Что посеем?


Текст | Кирилл БЛОХИН

В госпрограмме по
развитию сельского
хозяйства на 2008—
2012 годы предусматривается целый ряд
новых направлений
развития.

Крестьянину помогут рублем

По мнению первого заместителя председателя правительства Виктора Зубкова, которое он высказал во время заседания правительственной Комиссии по вопросам агропромышленного комплекса, правительство готово
выделить дополнительные средства на софинансирование программы развития сельского
хозяйства на 2008—2012 годы. «Правительство выделяет на реализацию этой программы
102 млрд руб. В текущем году — 39 млрд руб.

и далее по 21 млрд руб. ежегодно», — сказал первый вице-премьер. Он также отметил,
что увеличение финансирования связано со
значительным ростом затрат сельхозпроизводителей. По словам первого вице-премьера, за первое полугодие 2008 года цены на
минеральные удобрения увеличились на 54%,
на горюче-смазочные материалы — на 37%.

Также выросла ставка рефинансирования ЦБ,
от которой зависит размер ставки по сельхозкредитам. В то же время, по словам Зубкова,
за первое полугодие производство сельхозпродукции в России по отношению к аналогичному периоду 2007 года выросло на 5,1%, при
этом производство мяса увеличилось на 8,3%,
а молока — на 1,3%.

Первому вице-премьеру вторил и заместитель министра сельского хозяйства Андрей
Слепнев. Во время ХХIV Международной
конференции российского зернового союза
он сказал, что госпрограмма будет постоянно
корректироваться исходя из макроэкономических условий. По его словам, необходимость
корректировки связана с тем, что за время разработки и принятия программы изменились
многие макроэкономические показатели, на
основе которых, в свою очередь, рассчитываются индикативные показатели. Замминистра
сказал, что в нынешнем году объем финансирования повышен с 74 млрд руб. до 115 млрд руб.

Кроме того, в программе должен появиться
и новый раздел «Регулирование рынка молока», который будет, в частности, предусматривать проведение интервенций на рынке
сухого молока. Также, по словам Слепнева,
выделяемые дополнительно средства планируется с 2009 года направить на реализацию
отраслевых программ по развитию мясного и
молочного скотоводства.


Свежие веяния

Еще одним важным направлением развития госпрограммы станет развитие сельскохозяйственного страхования. По мнению
члена Совета Федерации, главы Национального союза агростраховщиков Иннокентия
Егорова, на рынке сельскохозяйственного
страхования должен быть наведен порядок,
что в первую очередь подразумевает зачистку
рынка от всевозможных «схем».

Как сообщил Егоров, Национальным союзом агростраховщиков были подготовлены
предложения по внесению изменений в Закон
о развитии сельского хозяйства, в соответствии с которыми предполагается, в частности,
расширить перечень объектов страхования с
государственной поддержкой, добавив в него
животных, в том числе птицу и рыбу. Также
это предложение включает формирование
фонда катастрофических рисков и создание
системы страхования производителей сельхозтоваров от катастрофических рисков, так
называемого красного полиса.

Кроме того, страховщиками предложен
новый алгоритм оплаты страховой премии, что должно помочь упростить для сельхозпроизводителей заключение договора страхования в период подготовки и проведения сезонных сельскохозяйственных работ. Также была
выдвинута идея создания единого профобъединения для работы на рынке агрострахования.

По мнению Егорова, состоявшееся совещание можно назвать знаковым, поскольку принятые на нем решения помогут кардинальным
образом изменить подход к сельскохозяйственному страхованию, повысить ответственность
страховщиков, а также способствовать формированию цивилизованного рынка сельскохозяйственного страхования с учетом интересов
всех его участников — государства, сельхозпроизводителей и страховых компаний.

Кроме того, появилась информация, что
Минсельхоз хочет вернуть себе контроль над
алкогольной отраслью. Проект находится на
межведомственном согласовании — в начале августа он был разослан всем участникам
совещания у вице-премьера Виктора Зубкова,
посвященного созданию единой службы, контролирующей рынок.


А воз и ныне там…

Говорить о перспективах госпрограммы и ее
влиянии на состояние отечественного сельского хозяйства пока сложно, так как ее контуры
крайне расплывчаты. Очевидно, что многие
идеи достаточно перспективны, такие как развитие агрострахования — вопрос, который, по
мнению экспертов, уже давно назрел и даже
перезрел. Внушает оптимизм и намерение
государства резко увеличить размеры финансирования сельскохозяйственной отрасли. Правда, стоит заметить, что цифры, озвученные
Виктором Зубковым в отношении бюджетных
расходов, хотя и заметно превышают размеры
госфинансирования в прежние годы, все же
значительно отстают по своему уровню от тех
объемов, которые тратят на поддержку своих
сельхозпроизводителей государства Евросоюза
и другие развитые страны. А совершенно очевидно, что в сегодняшних рыночных условиях
без активной поддержки государства, в первую очередь финансовой, говорить о развитии
и восстановлении сельского хозяйства будет
довольно проблематично.

На пользу российскому сельскому хозяйству
должна пойти и обстановка на мировых рынках, а также внешнеполитическая конъюнктура. Так, прошлогодний рост цен на зерно
развеял все разговоры об убыточности сельского хозяйства, ходившие по России последние
15 лет. А введение Минсельхозом запрета на
импорт куриного мяса из США способно придать второе дыхание отечественному птицеводству.

Однако в целом ситуация в российской аграрной отрасли остается сложной. Если подъем
рынка зерновых произошел еще в 90-х годах,
то животноводство остается в весьма плачевном состоянии. Главные причины тому — низкие пошлины на импорт мяса из-за рубежа,
а также неэффективная политика государства
по поддержке отрасли.

До сих пор крайне незначительны результаты реализации нацпроекта «Развитие АПК».

Совершенно очевидно, что за три года реализации нацпроекта достичь хоть какого-то ощутимого прорыва в этой сфере не удалось. Более
того, по сравнению с другими нацпроектами
здесь не наблюдается даже сколько-нибудь
заметных технических улучшений. Достаточно сомнительной выглядит и идея создания
нового органа, контролирующего алкогольный
рынок. Во всяком случае о нецелесообразности
такого шага уже заявили участники алкогольного рынка. Так, представитель Национальной
алкогольной ассоциации Павел Шапкин сказал, что проект вряд ли будет поддержан большинством участников совещания, тем более
что эти функции частично находятся в ведении
территориальных органов ФНС. «Сомневаюсь,
что Минсельхоз сможет отстоять право на
регулирование рынка, но очень вероятно, что
нормотворчество рано или поздно будет сосредоточено в едином центре, — слишком много
сейчас противоречий в законодательстве», —
говорит он. Другие представители алкогольного рынка и вовсе выразили уверенность,
что никакого дополнительного регулирующего
органа не нужно вообще, а достаточно принять
необходимые рынку законы о переносе акцизов на спирт и введении банковских гарантий
уплаты акцизов.

Бросается в глаза и отсутствие каких-либо
инновационных идей развития сельского
хозяйства. А ведь за примером далеко ходить
не надо. Достаточно обратиться к опыту соседней Белоруссии, где вполне успешно реализуется программа создания агрогородков. Речь идет
об особых агропромышленных комплексах, где
строится комфортабельное жилье для привлекаемых специалистов, а также создается вся
необходимая для их потребностей социальная
инфраструктура. Подобный эксперимент на
территории России довольно-таки успешно
проводится в Брянской области, однако о его
выходе на федеральный уровень пока не идет
даже и речи.

Таким образом, можно говорить о полной
неэффективности руководства Минсельхоза,
которое фактически является сегодня одним
из самых провальных министерств в российском правительстве. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить, как в прошлом
году во время начала мирового повышения цен
на зерно Минсельхоз распорядился отправить
на экспорт все излишки зерна, совершенно не
подумав о внутреннем рынке, что аукнулось
резким ростом цен на хлебобулочные изделия.

Очевидно, что без смены руководства этого
министерства вряд ли стоит ждать каких-то
значительных прорывов в сельскохозяйственной отрасли. Правда, определенный оптимизм
внушает присутствие в качестве главного куратора сельскохозяйственной госпрограммы Виктора Зубкова, который зарекомендовал себя
как эффективный менеджер на посту главы
Росфинмониторинга. Тем не менее, оправдаются ли возложенные на него надежды, покажет время.