Деньги плюс здоровье


Текст | Кирилл БЛОХИН

Каковы методы оптимизации оплаты труда в общественном здравоохранении?

Работа в бюджетной медицине в нашей стране считается делом неблагодарным.

Зарплата, несмотря на все надбавки, появившиеся в последние годы,
остается по-прежнему мизерной,
нагрузка же получается внушительной и никак не соизмеримой с
окладом. Существуют ли какие-то
способы выйти из ситуации, чтобы
привлечь и удержать в государственном здравоохранении квалифицированные кадры, а заодно
улучшить качество медицинского
обслуживания? Что здесь могут
предпринять непосредственно врачи, а также руководители бюджетных медицинских учреждений? За
разъяснением этих вопросов мы
обратились к экспертам.

Квалификация как способ заработка

Специалист НИИ труда и социального страхования, кандидат экономических наук
Лидия Широкова считает, что неплохие возможности руководителям медучреждений
предоставляет новая схема оплаты труда, введенная осенью прошлого года постановлением
Правительства РФ № 605 и приказом Минздравсоцразвития № 663.

Суть этой системы в том, что
прежняя тарифная сетка заменяется
квалификационными разрядами, которые фиксируются для каждой категории врачей. Внутри этих разрядов
также устанавливается определенная
дифференциация, так называемая
зарплатная вилка, которая должна
определяться непосредственным
уровнем квалификации врача и его трудовым стажем. Именно эта зарплатная вилка и должна, по идее, позволить руководителям финансово
поощрять наиболее квалифицированных специалистов. Также Л. Широкова положительно оценивает введение
нового принципа заработной платы,
основанного на сочетании «базового
оклада» с доплатами и надбавками.

По ее утверждению, руководители
медучреждений могут воспользоваться этими доплатами и надбавками в целях поощрения наиболее ценных кадров.

Однако наиболее перспективным,
по мнению эксперта, является введение критериев эффективности, в соответствии с которыми и предполагается распределять финансирование медучреждений.

Впрочем, здесь, по словам Лидии Широковой, все выглядит идеально только на бумаге. На практике же осуществление всех этих новаций наталкивается на целый ряд
проблем, таких как катастрофическая нехватка бюджетных зарплатных фондов, низкий уровень прожиточного минимума, на основании
которого рассчитывается базовый
оклад. Сказывается и большая
дифференциация в развитии регионов, а также отсутствие четко зафиксированной ставки базового
оклада и размытость нормативов,
определяющих критерии эффективности. Проблемы эти характерны
даже для высокотехнологичных медицинских центров в ряде регионов,
где из-за несогласованности действий федеральных и региональных
властей сложилась предзабастовочная ситуация.

Залог успеха — в самостоятельности

А вот по мнению эксперта Института социальных и экономических исследований
Александра Гольцмана, рассчитывать на бюджетное финансирование и какие-либо
подачки сверху медицинским руководителям вообще не стоит. По его словам, нынешние
реформы, в том числе нацпроект «Здоровье», в долгосрочной перспективе окажутся
провалены и при сохранении нынешней государственной политики попросту «уйдут
в песок», как это уже было в 80-е годы. Залог же улучшения работы здравоохранения
заключается в предоставлении большей самостоятельности руководителям медучреждений,
а также делегировании федеральной властью ряда полномочий по бюджетному регулированию
региональным и муниципальным органам.

По заключению А. Гольцмана, в
нынешних условиях медицинские руководители могут расширять сотрудничество со страховыми компаниями, стимулируя их прикрепляться к
медучреждению через договоры со
страховыми компаниями. Таким образом, страховщики становятся своего рода контрагентами медицинских
заведений. Однако здесь, по словам
эксперта, может заключаться подвох,
так как страховые компании в принципе не заинтересованы в том, чтобы их клиенты обращались за медицинской помощью. Дело в том, что
медучреждения получают свою долю страховки лишь тогда, когда
страхователи непосредственно прибегают к их услугам. В случае же, если этого не происходит, вся прибыль
со страховых взносов уходит страховщикам. Здесь руководителям
госучреждений, по мнению А. Гольцмана, стоит брать пример с коммерческой медицины.

Один из главных принципов, который могли бы взять на вооружение «бюджетники», — это подведение как можно большего числа пациентов к необходимости комплексных медицинских обследований.

В таком случае пациент сам по себе
не будет нести никаких дополнительных затрат, в то время как
учреждение получит значительную
прибыль. Здесь может сыграть
свою роль и государственная поддержка, благодаря которой государственные медучреждения должны
быть оснащены самым современным оборудованием.

Также А. Гольцман считает, что
еще одно перспективное, но практически не используемое в нашем государственном здравоохранении направление — это семейная медицина, когда пациент, прикрепленный к
медучреждению, приводит туда на
обследование и членов своей семьи,
выступая таким образом в роли
своеобразного «коммерческого
агента». В этом случае необходима
определенная рекламная и агитационная работа с посетителями, в том
числе и непосредственно со стороны медицинского персонала. При
этом сами медработники должны
быть активно вовлечены в эти новые формы благодаря регулярно
проводимой руководством разъяснительной работе о том, что сам заработок врачей зависит от количества посещений.

Наконец, по словам А. Гольцмана,
государственным медучреждениям
целесообразно развивать и коммерческую составляющую своей деятельности. Особенно этот вопрос
актуален для стационаров. Они могут открывать целые отделения на
коммерческой основе, например
косметологические, и такие отделения в конечном итоге станут своего
рода финансовыми локомотивами
учреждений. Также, по мнению эксперта, стационарам не стоит гнушаться открытого предоставления
более комфортных условий лечения, например отдельных палат или
палат повышенной комфортности
за дополнительную плату, которая
должна поступать непосредственно
в бюджет медучреждения. Что касается поликлиник, то они могут
включить в перечень своих услуг
рекомендации и тренинги на основе
модной концепции Wellness, что само по себе способно привлечь определенное количество людей и обеспечить регулярные финансовые
поступления.

Так или иначе, но все сводится к
тому, что принцип «Хочешь жить —
умей вертеться» актуален, в том
числе и для руководителей бюджетных медицинских учреждений.

В любом случае удача всегда сопутствует тому, кто может найти инновационный подход и нестандартные
решения.