компании не боятся вести бизнес в бывшем СССР, поскольку иначе оценивают риски. Они
чаще всего знают, как работать там с
людьми и правительствами, поэтому
на рынках соседей наши корпорации
способны опередить западных конкурентов.

Фирмы, занятые в сырьевом
секторе и секторе первичной переработки, например в алюминиевой
и нефтехимической отраслях, за
счет производственных мощностей
стран СНГ восстанавливают технологические цепочки, существовавшие в СССР.

Нефтяниками, например, приобретены пакеты акций украинских НПЗ.

При этом обеим сторонам этот
бизнес весьма выгоден — российские компании получают новые мощности, а местные бизнес-элиты —
достаточно льготные условия сотрудничества и другие «бонусы», например облегченный доступ на российский рынок.

Пожалуй, одним из самых наглядных примеров успешной стратегии
по возвращению россиян в ключевые отрасли СНГ является деятельность российских энергетиков.

Ими приобретены права на строительство новых гидроэлектростанций
на реке Нарын и в Таджикистане —
Рогунской ГЭС и Вахшского каскада.

Тут у бывшего РАО «ЕЭС» просто
нет конкурентов — инвестиции в
строительство гидроэлектростанций
для внешнего мира непривлекательны — в то время как для России
они достаточно выгодны — благодаря существованию единой энергосистемы СНГ.

Поэтому приход России в эту отрасль — очень кстати.

Еще один достаточно успешный
пример — это деятельность российской лесной и целлюлозно-бумаж ной
промышленности за пределами РФ.

У России просто по определению
нет конкурентов в странах СНГ в
этой области и одновременно того,
что в данном вопросе необходимо в
очень большой степени — терпения
и умения видеть перспективы.

Ведь долгое время таможенные
и политические проблемы, а также
неплатежеспособность переработчиков и потребителей целлюлозы и
картона в СНГ делали Украину, Казахстан, страны Средней Азии и Закавказья рынками, на которых работали в основном по традиции, без
расчета на перспективу. Но с начала
2000-х годов рынок СНГ становился
все более привлекательным для
российских фирм. Например, потребности казахского рынка (одна
из самых быстрорастущих экономик
в СНГ) сейчас на 90% удовлетворяются российским импортом.

Весьма успешно сотрудничество
с Белоруссией — сейчас значительная часть ее бумажной промышленности работает в выгодном
российским компаниям режиме толлинга. Именно сотрудничество с Белоруссией стало важнейшим фактором выживания для российских
предприятий ЦБП второго эшелона.

Подведем некий промежуточный итог: если говорить об общем
направлении развития отечественных инвестиций в страны СНГ, то
та ниша, где у бизнеса РФ действительно нет конкурентов, — это проекты со средним или даже более
длительным сроком окупаемости и
не сулящие сверхприбылей (что отпугивает большинство иностранцев). И в то же время дорогие или
технически сложные для местного
бизнеса.

Именно на них и нужно ориентироваться.


Не только сырье

Но и за пределами сырьевых секторов и отраслей первичного передела у России немало резервов. Общеизвестный (отчасти анекдотичный)
пример — в свое время московский
резиновый гигант «Красный треугольник» выжил во многом благодаря тому, что оказался единственным
поставщиком в Среднюю Азию очень
популярных там калош.

Это еще одно преимущество российского бизнеса — знакомый рынок и знание его потребностей. А если речь идет о знакомом рынке —
то тут, как говорится, и карты в руки.

Обоюдную пользу и перспективность возвращения в страны СНГ
можно рассмотреть на примере инвестиций в Кыргызстан.

Отечественный молочный гигант
«Вимм-Билль-Данн» осуществил реконструкцию Бишкекского молочного завода.

ОАО «Новосибирский оловянный
комбинат» возродил добычу олова в
республике — до 1991 года именно
в Новосибирске перерабатывался
киргизский оловянный концентрат.

Холдинг «В.А.В.С.», контролирующий значительную часть российского электролампового производства, приобрел контрольный пакет
Майлуу-Суусского электролампового завода — ведущего в Центральной Азии предприятия, производящего более 100 типов электрических ламп накаливания. Росатомпром осуществил на базе киргизского АО «Жанар» производство
средств цифровой связи и солнечных элементов питания, а также
специальной техники для охраны
границ. (Хотя тут надо сказать, что
сотрудничество предприятий ВПК с
коллегами из стран СНГ — тема
особая, деликатная, где, к сожалению, еще немало политических барьеров, мешающих прежде всего
российским интересам.)
Другим примером, иллюстрирующим успешное завоевание рынков стран СНГ россиянами, является деятельность курского завода «Аккумулятор».

Производимые им батареи для
легковых и грузовых автомобилей и
комбайнов, включая и импортные
образцы техники, буквально не имеют конкурентов на рынках России,
Украины, Белоруссии, Казахстана.

Кстати говоря, наблюдается очень
положительная тенденция — рост
поставок в страны СНГ российских
машин и оборудования.

На долю машиностроителей теперь приходится четверть всего российского экспорта в СНГ. Это и понятно — наши производители могут
предложить относительно недорогую
и знакомую технику, пусть и не всегда соответствующую мировому уровню качества.

Уверенно чувствуют себя на
рынке авиаперевозок СНГ отечественные компании, прежде всего
«Аэрофлот».

После распада СССР для полетов
в страны СНГ новым российским
авиакомпаниям потребовалось заключение межправительственных
договоров о воздушном сообщении
с новыми странами, образованными
на пространстве бывшего СССР. Ныне авиакомпания «Аэрофлот» занимает немалое место на рынках Украины, Армении, Узбекистана, Казахстана и Азербайджана.

И областей деятельности, куда
могли бы вернуться российские
предприятия, еще немало.

В частности, к рынкам СНГ проявляют довольно активный интерес
российские горно-геологические
компании.

Хотя в геологоразведке у самой
РФ немало проблем, но, например,
компания «АЛРОСА» намерена создать геологическую экспедицию для
разведки в Африке алмазных месторождений. Почему не обратить
взгляд на бывшие советские республики, где в большинстве случаев геологоразведка почти умерла?
Еще одним из возможных направлений является добыча драгоценных
и полудрагоценных камней, за последние полтора десятка лет изрядно захиревшая.

Например, в том же Казахстане
есть уникальное Итмурундинское месторождение жадеита — ныне почти
заброшенное. А есть еще опалы месторождения Вознесенское, топазы
Акчатау, сапфиры Семиз-Бугу в Карагандинской области.

Есть практически заброшенное Акшатауское месторождение вольфрама,
где имеются большие запасы топазов,
бериллов и качественных изумрудов
(самые ценные и востребованные самоцветы на мировом рынке).

(В свое время на промышленной
выставке в Токио стенд с образцами
драгоценных камней из этого месторождения был, что называется, вне
конкуренции.)
Однако казахские инвесторы не
интересуются разведкой и добычей
драгоценных камней, предпочитая
вложения в нефтяной бизнес как более знакомый и налаженный.

К тому же в Казахстане по капризу природы все крупные месторождения самоцветов находятся в глухих, труднодоступных местах. И тут
Россия имеет полную возможность
занять пустующую нишу.

И подобных резервов, думается,
немало.


Проблемы и варианты

К сожалению, проблем тут хватает.

Прежде всего, имеет место отсутствие продуманной стратегии и малое внимание к заделам на будущее.

А вопросы выхода на новые рынки,
вывода новых продуктов должны
рассматриваться с точки зрения перспектив. Нельзя действовать спонтанно, в духе «у нас сейчас много
свободных средств, не двинуться ли
нам на азербайджанский или таджикский рынок?».

Нужно учитывать структуру поставщиков. Ведь, скорее всего, на
новом месте структура, цены и условия работы поставщиков будут иными, чем на привычном рынке. Иная
рабочая сила, инфраструктурные
элементы, услуги третьих сторон.

И если не знать поставщиков, их мотивы, то, как они работают, можно
оказаться под их давлением, попасть
в зависимость от них. И представление о том, что рынок стран СНГ мало
отличается от российского и что особого изучения ситуации на месте не
нужно, обманчиво — достоверное,
казалось бы, знание вполне может
оказаться иллюзией.

А между тем даже в странах
Центрально-Азиатского региона отличается и покупательский спрос,
и предпочтения потребителей, и подходы к бизнесу.

Говоря, например, о персонале,
можно отметить, что казахстанский
персонал менее лоялен к своим компаниям. Стоит увидеть предложения
по зарплате или по карьере чуть выше имеющихся — и люди уходят
без размышлений. В Таджикистане,
хотя там весьма низкий уровень
жизни, в этом плане больше лояльности и преданности учредителю.

Наконец, у наших бизнесменов
присутствует, несмотря на российский негативный опыт в этом смысле, недооценка административного
ресурса и распространено мнение,
что любой вопрос — особенно в кавказских и азиатских республиках —
можно решить с помощью финансов.

С другой стороны, анализ политической и экономической ситуации и
возможных рисков происходит на
уровне интерпретации: «Нам кажется, что дела обстоят именно так, кроме того, выступавшие по телевизору
эксперты говорят то-то и то-то…».

Но никто не изучает, какова
структура принятия политических решений в той или иной стране, какова
степень влияния тех или иных институтов на решения в стране, сколько
политических партий, как они между
собой взаимодействуют, нюансы политического движения, кто из политиков какие интересы отстаивает.

Это достаточно важный момент —
например, ряд бизнесменов при выходе на рынок той или иной страны
СНГ столкнулись с тем, что отрасль,
в которой они пытались обосноваться, «крышуется» высокопоставленными чиновниками из правительства.

Тем не менее для России в целом
и для российского бизнеса возвращение на рынки СНГ — вопрос
весьма важный. И как представляется, следует создать структуру, которая будет заниматься стратегиями
этого возвращения по отраслям и
предприятиям, информировать заинтересованных лиц обо всех сопутствующих обстоятельствах, продвигать новые продукты старых производителей.

Не обязательно учреждать новое
министерство или комитет — достаточно, скажем, информационно-аналитического центра при торгово-промышленной палате (желательно имеющего представительства в ТПП стран
СНГ). Возможны и иные модели.

Но единая стратегия возвращения
российского бизнеса на старые рубежи необходима.

Ведь, как показывает история любого успешного бизнеса, успеха добивались только те компании, которые смотрели в будущее и не забывали о перспективе.

А направление это весьма и весьма перспективное — ведь цель России, объявленная с самых высоких
трибун, — войти в число ведущих
экономик мира, что невозможно без
активной экспансии.