Свет ученья


Текст | Александр ВЫСОЦКИЙ, политический обозреватель

Приоритетным национальным проектам
прочат фундаментальную роль в социальных преобразованиях — особенно национальному проекту
«Образование».

ПНП вновь в центре внимания власти
и общества. Как заявил Владимир
Путин, выступая с программной
речью в Государственной думе при утверждении его в должности председателя правительства, построение в России инновационной
экономики невозможно без развития человеческого капитала, без серьезных инвестиций в
образование человека.

«На основе приоритетных национальных
проектов нам предстоит продолжить глубокие
системные преобразования в соответствующих
сферах. Добавлю, что они будут опираться на
серьезные ресурсы», — сообщил он депутатам.

По словам Владимира Путина, в 2010 году расходы на образование вырастут по сравнению
с 2004 годом в четыре раза и достигнут почти
2 трлн руб.


Цели ясны

Говоря об образовании, Владимир Путин
заявил, что в ближайшее время будут приняты
основные образовательные стандарты нового
поколения и начнется формирование национальной системы оценки качества образования.

На федеральном уровне будет реализована
программа по формированию в России целой
сети современных научно-образовательных
центров, аналогичных созданным в рамках национального проекта в Сибирском и
Южном федеральных университетах. «В перспективе речь может идти об организации
16—20 таких федеральных центров — как на
базе вновь образуемых, так и уже существующих университетов», — сообщил Владимир
Путин. Он также заметил, что в структуру
университетов должны влиться академические и отраслевые научно-исследовательские
институты. «За счет такой интеграции новые
научно-образовательные центры смогут
быстрее войти в число мировых лидеров, фактически превратиться в крупные национальные и международные исследовательские центры», — считает он.

Кроме того, по мнению премьер-министра,
региональные и муниципальные власти должны серьезно заняться проблемами начального
и среднего профессионального образования.

«Многие из наших ПТУ и техникумов словно
застыли в ушедшей эпохе. Нужно развернуть
их в сторону современного производства и
экономики», — подчеркнул премьер.

Владимир Путин заявил: «Мы обязаны
оправдать надежды людей на кардинальное
улучшение жизни, а уровень и масштаб задач,
которые предстоит решать, предъявляет к
нашей работе самые высокие требования».

А президент России Дмитрий Медведев
предложил в качестве одной из мер поддержки
социальной сферы «максимально возможное
освобождение от налоговой нагрузки расходов
граждан и организаций на образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, оплату
процентов по ипотечным кредитам».

Большое внимание национальному проекту «Образование» было уделено и на очередном Петербургском экономическом форуме.

Как заявил министр образования и науки РФ
Андрей Фурсенко на конференции «Экономика знаний и интеллекта», прошедшей
8 июня в рамках форума, «один из факторов, напрямую влияющих на развитие экономики, — квалифицированные специалисты.

И сегодня проблема дефицита квалифицированных кадров имеется не только на внутреннем рынке труда России, но и во всем мире».

Такую же точку зрения на текущую ситуацию в России в рамках форума озвучил и
первый заместитель председателя Правительства РФ Игорь Шувалов. «Сегодня мы стоим
перед необходимостью тотального обновления
существующих кадров, взращивания новых на
самом высоком профессиональном уровне», —
считает первый вице-премьер. И без этого, по
его заключению, «поставленную задачу как
минимум четырехкратного роста производительности в основных отраслях» не решить.

Но советская система образования, разрушенная за последние 10—15 лет, не в состоянии отвечать вызовам современной экономики. Как категорично заметил министр образования и науки, «она разрушена навсегда», и, по
его мнению, «новому государству, новой стране
нужно новое образование».

В последние годы в России были предприняты шаги по изменению данной ситуации и, как
полагает министр Фурсенко, сделано многое.

«Я считаю, что точка возврата пройдена. Мы
вступили на путь модернизации нашей системы образования», — подчеркнул он.

Введение двухуровневого высшего образования, новой системы оценки квалификации
преподавателей, единого государственного
экзамена стали теми шагами, «которые делают
императивным улучшение системы образования».

Другим стратегически важным направлением развития высшей школы, по словам Андрея
Фурсенко, является интеграция в мировую
научную инновационную среду. «Мы должны
поощрять мобильность научных кадров. Я считаю, что в первую очередь нужно поощрять
мобильность внутри страны», — подчеркнул
министр. По его мнению, реализация программы «Научные и научно-педагогические кадры
инновационной России» позволит привлечь в
лучшие университеты страны как зарубежных
преподавателей, так и наших соотечественников, которые проработали какое-то время за
рубежом.


Задачи определены

Андрей Фурсенко назвал три основные
задачи, которые должна решать современная
образовательная система. Во-первых, образование — это важнейший социальный институт,
и развитие социальных стипендий, образовательных кредитов, переход на двухуровневую
систему высшего образования, введение единого госэкзамена — все это должно помочь
одаренным молодым людям самореализоваться независимо от места жительства и уровня
обеспеченности их семей. Эту задачу, стоящую
перед образовательной системой, обозначил в
своем докладе и первый вице-премьер Игорь
Шувалов, отметив, что образование должно
выполнять роль «социального лифта».

Помимо этого, как подчеркнул Андрей Фурсенко, базовое образование — это «инструмент
конструирования будущего». «Планировать то,
что человек должен знать, мы должны исходя
не из сегодняшних нужд экономики, а из
того, какая экономика будет через вот эти
5—6—7 лет», — считает он.

Но при этом образовательная система должна быть достаточно гибкой и динамичной,
чтобы «давать адекватный ответ на требования экономики сегодняшней». Для этого, по
утверждению министра, необходимо создать
достаточно новую для России систему непрерывного образования, которая могла бы реагировать на вызовы времени.

«Все три направления сегодня заложены в
федеральные программы, которые ведет наше
министерство, все три направления сегодня
описаны с конкретными мероприятиями в
проекте концепции долгосрочного развития
до 2020 года, — сообщил Андрей Фурсенко. —
И я думаю, что все три направления вполне
реализуемы».


Промежуточный финиш

Безусловно, все это звучит вдохновляюще.

Пожалуй, нет оснований сомневаться в том, что
наука и образование как фундамент для развития инновационной экономики входят в число
приоритетов федеральных властей. И многое
на этом пути действительно делается.

Так, значительную государственную поддержку получили несколько ведущих вузов
страны. Эти гранты позволили обновить оборудование, отремонтировать старые и построить
новые учебные корпуса, модернизировать весь
образовательный процесс. Медленно, но верно
растет финансирование Российской академии
наук, ряда государственных научных центров,
гражданских и оборонных НИИ.

Все это, тем не менее, не отменяет существующих и нарастающих проблем в российской
системе образования. Говоря об образовании
как о «социальном лифте», правительственные чиновники абсолютно правы. Однако на
сегодняшний день доступность качественного
образования неуклонно снижается, его стоимость растет, коррумпированность остается на
высоком уровне. По всей стране продолжают
действовать сотни вузов весьма сомнительного происхождения, имеющих государственную сертификацию на право осуществления
деятельности в области высшего образования.

ЕГЭ до сих пор не стал тем универсальным инструментом, с помощью которого
любой талантливый выпускник школы может
выбрать себе вуз «по интересам», а проблемы
с его организацией и проведением, а также с
объективностью систем оценки год от года не
теряют актуальности.

Целый ряд ведущих научно-исследовательских институтов, прежде всего не академических, а ведомственных (яркий пример —
научные учреждения Росатома), оказались «за
бортом» преобразований и до сих пор финансируются из рук вон плохо, по остаточному
принципу. Все эти и ряд других проблем пока
не позволяют говорить об «окончательном
и бесповоротном» успехе образовательного
нацпроекта, хотя достижения в его реализации велики.