Улыбнись успеху!


Текст | Анастасия ТЮЛЕНЕВА, пресс-секретарь
группы компаний «ПРОПЛЕКС»

«Счастье — это когда вы утром с радостью идете на работу, а вечером — домой», — с этим изречением, наверное, согласится каждый.


Кстати, сейчас в таком подходе все больше заинтересованы организации, а не только те, кто в них работает. Не вызывает сомнений,
что успех, скорее, придет к компании, где люди трудятся с удовольствием, нежели к фирмам, «зараженным» депрессией персонала.


Как и прежде, кадры решают все; а если уж быть совсем точным, —
их настроение и общий корпоративный дух.

Автор двух мировых бестселлеров — «Бизнес в стиле
фанк» и «Караоке-капитализм» — Йонас Риддерстрале подчеркивает, что «в настоящее время
психологический капитал компании — вещь еще более важная, нежели компетенции сотрудников. Исследования показали, что от их энергичности, оптимизма и умения подниматься после поражения зависят
38% успеха фирмы, в то время как от
опыта и образования — лишь 28%».

Показательно, что многие компании при приеме на работу отныне
смотрят не только на стаж и деловые
качества кандидата, но и на его внутренний настрой. В некоторых американских организациях при отборе
сотрудников применяют специальный опросник, выявляющий склонность к оптимизму-пессимизму. Например, страховая компания
Metropolitan Life придерживается
следующей стратегии. Она нанимает
тех претендентов, которые оказались
в верхней трети списка по наличию
оптимизма. В то же время 25% самых пессимистичных кандидатов не
подлежат найму, даже если они отлично прошли другие тесты.

Аналогичные технологии получают
распространение и в России. По словам генерального директора адвайзингового бюро «Сонара» (г. Санкт-Петербург), представляющего в РФ
международную консалтинговую
группу Extended DISC International,
Галины Ардатовой, «рентген характера» кандидата можно сделать за
7—10 минут. Специальная компьютерная программа с математической
точностью выдаст данные о сильных
сторонах личности, мотивирующих
факторах, реакциях на ситуации давления, стили управления, продаж,
тренинга и иную информацию.

Программа строится на положениях, которые выдвинул американский
ученый Уильям Маултон-Марстон,
доказавший, что существует четыре
типа личности, в каждом из которых
преобладает какая-либо черта характера — доминирование, влияние,
постоянство или соответствие. Определение же «вида» сотрудника происходит с помощью специально разработанного вопросника. Зная поведенческие особенности специалиста,
руководитель получает уникальную
возможность более эффективно
управлять коллективом.

Согласно этой теории, каждый из
«типажей» имеет свои преимущества и недостатки: иначе говоря,
идеальных от природы сотрудников
нет. Надо лишь, по мнению директора по персоналу группы компаний
«ПРОПЛЕКС» (крупнейшего российского производителя ПВХ-профиля по австрийским технологиям) Елены Никитенко, уметь дать возможность каждому продемонстрировать
свои сильные стороны и нивелировать слабые. Точно так же, несмотря на востребованность оптимистов, не стоит думать, что отныне у
их антиподов нет никаких шансов,
считают некоторые HR-менеджеры.

Так, есть профессии, где человек
просто по определению должен
уметь смотреть на вещи «пессимистично»: например, юрист оценивает все возможные негативные последствия сделки. В противном случае непродуманные решения для
бизнеса могут иметь самые печальные последствия.

Поэтому психологи считают, что в
коллективе имеют право на существование и оптимисты, и пессимисты. Гораздо важнее все же не характер отдельных сотрудников
(сколько людей, столько и мнений),
а общий психологический климат в
организации.


Мы с тобой одной фирмы

Олег Жданов, доктор психологических наук, профессор Российской
академии государственной службы
при президенте РФ, подчеркивает
огромное значение, которое имеет
характер взаимоотношений в коллективе. «Можно провести аналогию
с природными условиями, где живет
и развивается растение. В одном
климате оно может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о социально-психологической обстановке: в каких-то условиях группа функционирует оптимально и ее члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал, в других —
люди чувствуют себя некомфортно,
стремятся покинуть компанию, проводят в ней меньше времени, их
личностный рост замедляется», —
рассуждает специалист.

Влияние обстановки на профессиональную деятельность отмечают не
только теоретики, но и практики, то
есть сами предприниматели. «Только при грамотной организации бизнеса, начиная с центрального офиса
и заканчивая региональными структурами, и присутствии человечности
во взаимоотношениях между сотрудниками предприятия на всех уровнях
возможно достижение хороших результатов», — говорит директор региональной компании «ПРОПЛЕКСНижний» Юрий Федоров.

Синонимом понятия «психологический климат организации» является популярный ныне термин «корпоративная культура». «Она формируется независимо от того, занимаются
ли ею целенаправленно или нет.

Корпоративная культура возникает
стихийно. Люди, приходя на работу,
приносят с собой свои ценности,
убеждения, представления о жизни,
о стиле поведения, отношениях друг
к другу и к работе. Из всех этих мнений в итоге формируется некая атмосфера и ценности, которые далеко не всегда благоприятно влияют на
работу компании в целом», — считает менеджер по персоналу «Кодак
Украина» Анна Яковлева.

Однако тенденция последнего
времени — это целенаправленное
формирование и управление корпоративной культурой. Для этого компании разрабатывают ряд принципов, установок, правил, регулирующих взаимоотношения в коллективе.

«Желательно, чтобы они были зафиксированы в письменной форме и
очень важно, чтобы эти нормы были
одинаковы для всех — и для руководства, и для управленцев среднего звена, и для подчиненных», —
комментирует Анна Яковлева.


Позитивная работа

Чтобы формулирование принципов, по которым живет организация,
не носило исключительно декларативный характер, компании для
сплочения коллектива прибегают и к
другим методам поднятия «боевого
настроя» сотрудников.

В этом плане интересен опыт
предприятия «Евракрафт», специализирующегося на оптовой торговле
посудой. Как рассказывает генеральный директор Виктор Титлинов,
оно возникло в результате слияния
двух фирм. Как следствие, появилась проблема «совместимости»
персонала этих организаций. Чтобы
«притереть» людей друг к другу и в
целом улучшить обстановку на рабочих местах, компания предприняла
ряд шагов.

Так, здесь учредили «день хороших новостей». «Каждый четверг на
планерке мы озвучиваем только позитивные новости. Например: на складе успешно завершена отгрузка
товара, цех упаковки перевыполнил
все нормы, такой-то менеджер по
продажам заключил лучшую сделку
месяца, — рассказывает Виктор Титлинов. — При этом не важно, насколько значима эта новость, главное,
что все сотрудники узнают о достижениях коллег из разных отделов».

Еще одним нововведением компании в системе личной мотивации
стал «удар в колокол». Каждый специалист, успешно завершивший
важный этап в своей работе, подходит к колоколу, который висит в холле фирмы, и громко звонит в него.

Так о его личном успехе узнают
остальные сотрудники. «Это приятно
не только самому “звонарю”, но и
коллегам, которые его поздравляют», — считает генеральный директор компании.

Наряду с уникальными идеями,
внедряемыми на разных предприятиях, существуют и давно проверенные способы наладить отношения в
коллективе — в первую очередь, это
совместный отдых.

В частности, в IТ-компании «РЕЛЭКС» разработана своя собственная система праздников. Наряду со
стандартными — корпоративным
Новым годом и днями рождения сотрудников — здесь проводят ежегодный теннисный турнир. Еще один
способ совместного отдыха — это
коллективные выезды на музыкальные фестивали и посещение концертов. Также здесь практикуются байдарочные походы по просторам России и многие другие мероприятия.

Общий «экстремальный» отдых,
по мнению некоторых HR-менеджеров, — лучший способ сплотить
коллектив. «Например, партнеры
нашей компании в Ставропольском крае решили покорить снежные вершины Эльбруса. Наверное,
не случайно: ведь, как поется в
песне Владимира Высоцкого, лучший способ проверки друга —
взять его в горы», — говорит Елена Никитенко.

В отличие от всех остальных ресурсов организации психологический климат — вещь неосязаемая.

Ее нельзя определить в стоимостном
выражении, сложить штабелями на
складе или провести по счетуфактуре. Однако именно от этой «невидимой» величины зачастую зависит успех фирмы и ее развитие.

А потому для поднятия «боевого духа» все методы хороши: от полетов
над землей до покорения горных
вершин.