Театральная птица Феникс



Текст | Сергей КАРПАЧЕВ

Какие спектакли посетить в московских драматических театрах?

Не говорите мне об умирании театра —
не верю. Поскольку об этом впервые
стали толковать еще тогда, когда братья
Люмьер изобрели свой синематограф и впечатлительные дамочки картинно падали в обморок
при виде апокалиптического зрелища прибытия
поезда на маленький французский полустанок.

Потом, уже гораздо позднее, пророчествовали, что телевидение уж точно и окончательно
погубит театр своими сериалами и мыльными
операми. И что? Они мирно живут в параллельных измерениях, не особо пересекаясь и мешая друг другу. И видео тоже ничего не смогло
сделать, так же как и Интернету нипочем не
совладать с театром, какие бы фокусы ни придумывали сетевые креативщики. Потому что
театр такой вечный, всегда возрождающийся
из пепла Феникс, которого, как ни жги, все
равно не погубишь. Его все хоронят, а он никак
не торопится исчезать.


Великий Малый

Вот уже больше ста тридцати лет на сцене
Малого театра идут пьесы Александра Николаевича Островского, певца купеческой Москвы и
знатока нравов Замоскворечья. И театр всегда
полон, «и ложи блещут». Бывает так, что даже на
«лишний билетик» невозможно попасть.

Тут можно увидеть «адъютанта его превосходительства» Юрия Соломина в роли Фамусова,
и его игра совершенна. Стоит потратить время
на стояние в очереди на покупку билета на спектакль «На всякого мудреца довольно простоты»,
поскольку в нем играет блистательная и всенародно любимая Элина Быстрицкая. Хотя, что
там говорить, она не играет — живет на сцене.

А какой прекрасный спектакль «Волки и
овцы», второй век удерживающий свое законное место в репертуаре театра. Сколько сменилось поколений артистов, менялись границы
и государства, эпохи и социальные системы, а
пьеса как была актуальна в день первой постановки, так и теперь невероятно актуальна. Поскольку ничего не изменилось в человеческих
отношениях, и ничего не устарело.

Как был купчина «в своем праве» вершить
суд и расправу, так и сейчас запросто узнаешь
его двойника. Всей-то разницы между ними:
один носил сюртук, а наш, нынешний — костюм от Бриони.

Здесь блистает прекрасный и умный актер
Эдуард Марцевич. Да-да, тот самый Марцевич,
которого наше телевидение зовет почему-то
сниматься только в ролях бандитских паханов
или бизнесменов, от паханов ни сутью, ни образом мыслей не отличающихся. А он вместе
с Людмилой Поляковой, Анатолием Тереховым, Александром Коршуновым тянет на себе
этот прекрасный спектакль и чудесно живет
в роли богатого барина Михаила Борисовича
Лыняева.

Люди во все времена делились, делятся и
будут делиться на хищников и их жертв. И Лыняев, господин осторожный, всю свою жизнь
изворотливо избегающий покушений на свою
свободу, умелый и хваткий, попал-таки под
действие всеобщего закона. Хотя сам же глубокомысленно заявлял: «Волки едят овец, а овцы позволяют себя кушать». Этот спектакль решен в лучших традициях Малого театра: богато
декорирован, сделан без малейшего отступления от канонов классической драматургии.


Эксперименты Фоменко

Но есть и другой пример подхода к той же
классике. В театре-студии Петра Фоменко уже
пятнадцать лет идут те же «Волки и овцы».

Но — совсем другие. Расставлены иным образом акценты, смещено время действия, слегка,
чуть-чуть, но это уже не девятнадцатый век,
а, скорее, начало двадцатого — и атмосфера
иная, и живут актеры на сцене совсем иначе.

Но спектакль тоже настоящий. Хотя быть поиному и не должно.

Знаменитый артист Валентин Гафт сказал
однажды о Петре Наумовиче, что тот в силах поставить спектакль по телефонной книге.

И в нем будут характеры, переплетения судеб,
сюжетов, накал страстей.


Нестареющий МХТ

В Московском художественном театре имени
Чехова недавно состоялась премьера спектакля
«Конек-Горбунок». Рассчитан он на детей, но
и взрослым небесполезен. Очень интересные
декорации и костюмы — яркие, праздничные,
в русском, но совсем не лубочном стиле.

Это не перенесенная на сцену классическая
сказка П. Ершова, а пьеса братьев Пресняковых. Прекрасные стихи и музыка, написанные
«под спектакль» Алексеем Кортневым и Сергеем Чекрыжовым. Так что получился вполне
современный, эклектичный в самом лучшем
смысле, музыкальный спектакль. Время покажет, станет ли он новой «Синей птицей», с
которой этот театр не расстается уже который
сезон. Во всяком случае, надежда на это есть.

Хорошо бы не ошибиться.


Музыкальные проекты

Стоит поговорить о музыке в драматическом
театре подробнее. Есть на московской сцене
спектакль, за годы своего существования ставший культовым. Марк Захаров выпустил «Юнону и Авось» в 1981 году, когда и слова-то «мюзикл» никто не слыхивал. Это был гром, прорыв,
и актеры каждый раз играли так, как будто это
последний раз и завтра больше не наступит
никогда. Любовь русского путешественника,
мореплавателя и дипломата графа Резанова и
испанской девушки Консепсьон де Аргуэльо
трагическая и прекрасная, и первые исполнители ролей Николай Караченцов и Елена Шанина
сыграли свои партии великолепно.

Поэт Андрей Вознесенский и композитор
Алексей Рыбников создали произведение, которое в сочетании с игрой ленкомовского коллектива обрело взрывную мощь. Несколько
поколений зрителей выросло в согласии с тем
постулатом, что в спектакле должны быть заняты непременно Николай Караченцов и Александр Абдулов. Все прочие могли меняться, а
эти герои — вечны. Теперь, после тяжелых
для театра событий — безвременной кончины
Александра Абдулова и очень медленно оправляющегося от травм после автоаварии Николая
Караченцова, новое испытание: как наполнить
этот спектакль прежней энергетикой, драйвом,
напряжением всех душевных сил.

Стоит посмотреть, как с этим трудным делом справляются, играя «в очередь» роль графа
Резанова, Дмитрий Певцов и Виктор Раков.

Они, что называется, вошли в роль, управляют
ею и органичны в этой своей ипостаси. Но аура
прежней славы не скоро истает. Безусловно, это
уже не тот, из восьмидесятых годов, спектакль.

Но кто сказал, что в одну и ту же реку можно
войти дважды? Давайте привыкать.

В театре имени Моссовета дают музыкальный спектакль «Иисус Христос — суперзвезда»
Э. Уэббера и Т. Райс в постановке Павла Хомского. Перенос известного рок-спектакля на
сцену драматического театра сочетает в себе
несовместимые, казалось бы, прежде вещи —
рок-оперу и классический русский театр. Теперь это ставший классическим музыкальный
спектакль, сделанный талантливо, с выдумкой
и драматургией. Так что смотреть стоит.


Драматичный «Сатирикон»

И, наконец, театр «Сатирикон». Здесь в репертуаре один из наиболее интересных спектаклей — «Контрабас» по пьесе Патрика Зюскинда, длящийся без антракта два часа. И все
это время всецело подчиняется только одному
человеку — Константину Райкину, играющему
немолодого контрабасиста и рассуждающему
о жизни, о любви, неудавшейся и безответной.

Это сложнейшая роль, поскольку все статично,
нет драйва и экшна, как любит говорить нынче
продвинутая молодежь.

Пожилой музыкант, да что пожилой — старик мечется по практически пустой, заставленной одними лишь ящиками из-под пивных
бутылок сцене. Пьет, давясь, пиво и говорит,
говорит, прихлебывая из бутылки, об одном:
своем инструменте и о любви. Это высший
пилотаж, спектакль для супервиртуоза, для
человека, который может на сцене сделать все.

Остановить время и заставить его отсчитывать
минуты в нужном ему ритме. Произносить монологи так, что зал становится одним внимающим ухом. Это спектакль Райкина. Он поймал
кураж — это его сцена. И это его «Контрабас».

…Театр такое искусство — круглобокое. Здесь
всякий может найти свое. Высоколобые интеллектуалы ищут тайный смысл и сакральные откровения в бредовых текстах Беккета и Эжена
Ионеско, наслаждаясь абсурдом происходящего на сцене. Девушки, шумно обсуждающие, стоит ли тратить деньжищи на билеты на
спектакль «На дне» — а вдруг не понравится,
поскольку он, судя по названию, из жизни
водолазов. И поэтому покупают билет на душещипательную мелодраму. Здесь каждый находит свое.

И поэтому, даже если завтра изобретут технологию, способную передавать через экран
телевизора запахи, это ничем не поможет конкурентам театральных подмостков. Театру все
будет нипочем. Потому что он вечен. Такой вот
театральный Феникс.

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте