Научный гипермаркет


Текст | Ирина СКЛЯРОВА, экономический обозреватель

Федеральным университетам отводится
большое место в нацпроекте «Образование». Обоснованно ли?

Второй год в России летом открывается
прием абитуриентов в новые федеральные университеты — Южный и Сибирский, объединившие каждый несколько региональных вузов. Злые языки говорят, что создание мегавузов стало элегантным решением
замаскировать недобор студентов на бюджетные места в условиях демографического спада.

В правительстве же рассчитывают, что новые
научно-образовательные комплексы, финансируемые в рамках нацпроекта «Образование»,
в течение пяти лет войдут в десятку ведущих
вузов России, а к 2020 году — в перечень 100
лучших университетов мира. В перспективе
в стране должна возникнуть целая сеть федеральных университетов. Указ о ее создании в
первый же день на своем посту подписал президент Дмитрий Медведев.

В отличие от «классических» государственных
университетов, состоящих из более или менее
стандартного набора факультетов, федеральные
университеты Сибирский и Южный собраны из весьма разношерстных вузов. В состав
Сибирского федерального университета (СФУ)
вошли среди прочих Красноярский госуниверситет, Красноярский технический университет, Красноярская архитектурно-строительная
академия, госуниверситет цветных металлов и
золота. Наиболее массово новый вуз намерен
готовить специалистов по энергетике, радиотехнике, машиностроению, транспорту, металлургии и горному делу. Южный федеральный
университет (ЮФУ) объединил Ростовский
госуниверситет, Таганрогский радиотехнический университет, Ростовский педагогический университет, Ростовскую академию архитектуры и искусства.


Из технопарка в кампус

В составе обоих университетов, помимо
чисто научных подразделений, предусматривается создание производственных структур:
опытных заводов, технопарков, бизнес-школ и
бизнес-инкубаторов, рассчитанных на развитие малого бизнеса. Последний тезис особенно
активно продвигают в Южном университете,
напоминая о том, что уже сейчас в инновационном поясе вуза малые предприятия производят
продукции более чем на 1 млрд руб. в год.

Сама по себе идея объединения в структуре
университетов одновременно высшей школы
и внедренческих технологий, рассчитанных на
поддержку малого бизнеса, выглядит в российских реалиях довольно странно. Госуниверситеты с советского времени традиционно делали акцент не столько на прикладные научные
исследования, сколько на фундаментальную
науку, наработки в которой, может быть, и
не пригодятся сию минуту, но в определенный момент обеспечат качественный рывок
научной мысли вперед. Внедренческими же
технологиями занимаются в основном более
узкоспециализированные институты. Так что
новая форма вузов вряд ли станет претендовать на универсальность образования, а будет
представлять собой, скорее, некий гибрид
зарабатывающих самостоятельно западных
университетско-технологических центров
и финансируемых за счет государства НИИ
образца стабильных семидесятых.

По словам запускавшего весь проект Дмитрия Медведева, новая модель высшей школы,
построенная на интеграции науки, производства и образования, должна стать полигоном
для модернизации образования. Правда, на
самих «полигонах» идущего объединения до
сих пор побаиваются.

Ректоры вузов, вошедших в мегауниверситеты, понимают, что с прежней спокойной
жизнью теперь придется распрощаться. Ведь
в отличие от рядовых институтов федеральные
университеты будут у всех на виду, начиная от
федеральной власти и заканчивая промышленными концернами, размещающими в университетах заказы на технологические разработки.

Теперь надо участвовать в конкурсах на получение грантов, «дружить» с попечительскими
советами и решать, как привлекать новые преподавательские кадры. Для преподавателей
и студентов нужно создавать полноценную
инфраструктуру: студенческие общежития
(а в идеале — кампусы, студенческие городки)
и бюджетные гостиницы для профессоров.

Необходимо позаботиться о том, чтобы вокруг
университетов возникла инновационная среда:
венчурные фонды и технопарки.

Пока что руководство федеральных университетов, несмотря на все сложности, бодрится
и уверяет, что объединение весьма позитивно
сказывается на научной работе. В СФУ в 2007 году заказчики основных совместных с университетом НИОКР удвоили финансирование своих
заказов. По договоренности с «Норникелем» и
«Русалом» Сибирский университет создает три
междисциплинарных лаборатории. У Южного
университета свои амбиции: 30 инженерных
образовательных программ прошли утверждение в авторитетном американском аккредитационном агентстве, что дает специалисту
Южного университета возможность получить
диплом международного образца.

В плане администрирования эксперимент
оказался чрезвычайно тяжел для руководства
объединенных вузов, ведь сама идея создания
мегавузов прецедентов в России не имела.

Поэтому формирование вузовской структуры
наверняка займет долгие годы.

К примеру, Дмитрий Медведев настоятельно рекомендовал руководству федеральных
университетов ускорить формирование так
называемых эндаументов — целевых капиталов, дающих дополнительные возможности
для развития учебных заведений. Как к этому
подступиться, ректоры пока не знают. Эндаументы в мировой практике — это целевые
фонды, предназначенные для финансирования организаций образования, медицины или
культуры. Отличием эндаумента от обычной
благотворительной организации является
строго целевой характер деятельности. Так,
эндаумент Гарвардского университета составляет более $24 млрд.

Российские мегавузы пока что сумели лишь
сформировать объединенные бюджеты. Главная финансовая задача сейчас для них — прибавить мобильности преподавателям, чтобы
их можно было приглашать из других университетов и чтобы работать в мегавузах стало
престижно.

Укрупнение факультетов и слияние идентичных отделений разных институтов пугает
профессорский состав. Всем понятно, что четыре экономических факультета в объединенном вузе параллельно существовать не могут,
но распределение должностей на кафедрах
укрупненного факультета вызывает большие
вопросы и с точки зрения субординации преподавательского состава, и с позиции синхронизации учебных планов.


Скамья запасных

Тем не менее, все опасения, сопутствующие
объединительному процессу, вузы, входящие в
гиперуниверситеты, готовы стерпеть. Для региональных институтов объединение, пожалуй,
единственная на сегодняшний день возможность получить приемлемое финансирование.

На создание новых федеральных университетов до 2009 года планируется выделить более
13 млрд рублей. Прочим вузам, не попавшим
пока в новую систему укрупненной высшей
школы, о повышении финансирования можно
только мечтать.

Институты и университеты стали сегодня
заложниками демографии. На студенческой
скамье сейчас поколение «беби-бума», то есть
родившихся в благополучных восьмидесятых.

Их постепенно сменяют те, кто родился в
начале депрессивных девяностых. Таких значительно меньше. Если в столице, куда традиционно съезжаются учиться со всей страны,
это пока не очень заметно, то для Сибири
демографический спад уже проблема.

Из подобной ситуации для вузов только два
выхода, и оба плохие. Нужно либо объявлять
бесконкурсный прием, девальвируя высшее
образование, либо сокращать количество специальностей и лишаться части госфинансирования, которое и без того оставляет желать
лучшего. Большая часть вузов будет вынуждена
в скором времени все же сократить число мест.

Сегодня в стране на очных отделениях бюджетных вузов учится 780 тыс. человек. Уже через
два года выпускников школ станет меньше,
чем бюджетных мест в вузах, — 760 тысяч. Тем
более что часть бывших школьников наверняка пойдут либо сразу работать, либо получать
среднее профессиональное образование.

Объединенный вузовский пул в такой перспективе будет иметь конкурентные преимущества перед коллегами-одиночками не
только в получении финансирования, но и в
привлечении талантливых абитуриентов. Если
опыт работы двух первых федеральных вузов
окажется успешным, то не исключено, что
число гиперуниверситетов начнет множиться
не только директивными указаниями правительства, но и инициативой снизу. Однако
в ближайшие годы вряд ли кто возьмется
сказать, насколько перспективной окажется
в итоге идея объединения вузов. Как признаются в Сибирском федеральном университете,
нужно сделать два полных выпуска студентов,
чтобы оценить результаты.