Четвертое «И»


Текст | Александр ВЫСОЦКИЙ

Какими
должны быть механизмы управления инновациями на предприятиях?

Эксперты рекомендуют различать два термина, связывающих инновации и управление:
«инновационное управление» и
«управление инновациями». Несмотря на их кажущуюся схожесть, они
касаются двух разных аспектов
управления.

Как пишут в своей книге «Менеджмент на малых и средних предприятиях» экономисты Й. Ханс Пихлер, Хана Йобст Плайтнер и
Карл-Хайнц Шмидт, «первый термин может быть отнесен к области
собственно управления предприятием посредством новых подходов,
применяемых руководством для решения задач, стоящих перед различными подразделениями, группами
коллективов. Объектом управления в
данном случае выступает предприятие и его составные части. В таком
случае имеется в виду инновационный менеджмент, то есть менеджмент, преимущественно направленный на повышение эффективности
функционирования и развития предприятия. Термин “управление инновациями” связан с “адаптацией” собственно инноваций (инновационных
процессов, деятельности, изменений), подразумевает комплекс мероприятий по стимулированию инновационных идей и реализации их в рамках производственных, сервисных и других процессов на предприятии. Объектом управления выступают инновационные идеи, разработки,
новые продукты, персонал и его потенциал и т. д.».

Четыре вида средств управления

Механизмы управления инновациями могут быть самыми разными.

Как правило, выделяют ряд функциональных групп: механизмы менеджмента инновационной деятельности;
разработки и применение инноваций; финансирование профильной
деятельности в области инноваций;
инновационные механизмы стимулирующего порядка, ориентированные
на мотивацию; механизмы трансферта технологии, интеллектуальной
собственности; способы планирования мероприятий инновационного
характера и контроля за ними; каналы взаимодействия для участников
процесса внедрения инноваций.

Как отмечает Херберт Нойбауэр
из Института экономики малых и
средних предприятий Экономического университета Вены (Австрия),
«в системе механизмов стимулирования и мотивации следует выделить внутренние и внешние составляющие. Внешнее стимулирование
предполагает создание условий, в
которых осуществление инновационной деятельности будет выгодным
(прибыльным). Основными рычагами внешнего (государственного) стимулирования могут быть: введение
налоговых льгот; субсидирование
части процентных ставок по кредитам на научные разработки и исследования; отнесение затрат на НИОКР
на себестоимость; улучшение среды
функционирования бизнеса; повышение эффективности общественных институтов и государственного
аппарата; децентрализация государственной поддержки, формирование
сети “институтов развития”; поддержка в области обучения персонала; содействие сертификации продукции; предоставление бизнесу
научно-технической информации и
результатов НИОКР; предоставление
площадей на территории государственных вузов или НИИ на льготных условиях; поддержка не отдельных предприятий, а групп отраслевых ассоциаций; формирование инновационных кластеров, где возможно совместное обучение и эффективный обмен лучшим опытом между малыми, средними и крупными
предприятиями.

Внутреннее стимулирование
предполагает создание благоприятных условий внутри предприятия в
целях развития инновационных способностей работников. Благоприятная для инноваций организация
должна поддерживать творческие
процессы и обеспечивать возможности для реализации позитивно оцененных идей вплоть до успешного
внедрения. Элементами внутренней
мотивации и стимулирования выступают: позиция и поведение руководителей, кадровая политика, организация информационных и коммуникационных процессов, финансовое
стимулирование, развитие фирменной культуры, внутрифирменное
развивающее обучение».

PRO бизнес

Удачливые предприниматели, чаще всего и являющиеся основными новаторами, не
часто задумываются над тем, как же им удалось придумать и «раскрутить» перспективное
нововведение. Большая их часть просто «делает деньги», используя конъюнктурные
изменения на сырьевом и технологическом рынках, в системе налогообложения, в
свете меняющейся демографической ситуации и даже геополитики. Они создают новые
рынки или изобретают все новые способы эксплуатации «старых», то есть уже существующих.

Инновации же не только разрушают существующие традиции, они
еще и приносят во много раз больший доход, чем обычные рискованные бизнес-предприятия. Обратимся
к статистике и истории. В США подсчитали, что норма прибыли от семнадцати наиболее удачных инноваций 1970-х годов в среднем составила примерно 56%. В то же время
средняя норма прибыли от инвестиций в американскую экономику за
последние тридцать лет составляет
всего-навсего 16%. Таким образом,
ничего удивительного нет в том, что,
несмотря на всю кажущуюся авантюрность их проектов, новаторы с
плодотворными идеями и реальными достижениями привлекают к себе
внимание немалого числа потенциальных инвесторов.

Конкретные примеры: выдающимися инновациями принято считать
видеомагнитофон Betamax, продемонстрированный Sony в 1974 году,
и первый домашний видеомагнитофон VHS-формата фирмы JVC, презентация которого состоялась в
1976 году. Но на самом деле ни
Sony, ни JVC не являются изобретателями видеозаписи. Она была изобретена американской компанией
Ampex еще в 1954 году. Но видеомагнитофоны Ampex с двухдюймовой видеолентой были размером с
небольшой шкаф. Поэтому их использовали лишь на телевизионных
студиях для трансляции программ.

А вот что пишут по этому поводу
Пихлер, Плайтнер и Шмидт: «Японские новаторы осознали, что огромным спросом будут пользоваться домашние видеомагнитофоны. Но для
создания такого видеомагнитофона
необходимо было уменьшить не
только его размер, но и цену. Прорывом в этой области стало использование видеокассет с заправленной в
них пленкой шириной в 1 дюйм.

Пленка японских новаторов была настолько уже, что вместо огромных
бобин появилась симпатичная маленькая кассета размером с небольшую книжку. С тех пор ни одна инновация не приносила такого успеха и
таких доходов, как домашний видеомагнитофон. В 1980 году прибыль от
их продаж ($30 млрд) составляла
около половины продаж всей электронной промышленности Японии и
около 16% национального дохода.

Как и все блестящие инновации, новый видеомагнитофон не заменил
полностью существующий продукт,
однако намного превзошел его по
популярности и раскупаемости. Домашний видеомагнитофон стал одним из тех гениальнейших изобретений, которые, едва появившись, сразу же начинают пользоваться огромным спросом».

Сущность менеджмента

Инновации — это весьма сложная, неоднозначная проблема, затрагивающая весь
комплекс отношений исследования, производства и сбыта.

Невозможно переоценить то значение в повышении ее эффективности,
которое принадлежит управлению и
организации.

В целом инновационный менеджмент (ИМ) — это процесс управления инновациями для удовлетворения тех потребностей рынка и потребителя, которые могут возникнуть в
будущем. Он охватывает технологическую, проектную и прочую материальную, а также организационную и
кадровую подготовку производства,
внедрение новшеств, анализ получаемых результатов и корректировку
этих родов деятельности.

Сущность инновационного менеджмента — в составлении программ новаторских инициатив, а также проведении единой скоординированной политики в области инновационных технологий; надзоре за разработкой и внедрением новых образцов продукции; финансовом, материальном и прочем обеспечении инновационных программ; создании
отдельных профильных подразделений, занимающихся соответствующей новаторской деятельностью.

Основная задача ИМ, по определению экспертов, — разработка и
производство новых сортов и видов
продукции, что, в свою очередь,
требует решения ряда организационных проблем, прежде всего в
сфере взаимодействия разнопрофильных служб предприятия для
сбалансированной «настройки» всех
аспектов обновляемого производства, поиска новых, а не обыденных
решений в технологической, организационной, управленческой сферах,
а также подготовки профильных
специалистов.

Херберт Нойбауэр пишет: «В настоящее время совершенствование
управления нововведениями для
большинства компаний является
важным средством поддержания их
активности в освоенных областях и
экспансии на новых направлениях.

Огромное значение для повышения
эффективности инноваций имеет
комплексное использование новых
принципов менеджмента. Основными из них являются:
— создание атмосферы, стимулирующей поиск и освоение новшеств;
— нацеленность всей инновационной деятельности на нужды потребителя;
— определение приоритетных задач инновационной работы исходя
из целей и задач фирмы;
— сокращение числа уровней в
управлении с целью ускорения процесса “исследование — производство — сбыт”;
— максимальное сокращение сроков разработки и внедрения нововведений, организация работ не по
“эстафетному” принципу, а на основе
одновременного параллельного решения инновационных задач».

Спецподразделения

Для разработки и производства инноваций, как правило, создаются спецподразделения,
действующие как независимая организация, то есть самостоятельно осуществляющая
собственную производственную и рыночную активность до тех пор, пока динамично
растут объемы продаж и (или) прибыль. В случае замедления роста проводится реорганизация:
слияние подразделения с другими или реформирование его внутренней структуры,
в том числе разделение на менее крупные независимые звенья.

Инновационная политика здесь —
это своего рода программа, проясняющая очередность разработки и внедрения новаций в зависимости от
располагаемых ресурсов и поставленных задач. Целью такой политики
является обеспечение скоординированности количественных и качественных показателей всех звеньев
инновационной деятельности. При
выработке политики инноваций широко применяются экономикоматематические модели. Успешно
проводимая политика инноваций
обеспечивает постоянную связь на
всех этапах реализации новшеств и
координирует деятельность служб
фирмы, непосредственно вовлеченных в инновационный процесс
(службы научных исследований и
опытно-конструкторских разработок,
маркетинга, отдела производства,
финансового отдела).

Эксперты выделяют два направления организации эффективного управления инновационным процессом:
— интеграция всех этапов новаторского проекта в один непрерывный процесс реформирования структуры управленческих подразделений
всех уровней и их координация по
вертикали и горизонтали. Подобные
центростремительные тенденции
проявляются в случае необходимости консолидации ресурсов предприятия, в том числе для выполнения
отдельной масштабной задачи;
— отделение управления процессами инновационного характера, организация самостоятельного объекта менеджмента, то есть обособление инновационных структур от традиционных.

На практике, как правило, используют оба этих подхода с приоритетом одного из них. При этом передовые крупные компании на Западе систематически проводят реформирование собственного научно-производственного комплекса, реагируя
таким образом на изменения рыночных правил игры.