Герман ШАЕВИЧ: вопрос организации строительного производства на уровне государства не решен!

Текст | Анастасия САЛОМЕЕВА, Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ
Фото | Александр ДАНИЛЮШИН

Глава группы строительных компаний A-group и генеральный директор Управляющей строительной компании «Апрель» (Пермь) Герман Шаевич по праву считается одним из ведущих российских специалистов по строительству крупных жилых массивов. Занимаясь на протяжении не одного десятка лет в разных качествах — руководителя государственной строительной организации, вице-мэра Перми по строительству, главы одной из современных строительных компаний — проблемой комплексной застройки жилых микрорайонов, он сегодня готов предложить целостную концепцию развития жилищного строительства в стране. И эта концепция уже частично реализована на практике — в микрорайоне Светлогорской улицы, с которым недавно знакомился президент России Дмитрий Медведев.

Среда комфортного обитания

— Герман Абрамович, в чем особенность именно комплексной застройки жилых массивов?
— Неправильно было бы говорить, что комплексная застройка — какая-то сверхновая идея. Комплексная застройка широко использовалась в советское время — именно так застраивались жилые микрорайоны. Суть в том, что параллельно с жильем строятся предприятия бытового обслуживания, объекты социальной сферы, детские, медицинские учреждения.

Затем наступили иные времена, все ринулись работать в центрах городов, и строители занялись точечной застройкой. Для точечной застройки, как вы знаете, характерна масса проблем — это огромные дополнительные объемы, которые «навешиваются» на имеющиеся коммуникации, дополнительная нагрузка на социальные и детские учреждения, транспортная нагрузка в соответствующих районах. Это не столько решение проблем с жильем, сколько создание проблем для тех же новых жителей.

Поэтому сегодня повсеместно происходит возвращение к комплексной застройке. Совершенно очевидно, что комплексная застройка территорий, поскольку она более всего отвечает нуждам людей, создает для них комфортную среду обитания. Ведь это опережающее решение проблем обеспечения застраиваемых микрорайонов не только социально-бытовыми услугами, но и теплом, газом, электроэнергией, водой, канализацией, а также благоустройство микрорайонов. Во время проектирования микрорайона определяются и его потребности в объектах социальной сферы, проводится благоустройство. И сегодня, когда мы занимаемся такой застройкой, то одновременно с собственно строительством жилых домов создаем всю физическую инфраструктуру: прокладываем электрические, газовые, водопроводно-канализационные коммуникации, строим парковки, возводим детские сады, школы, поликлиники и больницы, строим торгово-развлекательные комплексы, проводим озеленение. То есть создается абсолютно новая среда обитания, в которой можно не просто жить, а жить с удовольствием и комфортом.

— То есть фактически строите целый мини-город?
— Именно так. Тем более что по масштабам это обычно несколько крупных микрорайонов. Особо отмечу, что комплексная застройка предусматривает проведение не только внутриквартальных сетей, но и прилегающих к ним магистральных сетей, их развитие. Если, допустим, в новом районе необходимо наладить теплоснабжение, то организация, занимающаяся этим проектом, берет на себя вопрос строительства тепловой насосной станции, производительность которой обеспечивала бы не только этот микрорайон, но и близлежащие кварталы. Комплексная застройка позволяет более глобально решить задачи подведения инженерных коммуникаций. Во-первых, потому что объем строительства сам по себе очень внушителен и значительную часть средств можно направить на строительство коммуникаций. Во-вторых, в комплексной застройке участвуют не только строительные организации, но и, как правило, администрация города, и если вопросы организации коммуникаций и социальной сферы оказываются для строителей настолько неподъемными, что им становится невыгодно работать в этом микрорайоне, городские власти подключают свои ресурс.

Например, администрация может стать заказчиком-застройщиком школы, детского сада, выделить на них инвестиции из своего бюджета или же подготовить в микрорайоне инженерные коммуникации и передать подготовленную для застройки площадку строителям.

Участие может быть и таким: при разработке комплексного проекта застройки микрорайона определяются его потребности в объектах социальной сферы. Проект развития социальной сферы разрабатывается за счет строителей, а финансирование его осуществляет уже непосредственно местная администрация.

— По подобной схеме строилась и работа «Апреля» с администрацией города во время комплексного строительства микрорайона улицы Светлогорской?
— Да, на самом деле это фактически несколько микрорайонов, крупнейший жилой массив города Перми. По соглашению с городской администрацией в наши обязанности входили разработка проекта застройки и межевание микрорайона. Совместно с администрацией Перми мы разработали организационные планы строительства инженерных сетей и сооружений, улиц и объектов социальной инфраструктуры, предназначенных для обслуживания квартала.

Для справки: объекты общественного назначения там занимают площадь около 4 тыс. кв.м, а жилые здания — 44 тыс. кв. м. Это очень серьезные цифры. Только на развитие электроэнергетики в этом квартале мы потратили 120 млн руб.

— Только на один этот жилой массив?!
— Представьте себе. И это не считая проведения других коммуникаций и комплексного благоустройства территории, которое согласно нормативам должен провести застройщик.

Доклад о застройке микрорайона заслушал президент России Дмитрий Анатольевич Медведев во время своего визита в Пермь в мае 2008 года: насколько я знаю, остался доволен.

Системный интегратор микрорайонов

— Можно сказать, что УК «Апрель» — своего рода системный интегратор крупных жилых кварталов?
— Используя язык нашей отрасли, УК «Апрель» — компания-девелопер. Наша работа — организация всего процесса комплексной застройки микрорайона. А это особая задача.

Управлять такими проектами могут только компании, понимающие суть проблемы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами, обладающие знаниями и в области менеджмента, и в строительной отрасли — от проектирования, подготовки разрешительной документации и ее согласования до воплощения проекта в жизнь.

Мы выступаем также в качестве генподрядной организации и в качестве инвестора.

Как инвестор мы вкладываем средства сами и приглашаем соинвесторов, как генеральный подрядчик — привлекаем на основе тендерного отбора специализированные предприятия, способные выполнить качественно и на современном уровне отдельные работы: поставить каркас здания, произвести его монтаж, отделку и прочее.

— А почему не создаете консолидированный холдинг, как многие?
— Я считаю гигантские консолидированные структуры в строительстве пережитком советского мышления. Чаще всего это бывшие государственные строительные организации, которым и в рыночные времена удалось полностью сохранить свою, сложившуюся еще во времена социализма, структуру. У них полный комплект вспомогательных подразделений и дочерних предприятий по всем видам строительства, отделочных работ, электрике, оборудованию, автотранспорту… Естественно, при необходимости выполнения тех или иных работ или оказания услуг они не обращаются на рынок, а идут к своим внутренним структурам, которые работают в неконкурентной ситуации и зачастую не задумываются о необходимости совершенствования, чтобы стать полноценным участником рынка.

Я считаю, субподрядчики должны быть тесно связаны между собой, но привлекаться на тендерной основе. Это залог эффективности и качества, соблюдения сроков строительных работ.

И это очень важно учитывать тендерным комиссиям, привлекающим строительные организации для выполнения тех или иных видов работ. Считается, что лучше допускать к конкурсу организации, владеющие мощной, разветвленной производственной базой.

Я в корне не согласен с такой точкой зрения.

Привлекать нужно организации, которые в состоянии организовать процесс строительства и обеспечить эффективность строительных работ за счет привлечения малого и среднего бизнеса.

Тем более, что развитие малого и среднего бизнеса сегодня — важнейшая государственная задача: так ставят вопрос президент Дмитрий Анатольевич Медведев, премьер Владимир Владимирович Путин. И это абсолютно правильно — без развитого малого и среднего бизнеса не будет эффективной экономики.

Он, по моему мнению, должен быть задействован именно в крупных бизнес-проектах.

Небольшая компания никогда не сможет своими силами «отвести» земельный участок, разработать исходно-разрешительную и градостроительную документацию, согласовать ее… А в рамках бизнес-группы, такой как наша, например, эта проблема будет решена.

С головы на ноги

— Какой вам видится роль государства в развитии строительной индустрии?
— Сегодня настало время интенсивного развития этой отрасли, и здесь, на мой взгляд, решающую роль должны играть региональные власти. Очень сложная ситуация сегодня в регионах с застройкой — она все еще, как правило, беспорядочная, нет единой ценовой политики, из-за чего рынок развивается стихийно и словосочетание «доступное жилье» звучит как издевка.

Кроме того, сегодня все сильнее наблюдается дефицит стройматериалов. Уже сейчас по металлу, кирпичу и цементу строители становятся в очередь на соответствующих заводах, стараются как можно быстрее заказать необходимые им материалы и своевременно их получить: иначе можно провалить сроки. Эта проблема, я думаю, стоит и в других субъектах Федерации, и каждый из них стремится к созданию собственной промышленности строительных материалов.

Я занимаюсь строительством более 40 лет, и сам когда-то принимал участие в формировании стратегии развития строительной отрасли Пермского края. На мой взгляд, то, что происходит сейчас в большинстве регионов России с разработкой такой стратегии, просто методологически неправильно.

Что я имею в виду? Программы развития отрасли формируются обычно на основе заявок от игроков рынка: какие производства они хотят открыть на территории. А надо не «в хотелки играть», как говорил наш бывший премьер Виктор Степанович Черномырдин, а идти от целей развития региона, которые как раз и должна формулировать местная власть.

Ведь кто, как не она, лучше всех знает свою область, ее потребности, инфраструктуру, природные запасы и людские ресурсы. Именно она должна в первую очередь определиться с тем, какие производства нужны в регионе, а что можно позаимствовать в других регионах, разработать механизм их создания и только потом привлекать бизнес.

— То есть нужно поставить стратегию с головы на ноги?
— Конечно. Сколько квадратных метров мы хотим строить у себя ежегодно? Какие строительные материалы и в каком объеме нам для этого потребуются? Где именно разместятся предприятия для их производства? Сможем ли мы обеспечить их электроэнергией, транспортной инфраструктурой, рабочей силой? Только после того как ответы на все эти вопросы даны властью, можно объявлять тендер на строительство с определенными требованиями к его участникам.

Проект не отраслевой

— Как вам с позиций вашего опыта видится решение проблемы доступного жилья в нашей стране?
— Прежде всего необходимо сказать, что национальный проект «Доступное жилье» должен быть принят «к исполнению» всеми участниками этого процесса, и все они должны быть заинтересованы в нем. Ведь в строительстве жилого дома задействовано очень много игроков: это и сами строители, и производители строительных материалов, и металлурги, и машиностроители, и финансовые институты, и власти всех уровней.

Пока же проект «Доступное жилье» — проект по большей части отраслевой.

— Проект строителей?
— Вот именно. Они оказываются крайними в том, что цены на строящееся ими жилье поднимаются день ото дня. Но разве в росте цен виноваты только те, кто строит? Сегодня в России существует лишь одна форма выделения муниципалитетами земельных участков под строительство — аукционные торги. Но цены, по которым продается на них земля, безбожно завышаются. И когда строительная организация покупает на аукционе землю, она, чтобы как-то «отбить» свои издержки, начинает продавать «пятна» другим застройщикам, причем, естественно, значительно дороже, чем купила сама. Начинается строительство, но новому микрорайону наверняка понадобится электроэнергия. Значит, придется строить подстанцию, ведь свободных мощностей у городских энергетиков сегодня уже нет.

Нужно решить и вопрос с теплоснабжением — и это серьезные вложения, и заплатить за благоустройство территории. Вот и растут цены на квартиры.

— Что же делать?
— Я считаю, что нужно четко разделить коммерческое жилье и жилье социальное: для врачей, учителей, госслужащих, очередников.

В отношении вот этого социального жилья муниципалитет вообще не должен продавать землю под строительство.

Схема может выглядеть так: муниципалитет готовит проект застройки, защищает его в Минрегионе, который у нас, как вы знаете, в числе прочих вопросов отвечает за строительство, получает специальные госинвестиции на это строительство в рамках национального проекта «Доступное жилье». Подготавливает площадку для строительства, разрабатывает градостроительный план, определяет технико-экономические показатели, а затем по конкурсу передает площадку застройщику.

При этом стоимость квадратного метра уже рассчитана по существующим сегодня нормативам и корректируется только с учетом инфляции.

В результате и строители, выигрывающие конкурс и получающие от муниципалитета инвестиции, знают, что это муниципальное жилье и давать оно будет не максимальную прибыль, а установленную заказчиком — скажем, 15—20%. Но при этом заказчик решил все вопросы по строительству, и ему остается только строить и ни о чем не думать. Вот так мы получим доступное жилье.

— Но квартиры в таких домах не будут продаваться?
— Нет — они должны сдаваться в пожизненную аренду работникам бюджетной сферы, без права их передачи другим лицам.

С головы на ноги

— Какой вам видится роль государства в развитии строительной индустрии?
— Сегодня настало время интенсивного развития этой отрасли, и здесь, на мой взгляд, решающую роль должны играть региональные власти. Очень сложная ситуация сегодня в регионах с застройкой — она все еще, как правило, беспорядочная, нет единой ценовой политики, из-за чего рынок развивается стихийно и словосочетание «доступное жилье» звучит как издевка.

Кроме того, сегодня все сильнее наблюдается дефицит стройматериалов. Уже сейчас по металлу, кирпичу и цементу строители становятся в очередь на соответствующих заводах, стараются как можно быстрее заказать необходимые им материалы и своевременно их получить: иначе можно провалить сроки. Эта проблема, я думаю, стоит и в других субъектах Федерации, и каждый из них стремится к созданию собственной промышленности строительных материалов.

Я занимаюсь строительством более 40 лет, и сам когда-то принимал участие в формировании стратегии развития строительной отрасли Пермского края. На мой взгляд, то, что происходит сейчас в большинстве регионов России с разработкой такой стратегии, просто методологически неправильно.

Что я имею в виду? Программы развития отрасли формируются обычно на основе заявок от игроков рынка: какие производства они хотят открыть на территории. А надо не «в хотелки играть», как говорил наш бывший премьер Виктор Степанович Черномырдин, а идти от целей развития региона, которые как раз и должна формулировать местная власть.

Ведь кто, как не она, лучше всех знает свою область, ее потребности, инфраструктуру, природные запасы и людские ресурсы. Именно она должна в первую очередь определиться с тем, какие производства нужны в регионе, а что можно позаимствовать в других регионах, разработать механизм их создания и только потом привлекать бизнес.

— То есть нужно поставить стратегию с головы на ноги?
— Конечно. Сколько квадратных метров мы хотим строить у себя ежегодно? Какие строительные материалы и в каком объеме нам для этого потребуются? Где именно разместятся предприятия для их производства? Сможем ли мы обеспечить их электроэнергией, транспортной инфраструктурой, рабочей силой? Только после того как ответы на все эти вопросы даны властью, можно объявлять тендер на строительство с определенными требованиями к его участникам.

Проект не отраслевой

— Как вам с позиций вашего опыта видится решение проблемы доступного жилья в нашей стране?
— Прежде всего необходимо сказать, что национальный проект «Доступное жилье» должен быть принят «к исполнению» всеми участниками этого процесса, и все они должны быть заинтересованы в нем. Ведь в строительстве жилого дома задействовано очень много игроков: это и сами строители, и производители строительных материалов, и металлурги, и машиностроители, и финансовые институты, и власти всех уровней.

Пока же проект «Доступное жилье» — проект по большей части отраслевой.

— Проект строителей?
— Вот именно. Они оказываются крайними в том, что цены на строящееся ими жилье поднимаются день ото дня. Но разве в росте цен виноваты только те, кто строит? Сегодня в России существует лишь одна форма выделения муниципалитетами земельных участков под строительство — аукционные торги. Но цены, по которым продается на них земля, безбожно завышаются. И когда строительная организация покупает на аукционе землю, она, чтобы как-то «отбить» свои издержки, начинает продавать «пятна» другим застройщикам, причем, естественно, значительно дороже, чем купила сама. Начинается строительство, но новому микрорайону наверняка понадобится электроэнергия. Значит, придется строить подстанцию, ведь свободных мощностей у городских энергетиков сегодня уже нет.

Нужно решить и вопрос с теплоснабжением — и это серьезные вложения, и заплатить за благоустройство территории. Вот и растут цены на квартиры.

— Что же делать?
— Я считаю, что нужно четко разделить коммерческое жилье и жилье социальное: для врачей, учителей, госслужащих, очередников.

В отношении вот этого социального жилья муниципалитет вообще не должен продавать землю под строительство.

Схема может выглядеть так: муниципалитет готовит проект застройки, защищает его в Минрегионе, который у нас, как вы знаете, в числе прочих вопросов отвечает за строительство, получает специальные госинвестиции на это строительство в рамках национального проекта «Доступное жилье». Подготавливает площадку для строительства, разрабатывает градостроительный план, определяет технико-экономические показатели, а затем по конкурсу передает площадку застройщику.

При этом стоимость квадратного метра уже рассчитана по существующим сегодня нормативам и корректируется только с учетом инфляции.

В результате и строители, выигрывающие конкурс и получающие от муниципалитета инвестиции, знают, что это муниципальное жилье и давать оно будет не максимальную прибыль, а установленную заказчиком — скажем, 15—20%. Но при этом заказчик решил все вопросы по строительству, и ему остается только строить и ни о чем не думать. Вот так мы получим доступное жилье.

— Но квартиры в таких домах не будут продаваться?
— Нет — они должны сдаваться в пожизненную аренду работникам бюджетной сферы, без права их передачи другим лицам.

Кто-то должен обобщить все действующие сегодня нормы и вывести новые технические условия. Сомневаюсь, что это сможет сделать суперведомство, решающее разноплановые задачи — такое как Минрегион. Я считаю, что строительное министерство в стране должно быть обязательно. От него пойдет наведение порядка в отрасли — и на федеральном уровне, и на местах.

Восстановить фундамент

— Насколько сильно пострадал за пореформенные годы кадровый фундамент строительного комплекса?
— Сильно. Это, наверное, характерно для всех производящих отраслей народного хозяйства, не только для стройиндустрии.

Когда в стране началась рыночная экономика и людям оказались доступны все виды бизнеса, из нашей отрасти стали уходить профессионалы — людям было невыгодно работать на стройке.

Многие занялись бизнесом, который дает скорые деньги: в строительстве таких денег не бывает. Здесь надо хорошо потрудиться, чтобы получить прибыль, а заработав ее, быть готовым к тому, что себе оставишь минимум, а львиную долю снова вложишь в ту же стройку, так как без постоянного инвестирования строительный бизнес не может существовать.

Особенно сильно безвременье в отрасли сказалось на управленческом звене. Меня очень беспокоит, что много непрофессионалов работает в управлении отраслью и принимает решения, касающиеся нашей сферы. Наверное, так происходит из-за недооценки важности профессии строителя. Некоторые, в том числе представители власти, считают, что строить может каждый: ничего сложного тут нет. Это колоссальная ошибка.

Строительная наука, строительные профессии очень сложны, требуют долгих лет практики, прежде чем тот или иной специалист получит право делать какие-то суждения и тем более принимать решения, касающиеся отрасли.

— Как теперь восстанавливать кадровый потенциал?
— Начинать надо с рабочих специальностей.

Раньше, когда в России существовала система профессионально-технических училищ, все условия работы практикантов на предприятиях были четко прописаны. Сегодня такого нет. Главная трудность — это прохождение практики студентами. По закону для этого нужно иметь свою производственную базу — а в нашей, например, компании собственной базы нет. Это первая проблема. Вторая — очень немногие строительные организацию захотят возиться с учениками, нести затраты на обучение.

Мне представляется, эту задачу нужно решать на уровне не района, и даже не города — только на уровне субъекта Федерации.

Обучение должно проводиться в рамках тех отраслей, которые особенно нужно развивать в регионе. Кстати, это может быть многоступенчатая система, включающая в себя подготовку не только по рабочим профессиям, но и специалистов с высшим образованием.

И было бы целесообразным создание в составе краевого правительства структуры, подобной Управлению профтехобразования советского времени, которая взяла бы на себя задачу обучения молодых людей рабочим специальностям и сформировала краевую целевую программу обучения.

Качество и эффективность

— Как вам удается эффективно управлять такой сложной структурой?
— Эффективно управлять можно только тогда, когда у тебя есть команда. Команда у нас создана хорошая, она состоит из крепких профессионалов. Мои принципы организации управления сформированы опытом моей предыдущей работы. Я ведь только в 65 лет стал бизнесменом. Так что опираюсь на свой прошлый производственный и административный опыт.

Во главу угла у нас в компании поставлены качество и эффективность. Сейчас, например, внедряем у себя систему менеджмента качества ISO 9001. А с 1 июня этого года в нашей компании внедряется новая система управления, где четко расписаны обязанности всех участников строительного процесса. Согласно этой системе в УСК «Апрель» появилась новая должность — управляющий объектом, который отвечает и за производственную сторону строительного процесса на вверенном ему объекте, и за его бюджет.

Каждый объект у нас становится бизнесединицей, под которую создается определенный фонд финансовых ресурсов. Если управляющему удается сохранить этот фонд и это не отражается на качестве выполняемых на объекте строительных работ, он в конце строительства получает очень серьезную премию — такую, о которой не мечтает и генеральный директор.

Помимо этого, у нас четко отлажена договорная работа с подрядчиками. Мы успеваем отрегулировать взаимоотношения с партнерами еще до начала работ, чтобы потом, когда мы уже начнем тесно сотрудничать, проблем не возникало.

На нашем предприятии действует полный социальный пакет. Мы материально мотивируем своих специалистов, обучаем их, поощряя тех, кто готов расти и развиваться, продолжать обучение.

— Сегодня вы — бизнесмен, но остаетесь государственно мыслящим человеком. Это помогает вам в бизнесе или, напротив, мешает?
— Мне доставляет удовольствие заниматься бизнесом именно таким образом. Просто «работать с объектами недвижимости» неинтересно. У меня есть моя страна, Россия, в которой я живу и получаю блага, значит, я должен своим трудом, с помощью своего бизнеса решать и государственные задачи.


ООО «Управляющая строительная компания “Апрель”» (Пермь) создано в 2002 году. Основные задачи: • комплексная застройка микрорайонов; • увеличение объемов строительства жилья, ориентированного на различные группы потребителей; • развитие интеграционных связей между участниками строительства; • создание кредитно-финансового механизма строительства; • отбор и объединение на одной строительной площадке лучших исполнителей с современной технической базой; • эффективное управление производственным процессом с использованием потенциала малых и средних предприятий.

За период работы с 2004 по 2007 год управляющей компанией введено в эксплуатацию 89 тыс. кв. м объектов жилья и социальной сферы, в том числе: • в рамках социальной городской программы «Дом для Вашей семьи» — 77 тыс. кв. м; • реализации собственных инвестиционных проектов — 12 тыс. кв. м.

В производственном процессе участвовало более 50 предприятий малого и среднего бизнеса.

Производственные показатели позволили организации получить знаки общественного признания и признания профессионального сообщества. УСК «Апрель» является коллективным членом Пермской ТПП, входит в ассоциацию «Пермские строители». УСК «Апрель» активна в благотворительной деятельности. Компания участвовала в организации реанимационного отделения областной клинической больницы; поддерживает движение ветеранов волейбола; участвует в оздоровительной кампании ветеранов МВД; способствует развитию детского спорта; оказывает материальную помощь церкви.

Герман Абрамович Шаевич — генеральный директор ООО «Управляющая строительная компания “Апрель”». Родился в 1939 году.

В 1957 году окончил Кунгурский лесотехникум по специальности «Промышленное и гражданское строительство», в 1962 году — Пермский горный институт (ныне Пермский государственный технический университет) также по специальности «Промышленное и гражданское строительство».

В 1962 году начал трудовой путь со строек Межколхозстроя.

С 1964 года — в управлении строительством «Пермстройпуть», где прошел все строительные должности: прораб, старший прораб, начальник производственно-технического отдела, главный инженер строительно-монтажного поезда, заместитель начальника строительно-монтажного поезда, главный инженер управления строительством «Пермстройпуть».

С 1982 года — управляющий трестом «Уралоргтранстехстрой».

С 1992 года — глава администрации Ленинского района города Перми. С 1997 года — заместитель мэра Перми: курировал вопросы градостроительства, транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, информатизации, учета и приватизации жилья. В 1999 году был приглашен консультантом в производственно-строительную компанию «КОСМОС» в качестве советника президента по строительству. С 2004 года по настоящее время является генеральным директором ООО «УСК “Апрель”».

Кавалер ордена Почета, заслуженный строитель России, ветеран труда, почетный транспортный строитель, член-корреспондент Международной академии информатизации, кандидат экономических наук. За изобретения в области экологии награжден бронзовой и серебряной медалями ВДНХ СССР. За выдающиеся заслуги в области транспортного строительства награжден Золотой звездой Министерства транспортного строительства СССР, отмечен в Книге летописи Минтрансстроя СССР.

Отмечен также в Книге выдающихся людей Пермской области.

Герман Абрамович награжден орденами общественного признания «Золотая звезда России», «Президентская звезда», «Золотая звезда Отечества».