Юрий БОЙКО: молодые политики готовы быть востребованными для самых серьезных дел

Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ
Фото | Александр ДАНИЛЮШИН

Секретарь Молодежного регионального собрания депутатов Новосибирской области, председатель контрольно-ревизионной комиссии г. Искитима, один из лидеров Новосибирского отделения «Молодой Гвардии Единой России» Юрий Бойко пришел в политику из бизнеса — возглавлял производственно-коммерческую компанию «Промметпласт» (наш журнал писал о ней в № 11/2007). Пришел потому, что уверен: сегодня в системе публичной власти нужны активные и инициативные молодые люди, которые будут способствовать ее обновлению и демократизации.

Площадка для новых лидеров

— Юрий Геннадьевич, вы возглавляете Молодежное региональное собрание депутатов Новосибирской области. Кого оно объединяет?
— Молодежное региональное собрание — это объединение депутатов всех уровней: Новосибирского областного Совета депутатов, муниципалитетов области — городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений. На сегодняшний день в состав собрания входят 69 депутатов представительных органов местного самоуправления и пять депутатов областного совета.

— А какова цель создания Молодежного регионального собрания?
— Собрание — площадка для выявления молодых политических лидеров. Сегодня их очень мало во власти, в том числе и в органах местного самоуправления.

Рывок в экономическом развитии, улучшение качества жизни населения — основные требования сегодняшнего времени. Но это невозможно сделать без создания механизмов устойчивого развития как отдельных территорий, при этом не только крупных городов, так и страны в целом. В этом процессе может и должна участвовать молодежь. Иначе получается замкнутый круг: молодежь отстранена от общественной жизни территорий, потому что там нет развития, а развития нет во многом потому, что слишком слаб «молодежный фактор». Для того чтобы активизировать этот фактор и разорвать замкнутый круг, и нужны молодежные региональные собрания депутатов.

— Расскажите, пожалуйста, об основных направлениях деятельности собрания.
— Во-первых, мы поддерживаем молодых инициативных депутатов, не даем им потеряться.

Молодому депутату зачастую необходима профессиональная помощь, в том числе юридическая. Наше собрание такую помощь оказывает.

Во-вторых, через молодых депутатов — членов нашего собрания мы можем анализировать ситуацию на местах. Жилищные, сельскохозяйственные программы, национальные проекты «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса», вопросы развития местного самоуправления — все это оказывается в фокусе нашего внимания.

В-третьих, наблюдая за работой молодых депутатов, анализируя ее, есть возможность формировать кадровый резерв для дальнейшего выдвижения молодых политиков на выборах в законодательные органы власти, представительные и исполнительные органы местного самоуправления.

Сегодня в Новосибирской области в исполнительных органах местного самоуправления, к сожалению, не так много молодых руководителей, и их появление — одна из важных целей молодежного собрания.

— Молодежное собрание депутатов — это проект «Молодой Гвардии Единой России»?
— Да. Инициаторами создания молодежного собрания на федеральном уровне выступили лидеры «Молодой Гвардии Единой России» Андрей Турчак и Руслан Гаттаров, на региональном уровне инициативу создания собрания поддержал секретарь Регионального политического совета партии «Единая Россия» Алексей Беспаликов. При этом Молодежное региональное собрание — проект многопартийный, я бы сказал, надпартийный.

В состав нашего собрания входят депутаты, принадлежащие к разным партиям, например КПРФ и Аграрной партии России. В работе собрания мы не делаем акцент на партийной принадлежности. Обсуждая вопросы социально-экономического развития региона или отдельных территорий, находим конструктивные решения, приходим к взаимопониманию со всеми коллегами.

И это вполне естественно — ни одна из российских партий, прошедших в Государственную думу, не призывает к созданию условий для ухудшения ситуации в стране, чтобы обеспечить себе более легкий путь во власть.

Цель у всех одна — улучшение качества жизни людей, но способы достижения цели могут быть разными.

— Расскажите, пожалуйста, о программах, которые реализует и в которых участвует Молодежное региональное собрание.
— Как я уже сказал, мы оказываем помощь в обучении начинающих депутатов — потому что нет такого учебного заведения, которое готовило бы депутатов. Когда в представительные органы местного самоуправления приходят молодые люди, первое время они уверены, что понимают свою роль и место в советах, но постепенно сталкиваются с довольно серьезными проблемами, и выясняется, что во многих вопросах они не разбираются.

Принятие решений представительным органом власти должно иметь серьезное юридическое, экономическое обоснование. У молодого депутата не всегда есть соответствующая юридическая и экономическая подготовка, поэтому Молодежное региональное собрание взяло на себя образовательную функцию, в том числе содействие в разработке проектов решений, местных программ по вопросам развития территорий.

Кроме того, мы изначально понимали, что очень важно дать молодым депутатам возможность проявить себя. Депутату из муниципального района, который находится зачастую не в одной сотне километров от центра субъекта Федерации, показать себя на региональном уровне очень сложно.

В плане помощи молодым депутатам существование собрания очень важно: благодаря ему они получают возможность общения с коллегами, такими же, как они, молодыми, мыслящими с ними одинаково и разговаривающими на том же языке. Каждый из них может рассказать о своих успехах и неудачах: какие инициативы молодых депутатов получили поддержку, какие нет; кто и почему не дает возможности использовать новые, креативные подходы при решении проблем… В таком собрании молодой политик всегда будет услышан.

Большое внимание в работе собрания уделяется социально-экономической политике в отношении молодежи. Для того чтобы мотивировать молодежь оставаться и работать в муниципальных образованиях, разработана и реализуется программа поддержки молодой семьи в рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье»; есть поддержка молодежи в рамках федеральной программы «Жилище»; возрождается строительство молодежных жилищных комплексов (МЖК), чему мы содействуем по депутатской линии.

Участвует собрание и в разработке и реализации разного рода просветительских проектов.

Например, проекта по повышению финансовой грамотности молодежи Новосибирской области. Старшеклассники, учащиеся ПТУ и техникумов, студенты вузов, как показывает практика, не обладают достаточным уровнем финансово-экономических знаний, чтобы быть квалифицированными потребителями финансовых услуг. Инициатором проекта финансово-экономического образования молодежи выступила партия «Единая Россия».

Что такое кредиты, как их нужно брать и как отдавать, что такое депозиты? Как ориентироваться в мире валют, какие в нем существуют правила, как функционируют валютные рынки? Что такое электронные деньги и электронные платежи? Как устроены банки, страховые компании, ПИФы и как с ними правильно взаимодействовать? Ответы на все эти вопросы призван дать этот проект.

— Но у нас и взрослые-то не обладают подобными знаниями…
— Вот именно. Финансовые знания, полученные молодежью, будут передаваться и старшему поколению.

21—22 мая 2008 года в Новосибирске прошли Дни финансовой культуры и экономического образования молодежи Новосибирской области, в рамках которых была проведена научно-практическая конференция по проблемам финансовой культуры и экономического образования; 22 мая — мастер-классы «Современные подходы к системе финансово-экономического воспитания молодежи». Следующий наш шаг — обращение к губернатору Виктору Александровичу Толоконскому с предложением создать рабочую группу по разработке областной программы финансового образования молодежи Новосибирской области.

Недавно в Совете Федерации прошли парламентские слушания, посвященные проблеме финансового образования молодежи, в которых приняли участие представители Новосибирской области, делились своим опытом.

— А где-то еще есть аналогичные разработки?
— В Москве. Мы действуем с московскими разработчиками в тесной связке: обмениваемся информацией, идеями, наработками. Наша область и столица станут пилотными субъектами Федерации, где начнут работать такие проекты.

По словам председателя Высшего совета партии «Единая Россия» Бориса Вячеславовича Грызлова, «если партийный проект реализуется в государственную программу, федеральную целевую программу, в национальный проект, то роль партийного проекта выполнена. Значит, мы сумели обратить внимание органов исполнительной власти и общественности к серьезной проблеме. И эта проблема получила реализацию на самом высоком уровне».

— Насколько актуально создание молодежных региональных собраний в других регионах?
— Аналогичные собрания созданы в Челябинской области, в Приморском и Краснодарском краях. В ближайшие месяцы будет организован еще ряд таких же собраний, в частности в Омской области и Алтайском крае.

Как только собрания начнут работать в большинстве субъектов Федерации, подобная площадка будет создана и на федеральном уровне, возможно, при Федеральном собрании Российской Федерации. Тогда лидеры региональных собраний станут проводить регулярные встречи в парламенте, обмениваться наработками.

Новый взгляд на самоуправление

— Насколько важна деятельность Молодежного регионального собрания в развитии местного самоуправления?
— Чрезвычайно важна. Не случайно 14 мая этого года в Новосибирске на окружном форуме Всероссийского совета местного самоуправления было подписано соглашение о сотрудничестве Молодежного регионального собрания депутатов Новосибирской области и Всероссийского совета местного самоуправления, который возглавляет депутат Государственной думы Валерий Гальченко.

Дело в том, что некоторые руководители на местном уровне — по большей части люди еще советской закалки, которые не первый раз избираются. Как правило, они по 10—15 лет возглавляют районы, городские округа, поселения или являются депутатами районных советов.

В их деятельности не хватает открытости, как следствие — работа муниципалитетов почти невидима для граждан. Они привыкли руководить из-за закрытых дверей: не потому что есть какие-то тайны мадридского двора, а просто в силу привычки, старого советского принципа — поменьше публичности, а то «как бы чего не вышло».

— Не хотят выносить вопросы на широкое обсуждение?
— Да. Хотя очень часто оказывается, что многие вопросы требуют всестороннего публичного рассмотрения.

Сломать эту вредную традицию могут муниципальные политики новых поколений. Сегодня представители поколений с новым мышлением жизненно необходимы для развития муниципалитетов.

— Они позволяют муниципальным образованиям лучше адаптироваться к современным условиям?
— Конечно. Они ведь предлагают новый взгляд на действительность, более коммуникабельны, активны, больше приспособлены к сегодняшнему темпу жизни, они не боятся использовать нестандартные, креативные ходы.

Разумеется, в муниципальном управлении должен быть баланс разных подходов разных поколений. Сегодня, к сожалению, наблюдается дисбаланс. Поэтому создание баланса в этом вопросе очень важно для дальнейшего развития.

Зачастую некоторые муниципальные руководители как командовали всем в советское время, так и продолжают командовать; как ждали директив сверху, так ждут их и сейчас.

Вот пример из моей собственной депутатской практики. В прошлом году появился 185-й закон, согласно которому на капремонты жилищного фонда и решение проблем с переселением из аварийного жилья средства предоставляются в порядке софинансирования. Закон четкий, проработанный. Все документы для получения средств на условиях софинансирования были размещены на специальном сайте.

Закон был принят в июле 2007 года. Я вышел с инициативой о привлечении к разработке программы софинансирования жилищного фонда собственников жилья, на что глава города ответил: у нас работают специалисты, которые являются профессионалами своего дела, мы создали рабочую группу, они разберутся. В результате Искитим, как и большинство других муниципалитетов области, оказался за бортом этой программы, а значит, был лишен возможности получения финансовых средств, крайне необходимых для решения проблем жилищного фонда города.

Еще раз подчеркиваю: никакой специальной квалификации, чтобы стать участником программы, не требовалось. Все необходимые инструкции были подготовлены, любой гражданин мог ознакомиться с условиями участия в реализации программы. У нас же этих документов никто даже не удосужился прочесть! — То есть просто ждали команды сверху?
— Конечно. Ждали соответствующих указаний от вице-губернатора или руководителя департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства области. Но времена-то сегодня другие… Муниципалитеты, которые сумели сориентироваться и перестроить свою жилищно-коммунальную политику в 2007 году, подготовить документы, стать участниками программы (города Новосибирск, Бердск, городское поселение Горный и другие) сегодня получают немалые средства из федерального бюджета.

Сейчас в Искитиме начата работа по подготовке к участию в реализации программы, но год, в течение которого можно было решать проблемы аварийного жилья, потерян! Думать о вступлении в программу надо было год назад.

— И даже еще раньше, когда Владимир Путин выступил с посланием к Федеральному собранию РФ, в котором особое внимание уделил модернизации жилищного фонда.
— Вот именно. У нас не привыкли воспринимать слова президента, федеральных министров, губернатора как руководство к исполнению: привыкли ждать директивы, как во времена ЦК КПСС. А вместе с ней — и финансирование. Чиновники работают по принципу: «Вы нам дайте ценное указание, а мы вам напишем хорошие результаты выполнения».

— Вы председатель контрольно-ревизионной комиссии г. Искитима. Есть что ревизовать вашей комиссии в работе муниципалитета?
— Есть, и очень много. Основные задачи ревизионной комиссии, которая создана представительным органом муниципалитета согласно 131-му закону, — контроль разработки проекта бюджета и контроль исполнения бюджета, а также подготовка заключения к проекту и к исполнению бюджета.

Проблем здесь предостаточно. Специалисты, которые сегодня занимаются управлением финансами, сотрудники исполнительных органов местного самоуправления, да и депутаты не перестроились на новый порядок бюджетирования. Для них понятие «бюджет, ориентированный на результат», — это какое-то прекрасное далёко, которое не для нас и не про нас.

Бюджетный кодекс гласит: должна быть программа расходования средств по каждому направлению, которая содержит не только суммы затрат, но и результативность затрат.

То есть сначала цели, которых нужно достичь, а уже потом — деньги на достижение этих целей. Это требование касается всех уровней — и Минфина России, и региона, и муниципалитета.

Когда администрация разрабатывает, а совет депутатов принимает программу, они, согласно кодексу, не только ставят цели, но и рассчитывают пути достижения этих целей. До сих пор все шло не от результата, а от того, сколько можно потратить, освоить средств. Глава администрации решает, на что и, самое главное, сколько надо денег. Никакого системного планирования не предусмотрено.

Подобная ситуация, думаю, складывается во многих муниципалитетах.

— Насколько полезны на муниципальном и региональном уровнях люди с бизнес-опытом?
— Бизнесмены, которые поднимали с нуля свой бизнес, топ-менеджеры компаний очень полезны в муниципальных структурах. У них новое мышление, современный подход к решению проблем, ориентированный на то, как заработать деньги в местный бюджет, а не на то, что эти деньги им кто-то должен дать. На то, как на месте сгенерировать ситуацию, чтобы решить проблему.

— За счет собственных источников, инвестиционных средств?
— Да, а также за счет активизации местного сообщества.

На муниципальном уровне сегодня огромная проблема с квалифицированными кадрами как в представительных, так и в исполнительных органах местного самоуправления.

Представителям депутатского корпуса администрации муниципалитетов необходимо менять стиль, подход к работе, увеличивать публичность и демократизм.

Не хватает у нас молодых кадров — смелых, активных, инициативных в органах местного самоуправления. Чтобы переломить сложившуюся ситуацию, Молодежное региональное собрание депутатов Новосибирской области уже сегодня начинает формировать кадровый резерв молодежных лидеров, молодых политиков на предстоящие муниципальные выборы, в том числе и на должности глав муниципальных образований. Такая молодежь у нас есть, и она готова брать на себя ответственность и быть востребованной для самых серьезных дел.

Кроме того, сегодня, на мой взгляд, необходимо создавать привлекательные условия для проживания населения в муниципальных образованиях, прежде всего для молодежи: молодой специалист после окончания вуза, колледжа или училища должен захотеть остаться работать там, где он родился. Для этого местными властями должны создаваться необходимые социально-экономические условия для комфортного проживания.

— А как можно повысить уровень активности населения в решении проблем местного значения?
— Прежде всего через развитие института публичных слушаний. Институт публичных слушаний на местах довольно слабый — по всей стране. Публичные слушания — это диалог местной власти и местного сообщества, возможность слушать и быть услышанным, возможность обсуждения самых животрепещущих местных проблем, поиск способа их решения. Сегодня же существует ситуация непричастности гражданина к местному самоуправлению, а значит, как следствие, — отсутствие диалога представителей власти и местных жителей. Примером вовлечения населения в решение проблем местного значения могут быть дискуссионные площадки, существующие у нас в стране на федеральном и региональном уровнях.

Проблема публичных слушаний не решается в одностороннем порядке: для их развития важно как желание власти, так и желание самих жителей. Важно, чтобы участие в дискуссиях принимал глава муниципалитета — как публичный политик и, я бы сказал, как публичный хозяйственник.

— Хозяйственник, действующий в интересах населения?
— Именно, а не в интересах неких сторонних лиц или структур.

Нужны активные политики

— Можно ли сказать, что «Молодая Гвардия Единой России» сегодня выполняет роль канала для реализации молодежных инициатив, каким был когда-то комсомол?
— Безусловно. Наша цель: взять все лучшее, что было у ВЛКСМ, оставив в прошлом заорганизованность, компанейщину и работу для галочки.

Взять молодежную политическую активность, экономические и социальные инициативы, дух романтизма, патриотизма. И главное — восстановить в отношении молодежи кадровый «лифт», который был сломан с уничтожением комсомола, в результате чего в стране сформировалась ситуация, когда нет своевременного обновления кадров. Сегодня кадровый «лифт» заработал. Пока это первые шаги на пути обновления власти — но шаги смелые, уверенные.

— Много ли «молодогвардейцев», которые уже сегодня готовы прийти в большую политику?
— Такие люди есть, они прошли через политические дискуссии, социальные, образовательные проекты, политзаводы. Такая молодежь — яркая, грамотная, амбициозная, сегодня работает во всех субъектах Федерации.

Обновление власти, приход молодежи во власть — это, конечно, не самоцель. Мы, молодые политики, уже заставили считаться с нами всех политических игроков, мы доказали необходимость и значимость молодежного фактора в политике.

Теперь от нас ждут новых решений, нового стиля в работе, ждут результатов нашей работы независимо от уровня власти — будь то Государственная дума или совет депутатов небольшого сельского поселения.

— Постепенно молодежь приходит во власть. Это становится тенденцией?
— Молодежь приходит во власть — это верно. Теперь известный (по большей части безответственный) молодежный лозунг конца 80-х годов «Партия — дай порулить!» можно заменить на другие: «Мы пришли во власть, чтобы работать!», «Мы готовы брать на себя ответственность за будущее страны!».

Сегодня изменилось отношение к молодежи — ее уже не воспринимают как «массовку», которую необходимо собрать для проведения акции и мероприятия или отправить на расклейку плакатов и раздачу листовок в период избирательной кампании. Современная молодежь хочет и может решать проблемы государственной важности, в том числе и в сфере молодежной политики. К молодежи прислушиваются, ее воспринимают как равноправного партнера.

Нет сомнения, что стране сегодня нужны активные, яркие, смелые молодые политики.

Молодежь может и должна влиять на будущее страны не завтра, а сегодня, должна строить свое будущее.

Особая роль в этом процессе, на мой взгляд, принадлежит «Молодой Гвардии Единой России». Наша организация и сама достаточно молодая, существует чуть более двух лет, но уже зарекомендовала себя как реальная молодежная политическая сила, которая дает возможность каждому молодому человеку проявить свои способности и умело применить таланты, а значит сделать успешную карьеру в политике.

Наиболее ярким примером продуктивной деятельности «Молодой Гвардии» является проект «ПолитЗавод», который позволил выявить молодых талантливых политиков по всей стране, несмотря на критику и пессимистическое отношение в обществе на первом этапе его реализации. Как результат реализации проекта, а также решения партии «Единая Россия» о молодежной квоте, во многих российских регионах представители молодежи были включены в региональные партийные списки кандидатов-единороссов на выборах в Государственную думу и региональные парламенты. Убедительная победа «Единой России» на федеральных и региональных выборах позволила увеличить число молодых депутатов.

С момента получения мандата и статуса депутата на молодого человека возлагается серьезная ответственность — он должен быть активным участником законотворческого процесса, уметь принимать решения и нести за них ответственность…

— Вот именно: политика — удел сильных и ответственных людей. Готовы ли молодые российские политики справиться с этой ношей?
— У современной молодежи есть огромный потенциал и, самое главное, — умение находить нестандартные решения даже в самых, казалось бы, сложных ситуациях. Решения становятся действиями, за которые молодые политики готовы нести ответственность — разве это не доказательство силы? Летом 2007 года, на встрече с молодежными организациями, наш национальный лидер Владимир Путин отметил: «Нужно, чтобы они [молодежь — Ю.Б.] не просто были делегатами, а чтобы они выражали идею, выдвигали задачи, добивались их решения, инициировали перед властью те или иные проблемы, иначе им нечего идти во власть». Надо сказать, что молодежь умеет выражать идеи, выдвигать задачи и добиваться их решения — это отличительные черты современного поколения молодых политиков, политиков нового века.