Биргер СТЕН: мы смотрим в будущее с оптимизмом


Текст | Вадим ПЕТРОВ

Генеральный директор
Microsoft в России Биргер Стен
прокомментировал актуальные
вопросы информатизации государственного сектора и работы
своей компании в этой сфере.

— Господин Стен, какую роль
компания Microsoft играет в информатизации российского
паблик-сектора?

— Компания Microsoft обладает богатым опытом реализации крупных государственных проектов во
всем мире. Мы ведем работу с госорганами в качестве поставщика программного обеспечения, уникальных решений и консалтинговых услуг. Этот опыт выражен в концепции построения единых информационных государственных систем
Connected Government Framework, которая основана на нашем практическом опыте создания государственных инфокоммуникационных систем
в Великобритании, Южной Корее,
Австралии, США и ряде других
стран. Мы обобщили его, сформировали концепцию, которая может быть
реализована не только на технологиях Microsoft, и сделали эту методологию общедоступной, с ней можно ознакомиться на сайте. Основной
упор здесь делается на построение
единой инфраструктуры, без чего мы
считаем предоставление качественных услуг невозможным.

Работая в России шестнадцатый
год, мы видим, что государство на
сегодняшний день уже готово к построению полномасштабной системы электронного правительства.

А достижения прошлого года позволяют нам говорить о том, что технологии Microsoft уже сейчас являются важным компонентом процесса
информатизации российского госсектора.

Департамент по работе с государственными и общественными организациями был создан четыре года назад. Перед ним стоит задача по
ведению сотрудничества с органами государственной власти для создания таких систем, их проектирования, внедрения, дальнейшего развития. Когда мы работаем с нашими
клиентами, мы в первую очередь говорим о технологиях, которые потом
лицензируются согласно действующему законодательству и правилам
Microsoft.

Наш приоритет — реализация архитектурных проектов в федеральных органах власти, в регионах, в
сфере образования, здравоохранения. В этой сфере сконцентрирована
существенная часть наших ресурсов.

2007 год был одним из самых
успешных периодов нашей работы, хотя и в предыдущие годы темпы развития были значительными.

Мы превысили ожидаемые показатели и считаем, что, чем больше объем бизнеса в определенном сегменте, тем больше инвестиций и ресурсов Microsoft сможет вкладывать в
консалтинг, решения, партнеров и
развитие.

Сотрудники Microsoft, отвечающие
за работу с государственными структурами, ежедневно решают задачи и
проблемы заказчиков, выслушивают их пожелания и предлагают эффективные решения. Это их основная обязанность.


— Какие ключевые проблемы в информатизации государственного и муниципального
секторов вы для себя выявили?

— Несмотря на огромную положительную динамику развития информатизации госсектора, российским органам государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровне еще предстоит
решить ряд вопросов. Для обеспечения динамики и перехода на новый
уровень требуются не только технологические, но и административные изменения. В первую очередь
они должны коснуться административных регламентов, многие из которых в России не прописаны, особенно в части межведомственного взаимодействия. Оказание одной услуги обычно требует работы нескольких ведомств, а отсутствие механизмов эффективного взаимодействия
между структурами на административном и на технологическом уровнях препятствует полноценной реализации такого решения, как «единое окно», по многим государственным услугам.

На настоящий момент нигде в
России нет электронного правительства. То есть, чтобы получить услугу, связанную с муниципальным
управлением или ЖКХ, гражданин
по-прежнему должен идти в центр
службы «единого окна» и получать
ее там. В этой области есть существенное пространство для дальнейшего развития.

Технологический фактор важен не
меньше, чем административные барьеры. Необходимо создать единую информационную среду в государственных структурах для взаимодействия с гражданами и бизнесом. Замечательным примером из
нашей практики может служить масштабный проект в Великобритании.

Начиная с конца 90-х годов там работает единый портал предоставления информационных услуг.

Гражданину не приходится задумываться, какое агентство или министерство оказывает ему услугу, поскольку именно вид услуги (а не ведомства, отвечающие за ее реализацию) лежит в основе подхода к построению системы.

В Российской Федерации процесс создания единой инфраструктуры идет активнее в регионах, где
проще организовать единую архитектуру для правительственных структур. На федеральном уровне прогресс пока незначительный. Причина
в том, что в рамках одного региона
легче преодолеть административные
барьеры и создать единый административный регламент. Иногда не менее важно наличие политической воли руководителя при реализации таких проектов.

Государство использует технологии, и с этой точки зрения является заказчиком, готовым обсуждать с
поставщиком условия их предоставления. Но в отличие от бизнеса государство интересует не прибыль,
а новые возможности для региона, города или всей страны стать более привлекательными для бизнеса
и инвестиций, повысить эффективность взаимодействия с гражданами.

В России есть несколько пока недостаточно информатизированных
сфер. Проникновение информационных технологий в сферу здравоохранения — это актуальная задача, которая стоит перед госорганами в силу того, что 99% медицинских учреждений в России находится
в ведении государства. Microsoft —
новый участник в этой области, но
уже может предложить работающие решения, некоторые из них уже
были анонсированы и будут представлены на конференции Microsoft
«Здравоохранение в XXI веке», которая скоро состоится в Москве.

Необходимо создание электронного правительства следующего уровня, то есть не просто предоставление
информации, не просто интерактивность, но уже представление законченной государственной услуги через Интернет. Для этого требуется
построить единую коммуникационную структуру госорганов, убрать те
или иные административные барьеры межведомственного взаимодействия, внедрить современные технологии.

Перед государством стоят серьезные задачи — провести работу в области обеспечения безопасности операционных систем, продолжать сертификацию тех или иных решений, решить вопросы аутентификации пользователей, без которой
электронное правительство построить невозможно.

В России для определения личности введена паспортная система,
но в случае утери паспорта выдается новый документ с иным номером.

Таким образом, возникают сложности автоматической аутентификации граждан, для разрешения которых государством должны быть предприняты административные меры. Существуют проекты создания социальной карты либо государственного регистра
граждан. Они прорабатываются, но пока не реализуются.

Мы планируем развиваться вместе с потребностями
государства в области информатизации, расширять и углублять сотрудничество с ведущими ведомствами и регионами.

Нашим приоритетом является сотрудничество в области образования, в частности, в рамках соглашения «Партнерство в образовании», которое реализуется с 2004 года, спланирована дальнейшая работа по взаимодействию со школами, вузами в
области повышения эффективности
использования программного обеспечения. Технологическая основа
для этого создана, сейчас в проработке находится ряд проектов.


— Каковы сейчас сложности
в подборе кадров, необходимых
для внедрения ваших технических решений?

— Кадры — это главный ресурс
Microsoft. Поиск человека с нужной
компетенцией, соответствующими
стремлениями и отношением к работе занимает от полугода и больше. Поиск подходящих кадров часто
даже замедляет реализацию очень
важных проектов. Трудность в поиске
необходимых специалистов является
сейчас самым большим риском для
любой компании на российском рынке. Мы уделяем большое внимание
сфере высшего образования и через
ассоциацию АПКИТ, через ассоциацию поставщиков участвуем в разработке образовательных стандартов в области ИКТ. Microsoft — платформенная компания, и мы осознаем, что кадровые проблемы у партнеров неминуемо скажутся на нашем
бизнесе. Такова сегодня ситуация на
IT-рынке. Талантливых специалистов
не хватает.

В условиях кадрового голода потенциальные кандидаты могут выбирать из множества предложений.

Таким образом, может случиться так,
что перегретый рынок не будет стимулировать специалистов повышать
свою квалификацию. Нам бы хотелось не допустить этого, на что и нацелена работа Microsoft с вузами по
разработке образовательного стандарта.


— Насколько конкурентоспособны решения «Microsoft» по
сравнению с решениями с открытым кодом в государственном секторе? Каковы тенденции в конкурентной борьбе между решениями вашей компании
и open-sourсe-решениями?

— Microsoft — коммерческая
компания, в России, как и везде,
она работает в конкурентной среде. Программное обеспечение на
базе открытого кода стало значительно более развитым за последние 5—10 лет. В целом его развитие способствует конкуренции и, как
следствие, повышению качества программных продуктов, в том числе и
наших. Несмотря на большой путь,
пройденный ПО с открытым кодом,
процесс его «взросления» еще не
завершился. Оно не вполне отвечает требованиям безопасности и надежности дальнейшей поддержки, если говорить о его внедрении в
крупных государственных структурах. Это связано со многими факторами: высокой стоимостью специалистов, например, на Linux. Всем известно, что специалисты по технологиям Microsoft, как правило, обходятся заказчику дешевле за счет того, что на рынке труда их значительно больше.

Конечно, индустрия свободного ПО будет развиваться и дальше,
и мы предполагаем, что она тоже
в какой-то момент достигнет адекватного уровня развития, и с точки зрения конкуренции мы это всячески приветствуем. Но в настоящее время, насколько мне известно, достаточно большое количество масштабных проектов по внедрению программного обеспечения
с открытым исходным кодом сворачивалось и фактически заканчивалось ничем. Это связано со сложностью внедрения, обучения пользователей, трудностями с поддержкой
и другими проблемами. В качестве
примеров сворачивания таких проектов мы видим Барселону, Бирмингем
в Англии, где сначала были объявлены масштабные проекты по внедрению решения на базе СПО, но через какое-то время эти проекты были остановлены.

СПО сейчас предлагается некоторым школам, и это замечательно, что наши школьники имеют возможность учиться на всех видах программного обеспечения. С другой
стороны, в рамках проекта «Первая
помощь» в школы было поставлено ПО Microsoft, Adobe, Borland, 1С
и других вендоров. Но у них также есть возможность использовать альтернативное программное обеспечение, и я полагаю, что наличие альтернатив — это всегда хорошо.

Там, где речь о построении больших систем, их дальнейшей поддержке и обеспечении безопасности, существуют определенные ограничения на применение ПО с открытым кодом. Однако оно непременно будет использоваться там, где это
оправданно.

К сожалению, некоторые сторонники СПО вводят людей в заблуждение, говоря, что Linux является российской операционной системой. Открытые данные говорят, что
вклад российских разработчиков в
систему Linux составляет не более
1%, а большая часть этой системы
пишется в США, там же, где и коды
Microsoft. Про это тоже не надо забывать, особенно когда мы обсуждаем вопросы анализа кодов и безопасности.

С точки зрения сертификации и
возможности использования того
или иного программного обеспечения в органах государственной власти, где требуется соблюдение определенных требований безопасности,
любое программное обеспечение
проходит полную проверку. Главное,
чтобы государство принимало решения исходя из реального экономического эффекта, в пользу действительно лучшей технологии для решения конкретной задачи.


— Какой государственной политики вы ждете в сфере информатизации государственного аппарата?

— В прошлом году Советом
безопасности России была принята Концепция развития информационного общества Российской
Федерации до 2015 года.

Министерство связи и массовых
коммуникаций (тогда Министерство
информационных технологий и связи) работает над перечнем государственных услуг и административными регламентами, которые прописываются и постепенно будут вступать
в силу. С нашей точки зрения,
это один из главных импульсов для дальнейшего движения, потому что технологии
являются лишь способом реализации задач.

Концепция создавалась без
учета методологии Microsoft,
но в ней очень много близких нам аспектов, в том числе требование построения
единой инфокоммуникационной среды государственных
органов. Концепция, очевидно, полностью отвечает установленным государственным
приоритетам и существующим
технологическим трендам и
возможностям.

За несколько лет вполне
возможно заложить фундамент в виде единой инфраструктуры и разрешить ключевые проблемы межведомственного взаимодействия,
определить перечень услуг
и регламенты предоставления этих услуг в электронном виде.

Мы смотрим в будущее с
оптимизмом. Отдельные ведомства, на наш взгляд, уже
добились большого успеха в информатизации с точки зрения взаимодействия с
гражданами и бизнесом — это преимущественно Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба. В части решений используются технологии Microsoft ,
иногда — технологии конкурентов.

Сейчас Федеральная таможенная
служба может принимать декларации в электронном виде, что еще несколько лет назад казалось невозможным. Однако взаимодействие
между ведомствами пока еще налажено не очень хорошо, потому что
нет единой инфраструктуры и правил передачи информации.

Я думаю, российские государственные ведомства успешно преодолели первый этап развития электронного взаимодействия.

Предоставление информации, то
есть популярные портальные решения, сейчас есть у каждого ведомства. На них публикуются актуальная
информация, законодательные акты, новости.

Следующим шагом будет добавление оперативных сервисов, с помощью которых пользователь может
запросить информацию через вебсайт: электронная приемная, подача
обращений граждан, контроль обработки этих обращений. Такие сервисы
внедряются как в федеральных, так
и в муниципальных органах государственной власти. В Зеленограде, например, создана система, позволяющая регистрировать обращения граждан и получать информацию о статусе рассмотрения этих обращений через Интернет или при помощи SMS.

Третий этап, под которым мы подразумеваем электронное правительство, — это уже оказание государственных услуг в электронном виде.

Я думаю, что наиболее востребованы
будут те услуги, с которыми человек
сталкивается чаще всего: сделки с
недвижимостью, оформление льгот,
перерегистрация прав собственности и т. д.


— Какие проблемы, на ваш
взгляд, само государство создает при внедрении новых и инновационных технологий?

— На сегодняшний день государство идет по пути конструктивного решения актуальных проблем. Мы не
видим какого-либо регресса в этом
направлении. Однако все еще очевидно несовершенство нормативной базы, которая пока далека от идеальной. Конечно, со стороны государства
в данном направлении делается все
возможное. Когда первое лицо государства говорит о недопустимости нарушения авторских прав, а на уровне
Правительства РФ обсуждается вопрос о том, что Россия до тех пор не
станет инновационной страной, пока в
ней не будут уважать права на интеллектуальную собственность, стратегия
действий государства в этом направлении становится предельно ясна и
заслуживает безусловного уважения.

Надо заметить, что уровень квалификации сотрудников органов государственной власти в области IT
уже достаточно высок. Наверное,
в 90-х годах существовала некая
разница между специалистами в
коммерческих и государственных
структурах, но сейчас я могу сказать, что люди, отвечающие за информационные технологии в ведомствах, не уступают IT-специалистам
из других областей. Они зачастую
имеют опыт и знания, необходимые
для реализации самых интересных и
масштабных решений.